МОУ Ивановская СОШ ФОНЕТИКА Логвинова Ольга Алексеевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ефремова Л.Р. МОУ СОШ 12 г. Ноябрьск ЯНАО. Звуки речи Буквы Гласные Согласные Слог Ударение Алфавит Я,Ю,Е,Ё.
Advertisements

Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, называется алфавитом. В современное русском алфавите 33 буквы.
Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Интерактивные таблицы к урокам по теме "Фонетика", 5 класс
Фонетика Гласные и согласные звуки. Различие между гласными и согласными звуками ярко показал в стихах С. Маршак: Дыхание свободно в каждой гласной, В.
Гласных букв 10: Согласных букв 21: АЕЁИОУЫЭЮЯ БВГДЖЗЙ КЛМНПРС ТФХЦЧШЩ.
Фонетика Конспект лекции. Звуки Гласные [ а ] [ о ] [ у ] [ и ] [ ы ] [ э ] Согласные ?
Фонетика Расшифровка опорного конспекта. Автор: Попков С.И., учитель русского языка МОУ СОШ 112 города Уфы Данная презентация предназначена для самостоятельной.
Презентация к уроку (русский язык, 8 класс) на тему: Презентация "Фонетика. Согласные и гласные звуки"
Фонетика (от греч. phonetikos – звуковой, голосовой, от phone – звук) – раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка: звуки человеческой.
Что должен знать взрослый, начиная обучать ребёнка основам грамоты.
Фонетика. Гласные звуки Урок русского языка в 5 классе.
Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова. Подготовка к ГИА (выполнение задания А4)
С помощью речи люди сообщают друг другу о чем-нибудь, спрашивают, советуют, помогают. Устная речь – это речь, которую мы произносим, слышим. Письменная.
«Ф ОНЕТИКА » Фонетика - от греческого phone – звук.
Что изучают фонетика и графика ? Работу выполнил ученик 8 Б класса Назаров Иван.
Фонетика изучает звуки речи (выделяются квадратными скобками), ударение и слоги. Произнесём звук П Какие органы участвовали в образовании звука? Произнесём.
Согласные звуки и буквы. Согласными называются: звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык).
РАЗДЕЛ 2. ФОНОЛОГИЯ ЛЕКЦИЯ 7. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ЗВУКОВ РЕЧИ (ФОНОЛОГИЯ).
Тема урока: «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я».. Цель занятия: 1) Познакомиться с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я; 2) формировать навык различения звукового.
Транксрипт:

МОУ Ивановская СОШ ФОНЕТИКА Логвинова Ольга Алексеевна

В образовании звуков принимают участие лёгкие, горло, гортань, голосовые связки, ротовая или носовая полость, язык, губы, зубы. И все они работают под руководством головного мозга.

Звуками речи называются звуки, из которых состоят слова. Это самые маленькие единицы языка. Звуки речи служат для различения смысла слов: полка –полька, том –там, том-ком, жил – шил. Слова могут состоять из одного, двух и более звуков. (и, на, ты, мы, они и т.д.)

Звуки, при образовании которых воздух свободно проходит через полость рта, не встречая какой- либо преграды называются [а], [о], [у], [э], [и],[ы]. Звуки, при образовании которых воздух встречает в полости рта какую- нибудь преграду называются [б], [в], [г], [д], [ж],[з] и др..

Гласный звук состоит только из голоса. В русском языке имеется шесть основных гласных звуков, которые выделяются под ударением: [а], [о], [э], [у],[и], [ы]. Например: сад [сад], сон [сон], эхо [эха], [суп], пил [п'ил], сыр [сыр].

