Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова «Письма» (1855 г.) и «Горящие письма» (1877 г.) « С помощью письма лучше всего проникать в человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Мысль, окрашенная чувством» Проект на тему :. Цель выступления: 1.Ознакомление с понятием «лирическое произведение». 2. Ознакомление с примерами лирических.
Advertisements

«Поэзия сердца» и проза жизни. Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,- Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни,
Кокунина Елена Владимировна, к.ф.н., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 37 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Выборга Имманентный.
МКОУ БГО Третьяковская СОШ Подготовил учитель начальных классов Барсуков А.В.
В ЕГЭ по литературе Лирика Н. А. Некрасова merelenko-su.uCoz.ru.
Я не люблю иронии твоей. Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,-
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. Цель: Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова.
Тема любви в лирике Н.А. Некрасова И как любил он – ненавидя. Анализ поэтического текста. 10 класс.
Специальный выпуск журнала «Современник»:«Любовь и «проза» жизни Н.А.Некрасова» Если проза в любви неизбежна…
Любовная лирика Н.А.Некрасова А.Я.Панаева – женщина редкой красоты.
Путешествие в творческую лабораторию Ф.М. Достоевского.
Николай Алексеевич Некрасов О любви…. Не говори, что молодость сгубила… Не говори, что молодость сгубила Ты, ревностью истерзана моей; Не говори!.. близка.
Л ИТЕРАТУРНЫЙ БРЕЙН - РИНГ Любовная лирика Н.А.Некрасов.
Новаторство Н.А.Некрасова Анализ любовной лирики.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
Презентация по литературе Ученицы 9 «Б» класса Бургановой Гузели.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Учись у них – у дуба, у березы Учись у них – у дуба, у березы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.
Подготовка к ЕГЭ Анализ поэтического текста. А. Ахматова Песня последней встречи 1911 год Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки, Я на.
Транксрипт:

Сопоставительный анализ стихотворений Н.А. Некрасова «Письма» (1855 г.) и «Горящие письма» (1877 г.) « С помощью письма лучше всего проникать в человека … черные слова на белой бумаге – это душа нараспашку» ( Г. Мопассан)

Особенности лирики как литературного рода

Лирика – один из трех родов литературных произведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ Иван Крамской

Лирический образ – это образ – переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями.

Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни природы и общества могут вызывать переживание человека. ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ Иван Шишкин

Особенность и сила воздействия лирики заключается в том, что она всегда, даже если речь идет о прошлом, выражает живое непосредственное чувство, переживание. МЕЧТЫ (НА ГОРЕ). ИЗ СЕРИИ "ИЗ ЖИЗНИ ХРИСТА« Василий Поленов

Повышенная эмоциональность содержания лирического произведения требует сжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку. БОГОМАТЕРЬ. УМИЛЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ Кузьма Петров-Водкин

Композиция лирического произведения – это сложная система взаимосвязей и взаимоотношений составляющих его элементов. НЕСЕНИЕ ХРИСТОМ КРЕСТА Вечеллио да Кадоре Тициан

В лирике возможна борьба мотивов, в основе ряда лирических произведений лежат острые конфликты, которые могут получить разрешение, но часто он не снимается, и эта неразрешимость сообщает стихотворению особый драматизм. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Николай Ге

В лирическом произведении запечатлены личные переживания поэта, которые, однако, характерны для многих людей, а значит, носят обобщающий характер.

Движение авторской мысли в лирике осуществляется через соотношение образов, мотивов, элементов языка и стиха. Определяющим является не развитие событий, а движение чувств лирического героя.

Лирический герой – художественный «двойник» автора- поэта, имеющий определенную жизненную судьбу и обладающий психологической отчетливостью внутреннего мира.

Художественное произведение – живой организм, в котором все части взаимодействуют и соотносятся с целым. Один из принципов литературного анализа гласит: нужно рассмотреть минимальное количество максимально характерных для текста признаков.

История отношений Н.А. Некрасова и А.Я. Панаевой

Некрасову было 22 года, когда он познакомился с Авдотьей Яковлевной Панаевой. Ей было 24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Н.А. Некрасов. Рисунок И. Петровского. 1852

И. Панаев Муж Авдотьи Яковлевны Иван Панаев не принес женщине счастья.

