Активизация творческих способностей на уроках литературы Учитель русского языка и литературы М Б ОУ гимназия 1 им. Ю.А. Гагарина Митченко Н.В.
Приемы творческой работы: - сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы); - сочинение рассказов и сценок; - инсценирование текста; - составление киносценария; - устное словесное рисование; - иллюстрирование произведения; - пересказы с творческими дополнениями; - лингвистический эксперимент; - игры и викторины «Кто это?» (Угадай героя, автора, название произведения.) - художественное рассказывание
«Надо быть милосердным». Урок по повести В.Железникова «Чучело».
Цели урока. 1. Помочь учащимся разобраться в идейном содержании повести. 2. Подвести их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто её совершает. 3. Показать, как страшна духовная ограниченность для становления личности. 4. Учить детей защищать чувство человеческого достоинства.
Лингвистический эксперимент. Предлагается прослушать начало I главы повести «Чучело» и провести лингвистическое исследование. Вопросы. - Почему и как В.К. Железников заставляет нас волноваться за героиню уже с первых строк? - Попробуйте представить траекторию движения Лены Бессольцевой по городу в виде ломаной линии. - Какие слова помогают нам это сделать? - Что напоминает эта линия? - Как буква М соотносится с нашим произведением? - Какие у вас рождаются ассоциации с этой буквой?
Литературная викторина. Кто это? «Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал консервные банки…» (Валька-живодер.) «Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки…» (Лена.) «Она была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху…» (Шмакова.)
Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Название (обычно существительное) – 1. Описание (обычно прилагательное) – 2. Действие – 3 глагола. Чувство (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме). Повторение сути – синоним.
… Неказистый, неловкий. Исполняет, прислуживает, молчит. Не имеет своего мнения. Раб. … Благородная, отзывчивая. Доверяет, учится, помогает. Берет чужую вину на себя. Личность.
Иллюстрирование произведения
Составление киносценария. Этапы. - Изъятие отрывков, которые невозможно экранизировать. - Перегруппировка абзацев, фраз, расположение их в удобном для экранизации порядке. - Фиксация моментов, требующих дополнения. - Составление черновой редакции. - Редактирование сценария.
Эксперимент. Посмотрите эпизод «Сожжение чучела» в фильме Р.Быкова. Перед вами на партах вопросы, прочитайте их перед просмотром эпизода. - Какими художественными средствами пользуется режиссёр? - Как он расставляет акценты? - Как ему удается показать превращения коллектива в толпу? - Кому удалось убедительнее показать кульминационную сцену – писателю или режиссёру?
«Ромашка Блума». Используя 6 лепестков «Ромашки Блума», составьте 6 вопросов по повести В. Железникова «Чучело».
Примерные вопросы. -Как зовут дедушку Лены? – простой вопрос. -Если я правильно поняла, то Лена берет всю вину на себя? – уточняющий вопрос. -Что изменилось бы в мире, не будь в нашем обществе Лен Бессольцевых? – творческий вопрос. -Почему что-то хорошо, а что-то плохо? – оценочный вопрос. -Как бы вы поступили на месте Ленки? – практический вопрос. -Почему Лена берет всю вину на себя? – вопрос –интерпретация.
Составьте книгу советов, которые пригодятся тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. - Не будь жестоким к окружающим тебя людям, животным и даже врагам. - Никогда никого не трави. - Умей защищать свое достоинство. - Будь милосердным. - Умей отвечать за свои поступки.
Домашнее задание. 1 группа. Допишите повесть.(Возможный финал.) 2 группа. Покажите эту повесть при помощи цвета (красок). Докажите, что это так. 3 группа. Напишите письмо кому-нибудь из героев повести.
Родительское собрание на тему «Как, когда и почему коллектив становится толпой и отторгает изгоев?» Цели. -Создать среду развития интереса к чтению у учащихся и родителей. -Организовать сотрудничество «ученик- родитель-педагог». -Формировать умения межличностного общения, ведения диалога. -Воспитывать в детях доброту, чуткость к окружающим.
Подготовительный этап. Вопросы. -Встречались ли вы с жестокостью подростков, описанной в повести? -Можно ли оставлять безнаказанным предательство? -Есть ли в нашем классе сильная личность; а ты сам – сильная или слабая личность? -Как бы ты повел(а) себя в конфликтных ситуациях, подобных изображенным в повести «Чучело»?
Литература. 1. Железников В.К. Чучело. – М.: Оникс, Рыжкова Т.В. Проектирование уроков литературы//Педагогический университет «1 сентября». – Литература, 2007, Владимир Карпович Железников