1 П о с о б и е п о т а м а н о в е д е н и ю. 2 Темрюкский район ФЛАГ И ГЕРБ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ФЛАГ И ГЕРБ РОССИИ ГЕРБ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНАФЛАГ ТЕМРЮКСКОГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ «Синеутёсовская СОШ» Томского района Выполнил: Золотарёва Ольга Сергеевна учитель информатики.
Advertisements

МДОУ «Арский детский сад 10» Зимушка-зима Открытое занятие по экологии 3 декабря 2012 год.
К АК ПРЕКРАСЕН ЭТОТ МИР !. Как прекрасен этот мир! Кругом чисто, красиво. Колокольчики звенят. Птицы поют. Белки прыгают. Люди ухаживают за миром. Деревья.
Отчет о лете Подготовила воспитатель Данилова Анастасия Владимировна.
Автор: старший воспитатель МБДОУ 29 Василенко Светлана Борисовна МЫ В ОТВЕТЕ ЗА НАШУ ПЛАНЕТУ!
Фотоальбом «Моя дружная семья!» Ученицы первого класса Лукьяновой Анастасии.
МБДОУ «Детский сад 20» Группа 7 «Верные друзья» Воспитатель Бузина Лариса Борисовна.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 им. В.В. Самсонкиной Кубановедение. 3 класс. Учитель: Кузнецова Оксана.
«СЧАСТЛИВОЕ ДЕТСТВО» ККЛАССНЫЙ ЧАС ВО 2 КЛАССЕ МКОУ СОШ с. п. В. ЖЕМТАЛА 2014 год УЧИТЕЛЬ – КСАНАЕВА РАИСА РАМАЗАНОВНА.
Поздравление любимым мамам. 11 класс Мама… Это слово дорогое Первое у каждого из нас Это слово близкое, родное В день веселья, испытаний час. Мама… В.
Знакомьтесь ! Меня зовут Марина Леонидовна Кудряшова. Работаю музыкальным руководителем в детском саду 60 города Асбеста Свердловской области. Я очень.
Путешествие по стране Царицы- водицы Урок окружающего мира во 2 кл. Учитель: Пискунова Л.И.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 пос. Красносельского Гулькевичского района Краснодарского края Андриадис Марина Владимировна.
Над презентацией работала Берчук Регина ученица 5 класса ТО «Юный информатик» Руководитель Подсекина Н.В. МКОУ Березовская ООШ.
Что такое красота…. … Что есть красота, И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий.
Приходят к дедушке друзья, Приходят в День Победы. Люблю подолгу слушать я Их песни и беседы. Я не прошу их повторять Рассказов сокровенных: Ведь повторять.
Что такое красота… исследовательская работа учеников 2 «в» класса МОУ «НОШ 7» апрель 2007 года учитель: Язвенко О.А.
По теме «Текст»Наступило теплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают ее в ведерко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет.
Антология стиха Стихи учеников 3 классов. ПОДРУЖКИ На полянке, на лужке, Да в красивом теремке, Жили-были три лягушки, Три веселые подружки. Днем гуляют,
Транксрипт:

1 П о с о б и е п о т а м а н о в е д е н и ю

2 Темрюкский район ФЛАГ И ГЕРБ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ФЛАГ И ГЕРБ РОССИИ ГЕРБ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНАФЛАГ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА

3 Дорогие второклассники! Данная тетрадь поможет вам лучше узнать отдельные эпизоды истории Темрюкского района, познакомиться с символами и великими людьми, узнать о жизни животных и растений, о народном творчестве казаков, о рельефе, почве и водоемах малой Родины. Работая в тетради, ты будешь отвечать на вопросы, думать, отгадывать; рисовать и раскрашивать; вырезать ; сочинять, рассказывать; работать в группе; наблюдать

4 В В Е Д Е Н И Е 1. Попробуй ответить на вопросы: а) Как называется наша страна? б) Как называют жителей нашей Родины? в) Назови главный город нашей страны. 2. Допиши предложения, вставляя нужные слова: Край, в котором я живу, называется _______________________ Наш край ласково называют _______________________. Жителей Кубани называют ________________________. Главный город нашего края ________________________. 3. Прочитай стихотворение: Я - щедрая Таманская земля. Увитая янтарной гроздью винограда. Я - щедрая Таманская земля. Покрытая садами и лугами. Я - щедрая Таманская земля. Омытая водой морей, лиманов и реки. Как называется район, в котором мы живём? На каком полуострове он расположен? Как по – другому называют наш район? Почему? Назови главный город нашего района. Назови год его основания. Сколько лет нашему городу? Какие сельскохозяйственные культуры преобладают в нашем районе? Какие водоёмы есть в районе? Как называется станица, в которой ты живёшь?

5 ТРОПОВИЧОК – неутомимый юный исследователь своего края. Все тропы он знает, детей на экскурсии водит. ЛЕСОВИЧОК – лесной, умудрённый жизнью человечек. Старичок с доброй душой, защитник и охранник природы. КВАКУША – собирательный образ водных обитателей, знающий о водных системах всё. Весёлый и наблюдательный лягушонок. ПОДСОЛНУШЕК – «всевидящее око на полях, любимец солнца и детей. Добро пожаловать, второклассник, в новое путешествие! Вместе с нами природу Таманского полуострова изучают сказочные герои: Троповичок, Лесовичок, Квакуша и Подсолнушек. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

6 Рельеф Темрюкского района представляет собой всхолмлённую равнину с невысокими возвышенностями. Некоторые из возвышенностей венчают потухшие или действующие грязевые вулканы. Среди холмов много оврагов и промоин. Поверхность полуострова сильно изрезана заливами, лиманами и солеными озерами. Дельту реки Кубань занимают плавни. Гора Горелая Грязевой вулкан Тиздар Ахтанизовская блевака Гнилая гора Мыс Панагия Озеро Голубицкое Ахтанизовский лиман Город Темрюк Река Кубань Таманская Швейцария

7 Т Е С Т «Рельеф Таманского полуострова» 1. Какой рельеф характерен для Таманского полуострова? А) равнины; Б) горы; В) холмы. 2. Чем отличается гора от холма? А) местом расположения; Б) занимаемой площадью; В) высотой. 3. Как называется углубление в земле с крутыми склонами? А) яма; Б) рытвина; В) овраг. 4. Какой водоём самый большой? А) море; Б) плавни; В) лиман 5. Как называется место впадения реки в другой водоём? А) русло; Б) исток; В) устье. 6. Какая река впадает в Азовское море вблизи г. Темрюка? А) река Белая; Б) река Кубань; В) река Лаба. 7. Какие горы вырастают «на глазах»? А) грязевые вулканы; Б) молодые горы; В) холмы. 8. Много ли вулканов есть в Темрюкском районе? А) 54; Б) больше 30: В) меньше Какой вулкан находится вблизи посёлка За Родину? А) Карабетова сопка; Б) Гнилая гора; В) вулкан Тиздар. Посмотри на фотографии, определи вид рельефа и напиши: __________________________________ __________________________________

8 Особенности времён года и погоды на Тамани ЗИМОЙ:___________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________________. ВЕСНОЙ:__________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________________. ЛЕТОМ:___________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________. ОСЕНЬЮ:_________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________________. Посмотри на фотографии, напиши, какое это время года. ___________________ _________________________________________ Вспомни, как происходит смена времён года в нашей местности. Какая погода характерна для каждого времени года? Почему? Напиши слова, которые описывают состояние погоды и природы нашего района. -Чем занимаются все дети в это время года? - Как ты проводишь время летом?

