Мария Волконская (Раевская). Александр Сергеевич познакомился с храбрым участником Бородинского сражения генералом Николаем Николаевичем Раевским ещё.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Карпова С.Н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 5 г.Суворова» Тульской обл.
Advertisements

Волконская Мария Николаевна ( Раевская ). Подготовила : студентка группы ЭВВП 12-1 Дудля Анастасия Игоревна.
"Подвиг во имя любви" Литературно-музыкальная композиция, посвященная памяти жен декабристов Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей!...
Первой - на другой же день вслед за каторжником- мужем - в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая.
Николай Алексеевич Некрасов Поэма «Русские женщины» Тест.
Фёдорова Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МОУ СОШ 1г. Петровск- Забайкальского 2009г.
Эдуард Аркадьевич Асадов родился 7 сентября 1923 г. в городе Мары (Туркмения), в армянской семье. ДЕТСТВО Родители будущего поэта, Лидия Ивановна и Аркадий.
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892–1941) – ЗНАМЕНИТАЯ РУССКАЯ ПОЭТЕССА, ПРОЗАИК, ПЕРЕВОДЧИК, КОТОРАЯ СВОИМ ТВОРЧЕСТВОМ ОСТАВИЛА ЯРКИЙ СЛЕД В ЛИТЕРАТУРЕ 20.
Елизаве́та Ксаве́рьевна Воронцо́ва статс-дама, почётная попечительница при управлении женскими учебными заведениями, фрейлина, кавалерственная дама ордена.
ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ Подготовила учитель истории и обществознания О.И.Поткина.
Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества… Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от.
Подвиг любви бескорыстной год Восстание декабристов.
В 1817 году в Петербург приехал молодой, подающий надежды выпускник Лицея, а в 1820 году в мае месяце из Петербурга в Екатеринослав выехал первый поэт.
Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского.
Жены декабристов. Авторы презентации ученицы 10 класса МОУ СОШ 41 Ковальчук Мария, Кравцова Варвара. Руководитель проекта – Короткова Е.В.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА ГОДА. Герои 1812 года. Генерал Раевский Н.Н.
Фонвизина Наталья Дмитриевна. выполнила учащаяся группы ПК – Коробейникова Светлана Александровна.
Николай Алексеевич Некрасов 1821 – Имение Некрасовых Грешнёво Родовое поместье состояло из большого неуклюжего дома, за ним в глубине сада стоял.
Когда появилось слово «семья»? Когда-то о нем не слыхала Земля… Но Еве сказал перед свадьбой Адам: -Сейчас я тебе семь вопросов задам. Кто деток родит.
Марина Ивановна Цветаева. Биография
Транксрипт:

Мария Волконская (Раевская)

Александр Сергеевич познакомился с храбрым участником Бородинского сражения генералом Николаем Николаевичем Раевским ещё в Петербурге через его сына Николая. Но ближе сошелся с ним и со всей семьёй во время южной ссылки.

Портрет Н.Н. Раевского.

Мария Николаевна Волконская - одна из замечательных женщин своего времени. Пушкин был дружен с ее семьей и знал ее еще девочкой, задумчивой и мечтательной. Ее своеобразная прелесть, тонкое обаяние внушили Пушкину особое, сокровенное чувство.

Марии Николаевне Раевской (в замужестве Волконской) было в ту пору без малого 15 лет. Сияющая полудетской красотой, она была уверена, что только ей посвящены пушкинские строки: Я помню море пред грозою: Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к её ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами! По мнению знатока жизни и творчества Пушкина П.Е.Щеголева, Мария была той знаменитой и загадочной «утаенной любовью» поэта, свято пронесенной через всю жизнь, о которой и по сей день спорят специалисты.

Х.Я. Эри. Портрет М.Н. Раевской

В октябре 1824 года А. С. Пушкин получил письмо от своего давнего знакомца по Киеву и Одессе – Сергея Григорьевича Волконского. «Имев опыты вашей ко мне дружбы, – писал Волконский, – и уверен будучи, что всякое доброе о мне известие будет вам приятным, уведомляю вас о помолвке моей с Марией Николаевною Раевскою – не буду вам говорить о моем счастий, будущая моя жена вам известна».

