Рабочая тетрадь по тамановедению 2008 год. Темрюкский район Работая в тетради, ты будешь отвечать на вопросы, думать, отгадывать; сочинять, рассказывать;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Скоро в школу!» «Скоро в школу!» Составила: педагог – психолог МДОУ д/с «Тополек» Экк Е.С.
Advertisements

Первый раз в ПЕРВЫЙ КЛАСС! Виктория Кузнецова Детская Электронная Книга.
Первый раз в ПЕРВЫЙ КЛАСС! Виктория Кузнецова Детская Электронная Книга 900igr.net.
Учащихся МОУ «СОШ с.Ивановка» ( рисунки Соболева Алексея)
Презентация подготовлена учениками 8 а класса учениками 8 а класса.
1 сентября Среди многих воскресений И особых дней в году Есть обычный день осенний В славном праздничном ряду. По одной простой примете Узнаём мы этот.
Имя существительное (часть 3) Выполнила учитель-логопед В.А. Чередник МОУ Подгорнская СОШ 2011.
МОУ начальная школа – детский сад «Родничок». Авторы: Краснопёрова Т.А. – воспитатель ГПД ш/с «Родничок» Мартынова Л.А. - воспитатель ш/с «Родничок»
Читаем Букварь на стр Найди дорожку от ребят к рыбке, которую они поймали.
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе Фиалки по методике ТРИЗ Воспитатель : Афонина Оксана Геннадьевна.
* Воробей летал в город и видел чудище с тремя глазами: красным, жёлтым и зелёным. Чудище висело прямо в воздухе и постоянно кому-то подмигивало.
Правила для воспитанных детей в школе Опадает листва, И трава пожелтела, Лето жаркое Быстрой стрелой пролетело, Наступает сентябрь, Скоро в школу пора…
Попав в большой и шумный город, Я потерялся, я пропал... Не зная знаков светофора, Чуть в ДТП я не попал! Кругом машины и трамваи, То вдруг автобус на.
Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!
Один день из жизни группы «Одуванчик». В садик с радостью иду, Меня любят здесь и ждут. Очень быстро день пройдет, За мной мамочка придет.
Правила для воспитанных детей в школе. Опадает листва, И трава пожелтела, Лето жаркое Быстрой стрелой пролетело, Наступает сентябрь, Скоро в школу пора…
1 сентября День знаний Красной цифрой не отмечен Этот день в календаре. И флажками не расцвечен возле дома, на дворе. По одной простой причине узнаём.
ТЕМА: Берегись автомобиля! Хромова Л.С.. ЦЕЛЬ: Повторить правила дорожного движения, изученные в первом классе; изучить правила движения по загородной.
Числа 1, 2, 3,4, 5, 6, 7. Цифра 7. Слышите, звенит звонок, это начинается урок. Мы с вами в путь сегодня отправляемся в страну, что Математикой называется.
МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
Транксрипт:

Рабочая тетрадь по тамановедению 2008 год

Темрюкский район Работая в тетради, ты будешь отвечать на вопросы, думать, отгадывать; сочинять, рассказывать; Герб Краснодарского края Герб Темрюкского района Герб России рисовать и раскрашивать; вырезать работать в группе; наблюдать

Я И МОЯ СЕМЬЯ На что и клад, когда в семье лад. Сделай фотоальбом своей семьи. Наклей фотографии членов семьи, или нарисуй их. Подпиши, как кого зовут. Заполни вместе с родителями Это я - Это моя мама - Это мой папа - Это …………..Это ………..Это ………… Это …………. Урок 1.

В каком случае соблюдается правило «Семья будет счастливой, если все её члены помогают друг другу»? Обведи нужный рисунок. ГЛУПА ТА ПТИЦА, КОТОРОЙ СВОЁ ГНЕЗДО НЕ МИЛО Обсуди с соседом по парте, что тебе нужно для уборки? Проведи стрелки. ЛЕНЬ В ДОМУ – БЕРИ СУМУ

ВЗАИМОПОМОЩЬ В СЕМЬЕ У каждого члена семьи есть свои обязанности. Распредели их между всеми родственниками так, чтобы они успели всё сделать, а потом вместе сходить в кино. приготовить обед починить телефон покормить рыбок собрать книги и тетради выгулять собаку вымыть и убрать посуду Перечисли, что необходимо сделать в этой комнате? ПОМНИ: В дружной семье все помогают друг другу.