9 Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? Пришла без красок И без кисти, И перекрасила все листья. Поглядите, поглядите – Потянулись с неба нити! Что за тоненькая нить – Землю с небом хочет сшить? Сидит - зеленеет, Падает-желтеет, Лежит – почернеет. В красном платьице девица, Вышла с осенью проститься, Осень проводила, Платье снять забыла. И на красные узоры Первый снег ложится. Отгадай-ка! Осенние пословицы От осени к лету поворота нету. Лето со снопами, осень с пирогами. Весной дождь растит, а осенью гноит. Сентябрь птиц в дорогу торопит. Объясни смысл каждой пословицы..

10 Водоёмы Таманского полуострова Моря Озера Реки Пруды Естественные Искусственные Лиманы Плавни Ахтанизовский лиман Чёрное море Азовское море Курчанский лиман река Кубань река Протока Приазовские плавни Ахтанизовский лиман Выростные пруды около ст.Голубицкой Темрюкский залив Озеро Солёное

11 Расшифруй название озера, которое находится на Таманском полуострове С Ё Н О Л О Е Отчий край! Вишневые рассветы, Двух морей и неба синева… К. Обойщиков Невидимые нити в природе Над Таманью солнце встало И чуть – чуть пощекотало: «Эй, дружок! Скорей в лиманы, На рыбалку утром рано. Познакомишься с лягушкой – Головастика подружкой, С черепахой, их соседкой, Подружись, опять же, крепко. Полюбуйся змейкой юркой, Как блестит на солнце шкурка!» На рыбалке побывали! Рыбы, правда, не поймали, А находок сколько сделал! Мир познал – ведь в этом дело! Ирина Шарапова Найди на карте водоёмы Темрюкского района и напиши их название: Моря: ____________________________________________________. Реки: ____________________________________________________. Лиманы: _________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________. Плавни: ___________________________________________________.

12 Определи, что относится к Чёрному морю, а что к Азовскому. невысокие берега гористые берега солёное содержит мало соли замерзает не замерзает глубокое мелкое Можно ли из Азовского моря попасть в Чёрное море? Если можно, то проложи путь от нашего населённого пункта к городу Анапа. Сочини сказку или стихотворение о наших водоёмах.

13 Попробуй создать свой плакат «Охрана водоёма» Обязательно научись плавать. Никогда без надобности не ходи к воде один. Никогда не купайся в незнакомом месте. Не ныряй, если не знаешь глубины и рельефа дна. Не заплывай за ограждения. Не подплывай близко к идущим по воде катерам, пароходам. Во время игр в воде будь осторожен и внимателен. Не зови без надобности на помощь криками Тону!". Не купайся до посинения" не допускай переох­лаждения организма. Умей пользоваться простейшими спасательными средствами. Умей оказывать помощь терпящим бедствие на воде.

14 Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года – Это всё вокруг … (природа). Палку тены – дэрэво вырасти. (пословица) Прочитай стихотворение и объясни: что такое природа. Ибрагимов сад – памятник природы Таманского полуострова С Л О В А Р Ь: ФЛОРА - растительный мир, все виды растений, свойственных данной местности. Больше всего мне по душе живая природа родного края. Чего только здесь нет! По верху склонов пойдёшь, степь порадует. В тех местах, где косой не прошли люди, шевелит на ветру свои кудри ковыль. А сколько разнотравья! Весной каждую неделю краски степь меняет, разнотравьем сказочным радует. А если пойти в низину, там деревья и кустарники лианами увиты, под ногами грибочки встречаются. Красота! Прохлада. Деревья: ____________________________________________________________, кустарники: _________________________________________________________, Цветы: _____________________________________________________________, травы: _____________________________________________________________. Подумай и напиши, какие растения нашей малой родины ты знаешь.

15. ИГРА «Я знаю это растение» Назови цветы, которые можно увидеть летом на клумбах города Темрюка Напиши названия культурных растений, которые выращивают в Темрюкском районе. Плодовые растения:_________________________________ ____________________________________________________ ___________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ Овощи:____________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________

16 -В моих владениях лесных,- говорит Лесовичок,- должен быть краснокнижный вид пиона тонколистного. - Давно уж видел я его на Дубовом рынке, но люди всё-таки выкапывают все корешки. Есть такие «травники», которые только о себе пекутся. Так и исчезают многие растения. -Ещё растут в моих Таманских уголках колокольчики – любимцы света. Много их летом по склонам Азовского моря встретить можно, особенно красиво смотрятся лиловые склоны в районе микрозаказника Подмаячное. Так и хочется сказать людям: КОЛОКОЛЬЧИК КРАПИВОЛИСТНЫЙ -Во всех моих лесных уголках растёт валериана. Любит она места влажные, пониженные. Всё к солнцу тянется, потому что высоты огромной. Волшебная эта валериана, корешки её лекарственные людям помогают: успокаивают, гармонию в теле и душе человеческой создают. ВАЛЕРИАНА ЛЕКАРСТВЕННАЯ Всюду на склонах крутых Кружево нежных соцветий густых. Сердце в космическом ритме стучит Радость творчества людям дарит. На склонах лиловых заказника Цветут колокольчики сказочно. Давайте, друзья, пожалеем, Оставим природе такое изящество. ПИОН ТОНКОЛИСТНЫЙ Редкие растения, произрастающие на Тамани.

17 ТРОПОВИЧОК И ЗОЛОТАЯ РЫБКА Пришел Троповичок с Лесовичку совета просить: - Тропа моя ведёт к берегу моря. Хочу узнать, какие там редкие виды растений найти можно. Кто мне помочь в том краю может? Лесовичок посоветовал обратиться к сказочному герою Золотой Рыбке. Пришел Троповичок по тропе к самому берегу Азовского моря и позвал Золотую Рыбку. - Будь добра, Золотая рыбка, помоги мне увидеть растения редкие, исчезающие с берега моря. И говорит ему Золотая рыбка: - На этом берегу два вида редких растений: мачок жёлтый и синеголовник приморский. Синеголовник приморский у твоих ног, а мачок жёлтый исчез, вытоптали люди. Но по моему волшебному велению ты увидишь его на несколько минут на этом месте, чтобы умел узнавать его в других местах побережья. Появилось вдруг по велению Золотой Рыбки растение с перистыми опушенными листьями в виде розетки, а на цветочном стебле бутон открылся. Жёлтый красивый цветок быстро отцвёл и тут же плод рогатый длинный появился. Таким и запомнил его Троповичок. Узнал он, что люди его лекарственным считают и разводить искусственно стали. - Спасибо тебе, Рыбка Золотая! – поблагодарил на прощание Троповичок. МАЧОК ЖЁЛТЫЙ (ГЛАУЦИУМ) Синеголовник приморский рекомендован для местной защиты на Таманском полуострове. Ранимый вид. Во всех странах люди его охраняют. Надо и нам беречь его. Каждый день Троповичок с юннатами-экологами изучают жизнь растений, определяют их по особым книжкам – определителям. Оказывается, что в степной зоне тоже есть краснокнижные растения. Только найти их трудно, редкими стали. СИНЕГОЛОВНИК ПРИМОРСКИЙ

