Технология развития критического мышления Зам. директора по НМР Бакланова Е.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наглый малый. Учащийся этого типа стремится к лидерству в группе, и, как правило, ему это удается. Обычно действует активно, готов отстаивать свои права.
Advertisements

Федорова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 156 города Новосибирска Интегрированный урок русского языка и литературы « Комплексный.
Развитие личностных УУД на уроках литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ «Дубровская СОШ» Оханского района Бушуева Т. В.
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Стили речи. Особенности художественного стиля речи. Комплексный анализ текста"
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления. Критическое мышление «интеллектуально упорядоченный процесс активного и умелого анализа, концептуализации,
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
ЦЕЛЬ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Транксрипт:

Технология развития критического мышления Зам. директора по НМР Бакланова Е.Ю.

Технология развития: «Технология критического мышления» По мере развития экономики, социально- политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления. По мере развития экономики, социально- политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.

. Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.. Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.

Чтобы хорошо управляться с информацией, надо владеть практическими мыслительными навыками, формирование которых может происходить в специальной технологии обучения через базовую модель учебного занятия, специфические методические приемы и т. н. модельные уроки. Чтобы хорошо управляться с информацией, надо владеть практическими мыслительными навыками, формирование которых может происходить в специальной технологии обучения через базовую модель учебного занятия, специфические методические приемы и т. н. модельные уроки.

Базовая модель предполагает 3 стадии: Базовая модель предполагает 3 стадии: вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации; вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию предстоящей информации; смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте со своими собственными идеями); смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте со своими собственными идеями); рефлексия (интерпретация обретенных идей и информации собственным словам). рефлексия (интерпретация обретенных идей и информации собственным словам).

Среди методических приемов, направленных на формирование КМ, можно назвать: Среди методических приемов, направленных на формирование КМ, можно назвать: а) синквейн; а) синквейн; б) прием «знаем /хотим узнать/ узнали»; б) прием «знаем /хотим узнать/ узнали»; в) взаимообучение; в) взаимообучение; г) пятиминутное эссе и др. г) пятиминутное эссе и др. К модульным урокам относятся: К модульным урокам относятся: чтение со стопами; чтение со стопами; 6 шляп критического мышления; 6 шляп критического мышления; зигзаг. зигзаг.

Важно помнить, что КМ не формируется в результате передачи рецептов. КМ предусматривает набор ряда учебных условий. Так, необходимо: Важно помнить, что КМ не формируется в результате передачи рецептов. КМ предусматривает набор ряда учебных условий. Так, необходимо: давать возможность учащимся размышлять; давать возможность учащимся размышлять; принимать разумные идеи и мнения; принимать разумные идеи и мнения; способствовать активности учащихся в учебном процессе; способствовать активности учащихся в учебном процессе; стимулировать рефлексию; стимулировать рефлексию; активизировать мышление. активизировать мышление.

Позиция учителя:Позиция учителя: - не просто механический проводник информации, но и партнер в учебном процессе.- не просто механический проводник информации, но и партнер в учебном процессе. Позиция учащихся: Позиция учащихся: - учатся активно, часто в режиме взаимообучения. - учатся активно, часто в режиме взаимообучения.

Делайте пометки: Делайте пометки: -я это знаю; -я это знаю; +-это для меня абсолютно новое; +-это для меня абсолютно новое; -это противоречит тому, что я знал; -это противоречит тому, что я знал; -?Я хочу узнать об этом побольше. -?Я хочу узнать об этом побольше.

Модельные уроки. Модель 1. Работа с повествовательным текстом, или так называемое чтение со стопами. Модель 1. Работа с повествовательным текстом, или так называемое чтение со стопами. Учитель сообщает учащимся, что они вместе будут читать текст, и просит ребят не смотреть этот текст, когда его раздадут, потому что они будут читать его в группе и не стоит забегать вперед. Учитель сообщает учащимся, что они вместе будут читать текст, и просит ребят не смотреть этот текст, когда его раздадут, потому что они будут читать его в группе и не стоит забегать вперед. После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определенными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения первого абзаца учитель просит ответить на вопросы, затем так же обсуждается второй кусок и т. д. После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определенными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения первого абзаца учитель просит ответить на вопросы, затем так же обсуждается второй кусок и т. д. После прочтения всего текста и ответов на вопросы, учитель предлагает ученикам какие-либо две цитаты для сравнения, подходящие по теме, таким образом завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. И в конце такого обсуждения преподаватель просит учащихся в индивидуальном порядке поразмышлять над рассказом, то есть что-нибудь написать. После прочтения всего текста и ответов на вопросы, учитель предлагает ученикам какие-либо две цитаты для сравнения, подходящие по теме, таким образом завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказать свои взгляды. И в конце такого обсуждения преподаватель просит учащихся в индивидуальном порядке поразмышлять над рассказом, то есть что-нибудь написать. При подготовке такого урока у учителя могут возникнуть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, анализировали идеи, строили собственные предложения, этого от них требует поисковая деятельность. Эти вопросы можно взять из версии Сендерса таксономии вопросов Блума. При подготовке такого урока у учителя могут возникнуть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, анализировали идеи, строили собственные предложения, этого от них требует поисковая деятельность. Эти вопросы можно взять из версии Сендерса таксономии вопросов Блума.

