Американская дескриптивная лингвистика. одно из направлений американского языкознания, возникшее и активно развивавшееся в 3050 х гг. 20 в. в общем русле.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Американский структурализм и его направления. В конце 20-х гг. в США возникает и активно развивается в общем русле структурного языкознания дескриптивная.
Advertisements

Частные методы, входящие в контекстный анализ. Апресян,Ю.Д. Дистрибутивный анализ // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990: 137 – 138.
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Семиотическая Лингвистика как Объяснительная Наука Себастьян Константинович Шаумян Йельский Университет
Формы организации исследовательской работы с учащимися.
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Подготовила: Томабаева Ә.Ғ Проверила: Балмаганбетова Ж.Т Караганда
Язык и речь Понятие модели при описании лингвистических фактов. Структурность языка. Соотношение единиц плана выражения и плана содержания. Уровни и единицы.
СИНТАКСИС КАК УЧЕНИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ И СЛОВОСОЧЕТАНИИ Лекция 1.
Роль, место и средства выражения отрицания в языке (на материале белорусского, древнегреческого и латинского языков) Научный руководитель – доктор филологических.
Введение в языкознание Л.А. Козловская. Лекция 1. Предмет, структура и задачи языкознания Место языкознания в системе наук. Внутренняя и внешняя лингвистика.
Преподаватель – к. ф. н., доцент Крапотина Татьяна Геннадьевна.
Доклад на тему Анализ родственных понятий «имидж», «стереотип», «репутация», «престиж».
Моделирование как метод познания Моделирование это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.
Методы лингвистического анализа. методология, метод, методика Пополнять список методов исследования языка можно до бесконечности. Арнольд, И.В. Основы.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
История, предмет, цели системного анализа. План I.Предметная область системного анализа II.Основные системные методы и процедуры.
Спецсеминар Тема «Понятие судебного доказывания и его структура.» Доклад студента группы Ю уг (б) – 12 (з) Аветисянц Артура Владимировича.
Александров А.Г ИТО Методы теории планирования экспериментов 2. Стратегическое планирование машинных экспериментов с моделями систем 3. Тактическое.
Транксрипт:

Американская дескриптивная лингвистика

одно из направлений американского языкознания, возникшее и активно развивавшееся в 3050 х гг. 20 в. в общем русле структурной лингвистики. Однако Д. л. имеет ряд существенных отличий от европейских школ структурной лингвистики, отражающих специфические общественно- исторические, философские, языковые условия развития языкознания в США:

распространение теорий позитивизма, прагматизма и бихевиоризма; традиция изучения языков коренного индейского населения; актуальность практических проблем, связанных с разнородными группами иммигрантов, живущих в США, и т. п.

Д. л. сложилась под непосредственным влиянием идей Л. Блумфилда, который, применил к индейским языкам строгие методы сравнительно-исторического языкознания, основанные на признании регулярности фонетических изменений и фонетических соответствий между родственными языками. Пришёл к необходимости создания для изучения этих языков, в большинстве своем бесписьменных и не имеющих ни грамматик, ни словарей, новых методов анализа.

При полевом исследовании незнакомых языков, когда значения языковых форм лингвисту не известны, для установления и различения единиц языка был необходим формальный критерий сочетаемость единиц, их место в речи относительно других единиц, получивший название дистрибуции (англ. distribution распределение).

Методика полевых исследований во многом определила методы лингвистических исследований вообще. Сформулировав в духе бихевиористской психологии теоретические посылки синхронного описания языка (язык понимается как разновидность поведения человека), Блумфилд предложил дескриптивный метод, исключающий, с его точки зрения, ненаучный критерий значения языковых форм.

. Объяснение языковых явлений через категории мышления и психики человека Блумфилд назвал ментализмом (от лат. mentalis мыслительный) и считал главным препятствием для превращения лингвистики в точную науку.

Д. л. не ставила задачи создания общей лингвистической теории, которая объясняла бы явления языка и их взаимосвязи, но разрабатывала методы синхронного описания и моделирования языка (хотя важность исторических исследований не отрицалась ).

Описание языка понималось как установление языковой системы, индуктивно выводимой из текстов и представляющей собой совокупность некоторых единиц и правил их аранжировки (расположения).

Детально разрабатывались проблемы уровней дистрибутивного анализа, уровней структуры языка и соответствующих им основных единиц фонемы, морфемы и (иногда) конструкции (или предложения). Был поставлен вопрос о промежуточных уровнях, например, морфонематическом и его единице морфонеме.

Слово как основная единица языка, как правило, не выделялось и трактовалось как особо тесно спаянная цепочка морфем, соединённая в пределах предложения с другими такими же цепочками. Единицы, более крупные, чем предложение, не рассматривались, т. к. считались не принадлежащими структуре языка.

