«Развитие мотивации учащихся к предмету через организацию различных видов деятельности» «Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Advertisements

Развитие интереса к английскому языку через раннее обучение.
2011 Создание условий для повышения положительной мотивации обучающихся начальных классов в целях развития иноязычной компетенции и творческого потенциала.
Активизация познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Анохина Ольга Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ Чертковская СОШ 1.
Презентация инновационного педагогического проекта, направленного на решение задач ФГОС.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам является предметная неделя, так как она предполагает развитие у школьников не только интереса.
Презентация учителя начальных классов МОУ гимназии «Гармония» Фроловой Светланы Николаевны.
ИНТЕРЕС ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ВЫРОС !!! ОТКРЫТОСТЬ ОБЩЕСТВА РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА ОБМЕН ТЕХНОЛОГИЯМИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭКЗАМЕН.
« САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области.
Савинова А.В. учитель немецкого языка МОУ СОШ 3 г. Черняховск Формы и методы работы с учащимися имеющими высокую мотивацию к учебно - познавательной деятельности.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Фестиваль педагогических идей учебный год «Повышение качества образования через саморазвитие педагога»
Основная проблема, решаемая учителем Воспитание не «эрудита»,а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца» Инновационный процесс обучения включает:
Проектная деятельность МБДОУ 8 «СКАЗКА». Проектная деятельность это интегрированный метод обучения, который является для дошкольников инновационным. Он.
Учителя немецкого языка Мастер - класс Анпиловой Натальи Ивановны МОУ «Смородинская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской.
Обобщенный педагогический опыт педагога муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы 3 Тема: Применение ИКТ на уроках.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение : центр развития ребенка - детский сад первой категории 36 Обновление содержания дошкольного.
Транксрипт:

«Развитие мотивации учащихся к предмету через организацию различных видов деятельности» «Если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, – воспитывайте, пробуждайте, одухотворяйте, вдохновляйте его ум красотой слова, мысли...» В.А. Сухомлинский Министерство образования и науки РФ

Содержание Автор опыта, адрес опыта Мотивационно – целевой компонент опыта Актуальность опыта Задачи, стоящие перед автором опыта Методы исследования Гипотеза автора Мотивация: предпосылки и история вопроса Мотивация: теоретические положения Мотивы при изучении немецкого языка Антимотивы при изучении немецкого языка Система формирования мотивации изучения иностранного языка: - Игровая технология - Интегративная технология на основе пения - Организация работы с лексическим материалом - Роль кабинета в формировании мотивации изучения иностранного языка Результативность педагогической деятельности автора Практический выход по теме исследования

Еремеева Светлана Валерьевна, учитель немецкого языка I категории Автор опыта Адрес опыта Алтайский край, г.Бийск ул. Горно-Алтайская – 52 МОУ «Средняя общеобразовательная школа 25»

Мотивационно-целевой компонент опыта «Специфика педагогических целей основной школы в большей степени связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами» Федеральный компонент ГОС общего образования РФ «Творческая инициатива как условие и результат стимулирования познавательной самостоятельности обучающихся и повышения качества образования в школе» Тема МОУ «Средняя общеобразовательная школа 25» «Развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка» Тема МО учителей иностранного языка МОУ «СОШ 25» «Развитие мотивации учащихся к предмету через организацию различных видов деятельности» Тема автора опыта, учителя МОУ «СОШ 25»

Проблема выбора иностранных языков для изучения учащимися в школе является одной из важных проблем современной языковой политики. Предлагаемая работа по данному вопросу, а также система деятельности учителя немецкого языка, направленная на формирование положительной мотивации его изучения в школе, основаны на трудах Н.Д. Гальсковой, А.К. Марковой, И.А. Зимней, В.В. Сафоновой. По мнению Н.Д.Гальсковой, выбор иностранных языков для изучения в школе на современном этапе обусловлен действием целого ряда факторов: статусом иностранного языка в мире; престижностью / непрестижностью иностранного языка как средства общения; личной потребностью граждан в изучении того или иного иностранного языка. Актуальность опыта

Следует также отметить, что социальный заказ по отношению к конкретным языкам формируется под влиянием внутренних и внешних политических и экономических предпосылок. Новые экономические и социально–политические условия с одной стороны, а с другой – большая свобода образовательных учреждений в выборе содержания образования существенно изменили соотношение традиционно изучаемых в общеобразовательной школе языков: так за последние 12 лет количество учащихся, изучающих французский и немецкий языки, сократилось более чем на 10% (в целом по стране). Приоритетное положение английского языка, объяснимое как экстралингвистическими так и лингвистическими причинами, характерно не только для отечественной школы. Конечно, нельзя управлять динамикой престижности / непрестижности иностранного языка, но можно несколько «редуцировать» процесс наступления английского языка на образовательные программы через популяризацию других языков, таких как немецкий и французский.

изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения иностранного языка исследования по проблеме мотивации; изучить передовой педагогический опыт; провести исследование наличия мотивов и «анти мотивов», влияния различных видов деятельности на развитие и повышения интереса к изучению иностранного языка; опираясь на знания и практический опыт, проанализировать полученные результаты и сделать выводы; подготовить материал для передачи опыта. Задачи, стоящие перед автором опыта

Методы исследования Анализ литературы по рассматриваемой проблеме Изучение материалов Интернет-ресурсов Наблюдение за педагогическим процессом Беседа Анкетирование

Гипотеза автора Игровая технология Интегративная технология на основе пения Организация работы с лексическим материалом Оформление кабинета Стимулы повышения мотивации: Стимулы повышения мотивации:

Мотивация: предпосылки и история вопроса Предпосылки Рационализм: Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека. Иррационализм: Поведение животного в отличие от человека управляется неосознаваемыми силами биологического плана, а их истоки в органических потребностях. Теории мотивации С 30-х годов ХХ века: Теория мотивации К. Левина Работы А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс Россия: с 1917 и до середины 60-х г.г. ХХ в. - изучение познавательных процессов, так например, теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А. Н. Леонтьева. Проблемная мотивация Л.И. Божович, А.К. Маркова В 60-х годах Д.Б. Элькониным и В.В.Репкиным была разработана теория учебной деятельности (УД), основанная на концепции Л.С.Выготского, о ведущей роли обучения в развитии ребёнка, которая позволяет по-новому взглянуть на проблему мотивации и открывает новые пути для формирования устойчивых положительных мотивов у школьников.

МОТИВАЦИЯ, и, мн. нет, ж. [нем. Motivation, фр. motivation < лат. см. мотив 1]. Наличие причинно-следственной связи между какими- н. действиями, явлениями, поступками. Изучать мотивацию поведения детей. (Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина) МОТИВАЦИЯ - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. (Глоссарий.ru) МОТИВАЦИЯ - система побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность, в случае положительной установки преподавателя, на более глубокое изучение ИЯ, его совершенствование и стремление развивать потребности познания иноязычной речевой деятельности. (И. А. Зимняя Психология обучения иностранным языкам в школе ) Мотивация: теоретические положения

Мотивация Внешняя мотивация- мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (широкая социальная мотивация) Внутренняя мотивация – мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности (мотивация, связанная перспективным развитием личности; коммуникативная мотивация; мотивация, порождаемая учебной деятельностью)

Мотивы при изучении немецкого языка (по данным анкетирования учащихся МОУ «СОШ 25») мне нравится немецкий язык, нравится узнавать новое; мне нравится немецкий язык, потому что учительница добрая, всегда хорошо объясняет; немецкий язык может пригодиться в будущем; хочу научиться общаться на немецком языке; мне нравится, когда играем, поем; нравится учить стихи; люблю переводить; нравится писать, сочинять на немецком языке; нравится все, что делаем на уроке; нравится рисовать, составлять кроссворды.

я не люблю немецкий язык, т.к. он мне не нужен, я хотел бы изучать английский; немецкий язык не пригодится; не хочу заниматься, немецкий язык дается плохо; не нравится, т.к. много задают; не все понимаю, а дома помочь некому; плохая память (не могу запоминать слова). Антимотивы при изучении немецкого языка (по данным анкетирования учащихся МОУ «СОШ 25»)

игровая технология, интегративная технология на основе пения, организация работы с лексическим материалом, оформление кабинета. Система формирования мотивации изучения иностранного языка

Игра - одно из распространенных средств развития интереса к предмету. По мнению психологов и дидактов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. Р. Лурия), мотивация, создаваемая игрой (игровая мотивация) должна быть представлена наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической. Игровая технология Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности (В.А.Сухомлинский)

развлекательная коммуникативная самореализации терапевтическая диагностическая коррекционная социализации Функции игры :

Начальная и средняя ступени обучения Старшее звено ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ /обучающие, тренировочные, контролирующие…/: игры для обучения чтению, развитию фонетического слуха игры для введения и первичного закрепления лексики, для активизации лексического материала игры для автоматизации использования в речи грамматического материала РОЛЕВЫЕ ИГРЫ /контроль знаний, повторение изученного языкового и тематического материала, углубление знаний/ ВИКТОРИНЫ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ (ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ) РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / учет возрастных особенностей учащихся, их интересов; расширение контекста деятельности; контроль знаний, повторение изученного материала /: с опорой на ключевые слова с опорой на образец имитационного характера с элементами аудирования с предметом ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ (ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ) ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ВИКТОРИНЫ Классификация игр в зависимости от ступеней обучения

Интегративная технология на основе пения Поддерживая интерес к языку как к средству общения, необходимо развивать интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную помощь в этом отношении может оказать использование духовного наследия страны изучаемого языка, в частности, музыкальные произведения. Песня на «не родном» языке как один из музыкальных жанров является, с одной стороны, образцом звучащей иноязычной речи, с другой стороны, будучи носителем культурологической информации, песня формирует духовную культуру учащихся.