Дж. Доу. Портрет С. Г. Волконского

В своих «Записках» Волконский вспоминал: «Давно влюбленный в нее, я наконец решился просить ее руки». Мария Николаевна ничего не знала о его колебаниях, как, впрочем, почти не знала и своего жениха. Покорно, по воле отца, она вышла за весьма знатного и богатого князя. Участник значительных сражений, имевший множество орденов и медалей, он уже в двадцать четыре года получил чин генерал-майора за боевые отличия. Портрет Волконского был написан для Военной галереи Зимнего дворца (после восстания, по распоряжению Николая I, его изъяли). «Мои родители думали, что обеспечили мне блестящую, по мнению света, будущность», – писала Мария Николаевна в конце жизни...

П. Ф. Соколов. Портрет С. Г. Волконского

Ее свадьба состоялась 11 января 1825 года. Невесте не было еще и двадцати, жениху исполнилось тридцать семь. Вскоре после свадьбы она заболела и уехала лечиться в Одессу, Волконский же не получил отпуска из дивизии и не смог сопровождать жену. В ноябре 1825 года, когда Мария Николаевна находилась на последнем месяце беременности, муж отвез ее в имение Раевских, а сам возвратился к месту службы, где был немедленно арестован и препровожден в Петербург.

Еще до замужества она сумела испытать силу своего обаяния. К ней сватался польский граф Олизар, коего отец не захотел видеть своим зятем из-за его национальной принадлежности. Оказавшись женой немолодого генерала, Мария Николаевна, по существу, не успела даже как следует узнать его до ареста в январе 1826 года; в первый год они прожили вместе не более трех месяцев.

В. А. Тропинин. Портрет С. Г. Волконского

П. Ф. Соколов. Портрет М. Н. Волконской с ребенком

В последний раз Пушкин видел Марию Николаевну в 1826 году, перед ее отъездом в Сибирь, куда она последовала за своим мужем, декабристом С. Волконским, и где провела почти 30 лет

Тяжелые роды, двухмесячная горячка... Марии Николаевне, только что родившей сына, долго не говорили об истинном положении дел, но она заподозрила неладное, а узнав истину, твердо решила разделить участь мужа. Волконскую изолировали от жен других декабристов; на первое свидание с Сергеем Григорьевичем она пошла не одна, а в сопровождении родственника.

Мария Волконская первая из жен ссыльных декабристов последовала за мужем в Сибирь, превратив свою жизнь в подвиг.

Генерал Раевский, который в 1812 году, не колеблясь, бросался в огонь неприятеля, теперь не выдержал. «Я прокляну тебя, если ты не вернешься через год!» – прокричал он, сжав кулаки. Перед смертью старик Раевский, показывая на портрет дочери Марии, произнес: «Вот самая удивительная женщина, которую я знал!»

Решение Марии Волконской об отъезде в Сибирь было, по существу, первым проявлением ее незаурядного характера, считает историк, исследователь декабристского движения Элеонора Павлюченко. Мария восстала не только против окружающих, но прежде всего против себя самой, своей дочерней покорности, женского послушания, привитого ей с детства. А ведь она рвала пополам собственное сердце: сына взять с собой ей не разрешили, со стариком-отцом, которого горячо любили все дети Раевские, приходилось прощаться навсегда. Но она поехала! Не помогли ни мольбы отца, ни интриги брата Александра, ставшего настоящим ее тюремщиком.

Н. А. Бестужев. Портрет М. Н. Волконской

В своем последнем «вольном» письме юная княгиня писала: «Дорогая, обожаемая матушка, я отправляюсь сию минуту; ночь превосходная, дорога – чудесная... Сестры мои, нежные, хорошие, совершенные сестры, я счастлива, потому что довольна собой». Родственники декабристов передали ей столько писем и посылок для сосланных, что пришлось взять вторую кибитку. Тайком сестры прикрепили к ней клавикорды. В Сибирь Волконская приехала второй из декабристок. Сергей Григорьевич, гремя кандалами, побежал к жене.

«Вид его кандалов, – вспоминала через много лет Мария Николаевна, – так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого». Вместе с Екатериной Ивановной Трубецкой Волконская постигала азы поварского искусства по привезенным с собой книгам, училась всевозможным бытовым премудростям, в том числе и экономить каждую копейку.

Н. А. Бестужев. "С. Г. Волконский с женой в камере, отведенной им в Петровской тюрьме"

Дом одного из ссыльных декабристов в Сибири. (?) гг.

Однажды Марию Николаевну отчитали за то, что она приобрела холст и заказала белье для каторжан. «Я не привыкла видеть полуголых людей на улице», – отвечала она. Смутившийся комендант резко изменил тон, и ее просьба была выполнена.