Методика анализа в Д. л. характеризуется изоморфизмом, т. е. включает на фонологическом и морфологическом уровнях, несмотря на их качественное различие, одни и те же основные этапы и операции:

1 й этап членение текста на минимальные для данного уровня сегменты (фоны, морфы), установление их дистрибуции и подведение на этой основе под определённые единицы структуры языка (фонемы, морфемы) в качестве их вариантов (аллофонов, алломорфов);

2 й этап установление дистрибуции самих единиц структуры языка и объединение их в дистрибутивные классы;

3 й этап построение некоторой модели языка на данном уровне его структуры. Допускалась возможность разных моделей, и были предложены критерии выбора оптимальной чаще всего критерии наибольшей простоты, полноты и логической непротиворечивости.

Описание языка должно было завершаться построением общей модели структуры языка, отражающей взаимодействие различных уровней. Этим, по мнению дескриптивистов, исчерпывались задачи микролингвистики, или собственно лингвистики, составляющей ядро науки о языке (макролингвистики). Фонетические исследования они относили к пред лингвистике, а исследования значений к металингвистике.

В Д. л. было создано учение о разных типах дистрибуции, выполняющих диагностическую функцию при определении статуса тех или иных явлений в структуре языка, и сформулированы общие принципы отождествления вариантов языковых единиц. Наиболее важным является противопоставление дистрибуции контрастирующей неконтрастирующей.

Контрастирующая дистрибуция (при которой элементы встречаются в тождественных окружениях и при взаимозамене выступают различителями смысла) характеризует самостоятельные единицы структуры языка (инварианты) на любом уровне.

Неконтрастирующая дистрибуция (свободное варьирование и дополнительное распределение) присуща вариантам одной единицы. При свободном варьировании элементы встречаются в тождественных окружениях, но при взаимозамене не различают смысла, так как различия между ними обусловлены индивидуальными или стилистическими факторами.

При дополнительном распределении элементы не встречаются в тождественных позициях и различия между ними вызваны различием позиций. Дескриптивисты признавали теоретическую возможность построить полное описание языка исключительно на основе данных о дистрибуции его форм. В связи с этим Д. л. часто называют дистрибутивной лингвистикой.

Харрис сделал попытку само значение языковых единиц представить как функцию дистрибуции. Формализованная процедура описания языка, предложенная Харрисом и имеющая обобщающий характер, подводит итоги развития Д. л.

В Д. л. были подробно разработаны методы фонологического анализа, легче всего поддающиеся формализации из-за отсутствия у единиц фонологического уровня прямой связи со значением. Были созданы описания фонологических систем многих языков, в т. ч. ранее не описанных, исследовались супрасегментные (просодические) явления тон, ударение, явления стыка.

Выделены и описаны различные типы морфем, причем само понятие морфемы было значительно расширено за счет выделения супрасегментных, слитных, отрицательных и т. п. морфем. Созданы труды по морфологии многих языков, главным образом ранее не описанных, по сложным частным морфологическим вопросам (работы Ю. А. Найды, Дж. Х. Гринберга, Харриса, Ч. Ф. Хоккета, П. Л. Гарвина, Ч. Ф. Вёглина и других).

Синтаксис многие дескриптивисты рассматривали как простое продолжение морфологии. Подобно тому как всё в морфеме считалось сводимым к составляющим её фонемам, слова и конструкции считалось возможным описывать через составляющие их морфемы и классы морфем.

Структура высказывания описывается в терминах классов морфем (или слов), представляется в виде линейной модели цепочки ядро + адъюнкты (т. е. сопроводители), признаётся параллелизм анализа любых сложных форм как морфологических, так и синтаксических.

Однако наибольшее распространение в дескриптивных синтаксических исследованиях получил метод анализа по непосредственно составляющим. Для членения высказывания на составляющие используется операция, аналогичная предложенной Харрисом для формального морфологического анализа, учёт числа возможных продолжений в различных местах высказывания.

Большое внимание Д. л. уделяла языку лингвистической науки (метаязыку), проблемам лингвистической терминологии (Э. П. Хэмп, «Словарь американской лингвистической терминологии», 1964); например, были созданы триады терминов для обозначения единиц речи, единиц структуры языка и их вариантов: фон фонема аллофон, морф морфема алломорф и т. п.

Д. л. с момента возникновения не была однородным течением. Последовательным сентиментализмом и стремлением к всё большей формализации характеризуется группа учеников и последователей Блумфилда в Йельском университете, так называемый сельская школа (Б. Блок, Дж. Л. Трейджер, Харрис, Хоккет и др.).

Напротив, так называемая аннарборская школа (Мичиганский университет) отличается более широкой проблематикой, исследует значения, связи языка с культурой и социальным окружением, смыкаясь, таким образом, с этнолингвистикой (Фриз, К. Л. Пайк, Найда и другие).

Упрощённое понимание языка, ограниченность проблематики, абсолютизация дистрибутивного аспекта языка привели уже к концу 50 х началу 60 х гг. к кризису Д. л., к резкой критике «лингвистики без смысла» и механистического дистрибуционализма, к появлению теорий, широко обращающихся к семантике, в разработке которых приняли участие многие бывшие дескриптивисты, трансформационная и порождающая грамматика, теория компонентного анализа, различные теории синтаксической семантики и т. д.