Метод проектов Метод проектов Алгоритм выполнения исследовательских проектов в школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие познавательных навыков учащихся; развитие умений самостоятельно конструировать свои знания; развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
Advertisements

Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
«Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь!» МЕТОД ПРОЕКТОВ 1919г. «МЕТОД ПРОБЛЕМ» (Дьюи, Лай, Торндайк…)
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
«Образовательная программа педагога – средство подготовки учителя к педагогическому проектированию» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Этапы формирования работы по проектированию как метода деятельностного познания ( Методические рекомендации ) Родина Ю. П. учитель русского языка и литературы.
Технология проектного обучения организация проектной деятельности обучающегося.
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Использование метода проектов в школе Ивашко И.В. МОУ СШ 8 Г. Искитим.
Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания. В.П. Вахтеров.
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
Транксрипт:

Метод проектов Метод проектов Алгоритм выполнения исследовательских проектов в школе

Преимущества метода Активное обучение через целесообразную деятельность ученика (соединение академических знаний с прагматическими) Учет личных интересов учащегося и группы (проблема знакома и значима для учащегося) – дополнительная мотивация Развитие самостоятельности и критического мышления Развитие умений ориентироваться в информационном пространстве Возможность интегрирования знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей Решение проблемы совместными усилиями группы (выработка коммуникативных навыков и умений) Актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему, в конечном итоге – воспитание толерантности Реальный и ощутимый результат

Типология проектов По признаку доминирующего метода: 1) Исследовательские 1) Исследовательские 2) Творческие 2) Творческие 3) Игровые 3) Игровые 4) Информационные 4) Информационные 5) Практико-ориентированные 5) Практико-ориентированные

Типология проектов По характеру координации: 1) с открытой, явной координацией 1) с открытой, явной координацией 2) со скрытой координацией (телекоммуникационные проекты)2) со скрытой координацией (телекоммуникационные проекты)

Типология проектов По характеру контактов: 1) внутренние, или региональные (в пределах одной страны)1) внутренние, или региональные (в пределах одной страны) 2) международные 2) международные

Типология проектов По количеству участников: 1) Личностные 1) Личностные 2) Парные 2) Парные 3) Групповые 3) Групповые

Типология проектов По продолжительности проведения: 1) краткосрочные (несколько уроков)1) краткосрочные (несколько уроков) 2) средней продолжительности (от 1 недели до 1 месяца)2) средней продолжительности (от 1 недели до 1 месяца) 3) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)3) Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)

Основные требования к использованию метода проектов Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов Самостоятельная деятельность учащихся (индивидуально, в паре, группе) Структурирование содержательной части проекта Использование исследовательских методов

Методология исследовательского проекта Определение проблемы Определение проблемы Определение объекта и предмета исследования Определение объекта и предмета исследования Выдвижение гипотезы Выдвижение гипотезы Определение вытекающих из проблемы задач исследования Определение вытекающих из проблемы задач исследования Обсуждение методов исследования и возможных источников информации Обсуждение методов исследования и возможных источников информации Анализ полученных данных Анализ полученных данных Формулирование выводов Формулирование выводов Анализ достоверности источников Анализ достоверности источников Корректировка Корректировка Оформление конечных результатов Оформление конечных результатов Подведение итогов Подведение итогов

Алгоритм: выбор предметной области «Социальный заказ»со стороны органов образования«Социальный заказ»со стороны органов образования Инициатива учителя с учетом учебной ситуации по своему предмету и интересов и способностей учащихся Инициатива учителя с учетом учебной ситуации по своему предмету и интересов и способностей учащихся Инициатива учащихся, ориентирующихся на собственные интересы Инициатива учащихся, ориентирующихся на собственные интересы

Алгоритм: выбор темы и постановка проблемы Постановка проблемы – через противоречие, вопрос Постановка проблемы – через противоречие, вопрос Например, куда лучше поехать учиться по окончании школы – в Великобританию или Норвегию?Например, куда лучше поехать учиться по окончании школы – в Великобританию или Норвегию?

Алгоритм: объект исследования Объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения.Объект это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Например, системы образования в Великобритании и Норвегии Например, системы образования в Великобритании и Норвегии предмет исследования Предмет исследования это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.Предмет исследования это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Например, особенности оформления документов, процесса обучения, проживания, питания, работы и т.п.в этих странах Например, особенности оформления документов, процесса обучения, проживания, питания, работы и т.п.в этих странах

Алгоритм: формулировка гипотез Алгоритм: формулировка гипотезы Гипотеза – это научно обоснованное предположение по поводу возможного разрешения проблемной задачи Гипотеза – это научно обоснованное предположение по поводу возможного разрешения проблемной задачи В процессе исследования гипотеза либо подтверждается, либо опровергаетсяВ процессе исследования гипотеза либо подтверждается, либо опровергается