СВОЯ ХАТКА - РОДНАЯ МАТКА Кубанская хата нас приглашает: - Милости прошу, заходите! - Спасибо, дорогая. Зайдём с радостью! Первой нас встречает странная дорога: Кто по ней идёт, тот хромает. (Лестница) Мы поднимаемся на крыльцо, которое гостеприимно ведёт нас в сенцы. А в сенцах то, в сенцах – Две кумушки кланяются, а вместе не сходятся. (Двери) А что такое у двери? У каждой кумушки – маленький Захарчик, На всех в миру заглядчик. (Порог) Вот мы и в хате. Оглядимся. Что из угла в угол не переставишь? Стоит мать толста, у ней дочь красна, Сын синь под небеса ушёл. (Печь) Часть хаты, которая пользовалась самым большим почетом, называлась красным углом. Об этом и загадка: Четыре брата годами равные, один главный. Под божницей Четыре брата под одним покровцем стоят. Что это? (Стол) Всем хватит места по чину и по возрасту в кубанской хате. Кому – в люльке, кому – на печи, кому – на полатях… На широких лавках не только сидели, но и спали. Что является центром твоего дома? Какое самое любимое и уютное место в твоём доме? А самое почётное?

Внимательно рассмотри рисунки и найди соответствия между предметами, нарисованными слева и справа. Соедини их стрелками. Повторенье - мать ученья В этом задании зашифровано слово, обозначающее важнейшую часть хаты. Разгадай – ка! А П Ь Е М Ч __ __ __ __

НА СВЕТ НАРОДИЛСЯ – С ЛЮДЬМИ ПОРОДНИЛСЯ Разгадай кроссворд и ты узнаешь, чем сопровождались важнейшие события в жизни казаков. 1) Как называется празднование переезда в новую хату? 2) Продукт, без которого не обходится ни одно торжество. 3) Важное событие, совершаемое после рождения ребёнка, во время которого ему дают имя. 4) Специальная книга, в которой расписаны дни памяти святых. 5) Празднество по случаю бракосочетания. 6) Торжество, связанное с почитанием памяти святого, имя которого носит человек. Крестины Обряд венчания Родители встречают молодую семью Новоселье Расскажи, что ты знаешь об этих обрядах. Какие ещё обряды ты знаешь? Есть ли у вас между соседями обычай помогать друг другу? Как одеваются жених и невеста сегодня?

Посмотри на рисунок и скажи, какие народные игры и сегодня радуют детей? Быстро растёт человек в детстве. Растёт его ум, душа. Помогают в этом разные игры, забавы, мудрёные загадки. Много есть прекрасных народных игр. Однако, прежде чем играть, надо выбрать водящего. Все знают эту считалочку: Делу – время, потехе - час На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной … Кто ты будешь такой? Говори поскорей – Не задерживай добрых и честных людей! Не красен день без солнышка, не мила жизнь без малых детушек Рассмотри рисунки старинных детских игрушек и определи, кому они предназначены: младенцу, девочке, мальчику. Расскажи об игрушках, которые сейчас любят мальчики и девочки.

Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть Игра «КОРШУН» Дети выбирают «коршуна» и «наседку», остальные – «цыплята». Считалочка: Прилетел издалека Из высока – высока Опустился он на баз, Чтоб ловить цыплят у нас Аты – баты, ата – ты, Этот коршун будешь ты! На базу цыплятки – детки Разбежались без наседки. Чтобы горю пособить, Знать, тебе наседкой быть! «Цыплятки» выстраиваются за «наседкой, взявшись за талию впереди стоящего. «Коршун» роет ямку, а «наседка» припевает: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу: По копеечке, по совёлочке… - Коршун, что ты делаешь? - Ямку рою. Копеечку ищу. - На что тебе копеечка? - Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, - чтобы после их поймать. - Зачем? - Чтоб ко мне в огород не лазили! -А ты сделай плетень повыше. А нет – так лови! «Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка» всё время стоит у него на пути, её трогать нельзя. При разрыве «цыплята» тут же восстанавливают цепочку. Расскажи о своих любимых играх. Распредели их на игры домашние и на открытом воздухе. Какие игры развивают ловкость, внимание, силу, быстроту? Какие чувства рождают эти игры – добрые или злые? Попроси родителей рассказать об их детских играх. Спроси, какие игры воспитывали в них доброту? Объясни пословицу: «Добрые дети – дому венец, злые дети – дому конец».

