Активизация творческих способностей на уроках литературы Учитель русского языка и литературы М Б ОУ гимназия 1 им. Ю.А. Гагарина Митченко Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Advertisements

1 «Она ощупью выбирала путь в жизни, но как безошибочно. Сердце горит, голова пылает, требует мести, поступки достойнейшие» В.Железников «Можно презреть,
« Опасный путь преступной жизни. Урок нравственности и доброты» по повести В.К.Железникова «Чучело»
Урок литературы 7В класс. Литературная разминка Назовите произведение и его автора по ключевым словам: Скрипка, звонарь, слепые. Хлеб, страна, собака,
Автор презентации Крашеницина Ольга Ивановна учитель -логопед ГБДОУ д/с 5 г.Ломоносов Петродворцового района.
ЛИСИЦА ЗОЯ ПЕТРОВНА учитель русского языка и литературы МКОУ « СОШ 9» ЛИСИЦА ЗОЯ ПЕТРОВНА учитель русского языка и литературы МКОУ « СОШ 9» Курс внеурочной.
Диаграмма по составлению синквейна:. «Ромашка Блума» Тема: Простые вопросы: Что? Когда? Как? Объясняющие вопросы: Почему…? Уточняющие вопросы: (Правильно.
Урок литературы в 9 классе с использованием ТРКМЧП Прелести и горести первой любви (по рассказу И.С. Тургенева «Первая любовь») Е.П. Цирулькевич, учитель.
«Надо быть милосердным» Повесть Владимира Железникова «Чучело».
Презентация к уроку по чтению (2 класс) на тему: А.Н. Толстой «Приключения Буратино» Уроки Мальвины Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» 2 класс
Технология составления опорного конспекта урока на основе деятельностного метода Подготовила Аленина С. Г., учитель начальных классов МОУ УГ 3.
Фасилитаторская функция учителя для обеспечения проектной деятельности учащихся с использованием информационных технологий.
Сравнительный анализ проблем нашего класса и проблем класса в повести и фильме «Чучело» Работу выполнила: Попова Екатерина, ученица 5 класса МБОУ «Острожская.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт - Петербург Информационно.
«Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего.
(урок литературы в 6 классе) Автор: Кочеткова К.И., учитель русского языка и литературы МОУ гимназии 11.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
«Отзыв о книге. Дневник чтения.» Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов Автор: вед. библиотекарь МОУ СОШ 9 Капустина Людмила Николаевна.
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Развитие устной речи у учащихся на основе аутентичного художественного фильма. Учитель:Ермакова Н.В.
Транксрипт:

Активизация творческих способностей на уроках литературы Учитель русского языка и литературы М Б ОУ гимназия 1 им. Ю.А. Гагарина Митченко Н.В.

Приемы творческой работы: - сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы); - сочинение рассказов и сценок; - инсценирование текста; - составление киносценария; - устное словесное рисование; - иллюстрирование произведения; - пересказы с творческими дополнениями; - лингвистический эксперимент; - игры и викторины «Кто это?» (Угадай героя, автора, название произведения.) - художественное рассказывание

«Надо быть милосердным». Урок по повести В.Железникова «Чучело».

Цели урока. 1. Помочь учащимся разобраться в идейном содержании повести. 2. Подвести их к мысли, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто её совершает. 3. Показать, как страшна духовная ограниченность для становления личности. 4. Учить детей защищать чувство человеческого достоинства.

Лингвистический эксперимент. Предлагается прослушать начало I главы повести «Чучело» и провести лингвистическое исследование. Вопросы. - Почему и как В.К. Железников заставляет нас волноваться за героиню уже с первых строк? - Попробуйте представить траекторию движения Лены Бессольцевой по городу в виде ломаной линии. - Какие слова помогают нам это сделать? - Что напоминает эта линия? - Как буква М соотносится с нашим произведением? - Какие у вас рождаются ассоциации с этой буквой?

Литературная викторина. Кто это? «Он был одет по-праздничному: в чистой рубашке и при галстуке. В руке крутил собачий поводок с ошейником, а носком сапога все время сшибал консервные банки…» (Валька-живодер.) «Она была нескладным подростком, еще теленком на длинных ногах, с такими же длинными нелепыми руками. На спине у нее торчали, как крылышки, лопатки…» (Лена.) «Она была не одна, ее сопровождал Попов, но все смотрели на нее. Она не шла, а несла себя, можно сказать, плыла по воздуху…» (Шмакова.)

Синквейн. Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. Название (обычно существительное) – 1. Описание (обычно прилагательное) – 2. Действие – 3 глагола. Чувство (фраза, состоящая из 4 слов, показывающая отношение к теме). Повторение сути – синоним.

… Неказистый, неловкий. Исполняет, прислуживает, молчит. Не имеет своего мнения. Раб. … Благородная, отзывчивая. Доверяет, учится, помогает. Берет чужую вину на себя. Личность.

Иллюстрирование произведения

Составление киносценария. Этапы. - Изъятие отрывков, которые невозможно экранизировать. - Перегруппировка абзацев, фраз, расположение их в удобном для экранизации порядке. - Фиксация моментов, требующих дополнения. - Составление черновой редакции. - Редактирование сценария.

Эксперимент. Посмотрите эпизод «Сожжение чучела» в фильме Р.Быкова. Перед вами на партах вопросы, прочитайте их перед просмотром эпизода. - Какими художественными средствами пользуется режиссёр? - Как он расставляет акценты? - Как ему удается показать превращения коллектива в толпу? - Кому удалось убедительнее показать кульминационную сцену – писателю или режиссёру?

«Ромашка Блума». Используя 6 лепестков «Ромашки Блума», составьте 6 вопросов по повести В. Железникова «Чучело».

Примерные вопросы. -Как зовут дедушку Лены? – простой вопрос. -Если я правильно поняла, то Лена берет всю вину на себя? – уточняющий вопрос. -Что изменилось бы в мире, не будь в нашем обществе Лен Бессольцевых? – творческий вопрос. -Почему что-то хорошо, а что-то плохо? – оценочный вопрос. -Как бы вы поступили на месте Ленки? – практический вопрос. -Почему Лена берет всю вину на себя? – вопрос –интерпретация.

Составьте книгу советов, которые пригодятся тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. - Не будь жестоким к окружающим тебя людям, животным и даже врагам. - Никогда никого не трави. - Умей защищать свое достоинство. - Будь милосердным. - Умей отвечать за свои поступки.

Домашнее задание. 1 группа. Допишите повесть.(Возможный финал.) 2 группа. Покажите эту повесть при помощи цвета (красок). Докажите, что это так. 3 группа. Напишите письмо кому-нибудь из героев повести.

Родительское собрание на тему «Как, когда и почему коллектив становится толпой и отторгает изгоев?» Цели. -Создать среду развития интереса к чтению у учащихся и родителей. -Организовать сотрудничество «ученик- родитель-педагог». -Формировать умения межличностного общения, ведения диалога. -Воспитывать в детях доброту, чуткость к окружающим.

Подготовительный этап. Вопросы. -Встречались ли вы с жестокостью подростков, описанной в повести? -Можно ли оставлять безнаказанным предательство? -Есть ли в нашем классе сильная личность; а ты сам – сильная или слабая личность? -Как бы ты повел(а) себя в конфликтных ситуациях, подобных изображенным в повести «Чучело»?

Литература. 1. Железников В.К. Чучело. – М.: Оникс, Рыжкова Т.В. Проектирование уроков литературы//Педагогический университет «1 сентября». – Литература, 2007, Владимир Карпович Железников