[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ] нет парного [ л ] [ м ] [ н ] [ р ] [п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ ш ] [ с ] [ х ] [ ц ] нет парного [ б ` ] [ в `] [ г ` ] [ д ` ] [ з` ] [ п ` ] [ ф ` ] [ к ` ] [ т ` ] [с` ] [ х ` ] [ ч ` ] [ щ ` ] нет парного [ ј` ] [ л` ] [ м` ] [ н` ] [ р` ]

Гвоздь - [гвос`т`] Ёж - [j`ош] Учебник- [уч`эбн`ик] Мороз – [марос] Дождь - [дощ`]и [дошт`]

1. Гласные звуки [а],[о],[у],[э],[ы],[и] под ударение произносятся отчётливо, без изменений. 2. Звуки [и],[ы],[у] произносятся отчётливо не только под ударением, но и в любом безударном слоге. 3. На месте букв о и а в безударном положении произносится несколько ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчётливостью. 4. На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится звук, средний между [и]и[э]. 5. После твёрдых шипящих [ж]и[ш] и согласного [ц] на месте е произносится гласный, средний между [ы] и [э]. Запомните произношение слов [жы]алеть, р[жы] ной, ло[ши]дей 6. В некоторых безударных слогах вместо [а] произносится краткий гласный [ъ], близкий к [ы]: молоко - [мълако]. 7. После мягких согласных произносится краткий гласный [ь], близкий к [и]. 8. В большинстве слов на месте буквенного сочетания чн под влиянием письменной речи произносится звуковое сочетание [чан]. Лишь в немногих словах звучит [шин]: спустя[шин]ый, яи[шин`]лица, ска[шин]о, коне[шин]о наро[шин]о. эээ

Буквы е,ё,ю,я имеют два звука: 1. После гласных: поёт. 2. После разделительных Ъ и Ь: съёмка 3. В начале слова: язва После согласных звуков эти буквы передают лишь один гласный звук и мягкость предыдущего согласного: Пёстрый [п`острыj`].

Способы обозначения мягкости согласных на письме В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в']ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька. В русском языке нет специальных букв для обозначения парных твёрдых и мягких согласных. Одна и та же согласная буква может обозначать и твёрдый, и мягкий согласный, например: [в]ол (вол) и [в']ол (вёл). Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1. Если мягкий согласный находится в конце слова или перед другим согласным (обычно твёрдым), его мягкость обозначается с помощью «ь» (мягкого знака), например; ударь, конь, мель; письмо, банька, полька.

Примечание. Мягкость согласного перед другим согласным обозначается только в тех случаях, когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твёрдым согласным (например, письме письма, тьме тьма, возьми возьму) или только перед твёрдым (раньше). В большинстве же случаев мягкость согласного перед другим мягким согласным на письме не обозначается. Например, в слове вести буква «с» обозначает мягкий звук [с'], но мягкий знак после неё не пишется. Способы обозначения мягкости согласных на письме

2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). 2. Если за мягким согласным идёт гласный, то мягкость согласного звука обозначается буквами е, ё, и, ю, я. Эй буквы обозначают на письме гласные звуки [э], [о], [и], [у] [а] и одновременно указывают на мягкость предшествующего согласного: мел, вёз, бил, люк, сяду. Твёрдость же парных согласных обозначают либо следующие за согласными буквами гласные буквы э, о, ы, у, а (мэр, воз, был, лук, сад), либо отсутствие «ь» после согласной буквы (удар, кон, мел; космы, банка, полка). Способы обозначения мягкости согласных на письме

Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости - мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Примечание. Следует помнить, что способы обозначения касаются только парных по твёрдости - мягкости звуков и не распространяются на непарные. Например, в словах тушь и туш произносится твёрдый звук [ш], и мягкий знак в первом слове указывает не на мягкость согласного, а на то, что это существительное женского рода. Ср. также: жить, шить, чаща, щука. Способы обозначения мягкости согласных на письме

Сильные и слабые позиции звуков Положение звука в слове (перед гласным или согласным, на конце или в начале слова и т. п.) называется позицией. Позиции могут быть сильные и слабые. Сильная позиция это позиция, в которой данный отличается от всех других звуков. Слабая позиция это позиция неразличения звуков

Сильные и слабые позиции звуков Сильной позицией для гласных звуков является позиция под ударением, слабой - без ударения. Например, ср.: сом - сам (звуки [о] и [а] под ударением различаются) сома - сама (в безударном положении эти гласные не различаются, здесь произносится звук [а])