НАША ШКОЛА Что ты знаешь о нашей школе? Расскажи. Отгадай загадки : 1. Стоит дом: Кто в него войдёт, Тот и ум приобретёт. 2. До чего же скучно, братцы, На чужой спине кататься! Дал бы кто мне пару ног, Чтобы сам я бегать мог, Я б такой исполнил танец! Да нельзя, я – школьный … 3. Кто говорит молча? 4. Белый камешек растаял, На доске следы оставил. 5. Стол, за которым сидит ученик в школе. 6. Палочка волшебная Есть у меня, друзья, Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолёт И большущий пароход! Завтра ты идешь в школу, давай сложим в портфель те предметы, которые тебе понадобятся на уроке: ДНЕВНИК

Какие школьные кабинеты находятся за каждой дверью? Подумай, какие ещё школьные таблички можно нарисовать.

Покажи ребятам дорогу в столовую, библиотеку, в класс, в игровую комнату.

В школе есть ряд правил и требований, которые должны выполнять все дети, чтобы хорошо учиться. НЕ ОПАЗДЫВАЙ НА УРОК! БЕРЕГИ ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ НА УРОКАХ! НЕ ВЕРТИСЬ И НЕ РАЗГОВАРИВАЙ ПИШИ В СВОИХ ТЕТРАДКАХ ЧИСТО И КРАСИВО УВАЖАЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ СОБИРАЙ ПОРТФЕЛЬ В ШКОЛУ С ВЕЧЕРА ЛЕГКОЙ ТЕБЕ УЧЕБЫ, ПЕРВОКЛАССНИК! Обведи зелёным карандашом то, что нужно делать в школе, а красным - что нельзя.

Посоветуйся с другом и составьте рассказ, как нужно вести себя в школьной столовой. Хорошо веди себя в школьной столовой Звонок! Все дружною гурьбой В столовую летят стрелой. А здесь есть правила свои, Запомни их и повтори! Ешь аккуратно, не спеши, Не брызгай, на пол не кроши, Хлеб береги и уважай, Его повсюду не бросай, Поел – и убери, друг мой, Свою посуду за собой.

Подумай и расскажи, какие идут уроки. Что можно нарисовать, чтобы все поняли, что идёт урок математики? Рисования? Чтения?

Посмотри внимательно на эти открытки и скажи, какие праздники отмечают в твоей школе. День Знаний Какой из этих праздников нравится тебе больше всего? Нарисуй открытку к твоему любимому празднику.

РОДНОЙ ГОРОД (село, станица, хутор) Будь славен град Темрюк – Таманская столица ! Пою осанну улицам твоим ! Расти и расцветай, И имя да святится ! Будь, каждый камень, Временем храним ! Любовь Галицкая Я живу в Темрюкском районе. Главный город нашего района – ______________________. Прочитай стихотворение. Если разгадаешь кроссворд, то узнаешь в каком году был основан наш родной город ). Три голубя белых на крыше сидели. Два голубя снялись и улетели. Напиши – ка теперь поскорей, Сколько осталось сидеть голубей? 2). Два щенка-баловника бегают, резвятся. К шалунишкам три дружка С громким лаем мчатся. Вместе будет веселей. Сколько же всего друзей? 3). У стены стоят кадушки. В каждой ровно по лягушке. Если было пять кадушек, Сколько было в них лягушек? 4). Все ли здесь цыплятки-детки? Надо сосчитать наседке. Три – на грядке, три – во ржи. Сколько их всего, скажи?

Районный культурно-социальный центр Здание администрации Темрюкского района Порт Темрюк Православный храм Мемориал Боевой Славы. Улица Ленина Расскажи, что ты знаешь о городе Темрюке. Так! Собирайся, детвора! Ведь много дел у нас с утра. Учиться надо смолоду – Пойдём гулять по городу. Этот город нам знаком Каждый сквер и каждый дом, Но, я думаю, не всё Знают все о Темрюке. Мы по улицам пройдём, Интересное найдём. Так родится наш рассказ О тебе, о нас, о вас! Пусть уводят нас дороги На знакомые пороги. Очень плохо, ведь, друзья, Не знать родного городка. Погуляем в Темрюке, Налегке …! М. Лопухина, ст. Голубицкая

М у з е й « В О Е Н Н А Я Г О Р К А » Над просторами вешними, Над судьбой Темрюка, Встала Горка Военная И стоять ей века. Достопримечательностью города Темрюка является музей под открытым небом «ВОЕННАЯ ГОРКА», расположенный на живописных холмах грязевого вулкана Миска. Здесь представлены танки и пушки периода войны, современные боевые самолёты, бронетехника. Экспозиция начала работать в 1983 году, когда все таманцы отмечали 40-летие освобождения полуострова то фашистов.