Судьба не баловала Марию Николаевну. Самыми тяжелыми были семь месяцев в Благодатском руднике, затем – три года в Читинском остроге. И за эти годы – три тяжких утраты: в январе 1828 года умер двухлетний Николенька Волконский, оставленный на попечение родственников; в сентябре 1829-го – отец, генерал Раевский, простивший Марию Николаевну перед смертью; в августе 1830-го – дочь Софья, рожденная в Сибири и не прожившая и дня.

Ни братья, ни мать так и не простили Марии Николаевне ее «проступок», считая именно ее виновницей смерти шестидесятилетнего отца. После этой семейной утраты Александр, Николай и Софья Алексеевна Раевские не отвечали на письма своей сестры и дочери. Лишь одно послание, полное упреков, получила Мария Николаевна от матери: «Вы говорите в письмах к сестрам, что я как будто умерла для Вас… А чья вина? Вашего обожаемого мужа… Немного добродетели нужно было, чтобы не жениться, когда человек принадлежит к этому проклятому заговору. Не отвечайте мне, я Вам приказываю!»

Несмотря на почти полный разрыв с родными, Волконская старалась держаться; вся ее жизнь проходила теперь в заботах о детях. В Петровском заводе она родила сына Михаила и дочь Нелли, которые стали утешением матери. С 1836 года Волконские жили в восемнадцати верстах от Иркутска, в селе Урик. Красота тридцатилетней Марии Николаевны не тускнела: Одоевский воспевал ее в стихах, Лунин – в прозе.

К. Мазер. Портрет С. Г. Волконского

Сын Волконских, названный Михаилом, родился в 1832 году, в 1835 году у Марии Николаевны родилась дочь Нелли. Незаметно, постепенно менялись и характер, и взгляды на жизнь Марии Николаевны: она все больше устремлялась к земному благополучию, и главным образом не для себя, а для детей. Правдами и неправдами определила сына Мишу в Иркутскую гимназию.

Потом и вся семья перебралась в город. Свой дом здесь опальная княгиня стремилась превратить в лучший салон Иркутска. Она на свой лад и наперекор как Волконскому устроила судьбу красавицы дочери: едва той исполнилось пятнадцать, выдала ее замуж за преуспевающего сибирского чиновника Л. В. Молчанова, оказавшегося дурным человеком. Растратив казенные деньги, он был отдан под суд, после чего тяжело заболел и, разбитый параличом, сошел с ума и умер. Второй муж младшей Волконской рано скончался от чахотки. Только третий брак Нелли, дважды вдовы, оказался удачным.

М. Гордижиани. Портрет С. Г. Волконского

Не всегда гладко складывались ее отношения с мужем: очень разными они были людьми. Семейного счастья не получилось. Но, к чести обоих, – до самых последних дней они отзывались друг о друге с величайшим уважением и в этой традиции воспитали детей.

В 1856 году Михаил Волконский, живший уже в Петербурге, привез к декабристам весть об освобождении. После этого из Сибири возвратился его отец. Совсем больная, Мария Николаевна уехала годом раньше.

М. Гордижиани. Портрет М. Н. Волконской

Вернувшись на родину, она начала писать воспоминания о пережитом. С первых же строк повествования становится ясным, что брак Волконских был заключен не по взаимной любви... Кстати, Мария Николаевна писала свои «Записки» только для сына. Он же, к 1904 году весьма преуспевающий чиновник, не без колебаний взялся за публикацию воспоминаний матери. Ее умные и скромные «Записки» выдержали множество изданий. Одним из первых, еще в рукописи, прочитал их поэт Н. А. Некрасов, автор поэмы «Русские женщины».

Мария Николаевна в сопровождении своей любимой Нелли ездила на лечение за границу, но это не помогло. Умерла и похоронена княгиня Волконская в уже упомянутом селении Вороньки Черниговской губернии, принадлежавшем семье ее дочери Нелли, во втором замужестве Кочубей, фамилия которой случайно совпала с именем героя пушкинской «Полтавы», посвященной Марии Николаевне. Сергей Григорьевич жил в это время в имении сына под Ревелем (ныне – Таллинн). Он надеялся съездить проститься с Марией Николаевной, но от него скрыли ее последнюю болезнь, о чем он долго сожалел. А через два года не стало и его.

На закате своей жизни Волконская, умудренная суровым опытом, вспоминая Пушкина, как-то обронила: «В сущности, он любил лишь свою музу и облекал в поэзию все, что видел». Может быть, княгиня была права?