Основы ЛОГОПЕДИИ Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учитель-логопед МОУ «СОШ 42» г. Магнитогорска Кравцов Леонид Викторович Предмет и задачи логопедии.
Advertisements

LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
Основы логопедии ПОРТФОЛИО 1 Выполнила студентка 2 курса 3 семестра заочного отделения дефектологического факультета Либова Е.П. Научный руководитель:
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
Алгоритм проведения психологического обследования.
ФЕДОРОВА Ч.П. ОГБОУ СПО БПК ИМ.Д.БАНЗАРОВА Коррекционная педагогика.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога в дошкольном учреждении Педагог-психолог ДС1 «Айголек» Кун Анастасия Александровна.
ПОДГОТОВИЛА: БАТТАЛ САИДА. ПЛАН:ПЛАН: Педагогика как наука о воспитании; Педагогические науки и их содержание; Педагогика в системе наук о человеке; Методология.
НОУ ВПО « Российский Новый Университет » ( РосНОУ ) ЛОГОПЕДИЯ 1072 часа.
Профиль подготовки « Теория и практика комплексной реабилитации лиц с расстройствами аутистического спектра» Руководитель магистерской программы д.п.н.,
Направления деятельности и оказываемые услуги Диагностика развития детей до 3 лет Диагностическое Диагностическое Коррекционно-развивающее Коррекционно-развивающее.
Организация совместной работы учителя-логопеда и педагога-психолога Педагог-психолог Зарипова Р. С. Учитель-логопед Токарева Н. В.
Педагогика Наука об образовании (воспитании и обучении человека в его собственных интересах, в интересах общества и государства (условное определение).
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад 10 компенсирующего вида» г. Сосногорска.
ОГОУ СПО «КУЙБЫШЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ» «Основные понятия коррекционной педагогики» Преподаватель: Машарова О.Г. Аннотация.
Многоуровневое логопедическое заключение Волкова Г.А.
ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. ПЛАН Недостатки развития детей с особыми образовательными потребностями Нормативные документы, регламентирующие.
Транксрипт:

Основы ЛОГОПЕДИИ Ведущий лектор Ларина Александра Борисовна 2014 г.

Меню лекции 1.1. Предмет, цели, задачи логопедии 1.2. Связь логопедии с другими науками 1.3. Принципы, методы логопедии

Логопедия как наука, предмет, методы и задачи логопедии, ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами. Структура логопедии: дошкольная, школьная, логопедия подростков и взрослых. Понятия коррекция, компенсация, реабилитация, ререабилитация. Взаимосвязь логопедии с другими научными дисциплинами: внутрисистемные связи (специальная педагогика, общая, педагогическая, дошкольная и т.д.), межсистемные связи (с науками медицинского, психологического и лингвистического циклов).

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Академии гуманитарных наук, профессор Российского (Санкт-Петербургского) государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, доктор педагогических наук, декан дефектологического факультета ( ), заведующая кафедрой логопедии ( ). Стаж работы в вузе 45 лет. Отв. редактор и соавтор: Логопедия с историей логопедии / Программа пединститутов. М. 1989; Логопедия / Учебник для пединститутов. М., 1989, Имеет свыше 90 печатных работ, среди них научные статьи, научные сборники, пособия по логопедии и по подготовке кадров-логопедов. Занимается проблемой сложной структуры речевых нарушений, в том числе у детей с депривацией зрения.

1.1. Предмет, цели, задачи логопедии Логопедия это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Термин происходит от греческих корней: «Логос»- слово «пайдео» - воспитываю, обучаю «воспитание правильной речи».

Объект - человек (индивидуум), страдающий нарушением речи; Предмет - нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности

логопедия Дошкольная логопедия Школьная логопедия Логопедия подростков и взрослых

- разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, предупреждения речевых расстройств

Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. Онтогене́з (Онтогене́з (от греч. существо + происхождение, рождение) индивидуальное развитие организма, совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований, претерпеваемых организмом, от оплодотворения до конца жизни.греч.организма оплодотворения Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности. Изучение характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности, поведения. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. ЭТИОЛО́ГИЯЭТИОЛО́ГИЯ, этиологии, мн. нет, жен. (от греч. aitia - причина и logos - Учение) (мед.). - учение о причинах болезни; причины того или иного заболевания.жен.греч. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. Систематизация речевых расстройств.

Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Аспекты логопедии Теоретический Практический

Изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления.

профилактика выявление устранение речевых нарушений.

использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству разных специалистов, (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.); обеспечение взаимосвязи теории и практики; осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений.

Сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

- исправление или ослабление симптоматики нарушений речи. КОРРЕКЦИЯКОРРЕКЦИЯ коррекции, ж. (латин. correctio) (книжн.). 1. исправление (спец.).исправление Используемые термины: устранение речевых нарушений преодоление речевых нарушений

- процесс коррекционного обучения правильной речи (с использованием специальных приемов, надстройки недостающих или перестройки имеющихся неправильных навыков речи) и воспитания личности человека с нарушенной речью (с использованием специальных приемов перестройки его личностных качеств и социального поведения).

Виды коррекции частичная полная

Определяется: механизмом и тяжестью речевого нарушения сроками возникновения возрастом, в котором начата коррекционная работа адекватностью коррекционно-педагогического воздействия.

Полная коррекция Речевое нарушение преодолевается полностью, речь нормализуется в соответствии с возрастной нормой

Частичная коррекция Снижение тяжести речевого нарушения

- сложный процесс перестройки нарушенных функций организма путем использования сохранных или перестройка частично нарушенных функций. Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних. В результате развития процессов компенсации функциональный дефект, вызванный повреждением, в той или иной мере возмещается. Компенсация Компенсация (от греч. cоmрensare - возмещать)греч.

реабилитация реабилитация система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах. ререабилитация система мероприятий, направленных на восстановление полноценного общественного бытия личности ререабилитация

Внутрисистемные связи логопедии Межсистемные связи логопедии

с педагогикой с сурдопедагогикой с тифлопедагогикой с олигофренопедагогикой с общей и специальной психологией, психодиагностикой

отграничивать речевые нарушения от нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом установить контакт с детьми разного возраста выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, проводить более эффективную логопедическую работу.

С медико-биологическими науками: анатомией стоматологией физиологией педиатрией нейрофизиологией психопатологией оториноларингологией невропатологией

определить этиологию нарушений правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием разграничить первичные, связанные с поражением центральной нервной системы, и вторичные нарушения психической деятельности в связи с речевым дефектом определить индивидуальный образовательный маршрут выбрать методы коррекции, обучения и воспитания ребенка провести профилактику нарушений письменной речи

определить этиологию нарушений правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием разграничить первичные, связанные с поражением центральной нервной системы, и вторичные нарушения психической деятельности в связи с речевым дефектом выбрать профиль специального учреждения выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности

С лингвистическими науками современный русский язык психолингвистика

знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка, способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

учение о закономерностях формирования условно- рефлекторных связей, учение о функциональных системах (П.К.Анохин) учение о динамической локализации психических функций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лурия) современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Н.И.Жинкин)

системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребенка, деятельностный подход, онтогенетический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетнческий принцип), учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип «обходного пути» и другие принципы

парадигма научная (от греч. paradeigma пример, образец)совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной научная пример период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований; Подход Подход комплекс парадигматических, синтагматических и прагматических структур и механизмов в познании и/или практике, характеризующий конкурирующие между собой (или исторически сменяющие друг друга) стратегии и программы в философии, науке, поли тике или в организации жизни и деятельности людей. Принцип Принцип Основное, исходное положение какой- нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы Основное,положение какой- нибудь

Общедидактические закономерности, отражающие развивающий и воспитывающий характер коррекционного (речевого) обучения детей-логопатов о закономерностях естественного развития детской речи; о сохранных сторонах правильной речи у ребенка- логопата; об актуальном уровне и зоне ближайшего развития его речи, мышления и моторики; о последовательном наращивании навыков правильной речи; о формировании личностных качеств в процессе коррекционно-речевого обучения.

Основные положения, в которых находят свое конкретное выражение дидактические закономерности обучения научности принцип индивидуального подхода обходном коррекционно-педагогического пути (по Л.С.Выготскому) принцип сознательности и активности

Принцип наглядности в обучении Принцип научности Принцип доступности Принцип прочности результатов обучения

Научный метод совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки. Метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний. Источник: s/savrush2/16.php

Организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный. Эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические, анализа деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).праксиметрические

Количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением компьютера. Интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Логопедия. /Под ред. Л.С.Волковой. – М.: ВЛАДОС, – Раздел I. Понятийно-терминологический словарь логопеда. /Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Академический Проект, Селиверстов В.И. История логопедии. – М.: Академический Проект, 2003.

1. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /Под ред. Т.В.Волосовец.– М.:ACADEMA, Дефектологический словарь. /Под ред. А.И.Дьячкова. – М.: Педагогика, Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. – М.: Просвещение, Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р.Е.Левиной. – М.: Просвещение, Хватцев М.Е. Логопедия. – М., Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – СПб., Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., Просвещение, Презентация. Основы логопедии. Л.В.Ковригина, кан. пед. наук, доцент, зав. кафедрой коррекционной педагогики Новосибирского государственного педагогического университета