Смотрите - это моя земля! Это моя станица. Там, за садами, - мои поля, Мой виноградник, моя пшеница. О.Чуб МОЯ СТАНИЦА Возле какого посёлка находится грязевой вулкан Тиздар? Назовите станицу, в которой стоит этот памятник. М Е Ю Р К Т Составь слово из букв. Раскрась шарики. Как называется станица, в которой ты живёшь?

ТЕМРЮК ТРУДИТСЯ Город наш хоть небольшой, Не ленивый, трудовой: Просыпаются с утра Вместе с солнцем шофера. Воспитатель у ворот Приглашает в хоровод. А ещё – без них нельзя – Здесь живут учителя! Смотрит весело на мир Из окошечка кассир. Чтобы чистым был твой дворик, Не сидит без дела дворник. Ну, а врач спешит прийти К тем, кто болен. Не грусти … Он к тебе тот час придёт, Обязательно спасёт! На границе пограничник Служит честно! Он – отличник! А строитель строит дом, Чтобы мы зажили в нём. И ещё есть почтальон, Журналисты, управдом, В дальнем море – моряки, Тянут сети – рыбаки. Здесь почётен каждый труд, Всех по отчеству зовут. Хоть ты мал ещё пока, Потрудись для Темрюка! Не останься не у дел!!! Много разных нужных дел!

? ? ? Какое отношение имеет зебра, кирпич и островок к правилам дорожного движения? Нарисуй эти знаки. Я – П Е Ш Е Х О Д Если нет поблизости пешеходных переходов и светофоров, можно с разрешения родителей и при отсутствии машин переходить дорогу там, где она хорошо видна в обе стороны, где нет ограждений и разделительной полосы. Переходить надо по прямой, а не наискосок, посмотрев во все стороны, и ещё раз – налево, а дойдя до середины – направо, убедившись в безопасности. Правила перехода дороги Дорогу нужно переходить только н зелёный свет светофора при отсутствии машин на переходе. Переходить следует по пешеходным переходам

Раскрась картинку. Помоги малышам запомнить сигналы светофора.

ТРОПОВИЧОК – неутомимый юный исследователь своего края. Все тропы он знает, детей на экскурсии водит. ЛЕСОВИЧОК – лесной, умудрённый жизнью человечек. Старичок с доброй душой, защитник и охранник природы. КВАКУША – собирательный образ водных обитателей, знающий о водных системах всё. Весёлый и наблюдательный лягушонок ПОДСОЛНУШЕК – «всевидящее око на полях, любимец солнца и детей. Н А Ш И Г Е Р О И Добро пожаловать, первоклассник, в новое путешествие! Вместе с нами природу Таманского полуострова изучают сказочные герои: Троповичок, Лесовичок, Квакуша и Подсолнушек. Давай с ними познакомимся. БУДЕМ ЖИТЬ В ЛАДУ С ПРИРОДОЙ

Сегодня мы поговорим о растениях. Достаточно выйти на зелёную лужайку и вы окажетесь в стране трав! Вы порой их не замечаете, а ведь они красивые, душистые и полезные. Их так много вокруг нас и все они разные! На лужайках и полянах Будет много трав густых, Трав медовых, свежих, пряных, Трав, от солнца золотых. Дубовый рынок –памятник природы Таманского полуострова На зелёном лугу рассыпают золотые монетки жёлтые одуванчики, розовеют круглые головки клевера. На полях и полянках ярко синеют васильки Как ромашка ты мила! Твоя кофточка бела! Воротник золотой, На нас смотришь с добротой! Расскажи–ка нам, вьюнок, Как вскарабкаться ты смог На высокую ограду Нашего большого сада? Подорожник у дороги Дружно топчут наши ноги. Деревья растут много лет, а травы живут недолго. Многолетние не более 5 лет, а однолетние – всего 1 год.