«Литература все же не зеркало, а скорее зазеркалье, где все может быть, как в жизни, и все-таки совсем не так. Поэтому, наверное, настоящее чтение – увлекательнейшее занятие. Ведь на каждом шагу – загадки. «Литература все же не зеркало, а скорее зазеркалье, где все может быть, как в жизни, и все-таки совсем не так. Поэтому, наверное, настоящее чтение – увлекательнейшее занятие. Ведь на каждом шагу – загадки. А вы хотите их разгадать?» А вы хотите их разгадать?»

И Бунин. Роман горбуна. Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:

«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю нас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...»

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели...Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его, под тонкой кожей, разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели...

Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте: Потом, наряженный, он сел в кресло, - как гость, как чужой в своей собственной квартире, - и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой - зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг оцепенел на месте:

навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой,

-горбунья. -горбунья. Беспощаден кто-то к человеку! Беспощаден кто-то к человеку!1930.

Модельные уроки. Модель 2. 6 шляп критического мышления. Модель 2. 6 шляп критического мышления. Одним из наиболее интересных приемов можно смело назвать так называемые «6 шляп». Необходимо разъяснить, что это такое: Одним из наиболее интересных приемов можно смело назвать так называемые «6 шляп». Необходимо разъяснить, что это такое: 1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция. 1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция. 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики. 2-я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики. 3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо). 3-я шляпа – черная: критическая, негативная (обращает внимание на то, чего не хватает, что плохо). 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего). 4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного, хорошего). 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая. 5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая. 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая. 6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая. Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа. Можно использовать на уроке все шесть шляп или некоторые из них. Все зависит от творческой фантазии, изобретательности учителя, темы урока и целей, которые ставит перед учениками и собой учитель. Метод «шести шляп» позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа. Можно использовать на уроке все шесть шляп или некоторые из них. Все зависит от творческой фантазии, изобретательности учителя, темы урока и целей, которые ставит перед учениками и собой учитель.

Модель 3. Зигзаг. Модель 3. Зигзаг. Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке, с тем, чтобы возникали неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1, 2, 3, 4, таким образом у каждого члена группы появляется свой номер. Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке, с тем, чтобы возникали неожиданные новые комбинации. Затем ребятам предлагается рассчитаться на 1, 2, 3, 4, таким образом у каждого члена группы появляется свой номер. После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока, это может быть параграф учебника, статья, отдельно отпечатанный материал, задачи по определенной теме. Кратко обсуждается тема, ставится задача – разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковывать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. После этого учитель предлагает школьникам обратиться к материалу урока, это может быть параграф учебника, статья, отдельно отпечатанный материал, задачи по определенной теме. Кратко обсуждается тема, ставится задача – разобраться в данном материале, к концу урока каждый член группы должен понять тему. Однако растолковывать ее друг другу ученики будут по частям, в результате чего группа и сможет понять ее в целом. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые – за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и т. д. Теперь это уже экспертные группы; их задача: изучить материал, обсудить его и объяснить своим партнерам по учению в группе 2-го состава. По завершении работы формируются новые группы, в составе которых есть учащиеся с номерами 1, 2, 3, 4. Весь материал данного урока делится на четыре части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые – за вторую и так далее. Как только все поняли, ученики рассаживаются иначе: все первые номера собираются вместе, вторые тоже и т. д. Теперь это уже экспертные группы; их задача: изучить материал, обсудить его и объяснить своим партнерам по учению в группе 2-го состава. По завершении работы формируются новые группы, в составе которых есть учащиеся с номерами 1, 2, 3, 4.