Пение на уроках иностранного языка решает комплекс педагогических задач: развитие артикуляционного аппарата; обогащение словарного запаса, активного усвоения иноязычной лексики, развитие долговременной памяти; совершенствование навыков иноязычного произношения; развитие образно-художественной памяти; развитие детского творчества.

введение (тематическое/ языковое /в виде специально созданной атмосферы); презентация: произведение предлагается для первой субъективной и индивидуальной реакции и ассоциаций; осмысление: учащиеся знакомятся со спецификой и содержанием произведения; переосмысление: учащимся предлагается проникнуться общей идеей, более полно раскрыть свои первые впечатления о музыке или даже изменить таковые; применение: учащиеся используют музыкальный отрывок в определенной социальной или исторической реальности. Этапы работы с музыкальным произведением

пение / прослушивание песен; ритмичные движения под музыку; обсуждение текстов песен, групп, певцов; перевод текстов песен; использование песен как источника для работы с грамматикой и лексикой; передача определенного культурного содержания через песню; эмоциональные выражения. Способы применения песен на уроках иностранного языка

Организация работы с лексическим материалом Опыт учителей показывает, что одним из эффективных приемов обеспечения интереса у детей к учению, повышения их активности и работоспособности, творческой инициативы является использование пословиц и поговорок на уроках иностранного языка. Работа с данным лексическим материалом помогает учащимся в непринужденной игровой форме отработать произношение отдельных звуков, совершенствовать ритмико-интонационные навыки, усвоить строй языка, обогатить словарный запас, развить память и эмоциональную выразительность речи.

Работа с пословицами и поговорками может быть проведена на разных этапах обучения, для решения таких задач, как: отработка навыков произношения; введение/закрепление лексического материала; обучение грамматике.

Роль кабинета в формировании мотивации изучения иностранного языка Среди множества вопросов, связанных с преподаванием и пропагандой немецкого языка, особое место отводится правильно оборудованному и хорошо оформленному кабинету. Основная цель функционирования кабинета иностранного языка в школе – это помощь учащимся в развитии речевых навыков и умений, формирование интереса к изучению языка, расширение кругозора, а для учителя – совершенствование приемов и форм обучения.

Автор данной работы пытается реализовать в кабинете немецкого языка следующие принципы: наглядности, обеспечивающий формирование заинтересованности учащихся в изучении иностранного языка и являющейся неотъемлемым источником учебной информации; доступности представляемого в кабинете материала включающего как учебно-наглядные пособия, так и работы учащихся; системности, обеспечивающий функционирование всех структур кабинета немецкого языка в определенном режиме для достижения поставленной цели.

Результативность педагогической деятельности автора Повышение интереса учащихся к предмету «Немецкий язык» : рост числа желающих изучать немецкий язык в качестве основного иностранного языка

Творческая активность учащихся – повышается количество учащихся, пробующих проявить себя в творческих работах, как в урочной, так и во внеурочной деятельности (сочиняющих сказки, рассказы, стихотворения на немецком языке, создающих коллажи и стенгазеты, принимающих участие в Декаде изучения иностранного языка.

Результативное участие учащихся в городских олимпиадах – 2001 год -1 место среди учащихся 9 классов, 2002 год -3 место среди учащихся 10 классов, 3 место среди учащихся 9 классов, 2004 год -4 место среди учащихся 11 классов

Год Сдавало«5»«4»«3»«2»Качество Успеваем ость 2003/ % 2004/ % 2005/ %100% Результаты сдачи выпускных экзаменов - Наличие медалистов – 2004/2005 учебный год – Лавронович Олеся окончила школу с серебряной медалью

Стабильно высокое качество знаний учащихся -

Практический выход по теме исследования Участие в региональной образовательной выставке АКИПКРО (Почетная грамота за творческий подход к решению проблем современного образования, успешность обучения и воспитания) Выступление на городском МО учителей немецкого языка по теме самообразования «Игровые технологии как средство повышения мотивации к предмету» (2004 год)

Публикация в научно-методическом журнале «Иностранные языки в школе» (5, 2004 год) разработок игр, внеклассных мероприятий (Благодарственное письмо и методическая литература от редакции журнала, от Немецкого культурного центра им. Гете за «большой вклад в дело распространения немецкого языка и культуры в нашей стране») Подготовка и проведение совместно с другими учителями школы городского семинара учителей немецкого языка по теме «Игровые технологии как средство повышения мотивации» »; выступление с теоретической частью, показ видеоматериала с уроков и внеклассных мероприятий (2005 год)

Выступление на секции «Возможности школьного курса ИЯ в обеспечении содержания предпрофильного и профильного обучения» региональной образовательной выставки филиала АКИПКРО (2006 год) Создание и апробация элективного курса «Страноведение» (Немецкий язык, классы) ( год)

Участие в региональной образовательной выставке АКИПКРО «Профильная школа – механизм реализации личностно-ориентированного образования» (Почетная грамота за высокий уровень профессиональной компетентности) Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок» ИД «Первое сентября», разработки внеклассных мероприятий размещены на сайте, получен Диплом за предоставление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале (2006 год)