Алгоритм: определение целей и задач исследования Цели и задачи исследования должны быть строго ориентированы на получение информации, необходимой для решения поставленной исследовательской проблемы.Цели и задачи исследования должны быть строго ориентированы на получение информации, необходимой для решения поставленной исследовательской проблемы. Цель исследования отражает его конечный результат, а задачи формулируют те вопросы, ответы на которые необходимо получить для реализации поставленной цели Цель исследования отражает его конечный результат, а задачи формулируют те вопросы, ответы на которые необходимо получить для реализации поставленной цели

Алгоритм: определение методов исследования Сбор и анализ информации из печатных изданий, Интернета и т.п.Сбор и анализ информации из печатных изданий, Интернета и т.п. Анкетирование Анкетирование Опрос Опрос Интервью (беседа с экспертом)Интервью (беседа с экспертом)

Анализ полученной информации В зависимости от поставленной задачи анализ информации может быть различным: Изучить всю информацию; Выяснить недостающую информацию; Задать вопросы. После этого, возможно, придется вернуться к этапу сбора информации, сузив объем до необходимой информации для ответов на поставленные вопросы. (В связи с этим общий план работы может быть дополнен новыми пунктами).

Письменный отчет Фактический материал (история, описание и т.д.) оформляется в виде текста Результаты социологических опросов оформляются в виде графиков и диаграмм При проведении опросов следует помнить, что наибольшая точность получается при опросе 100 (200, 300 и т.д.) человек, если это возможно Результаты интервью оформляются в виде вопросов и сжатых ответов с последующими выводами членов проектной группы

Виды анализа Самый простой + / - (будь то проблемы сохранения классической музыки или социально-экономические предпосылки развития какого-либо места или направления) SWOT – анализ

Пример SWOT – анализа для выбора карьеры учителя Объективные факторы Сильные стороны Слабые стороны (Strengths) (Weaknesses) - социальная значимость - сравнительно невысокая зарплата - социальная востребованность - большая нагрузка (подготовка к урокам, проверка тетрадей и т.д.) - - Субъективные факторы Возможности Опасения (Opportunities) (Threats) - возможность постоянного роста - опасения не справиться с реальной и поиска работой в педагогике - возможность продолжительного - возможные сложности при летнего отпуска необходимости смены профессии - -

Этап оформления Письменный отчет Титульный лист Оглавление Вступление (проблема, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, обоснование выбора методов исследования) Основная часть Заключение (итоговый вывод, критический анализ достоверности источников, анализ организационных аспектов работы группы) Список литературы Индивидуальные отчеты о проделанной работе каждого из членов проектной группы

Основная часть отчета Реферативное изложение материалов по изучаемой теме Описание инструментария для проведения практических исследований Описание полученных результатов Сопоставление их с первоначальной гипотезой Формулировка выводов на каждой стадии

Этап подготовки и проведения презентации Умения, получаемые учащимися при подготовке к презентации, пригодятся учащимся не только в проектной и исследовательской деятельности, но и в любой выбранной профессии. Даже при ответе у доски ребятам порой не хватает умения себя держать перед аудиторией, грамотно построить свое выступление. Два этапа: подготовительный и этап проведения презентации.

Подготовка к презентации При составлении текста презентации учащимся можно предложить следующую схему: - вступление – этап привлечения внимания (attention grabbers); - этап описания проблемы; - этап описания решения проблемы; - этап визуального доказательства (опция) - заключение При этом следует помнить, что текст презентации должен содержать только самую важную и интересную информацию

Подготовка мультимедийной презентации Цель мультимедийной презентации– иллюстрация или комментарий устной презентации, но не ее замена. Слайды могут быть 4 (или более) видов: - картинки, сопровождающие текст, возможно, разнообразные карты; - текстовой (тезисный) материал; - совмещение текста и иллюстраций - диаграммы, графики, схемы

Презентация (выступление) Кроме содержания сказанного, очень важными являются такие средства, как интонация, язык жестов, тон, а также умение отвечать на вопросы аудитории. Подготовка к выступлению (репетиция) является наиболее трудоемким этапом, но, если результатом работы становится хорошее выступление на конкурсе, конференции или просто перед аудиторией, можно считать, что цель достигнута Ребята становятся более компетентностно подготовленными и получают хорошие коммуникативные умения.

Этап рефлексии (подведения итогов) Очень важно научить ребят давать оценку собственной работе (навыки самооценки) При работе со старшими школьниками учащиеся выполняют эту работу практически самостоятельно При работе с учащимися среднего и младшего звена возможно предложить учащимся ответить на некоторые вопросы (в устной или письменной форме)

Вопросы для рефлексии Раскрыл ли я тему своей проектной работы? Достаточно ли у меня доказательств своей гипотезы? Достаточно ли убедительны мои факты и доказательства? Заинтересовал ли я своей презентацией аудиторию? (не только жюри, но и своих сверстников) Правильно ли и полно ли я ответил на вопросы? Понравился ли я самому себе во время защиты своего проекта? ( не секрет, что человек – самый строгий судья самому себе)