Наглый малый Наглый малый Учащийся этого типа стpeмитcя к лидepcтвy в группе, и, как правило, ему это удается. С легкостью игнopиpyeт ycлoвнocти и aвтopитeты. Oбычнo дeйcтвyeт aктивнo, готов oтcтaивaть cвoи пpaвa. Oбщитeльный, в пoвeдeнии пpивык opиeнтиpoвaтьcя на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Отличается спонтанностью в поведении, не способен прогнозировать результат своих действий и высказываний, безответственен. Часто использует ненормативную лексику. Любые эмоции проявляются очень ярко, во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции. Любит играть, часто на «грани фола», при этом болезненно переносит поражения. Peшитeлeн, cклoнeн к pиcкy, нe тepяeтcя пpи cтoлкнoвeнии c нeoжидaнными cитyaциями. Увepeн в cвoиx вoзмoжнocтяx, инициaтивeн. Зачастую имеет дocтaтoчнo выcoкий ypoвeнь интeллeктyaльнoгo paзвития, может быть тoчным и успешным в дeлax, кoтopые ему привычны. Oднaкo eмy нe xвaтaeт aктивнoгo cтpeмлeния к нoвым дocтижeниям и ycпexaм, а также внyтpeннeй нeyдoвлeтвopeнности coбoй. Иногда не видит границы между свойственным ему артистизмом и клоунством, неуместной экcцeнтpичнocтью вo вpeмя зaнятий cepьeзными дeлaми. То же самое относится к лидерским тенденциям, которые иногда бывают агрессивны, построены на мнимом превосходстве над сверстниками. Учащийся этого типа стpeмитcя к лидepcтвy в группе, и, как правило, ему это удается. С легкостью игнopиpyeт ycлoвнocти и aвтopитeты. Oбычнo дeйcтвyeт aктивнo, готов oтcтaивaть cвoи пpaвa. Oбщитeльный, в пoвeдeнии пpивык opиeнтиpoвaтьcя на стереотипы, принятые в ближайшем окружении. Отличается спонтанностью в поведении, не способен прогнозировать результат своих действий и высказываний, безответственен. Часто использует ненормативную лексику. Любые эмоции проявляются очень ярко, во время разговора склонен к лишним движениям и выраженной жестикуляции. Любит играть, часто на «грани фола», при этом болезненно переносит поражения. Peшитeлeн, cклoнeн к pиcкy, нe тepяeтcя пpи cтoлкнoвeнии c нeoжидaнными cитyaциями. Увepeн в cвoиx вoзмoжнocтяx, инициaтивeн. Зачастую имеет дocтaтoчнo выcoкий ypoвeнь интeллeктyaльнoгo paзвития, может быть тoчным и успешным в дeлax, кoтopые ему привычны. Oднaкo eмy нe xвaтaeт aктивнoгo cтpeмлeния к нoвым дocтижeниям и ycпexaм, а также внyтpeннeй нeyдoвлeтвopeнности coбoй. Иногда не видит границы между свойственным ему артистизмом и клоунством, неуместной экcцeнтpичнocтью вo вpeмя зaнятий cepьeзными дeлaми. То же самое относится к лидерским тенденциям, которые иногда бывают агрессивны, построены на мнимом превосходстве над сверстниками.

Шикарная девица Шикарная девица («Девицей» может быть и юноша, чрезмерно озабоченный впечатлением, которое он производит на окружающих.) («Девицей» может быть и юноша, чрезмерно озабоченный впечатлением, которое он производит на окружающих.) Предпочитает одежду, подчеркивающую фигуру или отдельные ее части. Активно использует косметику, иногда злоупотребляет ею. Для нее исключительно важной является оценка ее внешности значимыми окружающими. В зависимости от настроения может играть в Девицу- вамп или в Наивную девочку. По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Не способна к длительным привязанностям. Не может быть долго сосредоточенной на чем-либо одном. Мечтательна. Читает (точнее просматривает) только молодежные и «женские» журналы. Любит большие и шумные компании, сплетни. К учебе относится равнодушно, полагает, что ей ни для поступления в институт, ни для карьеры это не понадобится: проблемы решит богатый папа или в дальнейшем муж. Однако, будучи подчиняемой, может учиться или делать вид, что учится. Предпочитает одежду, подчеркивающую фигуру или отдельные ее части. Активно использует косметику, иногда злоупотребляет ею. Для нее исключительно важной является оценка ее внешности значимыми окружающими. В зависимости от настроения может играть в Девицу- вамп или в Наивную девочку. По характеру зависима, несамостоятельна, уступает более сильным, однако в окружении младших (или слабых) может оказаться лидером, так как привлекает к себе внимание не только мальчиков, но и девочек. Не способна к длительным привязанностям. Не может быть долго сосредоточенной на чем-либо одном. Мечтательна. Читает (точнее просматривает) только молодежные и «женские» журналы. Любит большие и шумные компании, сплетни. К учебе относится равнодушно, полагает, что ей ни для поступления в институт, ни для карьеры это не понадобится: проблемы решит богатый папа или в дальнейшем муж. Однако, будучи подчиняемой, может учиться или делать вид, что учится.