Водяные лилии Жёлтая кувшинка Водяной орех Осот Рогоз Камыш Я иду по цветущему лугу, Высыхает на листьях роса, Ветер травы качает упруго, И мне чудятся их голоса – Они шепчут: « Не рви нас, не надо, Наши гибкие стебли не мни, Мы для глаз и для сердца – отрада, Украшенье родимой земли!» Там, где река Кубань впадает в Азовское море, раскинулись лиманы и плавни. Назови растения, которые можно встретить возле этих водоёмов? Прочитай стихотворение. Какие ещё растения ты можешь нарисовать?

Обведи огородные растения зелёным карандашом, садовые – красным, а полевые – синим. ШОРПОМИДОРБИС СОМОРКОВЬСОН ЖЕРАРБУЗЕНС БЕРОПЕРЕЦАНЕС ТРОКАРТОФЕЛЬЕЦ ПРОКАПУСТАЛЕЗ МЕРОРЕПКАСАН УСУПОДСОЛНУХОЗ Прочти в строчке спрятавшиеся названия овощей и фруктов:

Напишите названия цветов и разгадаете крос- сворд. Вы узнаете, куда ходят или пойдут все детки.

Напиши по три названия растений и диких животных, которые встречаются на Таманском полуострове. Растения: ___________________________________________ Животные: _________________________________________ Отметь знаком «+» случаи правильного поведения и знаком «-» - неправильного поведения. Обсуди с соседом по парте, какие нарушения при- роды ты видишь на рисунке? Составь рассказ о правилах поведения на природе.

Он вздыхает очень тяжко - так бедняжка растолстел, что зелёную тельняшку на себя с трудом надел. Каждый год на нашей грядке вырастает корень сладкий. Он с зелёною косой, любит есть его косой. Растёт она в земле, Известна в целом мире. Частенько на столе Красуется в мундире. Над ним не кружит пчёлка, Она с ним не дружна. Пахучая метёлка Солениям нужна. Он колючий, но не ёж. И на кактус не похож. Есть ещё одна примета: Он такой в начале лета. Позже станет жёлтым, грустным, Толстым, гладким и невкусным. Ох, и злой он – Каждый раз Заставляет плакать нас. Отправимся в огород при помощи загадок. Рассматривай рисунки на странице … и отгадывай. Вырастаю всем на диво – Высока, стройна, красива, Прячу в светлые перчатки Золотистые початки, Пусть не слаще я арбуза, Но сытней, я … Летом в огороде При любой погоде Солнышко сияло, У плетня стояло. Солнышко погасло, Получилось масло. В огороде перед нами Куст усыпан колпачками, Каждый Пламя прячет. А кто съест, Заплачет. На плетне зеленый крюк, На крюке висит сундук, В сундуке пять ребят Смирно рядышком сидят. Вдруг раскрылся сундук, Все рассыпалось вокруг. Золотая голова Велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка.

В этом задании зашифрована загадка. Разгадай её. Для этого нужно составить слова из букв на рисунках в такой последовательности: ёлочки, грибы, деревья, цветы. С М Е К А Л О Ч К А Найди двух одинаковых бабочек. Раскрась рисунок.

В лесу ночном кукует птица Она назвать себя боится. - Ку-ку! Ку-ку! Не спит опушка, А птицу звать … Угадай, какая птица? Кто в беретке ярко – красной, В чёрной курточке атласной? На меня он не глядит, Всё стучит, стучит, стучит. Угадайте, что за птица Света яркого боится Клюв крючком, глаза пятачком, Ушастая голова, это … Верещунья, белобока, А зовут её … Синяя косыночка, Тёмненькая спинка. Маленькая птичка Звать её … Умывается росой, Крылья с жёлтой полосой. Он наряден, а не гол, Птица певчая … Угадай-ка! Кто какую бабочку ловит? Раскрась рисунок. О какой птице ты можешь рассказать друзьям?

Хорошо ли ты знаешь названия насекомых? Ответь на загадки и впиши ответы в ячейки кроссворда. Если все правильно ответишь, то узнаешь, какое насекомое зашифровано. 1). Восемь ног как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке знает толк. Покупайте мухи, шелк. 2). Над цветком порхает, пляшет, Веером узорным машет. 3). Целый день летает, Всем надоедает. Ночь настает, Тогда перестает. 4). Летом я летаю И мед собираю. Но когда меня подразнишь, Я кусаю. 5). Маленький вертолет Летит назад и вперед. Большие глаза. Кто же она?