18 П Р И Р О Д Н Ы Е Л Е К А Р И Какие растения используются для лечения нарывов? Алоэ, каланхоэ – комнатные растения; подорожник, календула, капуста. Какие растения используются при сердечном приступе? Настойка ландыша, корней валерианы, пустырника. Какие растения ипомогут как жаропонижающие средства? Малина, лимон, липовый цвет. Какие лекарственные растения используются при изжоге? Чай: мята с листом смородины, калины. Какие растения используются для лечения кровоподтеков, опухолей, ссадин? Полынь горькая, зверобой, подорожник. Какие растения используются при выпадении волос? Тебе помогут крапива и корень лопуха. Какие растения используются для остановки кровотечения? Это пастушья сумка, крапива, тысячелистник. Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника? Подорожник, плоды черемухи. валериана малина черёмуха алоэ каланхоэ Липовый цвет пустырник калина полынь зверобой Какие ещё лекарственные растения ты знаешь? Расскажи об одном из них. Попробуй нарисовать. Одуванчик, подорожник, Василек, шалфей и мята. Вот зеленая аптека Помогает вам, ребята!

19 Осторожно! Ядовитые растения. Бирючина обыкновенная Ландыш Олеандр Паслён чёрный Дереза обыкновенная Ядовитыми называются растения, содержащие такие вещества, которые, попав в организм человека или животного, вызывают отравление. Отравление может привести к тяжелому заболева- нию и даже к смерти. Для самого растения ядовитые вещества имеют большое значение. Они защищают растение от живот- ных, которые могли бы съесть его стебли, листья, корни или семена. Назови ядовитые растения, которые ты видишь на иллюстрациях. Встречался ли ты с ними в природе? Где они растут? Дурман обыкновенный Запомни! Ядовитые растения нельзя брать в рот; нельзя касаться глаз. Некоторые яды находятся в соке растения, они впитываются в кожу, попадают в кровь, вызывая отравление.

20 С Л О В А Р Ь: ФАУНА - животный мир, все виды животных, свойственных данной области. Разнообразный животный мир Таманского полуострова подарит нам встречу с лисой, зайцем, барсуком, енотовидной собакой. Плавни и небольшие озерца облюбовали лебеди и цапли, в полях можно увидеть куропатку и фазана. Для любителей рыбалки сама природа полуострова создала максимум условий. Можно посидеть с удочкой на берегу реки Кубань, или порыбачить в лиманах. Хороший улов не заставит себя ждать. В рыбачьем садке забьют хвостами сом, тарань, карп, сазан, щука или лещ. Какие животные вредят сельскому хозяйству? Каких птиц можно увидеть на Таманском полуострове? Назови диких животных, которых ты встречал в нашем районе. Отгадай-ка! Игра «Третий лишний». Окунь, карась, дельфин. Змея, ящерица, ёж. Лебеди, гуси, индюки. Черепаха, лягушка, мышь. Голубь, орёл, воробей. Бабочка, червяк, гусеница. 4. Он весной поет красиво, Звонко, весело, игриво! Угадай-ка поскорей, Что за птичка?... (йеволос) 5. Солнце греет у порога И растаяли сугробы, Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам... (ичарг) 6. Два огромных страшных глаза Кругом вертит голова, Ты её узнаешь сразу, Коль заухает... (авос) 1. Этот зверь всю зиму спит. Снег растает - полетит. Попищит, послушает, Мотылёчка скушает. (ьшым яачутел) 2. Серый маленький комочек Чик-чирик! - замерз он очень! Солнце, выгляни скорей, Ждет тебя наш... (йеборов) 3.Тук-тук-тук с утра весь день. Как стучать ему не лень? Может, он немного спятил? - Тук-тук-тук, - в ответ нам... (летяд), 100,

21 Троповичок, путешествуя по природным тропам, знакомился с дикими и домашними животными Таманской земли, о многих встречах с ними рассказывали ему дети и взрослые. МАЛЕНЬКИЕ ОТШЕЛЬНИКИ (рассказ натуралиста) Вдоль дороги медленно ползёт маленький серый зверёк. Вид у зверька привлекательный: мягкая светло-серая шёрстка, маленькие лапки с пятью острыми коготками. Зубы – длинные крепкие резцы. Ушные раковины и хвост развиты слабо. На месте глаз у него образовалась толстая кожная складка, покрытая короткими волосками. Живёт он всё время в земле, прорывая подземные ходы. Передние зубы – вот копательный аппарат подземного жителя степных районов – слепыша. Питаются слепыши дикими луковичными и различными посевными растениями. Об их подземной жизни можно судить по горкам выкопанной земли. Живут слепыши отшельниками. Запасы делают каждый по 15 – 18 кг картофеля и свеклы, которые хранят на большой глубине. Забот у слепыша много, он много работает по устройству и переустройству своих двухэтажных домов. Редко кому удаётся увидеть подземного отшельника на тропах и дорогах. Подышать он выходит только ночью, выглянув из своей норки. ИГРА «Кто там живёт?» В норе - _______________________, в раковине - ___________________, в конюшне _____________________, в конуре _______________________, в логове ______________________, в плавнях _____________________, в коконе _______________________, в кошаре ______________________, в дупле _______________________.

22 … - эта рыбка из Азовского моря. … - эта рыбка из лимана. судакпеленгас карп карась тарань камбала бычок толстолобик щука окунь линь осётр Составь предложения. З А Г А Д К А Ходит пани в серебряном жупане

23 1.Рыжий, да не конь, рогатый, да не баран, Дома не любят и на базаре не берут. 2. Приятное моё кушанье, сладок плод моих трудов. 3. Летит- говорит, а сядет – молчит. 4. Без рук, без ног в огороде ползет. 5. Не птичка, а с крыльями. 6. Маленькая птичка под полом живет, громко поёт, спать не даёт. 7. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (муравей) 8. Летят и воют: «Во –о- ткну!» 9. Не солнце, не огонь, а светит. 1 Н 2 А 3 С 4 Е 5 К 6 О М 8 Ы 9 Е К р о с с в о р д «Н а с е к о м ы е Т а м а н и» Найди двух одинаковых бабочек. Раскрась рисунок.

24 ИГРА « Кому скажем спасибо ?» Продукты питания Сырьё для производства шерстяных тканей, обуви Нарисуй твоё любимое домашнее животное.