Сильные и слабые позиции звуков Парные глухие и звонкие согласные различаются перед гласными, сонорными ([р], [л], [м], [н], [й]]) и [в] (это сильные позиции по глухости/звонкости): пил - бил, слой - злой, твоих - двоих. Слабые позиции по глухости/звонкости - на конце слова, перед шумными глухими и перед шумными звонкими (кроме [в]): молот - молод ([т]), киска - низко ([с]), сдал - здание ([з])

Сильные и слабые позиции звуков Сильные позиции по твёрдости/мягкости - на конце слова (удар - ударь), перед гласными (нос - нёс), перед твёрдыми согласными (изба - резьба). Слабая позиция - перед мягким согласным: встаньте, (о) музыканте ([н'])

Слог Слог это один гласный звук или гласный звук в сочетании с согласным (или согласными), которые произносятся одним толчком выдыхаемого воздуха. В русском языке слогообразующим является гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько в нём гласных: а-ри-я (3 слога), ма-як (2 слога), рейс (1 слог).

Ударение Ударение это произнесение одного из слогов слова с большей силой. Ударение в русском языке является разноместным, или свободным, то есть может стоять на любом слоге слова, например: п Олночь, пол Учка, полукр Уг. Кроме того, ударение может перемещаться при изменении форм слова, т.е. является подвижным, например: волнА в Олны, р Едкий редч Айший. Ударение в русском языке может различать формы одного и того же слова (сЁстры сестрЫ) и разные слова (Атлас атл Ас).

Буквы Буквы это условные графические знаки, каждый из которых имеет определённое звуковое значение. По своей функции в письменной речи буквы подразделяются на три группы: буквы для обозначения гласных звуков 10 букв буквы для обозначения согласных звуки 21 буква буквы, не обозначающие звуков 2 буквы буквы, не обозначающие звуков 2 буквы

Алфавит Совокупность букв, расположенных в определённой последовательности, называется алфавитом. В современное русском алфавите 33 буквы.

Упражнения

Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв. Ложь, льёт, ёж, семья, солнце, песня, мыться, небо, честный, петля. Ложь, ёж, солнце, мыться, честный

Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв. Пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык. Яд, ящик, яркий, юг, язык

Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает. Редька, место, грустный, въезд, цепь, ряд, чувства, объём, князь, плёнка. Место, въезд, ряд, объём, плёнка

Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков. Сверстник, лёд, пять, яма, счет, речь, учиться, дело, вьюга, денёк. Сверстник, пять, счет, речь, учиться

Укажите слова, в которых все согласные звуки глухие. Чашка, злоба, скорбь, сыпь, омуль, роспись, сто, эмаль, растёт, миндаль, учиться, ясный, степь, катить. Чашка, сыпь, сто, учиться, степь, катить

Укажите слова, в которых все согласные звуки звонкие. Хрусталь, мебель, деталь, пора, бежит, рояль, бодрый, желаю, шампунь, луна, мозоль, близкий, гавань, нарядный, зеленеет. Мебель, рояль, бодрый, желаю, луна, мозоль, гавань, нарядный

Укажите слова, в которых все согласные звуки твердые. Весло, кладовка, гнездо, боязнь, холода, походка, моток, вода, доктор, сядь, маслёнка, орёл, голосок, чашка, жив. Кладовка, холода, походка, моток, вода, доктор, голосок, жив

Укажите слова, в которых все согласные звуки мягкие: Зеленеть, еловый, щавель, семья, укрощать, ясень, зверёк, прославлять, девять, кисель, морщинка, питьё, хищение, тянуть, чаша Зеленеть, щавель, семья, ясень, девять, кисель, питьё, хищение

Назовите звуки и буквы: б, л, ш, к, т, р, й Звуки - [б],[л],[ш],[к],[т],[р],[й]. Буквы – бэ, эль (или эл), ша, ка, тэ, эр, и краткое

Чем отличаются данные слова? Гостя – гостья, судя – судья, сел – съел, налёт – нальёт, семи – семьи. Занос – занёс, завал – завял, сток – стёк. Груздь – грусть, туш – тушь. Лёд – лёт; лёд – лот

Один или разные звуки в корне -рыб- в словах: рыба, рыбёшка, рыб, рыбка. Рыба – [рыб], рыб, рыбка – [рып], рыбёшка – [рыб, ]