А.Р. Панаева С Некрасовым она познакомилась в 1843 году, но целых 5 лет он добивался ее любви. Наконец они стали жить вместе, у них родился ребенок, однако вскоре умер. В совместной жизни этих людей было много страданий и боли.

Некрасов умел сильно чувствовать, страстно любить и оставаться человечным в сложных конфликтных ситуациях, хотя характер у него был очень трудным, поэта часто мучили приступы хандры, а жестокая и мрачная ревность делала совместную жизнь Панаевой и Некрасова тягостной. Несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга. Произошел неизбежный в таких случаях разрыв.

История любви в стихах Н.А. Некрасова

Ты всегда хороша несравненно, Но когда я уныл и угрюм, Твой веселый, насмешливый ум; Оживляется так вдохновенно Ты хохочешь так бойко и мило, Так врагов моих глупых бранишь, То, понурив головку уныло, Так лукаво меня ты смешишь. Так добра ты, скупая на ласки, Поцелуй твой так полон огня, И твои ненаглядные глазки Так голубят и гладят меня, Что с тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу И вперед – в это темное море – Без обычного страха гляжу… 1850 Мы с тобой бестолковые люди: Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово,- Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, То возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья… 1851

Я не люблю иронии твоей. Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим,- Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны

«О письма женщины, нам милой» (1852 г.) О письма женщины, нам милой! От вас восторгам нет числа, Но в будущем душе унылой Готовите вы больше зла. Когда погаснет пламя страсти Или послушаетесь вы Благоразумья строгой власти И чувству скажете: увы! – Отдайте ей ее посланья Иль не читайте их потом, А то нет хуже наказанья, Как задним горевать числом. Начнешь с усмешкою ленивой, Как бред невинный и пустой. А кончишь злобою ревнивой Или мучительной тоской… О ты, чьих писем много, много В моем портфеле берегу! Подчас на них гляжу я строго, Но бросить в печку не могу Пускай мне время доказало, Что правды в них и проку мало, Как в праздном лепете детей, Но и теперь они мне милы – Поблекшие цветы с могилы Погибшей юности моей!

Прощанье Мы разошлись на полпути, Мы разлучились до разлуки И думали не будет муки В последнем роковом прости, Но даже плакать нету силы. Пиши – прошу я одного… Мне эти письма будут милы И святы, как цветы с могилы – С могилы сердца моего! 1856 г.

Сравнительный анализ стихотворений «Письма» (1855 г.) и «Горящие письма» (1877 г.)

«Письма» (1855 г.) Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Они навек погибли, как любовь, Которая их сердцу диктовала. Хранились в них души твоей черты, Корыстному волненью непричастной, Поэзии роскошные цветы – Благоуханье молодости ясной! И пусть бы жизнь их ложью назвала – Она давно в них веру колебала, - Нет! та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Грядущее опоры лишено, Прошедшее поругано жестоко, ………………………………… Н.А. Некрасов. Литография П. Бореля е

«Горящие письма» (1877 г.) Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой… ……………………………………………. Н.А. Некрасов. Художник И. Крамской. 1877

Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Они навек погибли, как любовь, Которая их сердцу диктовала. Хранились в них души твоей черты, Корыстному волненью непричастной, Поэзии роскошные цветы – Благоуханье молодости ясной! И пусть бы жизнь их ложью назвала – Она давно в них веру колебала, - Нет! та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Грядущее опоры лишено, Прошедшее поругано жестоко, ………………………………… Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени!.. Безумный шаг!.. быть может, роковой… …………………………………………….

Плачь, горько плачь! Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… 1. Каким словом начинается первое стихотворение? 2. Кому адресовано это повеление? 3. Что привносит в понимание чувства лирического героя слово «горько»?

Они горят!.. Их не напишешь вновь, Хоть написать, смеясь, ты обещала… 4. Во втором стихотворении уже нет глагола «плачь», а что же есть? 5. Что изменилось за 22 года? 6. Тогда почему глагол употреблен в настоящем времени? 7. С каким чувством лирический герой произносит: «они навек погибли…»?

1)Они навек погибли, как любовь, Которая их сердцу диктовала. 2) Уж не горит ли с ними и любовь, Которая их сердцу диктовала? 8. В чем эмоциональное отличие двух последующих строчек 2- го стихотворения от 1-го? 9. Как вы думаете, на этот вопрос можно ответить? 10. Какое слово придает ощущение невосполнимой утраты?