25 Прочитай названия животных. Найди деткам их мам, закрась их одним цветом. Напиши рассказ «Моё любимое домашнее животное». _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________

26 Ответь на вопросы: Как называется наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру? Кого мы называем братьями нашими меньшими? На одной планете Дружно жили дети. Не разоряли гнезда птиц Ради нескольких яиц, Не ловили по дубравам Рыжих белок для забавы, Травку не топтали, Рек не загрязняли ! Все старательно с умом Берегли свой общий дом Под названием Земля, Где живем и ты, и я ! С. Крупина ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ – ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ. Мы - __________________________. Хозяева должны охранять свои ____________________________________. Чтобы была рыба, надо ____________________________________. Если будем охранять леса, степи, горы, то ________________________ ______________________________________________________________. В природе будет много разных птиц, если _______________________ _____________________________________________________________. Если ты охраняешь природу, значит ____________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ______________________________________________________. Придумай и нарисуй плакат «Осторожно, птичий город!»

27 … Черноморское войско было многочисленным – более человек. Первыми в путь отправились казаки под командованием Саввы Белого. В походе участвовало 50 лодок. Эскадра двинулась из Очаковского лимана 16 августа 1792 года. Далеко в море не уходили, всё время видели берега. Эскадра двигалась медлен- но. На борту находились тяжёлые орудия. 25 августа флотилия благополучно достигла берега __________________________________. Посмотри на картину и прочитай отрывок из рассказа «Переселение казаков-черноморцев». Казацкому роду нэма пэрэводу. (пословица) Высадка казаков на Тамани 25 августа 1792 года. Художник А.А.Чечин. - А что ты знаешь о переселении казаков на земли Тамани? Расскажи. Кому поставлен этот памятник в станице Тамань? - Какую дату праздновали в Темрюкском районе 25 августа 2007 года? ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

28 По склонам горы Миска разместился уникальный музей под открытым небом «Военная горка». Необычная экспозиция боевой техники времён Великой Отечественной войны рассказывает о боевом прошлом Тамани. В самом центре Темрюка расположился один из старейших музеев Краснодарского края – Темрюкский историко – археологический музей. Его экспозиции знакомят посетителей с историей Тамани от античных времён до освоения Тамани казаками. Станица Тамань – одна из самых крупных станиц нашего района. Здесь каждый клочок земли представляет собой историческую ценность. Тысячи экспонатов собраны в Таманском музейном комплексе, частью которого является музей М.Ю.Лермонтова. Таманский полуостров – кладовая мифов и легенд… Есть на Тамани казачья станица Старотитаровская. Центром станичной культуры является музей казачьего быта. Ответить на вопросы: Для чего нужны музеи? В каких музеях ты побывал? Что больше всего запомнилось?

29 овцеводство Составь словосочетания: Цветы Овощи Кони Куры, утки, гуси разводить Плоды Свинья выращивать Виноград Овца ХГРВЕНИКНВ ОРУТЮГШЩЛЕ ЛАБПЛОДКАД ОБЕТОПОРЛР ДЛЛОДКАСБО ИИЬПЫЛЕСОС ЛОПАТАИИЧС ЬЧЛОЖКАТКЭ НЖУДЛОАО ИРГПВИЛЫАВ КЫФПОДКОВЫ Найти названия предметов труда и быта. Разгадай ребус.

30 Мы в профессии играем По душе их выбираем, И мечтаем поскорее Мамы с папой стать взрослее, Чтоб не просто так мечтать, А кем быть решить и стать. Саша гордо самолет На веревочке везет. Он готовится к полетам, Значит, вырастет... (пилотом) Даша ходит в нашу школу Вместе с любопытным Колей. Он наукой увлеченный, Значит, вырастет... (ученым) Наш ученый с другом Васей Плавал дома на матрасе. Ловко обогнул диван Вася, храбрый... (капитан) Капитана Ксюша с Жанной Заразили кашей манной. А потом лечили щами. Стать хотят они... (врачами) У врачей есть брат - Степашка, Он весь год учил букашку Прыгать из стакана в ковшик. Степа - юный... (дрессировщик) Балерина дружит с Дашей. Даша кормит с ложки кашей Куклу-капризулю Катю - Подрастает... (воспитатель) Наш Денис с Мариной дружит. Той, что вечно в танце кружит, Ведь красавица Марина Стать мечтает (балериной) А у Саши - Витя друг Красит краской все вокруг. На окне рисует дождик, Значит, вырастет... (художник) А у Вити есть сестренка Петь умеет очень звонко. Подпевают Насте птицы, Значит, вырастет... (певица) А у Насти есть соседи – Близнецы Денис и Федя. Воду варят вечерами, Значит будут... (поварами) Все профессии важны, все профессии нужны.

31 Все солдаты ходят строем. Ордена раздал героям И обратно в бой послал Рома – храбрый... (генерал) Вот Тамара, всё забросив, Полы с Данькой пылесосят. Окружающий мир дорог Даньке. Будет он... (эколог) У эколога сосед Сколотил сам табурет, А еще для птичек дом. Значит, станет... (столяром) Дрессировщик с другом Димой Целый день искали мину. Дима банку под забором, Закопал, чтоб стать... (сапером) У сапера старший брат, Он всегда помочь всем рад. Кошек с дерева сниматель, Лёва - будущий... (спасатель) Наш спасатель ходит парой С доброй девочкой Тамарой. Лечит та зверей отваром, Хочет стать... (ветеринаром) Генерал в отставку подал, Ведь его погоны продал Толя, маленький хитрец - Подрастает... (продавец) Продавец зимой Олегу Продал три сугроба снега. Крепостей Олег лепитель – Он потомственный... (строитель) Труд строителя всем нужен, Нужен всем и вкусный ужин, Доктор, чтобы всех лечил, И учитель, чтоб учил. Летчик нужен, чтоб летать... Ну а ты кем хочешь стать? Был столяр на дне рожденья У Володи в воскресенье. Папа Вовке автомат Подарил, чтоб рос... (солдат) А кем ты станешь, когда вырастешь? Нарисуй.

32 Земля Таманская является территорией Темрюкского района. Общая площадь полуострова – 2000 кв. км. В Темрюкском районе проживают 140 тыс. человек. Это – русские, украинцы, армяне, греки, евреи, немцы и другие. Работа с картой. Назови, с какими районами граничит Темрюкский район? На берегу какой реки расположен Темрюк? Покажи водоёмы Темрюкского района. Покажи место расположения твоей станицы. Определи, о чём говорится: 1) Крупный населённый пункт, много улиц, поделён на микрорайоны, много школ, магазинов, кинотеатров – это __________________. 2) Казачье поселение, сельский населённый пункт – это _________________. 3) Однодворное или небольшое сельское поселение, в котором обязательно держат домашних животных, есть огород – это ______________. ЖЕМЧУЖИНА КУБАНСКОГО КРАЯ