Дикие животные. Живут в лесах, водоемах. Сами заботятся о потомстве. Сами добывают еду. Сами строят жильё. Домашние животные. Живут с человеком. Человек строит им жилье. Кормит их. Ухаживает за ними. Заботится о потомстве. Выводит новые породы. ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ По каким признакам мы разделим животных на диких и домашних? Соедини стрелками. Подумай и скажи: какое из животных лишнее? Объясни свой выбор. Кошка – собака – мышь – корова. Белый медведь – крокодил – Чебурашка – заяц. Коза – петух – черепаха – кролик. Расскажите о своём домашнем животном и нарисуйте его.

- Какие ещё водоёмы есть в нашей местности? - Кто любит рыбачить ? Расскажите! Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик в роднике, А широкий в море. - Как называется река на берегу которой расположен г. Темрюк? щука чехонь хамса пузанок бычок краснопёрка - Поймайте рыбу в её водах! Нарисуй рыбку, которую вы поймали со своими родителями З А Г А Д К А Рыболов, рыболов, Покажи нам свой улов. - Я поймал леща большого И налима - вот такого!.. Двух горбатых, полосатых Окуней И двух линей, Щуку, Карпа, Судака... А в ведёрке два малька.

Прочитай, вставляя подходящие по смыслу названия животных, которых можно увидеть на Таманском полуострове. В дупле живёт ____, в гнезде- ____, в гнёздышке - ____, в норе- _____, в норке - ____, в логове- _____. Расположи в алфавитном порядке населенные пункты Темрюкского района: Юбилейный, Волна, Старотитаровская, Темрюк, Тамань, Кучугуры, Пересыпь, Голубицкая, Курчанская, Ахтанизовская, Ильич, Веселовка, Сенной, Запорожская. Угадай, от какого дерева эти листочки? Раскрась их. _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________

ВИ К Т О Р И Н А «Знатоки родного края» 1. Как можно назвать Краснодарский край? Подчеркните верный ответ. А) Тамань Б) Адыгея В) Осетия Г) Кубань 2. Назовите главный город Темрюкского района. А) Анапа Б) Москва В) Темрюк Г) Запорожская 3. Какая река впадает в Азовское море вблизи Темрюка? А) Кубань Б) Лаба В) Волга Г) Белая 4. Темрюкский район омывается водами двух самых тёплых морей России. Назови эти моря. ____________________________________________________ 5. Каждый человек имеет две родины – большую и малую. Что такое малая родина? ________________________________ Назови свою малую родину. _____________________________ 6. Подчеркни названия животных, которые не встречаются на Тамани. Заяц, медведь, дикий кабан, морж, дельфин, лиса, тюлень, барсук, летучие мыши, кроты, пингвин, енотовидная собака, ондатра, нутрия, ежи, черепахи, ящерицы, землеройка, дикий степной кот. 7. Назовите музей под открытым небом, расположенный в городе Темрюке. ___________________________________

Список литературы: газета «Тамань, очерки Елены Чуприна; 2008 Альманах «Золотые звёзды Тамани»; М. В. Мирук, Т. А. Науменко «Введение в историю Кубани», Краснодар 2004 Биология, экология, здоровый образ жизни. Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимова, Волгоград, изд. «Учитель». «География в школе», 1995, 1, с.68. Детям о природе. Л.М.Потапова. Ярославль. Академия Холдинг, 2002, с.37, А.А.Вахрушев, О.В.Бурский «Мир и человек»; Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» Сборник «Будь славен град Темрюк»; Альманах «Парус» 2 – 2007; г. Анапа Виктор Жорник «Русь черноморская». Москва-2005; Платонов И. «Полуостров сокровищ -Тамань». Тамань-Темрюк, 2004 В.И. Борисов. «Занимательное краеведение» Краснодар,2005. Рисунки diorama.ru/workshop/ reviews/ php Составитель пособия: Ломскова Л.В. (МОУ СОШ 21). Большое спасибо всем, кто оказал помощь в составлении пособия: Лебедевой О.Б., Дорошенко И.В., Зубко Н.Г., Гончаровой Н.Н., Сова А.В., Абдурамановой Г.Э., Крыжановской С.Н., Мельниченко И.Г., Бабенчук Т.Н. Никулиной Л.А., Блакитной Л.В., Братченко Т.Г., Трубоваленко Л.А., Руденко Т.Е., Гришиной Н.И.