Хранились в них души твоей черты, Корыстному волненью непричастной, Поэзии роскошные цветы – Благоуханье молодости ясной! 11. Эти четыре строчки отсутствуют во втором стихотворении. О чем они? Дают ли они ответ на вопрос, чем дороги были лирическому герою письма? 12. Какой предстает возлюбленная в этих строчках? Назовите метафору. Какой тон придает она этим строчкам? 13. Почему же эти строки отсутствуют во 2 –ом стихотворении?

Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! 14. На каком приеме построена вторая строфа «Горящих писем»? * Вчитаемся в первые две строчки: Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… 15. Оправдано ли здесь многоточие?

И пусть бы жизнь их ложью назвала – Она давно в них веру колебала, - Нет! та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! 16. Как же эта мысль выражена в 1-ом стихотворении? Есть ли здесь антитеза? 17. Далее во 2-ом стихотворении употреблен противительный союз «но». Какой смысл придает он строчкам? 18. Что же употребляется вместо этого союза в первом стихотворении? 19. В чем разница? 20. Какой оттенок вносится в переживаемое лирическим героем чувство? 21 Кто, по мнению лирического героя, должен был вынести приговор любви?

Их ложью жизнь еще не назвала, Ни правды их еще не доказала… Но та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! И пусть бы жизнь их ложью назвала – Она давно в них веру колебала, - Нет! та рука со злобой их сожгла, Которая с любовью их писала! 17. Во 2-ом стихотворении употреблен противительный союз «но». Какой смысл придает он строчкам? 18. Что же употребляется вместо этого союза в первом стихотворении? 19. В чем разница? 20. Какой оттенок вносится в переживаемое лирическим героем чувство? 21 Кто, по мнению лирического героя, должен был вынести приговор любви?

22. В 1-ом стихотворении нет четверостишия: Свободно ты решала выбор свой, И не как раб упал я на колени; Но ты идешь по лестнице крутой И дерзко жжешь пройденные ступени! Как можно мотивировать его отсутствие? 24. Какое изобразительное средство используется в последних строчках четверостишия? Расшифруем его.

1) Грядущее опоры лишено, Прошедшее поругано жестоко, ………………………………… 25. Как же заканчивается первое стихотворение? Почему так? 2)Безумный шаг!.. быть может, роковой… 26. Финальная строчка 2-го стихотворения заканчивается многоточием. В чем смысл этого многоточия? Почему в это предложение автор включает вводное словосочетание? Какой смысловой оттенок оно имеет?

27. Теперь давайте поразмышляем над темой этих стихов? О чем они? 28. Каково основное чувство первого стихотворения? 29. А второго? 30. Какое стихотворение имеет более выраженный философский смысл? ое стихотворение заканчивается выразительным эпитетом «роковой», его вовсе нет в 1-ом. Что это значит?

32. Проанализируем строфику. 1-ое состоит из одной строфы, а 2- ое – из трех. Почему? 33. Чем же продиктовано изменение названия? Есть ли принципиальная разница: «Письма» и «Горящие письма»? 34. Определим черты лирического героя 1-го и 2-го стихотворения. Н.А. Некрасов. Художник Н. Ге. 1872

Возможные варианты ответов на отдельные вопросы

1. Глаголом повелительного наклонения «плачь». 4. Пафосная констатация: «они горят!..» 5. Ушла боль 6. Воспоминания все-таки живут в душе. 8. Если в первом – это предложение повествовательное, утвердительное, достаточно категоричное, то во 2-ом стихотворении оно вопросительное. 9. Этот вопрос можно считать риторическим. 10. «Навек».

12. Возвышенный, пафосный. 13. Антитеза: правда – ложь; злоба – любовь. 16. Да, но только «злоба – любовь». 18. Слово «Нет!» 24. Метафора. 26. Строки полны горечи, это даже не законченное предложение: оно прерывается. Почему? ое стихотворение – это живое, сейчас переживаемое чувство, а второе – своеобразный анализ давней истории.

Домашнее задание Письменная работа: Сопоставительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Письма» и «Горящие письма». Напоминание: Не анализируйте каждое стихотворение в отдельности, нужно сопоставление. Используйте выражения: *Как в первом стихотворении, так и во втором… *Если в первом стихотворении…, то во втором… *И в первом стихотворении, и во втором…