33 ИСТОРИЯ ГОРОДА Вот этот холм высок и крут, Внизу раскинулся Темрюк, И вы пришли сюда не зря, Присядем.... Слушайте меня ! Пустынным берег был тогда, Везде трава, везде вода, И лишь всё знающий ковыль Мне рассказал про эту быль. Из века в век здесь жили те, Кто труд ценил в своей судьбе : И скотоводы, кузнецы, И в битвах были храбрецы. Гонцы несли всё дальше весть, Что на Азове город есть. Товары в разные концы Везли обменивать купцы. И князь Темрюк пришёл сюда, Построил крепость. И года В войне и славе долго жил, С Иваном Грозным он дружил. А через несколько веков Сюда послали казаков, Чтоб орды скачущих врагов В них крепкий щит тогда нашли. Служили славно казаки ! Рубили шашками врага, Крепка была у них рука. И лились песни казаков Среди кубанских берегов. Так день за днём Кубань жила, Всё хорошела и цвела. И не жалела своей силы, Служила житницей России ! Марина Лопухина Темрюк год. Темрюк – сегодня. Хата казака, конец XIX века Темрюк, улица Ленина Путь из станицы в Темрюк Въезд в Темрюк Темрюкский порт, 1925 год Порт Темрюк - сегодня Расскажи, какие изменения произошли в нашем родном городе за 100 лет.

34 Символы Темрюкского района Гроздь винограда в гербе отражает основу местного сельского хозяйства - виноградарство и виноделие. Виноград - символ плодородия, изобилия, гостеприимства, щедрости. Жёлтый цвет (золото) - символ урожая, богатства, стабильности, уважения, интеллекта. Белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания. Голубой цвет - символ чести, благородства, духовности, водных просторов. Лазурь – символ чести, благородства, духовности, водных просторов. Пурпурный (малиновый) цвет – символ достоинства, славы, почета и величия. ГЕРБ Обо всем, что свято городу, Обо всем, что ему дорого. Герб вам может рассказать Увлекательно и коротко. С. Глаголева СЛОВАРЬ: ГЕРБ – отличительный знак. ГИМН – торжественная песня. ФЛАГ – символ, выполненный на ткани. В Темрюкском районе – круп- ные морские порты междуна- родного значения. На флаге и гербе об этом говорит изобра- жение якоря и полотнище, заполненное волнами. Якорь - традиционный символ надёжности, спокойствия, твёрдости, удачи. Что является символами нашего района? О чём нам сообщает герб района? Чем мы можем гордиться? - Почему автор песни так влюблён в наш район?

35 Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. (Пословица) Герб Темрюка Герб сельского поселения Тамань Город Темрюк основан кабардинским князем Темрюком в 1556 году. На месте разрушенного города Тумнева он поставил свой замок и назвал его своим именем. Но через 9 лет турки разгромили войско Темрюка и захватили его владения. В 1792 году в город переселились черноморские казаки. Они основали здесь Темрюкский курень. Станица Тамань находится на слиянии двух морей Чёрного и Азовского. История этого поселения началась 26 веков назад: здесь были поселения древних греков (Гермонасса), русская Тмутаракань, византийская Таматарха, генуэзский порт Матрега, турецкая, а затем русская крепости. В Тамани есть археологический музей, Лермонтовский мемориал. В 1911 году поставлен памятник первым казакам, высадившимся на берега Тамани. Тот, что побывал здесь, Не забудут этот край, Там, где созревает винограда урожай. Здесь казачьи станицы, Здесь форпост земли российской, Начинается отсюда Россия! (песня)

36 Ой, станица, родная станица … * * * Виноградные поля, Кукурузы чёлка До чего же хороша Наша Ильичёвка! Золотится виноград. Предостаток хлеба И асфальтные дороги Смотрят прямо в небо Приосанились дворы Засверкали стекла. Нет на Кубани места краше Среди станиц и хуторов, Чем любушка - станица наша, Вся в пышной зелени садов. Здесь жили прадеды и деды, Мои станичники живут, И делят радости и беды, И любят свой нелегкий труд. Ее рыбацкое приволье На зорьке с удочкой в руке Полей широкое раздолье Со звонкой песней вдалеке. Та песня, как на крыльях птицы, Летит, летит среди полей, Слышна на улицах станицы Старотитаровской моей. Тамань – в переводе с турецкого языка «темен»- болото. Она была столицей Тмутараканского княжества. А на сцене пляшет лихо Наша баба Фёкла. В электрических огнях Весь поселок ночью Наш кубанский уголок Славится рабочими. Очень много дел у нас, Ни к чему речёвки С каждым годом Хорошей Наша Ильичёвка! (В.Д. Новикова) Давай-ка познакомимся со станицами нашего района. Люблю, когда зреют хлеба. Твои хутора и станицы Ласкают и душу, и взгляд. Дают они Родине рис и пшеницу. И сладкий, как мед, виноград. Быть может, на свете есть лучше земля, Но именно эта мне песню дала. Тамань моя, люблю тебя, За ветер удачи, за песни казачьи, За все, чем богата судьба. И если бы начать с начала, Опять бы мне счастье дала, Родная земля с голубыми глазами, Таманская наша земля. ( Р. Желнин ) пос. Ильич

37 * * * ГОЛУБИЦКАЯ - голубая… Волны утренние свежи. Здесь не меркнет легенда живая про суворовские рубежи. Перепутались были с явью рядом с прошлым – грядущий день. Там, где были недавно плавни, расправляет усы ячмень. Во дворах, что на самой круче, сети сушатся на колах. За маяк зацепились тучи. Чайки плещутся на волнах. Вертолет стрекозой кружится. - Что ты видишь, смешной малыш? - Утонула в садах станица, Лишь виднеются шапки крыш. Всюду слышно: страда, работа! Вдоль дороги бегут столбы. Аж до самого горизонта – виноградных кустов чубы. А какие в станице люди! Славой русскою хороши – потрудиться умеют в будни. В праздник - песни от всей души. Виктор Жорник Легенда об Ахтанизовской. Когда казаки переселились на Кубань и стали делить землю, один казак, выйдя на гору и увидев перед собой внизу широкие степные просторы, с восхищением восклик-нул: «Ах, тай низ!». Когда возникла на этом месте станица, она была названа Ахтанизовской. « Стоишь у лимана нарядная 140 ярких лет Родная, вечно ненаглядная, Тебя милее нет! Станица Курчанская Родной совхоз «Кубань» Сады и виноградники Простор, куда не глянь». Н. Пономарёв

38 Здесь зашифрованы названия населенных пунктов Тамани. Их нужно найти в таблице и обвести рамкой., СИВЯТАМАНЬИЛЬ ЕВРПЕРЕСЫПЬКИ НОПУМИРНЫЙБЯЧ НЛКУРЧАНСКАЯО ОНЧДЮБИЛЕЙНЫЙ ЙАЖЬКУЧУГУРЫЯ чанская ань ицкая Гора, Разгадай ребус. Казаку честь за Родину лечь. Всякому мила своя сторона. Где кто родился, там и пригодился. За морем теплее, а дома светлее. Казак скорей умрёт, чем с родной земли сойдёт. Родина краше солнца, дороже золота. Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою. На Кубани закон такой: всех врагов с земли долой. Родина – мать, умей за неё постоять. И один в поле воин, если он по - казачьи скроен. Прочитай пословицы о Родине? Объясни их смысл.