Распределить слова с буквами Е, Ё, Ю, Я в 2 колонки: а) с буквами, обозначающими один звук; б) с буквами, обозначающими два звука. Цепь, нёс, ёж, пять, въезд, юг, сюрприз, баня, семья, вымя, ёмкость, всё, гиря, темя, зятья, вьюга, редька

Сколько раз в предложении встречается звук [д]? Недели две назад еду я полем. Ответ: 2, в словах две и еду, в слове недели – [д] мягкий, в слове назад звук [т]

Назовите звуки, которыми может передаться буква с буква с может обозначать звуки: [с] (сад [сад]), [с] (сюда [суда]), [з] (сдать [здат]), [з] (сделать [здэ́лат]), [ж] (сжать [жжат]), [ш] (расшить [рашши́т]), [щ] (расщепить [ращщипи́т]

Назовите звуки, которыми может передаваться буква а буква а может обозначать звуки: [а] (мал [мал]), [и] (часы [чисы]), [ы] (жалеть [жылэт]

Назовите буквы, которыми может обозначаться на письме звук [и]. звук [и] может быть обозначен буквами: и (мир [мир]), а (часы [чисы́]), я (ряды [риды́]), е (певун [пиву́н]).

Назовите слова, в которых 5 звуков: учиться, якорь, объезд, солнце, боязнь, счетчик, белая [уч, лица], [йакар, ], [сонцэ], [ш, оч, ик]

Назовите слова, произношение которых расходится с написанием: Низкий, находка, часы, женитьба, повстречать, конечно, хорёк, хвастун, ошибка, добрый. Низкий, находка, часы, женитьба, повстречать, конечно, хорёк, ошибка

Расставьте ударение в словах: Звонит, тортов, плато, щавель, углубить, звонить, цемент, фарфор, простыня, арест, верба, диалог, случай. Звон Ит, т Ортов, платО, щав Ель, углуб Ить, звон Ить, цем Ент, фарф Ор, простынЯ, ар Ест, в Ерба, диал Ог, сл Учай

Назовите слова, в которых произносится [шин]: Удачный, что, конечно, точечный, скачно, скворечник, точно, двоечник, Ильинична. Что, конечно, скачно, скворечник, двоечник, Ильинична

Назовите слова, в которых согласный перед е произносится твердо: Девиз, детектив, музей, бизнес, одеколон, бассейн, экземпляр, пюре, тире, терапевт, бутерброд, теннис, акварель, коктейль, газета. Детектив, бизнес, экземпляр, пюре, тире, бутерброд, теннис, коктейль

Что получится, если звуки слов ниже произнести в обратном порядке: Ель, лён, куль, толь, ноль, лёд, лоб, ток, яр, ешь, тля. Лей, ноль, люк, лёд, лён, толь, пол, кот, рай, шей, альт

Сгруппируйте слова с одинаковыми ударными гласными. Атом, вьюн, глаз, грязь, еж, мир, ель, жизнь, клад, ключ, диво, плуг, принц, поэт, ряд, сук, сыр, цирк, черный, шелк, шест, ширь, пир, шок, юг. С ударным [а] – атом, глаз, грязь, клад, ряд; с ударным [у] – вьюн, ключ, плуг, сук, юг; с ударным [э] – ель, поэт, шест; с ударным [о] - еж, черный, шелк, шок; с ударным [ы] – жизнь, сыр, цирк, шип; с ударным [и] – мир, диво, принц, пир

Литература 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун-т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, Картинки и рамки из инфотеки Интергуру 6.В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория.5-9 класс. – М.: Просвещение, 1993 год. 7. Учебники для общеобразоват. Учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта. 1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.; Просвещение Хорошо забытое старое. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Казан. гос. ун-т; сост.: А.А.Лунева, Ю.В.Уткин. – Казань, Картинки и рамки из инфотеки Интергуру 6.В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория.5-9 класс. – М.: Просвещение, 1993 год. 7. Учебники для общеобразоват. Учреждений/М.М.Разумовская, С.И.Львова и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А. Леканта.