Серая мышка Серая мышка Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность и отгороженность в глазах. Подросток несколько скептичен, что внешне проявляется в опущенных уголках рта. Не слишком хорошо координирован, реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных или спортивных игр на уроках физкультуры. Сторонится шумных одноклассников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Избегает установления близких, эмоционально окрашенных отношений. Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает от того, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей. Учится неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода. Аккуратная неброская одежда, не по возрасту взрослое выражение лица. Периодически возникает некоторая отрешенность и отгороженность в глазах. Подросток несколько скептичен, что внешне проявляется в опущенных уголках рта. Не слишком хорошо координирован, реакция несколько замедленная, поэтому неуспешен во время подвижных или спортивных игр на уроках физкультуры. Сторонится шумных одноклассников с их забавами. Более охотно общается с младшими или новичками, то есть с теми, кто по социальному статусу ниже его, и общается до тех пор, пока их статус не изменится. Избегает установления близких, эмоционально окрашенных отношений. Склонен к меланхолической мечтательности, уединению, более того, страдает от того, что вынужден постоянно находиться среди большого количества людей. Учится неплохо, старательно. Может браться за задания повышенной сложности, но не всегда справляется с ними, так как не хватает творческого подхода.

Плакса Плакса Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Неспособен к самостоятельной оценке обстоятельств, а также к принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен. Для подростка этого типа характерна определенная «привычная» жертвенность, он занимает место аутсайдера в любом коллективе. Несмотря на наносимые ему обиды, стремится к общению, нуждается в «опекуне». Часто, будучи не принятым в среде сверстников, тянется к взрослым. Вынужденная замкнутость может сочетаться с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. Обладает низкой самооценкой, ориентирован на неудачу, поэтому способен отказаться от любой деятельности («все равно у меня ничего не получится!»). Этим он создает впечатление, что капризен. Проявляет зависимость в поведении как от сверстников, так и от взрослых. Неспособен к самостоятельной оценке обстоятельств, а также к принятию решений. Скромен, старателен, наблюдателен. Для подростка этого типа характерна определенная «привычная» жертвенность, он занимает место аутсайдера в любом коллективе. Несмотря на наносимые ему обиды, стремится к общению, нуждается в «опекуне». Часто, будучи не принятым в среде сверстников, тянется к взрослым. Вынужденная замкнутость может сочетаться с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение, уловить момент, когда не следует навязывать свое присутствие. Обладает низкой самооценкой, ориентирован на неудачу, поэтому способен отказаться от любой деятельности («все равно у меня ничего не получится!»). Этим он создает впечатление, что капризен. Завершая чтение «характеристик», ведущий напоминает, что описанные типы не исчерпывают всего многообразия «трудных» подростков и редко встречаются в «чистом виде». Завершая чтение «характеристик», ведущий напоминает, что описанные типы не исчерпывают всего многообразия «трудных» подростков и редко встречаются в «чистом виде». Затем ведущий предлагает вспомнить наиболее характерную проблемную ситуацию с участием «трудного» подростка (опоздание на урок, неприготовленное домашнее задание, отказ от выполнения задания на уроке и т.д.). Каждая из четырех групп участников получает задание воспроизвести стратегию поведения ученика одного из типов и предложить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации. Затем ведущий предлагает вспомнить наиболее характерную проблемную ситуацию с участием «трудного» подростка (опоздание на урок, неприготовленное домашнее задание, отказ от выполнения задания на уроке и т.д.). Каждая из четырех групп участников получает задание воспроизвести стратегию поведения ученика одного из типов и предложить способы конструктивного взаимодействия в конфликтной ситуации.

Правила написания синквейна: Правила написания синквейна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 2. Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 3. Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. 4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. 5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Вулканы Вулканы Раскаленные докрасна, Раскаленные докрасна, Вырывающийся изнутри Вырывающийся изнутри Природная огненная топка Природная огненная топка Ад Ад

Чтение Чтение Свободное, активное Свободное, активное Участвующее, делящееся, обучающее Участвующее, делящееся, обучающее Свечение в темноте Свечение в темноте Просвещение Просвещение

Название (обычно существительное) _____________________ Название (обычно существительное) _____________________ Описание (обычно прилагательное)______________________ Описание (обычно прилагательное)______________________ Действия ____________________________________________ Действия ____________________________________________ Чувство (фраза) _______________________________________ Чувство (фраза) _______________________________________ Повторение сути ______________________________________ Повторение сути ______________________________________ Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.