39 Есть ли в твоей станице (городе) общая жизнь для пользы и радости всех? ___________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Какова эта жизнь? И где её центр? _________________________________ _______________________________________________________________________________ Какие общие праздники отмечают жители твоего района, твоей станицы?_______________________________________________________________________________ Во имя какого святого человека или события Священной истории освящена церковь в твоей станице (городе)? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ А ещё на Тамани принято при встрече здороваться друг с другом. И даже незнакомым желать здоровья. До сих пор такой славный обычай остался в станицах, хуторах, посёлках нашего полуострова. Когда твоя семья приходит в Дом культуры? ______________________________________________________________________________ Какие праздники отмечает твоя семья в церкви? _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Общие дела, заботы очень сближают людей.

40 Человек без Родины, что камышинка: под любым ветром гнётся М О Я Ш К О Л А М О Я У Л И Ц А Расскажи об улице, на которой ты живёшь. пос. Пересыпь МОУ СОШ 6 ст. Старотитаровской Как называется улица? _______________________________, Почему она получила такое название? __________________ ______________________________________________________. Сколько лет живут твои родители здесь? ________________________________. За что ты любишь свою улицу? _________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________. Напиши полное название твоей школы ______________________________________________ В каком поселении она находится? ______________________________________________ Как выглядит твоя школа? ________________________________________________________________________ А твой класс? _______________________________________ _____________ _____ ________ ______________________________________________________________ Как ты и твои друзья заботитесь о своём классе? ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Что вы обычно делаете в классе? ________________________________________ Чем вы занимаетесь здесь после уроков? ________________________________ ________________________________________________________________________ Считаешь ли ты, что твой класс – лучший в школе? Почему?________________________________________________________________________

41 ТРУД И БЫТ ЖИТЕЛЕЙ ТАМАНИ Профессия – вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний, умений. Прочитай рассказ, вставь подходящие по смыслу слова. В Темрюкском районе выращивают солнечную ягоду. Это - _______________. Чтобы получить хороший урожай винограда трудятся люди, которые …пашут землю - это ______________, …знают, какие нужно удобрения, как защитить растения от болезней - это _____________, …занимаются обрезкой, подвязкой и уборкой винограда - это _____________________, …превращают виноград в вино – это ________________, …изготавливают на заводе вкусные соки для детей, - это __________________. Привет, дружок. Я - Виноград Победитель. Попробуй так меня раскрасить, чтобы я снова стал ярким и аппетитным! Виноград Cреди полуденной жары Висят воздушные шары Гроздьями на ветке У бабушки в беседке. Вот - зеленые, как лист. Вот - черней, чем трубочист. А эти - темно-красные. Какие же все разные! Они висят и просят с крыш: "Скорее съешь меня, малыш!"

42 " Удивительные кусты винограда" Фрагмент из книги "Сказочный справочник здоровья" том 1 Долго путешествовал юноша. Много собрал разных семян и саженцев, но на обратном пути его судно попало в шторм и разбилось. Очнулся юноша на берегу у подножия холма. Огляделся по сторонам и ахнул от изумления. По склонам холма змеились лианы, покрытые крупными красивыми листьями. Из- под них свисали грозди продолговатых с прозрачной зеленой кожицей ягод, и ветерок разносил их сладкий аромат. «Чудо! радостно подумал юноша. Столько ягод на такой щебенистой земле»! Юноша сорвал сочную ягоду. Ее кожица лопнула, и по пальцам потек сладкий медовый сок. Вдруг он услышал чьи-то шаги. Пожилой человек большими ножницами срезал с кустов тяжелые грозди, аккуратно укладывая их в корзину. Здравствуйте, робко поздоровался юноша. Извините, что проник в ваш сад без разрешения. Я странствую по свету в поисках диковинных растений. Все мои саженцы погибли во время шторма. Однако ваши чудесные растения заставили меня забыть беды. Добро пожаловать, юноша, в мой виноградник. Неужели в твоей стране не выращивают виноград? улыбаясь, спросил хозяин виноградника. Нет, к сожалению. Наверное, потому что у нас не так жарко, как здесь. Но, если вы дадите мне семена, я постараюсь, чтобы в моей стране его оценили, ответил юноша. Надо признаться, на сладость винограда климат оказывает огромное влияние. В жарком климате он вырастает слаще меда, а в прохладном кислым. Однако у доброго виноградаря и в северных краях могут созреть сладкие ягоды, добродушно объяснил виноградарь и предложил: Когда мой брат капитан поплывет в ваши края, он отвезет тебя на твою родину, а пока живи у меня. За это время я обучу тебя виноградному делу. Дни бежали незаметно. С утра до вечера юноша постигал тайны виноградного дела. О чём поведала нам легенда? Как растёт виноград? Как выглядят виноградные грозди? Что надо знать, чтобы вырастить богатый урожай солнечной ягоды? Ответить на вопросы

43 ХУДО ЖИТЬ ТОМУ, У КОГО ПУСТО В ДОМУ Добро пожаловать, гости дорогие, в кубанскую хату! В хате живут не только люди. Есть в нём ещё «жильцы» - кто родом из леса, кто родом с поля, кто – из земли … Без них в хате не обойтись. Кто они? Смотри на картинку и отгадывай: Крюкова царица по миру ходила, Золото сбирала, сыта не бывала. Бычок рогат, в руках зажат, Еду хватает, а сам голодает. Есть ли таков, как Иван Русаков: Сел на конь да поехал в огонь. Три ноги, два уха, посредине - брюхо, В брюхе – огонь: отойди, не тронь! На горе родился, в огне крестился. Жил – сто голов кормил. Ах! Расшибся! Утка в море – хвост на воле. Не шит, не кроен, а весь в рубцах. Два в воде купаются, а третий насмехается. Какие вещи, необходимые в хозяйстве, живут в твоём доме? Из каких материалов сделаны вещи в твоём доме. Соединяется ли в них польза и красота? Есть ли в твоём доме ненужные вещи? (Рубель) Глэчик Чавунец (Чавунец) Грубка Макитра Казан (Коряк) (Коцюба) Коцюба (Рогач) Рогач Рушник Рубель Сапетка Скрыня Угольник Лоханка Винык

44 ПРОМЫСЛЫ И РЕМЁСЛА НА ТАМАНИ По всем хуторам славились кузнецы – ковали, умевшие подковать любого коня. В большой цене были мастера – оружейники, владевшие секретами «запекания» - закаливания булатных клинков. Высочайшими мастерами были кубанские виноделы. Высочайшими мастерами были кубанские виноделы. Во все времена славились кубанские вина и с той поры эти традиции не прерывались. Первые годы казаки земли не пахали и хлеба не сеяли. Кормили их охота и рыболовство. Казаки были умелыми охотниками. Кроме этого в станице на каждой улице жили гончары и корзинщики. Глиняную посуду и плетённые изделия казаки стали использовать с давних времён. Глиняную посуду изготавливали из местного материала. Расскажи, в каких станицах и сейчас хорошо развиты названные ремёсла.

45 Что же такое пословица? Пословица -художественное произведение, которое содержит широкое обобщение и выражает его в краткой форме. Пословицы можно разделить на три группы: 1) Те, которые употребляются только в переносном смысле. Гарбатова магила исправить Кажна хата горем напхата 2) Те, которые сохраняют прямой смысл, но употребляют- ся и в переносном значении: Куй желизо покы гарячо Што пасейиш, то и пажнеш. 3). Те, которые употребляются только в прямом смысле: Пры солнышки типло, пры матири дабро Добра слава лэжить, а худа бижить Тамань в пословицах и поговорках Хто присказки старинные знае, тот в жизни много понимае. Игра «Допиши пословицу»: Землю красит солнце, а человека …. Без труда не вынешь………………………………... Маленькое дело лучше………………………………. Человек без друзей, что……………………………. Сам погибай, а………………………………………….. Не красна изба углами, а …………………………….. Нет друга ищи, а………………………………………... ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

46 Что такое поговорка? Поговорка - меткое образное выражение. Использование поговорок в речи делает её яркой и выразительной. Объясните значение следующих поговорок: Глазом нэ моргнуть, усом нэ повэсты (не обращать внимания); Билого свита нэ бачить (чрезмерная занятость); В кажну дирку затычка (о назойливом, любопытном человеке); На вэрби – груши (небылицы о невероятном). Игра «Подбери поговорку!» 1). Как говорят о человеке, совер- шившем неблаговерный поступок? 2). Что говорят о хозяйке, неумело принимающей гостей? 3). Как можно сказать о тяжелом невыносимом положении? 4). Как говорят о неудачном обмене? 5). Обвинить кого-то без вины. Выменять шило на мыло. Найты крайниго. Дурна кров грае. Хоть с хаты тикай. Умила готувать, та нэ умила годувать. Что же за праздник без весёлых частушек? Просторный народ У нас на Кубани. Под окном - огород, В огороде – баня. Базар большой Кукурузы нету. Пойду собирать По белому свету. Ты, Тамань, моя Тамань, Зелёные садочки. У соседей – все сыны, У меня – все дочки. Разрешите станцевать, Разрешите топнуть. Неужели в вашем доме половицы лопнут? Гармонист, гармонист, Не смотри глазами вниз. Смотри прямо на меня, Буду завлекать тебя! Чернобровый казачок Пляшет со мной гопачок. Вдарила вприсядку, Пошла без оглядки.

Кубанские загадки Играть играй, да дело знай По горизонтали: 4) Ни свет, ни заря Согнулся – и со двора. 7) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? 8) Лохматый казак, посерёдке кушак, По двору бродит, порядок наводит. 9) У нашей красавицы Коса до земли мотается. 11) Сто один брат, все в один ряд Вместе связаны стоят. 14) Ниток много, а клубом не смотаешь. 15) Посереди двора золотая голова. 16) Что за водица – Только для грамотного годится? По вертикали: 1)Что зимой в комнате мёрзнет, а на улице нет? 2) Есть на свете конь: Хоть топнуть, хоть заржать – Всему свету не сдержать! 3) Двенадцать коней в поводу На одной уздечке веду. 5) Шубка деревянная, Свиньям еда желанная. 6) Жёлтая курица под тыном дуется. 10) Поднялись ворота – Всему миру красота. 11) Посадили зёрнышко, А выросло солнышко. 12) Что за ворона такая: шесть яиц серых снесла, а одно – красное? 13) Спереди шильце, сзади вильце, На груди белый рушничок.

48 «Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев» ХОРОВОДНАЯ Я посею василёчки Во зелёном во садочке: -Вы растите, василёчки, -Я вас буду поливать, -Выходите ребятушки, -Я вас буду выбирать. Ягодка – самородинка -Ай, да ты ягодка – самородинка, Ай, да когда же ты взошла? Ай, да когда выросла? - Ой, я весною взошла, Ой, да летом выросла … Посидите, гости, побеседуйте Посидите, гости, побеседуйте, Я вам, мои гости, старину скажу стародавнюю, Стародавнюю, небывалую: Под дубом свинья гнездо свила, Гнездо свила, яиц нанесла, Яиц нанесла, детей вывела. А все деточки - чепуряточки По веткам сидят, желудочки едят, А сама свинья под дубом лежит, Под дубом лежит, думу думает, Думу думает во поход идтить Да на того же царя, на турецкого. А какие народные песни ты знаешь? Сможем ли мы их спеть все вместе?

49 Сказка – складка, да дело гутарит Жили когда-то в двух разных хуторах две козы: одна белая, другая чёрная, и были они упрямые-упрямые. Вот как-то раз отправились эти козы на лужок траву щипать: белая на своём лужку пасётся, чёрная – на своём. Вечером, когда солнце стало садиться, козы наелись досыта и пошли: белая – в свой хутор, чёрная – в свой. Шли они, шли и сошлись на узкой жердинке. А жердинка эта была перекинута через речку. Не разойтись козам на жердинке. Или одной, или другой надо уступить дорогу. - Эй ты, чёрная! Посторонись, уступи мне дорогу! – закричала белая коза. - Вот ещё! Буду я тебе дорогу уступать! – крикнула чёрная коза. – Сама мне дорогу уступи! - Всю ночь простою – не уйду! - До утра буду стоять – с места не сдвинусь! Долго спорили упрямые козы. Потом затрясли бородами, застучали копытцами – в драку вступили. Отошли каждая на три шага, нагнули головы с острыми рогами да как бросятся одна на другую! Стукнулись они лбами, сцепились рогами, да обе и свалились в ручей. Выбрались козы из ручья и вернулись домой мокрые и грязные. Две козы Какую сказку мы прочитали? О ком она? Что произошло с упрямыми козами? Какие черты характера высмеиваются в сказке? Как ты понимаешь слова «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

50 Марина Лопухина родилась в г. Томске в 1961 году. Ещё в детстве переехала на Кубань и всей душой полюбила этот удивительный и благодатный край. Дошкольный педагог и ландшафтный дизайнер, она является создателем прекрасного в мире и в душах людей. Её стихи о жизни, чувствах, о природе края - мягкие и лиричные. У КУБАНИ ОСОБАЯ СТАТЬ Из Сибири былинкой-тростинкой Меня мама сюда привезла. В первый раз незнакомой тропинкой Босоногой девчонкой прошла. Поразили зелёные дали, Горизонта упрямая нить, Ведь его мы в тайге не видали... Здесь подумалось... можно доплыть- Запах моря, акаций и вишни, Горьковатая соль на губах, Тишина... что жужжания слышны Пчёл, снующих в цветущих садах. А простора, и солнца, и света, Что бежать и в восторге кричать... Пусть кружится со мною планета... У Кубани особая стать РАЙСКАЯ ЯГОДА Я срываю ягоду губами, Ощущаю лета сладкий сок. И висят черешни янтарями, Их создать Господь один лишь смог. Ведь они не яблоко раздора, А любви и счастья торжество. Заискрится летом дружно скоро В бусинках любимое село. Так пускай слышны повсюду песни, Малышей призывный громкий крик. Белым дымом зацветут черешни, Сберегая жизненный родник. ГОРОД БУДУЩЕГО Ты растёшь, мой юный друг, И с тобой растёт Темрюк. Наш уютный городок Так прекрасен и высок. Всюду новые дома, И огней ночных волна. Разрастутся липы, клёны... Будет он всегда зелёным. И не будет гари, пыли, Полетят автомобили. Где дороги были тут, Пусть цветы теперь цветут. А по морю ходит флот, И гудит трудяга-порт. Будем мы чудесно жить И по радуге ходить. Нить истории длинна... Будут чудо-города!

51 Был весёлый майский день. Расцвела в саду сирень. Солнце тёплые лучи Посылало с высоты. Всё цвело вокруг и пело. Полз жучок по травке смело. Птички звонко щебетали... Две подружки шли, болтали О любви, о красоте, О своей большой мечте. Шли, мороженое ели, На скамеечку присели. Съев, закинули бумажку На ползущую букашку. Всё вокруг тотчас притихло Пенье птичек сразу стихло Солнце грустно от стыда Скрылось вдруг за облака. От стыда за те деянья, Что творим без осознанья И природу загрязняем, Не вершим, а разрушаем. Тучки слёзы проронили. Видно плохо нас учили, Что Земля - наш общий дом, Дом, в котором мы живём. Если станут все сорить – Как на свалке будем жить? Почему не понимаем, Что законы нарушаем Красоты, любви, творенья И земного назначенья? И когда ж мы осознаем – Прежде душу загрязняем. Верю, день такой настанет, Что всем людям стыдно станет. И очистим мы планету, Вновь наполним её светом, Светом солнца и любви, И теплом своей души. МАЙСКИЙ ДЕНЬ

52 ЛУЧИК СОЛНЦА Пробудился лучик солнца, Глазки сонные протёр, Причесался и умылся, Поскакал скорей во двор. Обогрел цветы и травку, Деток в школу разбудил, На крыльце погладил кошку, Про собачку не забыл. Малышу утёр слезинки, Ноги дедушке погрел, Чтоб поправился дедуля, Долго жил и не болел. В каждом доме лучик солнца Помогает всем весь день, Дарит свет, тепло и радость, И светить ему не лень. Мы ведь тоже дети Солнца, Луч его - пример для нас. Также можем все трудиться Каждый день и каждый час. Полюбить, помочь, утешить, Добрым словом поддержать. Свет заполнит всю планету, Тьме придётся убежать. КОТ БАРСИК Есть у нас красивый кот. У него большой живот. Любит Барсик наш покушать. Он не хочет даже слушать, Что питаться вредно много. Всё кричит: «Ещё немного, Мяу, мяу, «Вискос» дайте И сметанку наливайте. Мы кота все очень любим, Моем, чистим и голубим. Он нам лаской отвечает, Песню-сказку напевает, Чтоб приснился сон хороший: Рай - где много, много кошек. Наиля Милова

53 Муравей: -Я весёлый муравей. У меня полно друзей. Я люблю в лесу гулять, На деревья залезать. На листочке посижу И на речку погляжу. Рыбки плещутся в реке... Домик виден вдалеке... Автор: - Вдруг листочек оторвался. Муравьишка испугался, Прямо в речку вниз упал И от страха закричал. Муравей: -Боже! Боже! Помоги! И на помощь мне приди! Унесёт меня вода, И погибну я тогда! Автор: Бог бедняжку услыхал И спасти его послал Птицу, но он ей внушил, Что внизу пескарик плыл. Та листочек подхватила И на берег опустила. Только это не еда, Оказалось - ерунда. Птица в небо улетела, Съесть листок не захотела. Муравей сказал: - Мой Бог! Знаю, это ты помог. Птицей ты оборотился И на речку опустился, МУРАВЕЙ Чтобы жизнь мне сохранить И на берег опустить. Я тебя благодарю! Нужно будет, отплачу! Автор: Как-то полз он по дороге... Вдруг увидел чьи-то ноги... То охотник злой опять Вышел в птичек пострелять. Охотник: -Я охотник, звери, птицы - Вы добыча для меня. Всех я вас возьму на мушку И нажму курок ружья. От меня вам не уйти, Свою шкуру не спасти. Автор: Птица вскрикнула... Птица: - Погибну! Не успею улететь. Видно мне придётся с жизнью Распрощаться, умереть! Автор: Наш герой не растерялся, Быстро на ногу взобрался И за пятку со всех сил Он злодея укусил. Тот от боли закричал, В птицу нашу не попал. Та вспорхнула, улетела... Муравей: - Получай за злое дело, Злой охотник, уходи, Зверю, птице не вреди. То друзья мои и я Их защитник, твой судья. Автор: - Муравей сказал отважно И пополз по тропке важно! Наиля Милова

54 Береги здоровье смолоду Страница народной мудрости Известно: то, что бесценно, надо беречь. Первое дело – надо жить и работать размеренно, чтобы не надорваться. Пословица предупреждает: Ретивая лошадка недолго живёт. Праздники помогают чередовать труд и отдых. Делу время, потехе час. Второе дело – чистота. Важна чистота телесная. Вот и говорили раньше: Поганое к чистому не пристанет. Надо беречь чистоту в душе, не марать её злыми мыслями и делами. Железо ржа съедает, а завистливый от зависти погибает. Третье дело – надо жить в ладу с природой и погодой. Есть старинное золотое правило: Держи голову в холоде, живот в голоде, ноги в тепле – проживёшь сто лет на земле. Четвёртое дело: нельзя переедать: Большая сыть брюху вредит. Нельзя за едой читать: память проглотишь. И ещё: Ешь белого меньше, зелёного больше – проживёшь дольше. Пятое дело – чтобы быть здоровым, надо много двигаться. В движении – жизнь.

55 В И К Т О Р И Н А «Знатоки малой родины» 1. Прочитай отрывок. Определи, из какого он произведения. Из далёких стран полуденных, Из турецкой стороны Бьём тебе челом, родимая, Твои верные сыны. ___________________________________ 2. Чем являлась в далёком прошлом станица Тамань? Как она называлась? ____________________________________________________________________ 3. Назови главную улицу своей малой родины. Почему она так называется? ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 4. Прочитай кубанские пословицы. Как ты понимаешь их смысл? Если сможешь, подбери схожие русские пословицы. Яка мамка, така и лялька. ____________________________________________ Нэ всэ золото, шо блэстыть. ________________________________________ 5. Какие водоёмы есть в Темрюкском районе? ____________________________ ______________________________________________________________________ 6. Выбери верное утверждение. Подчеркни его. Наш район даёт стране: А) чернику, бруснику, морошку; Б) виноград, овощи, фрукты; В) легковые и грузовые автомобили. 7. Зачеркни повторяющиеся буквы и прочитай названия птиц, которые обитают на Таманском полуострове. Что ты знаешь об этих птицах? ЧМДИЯМВТЕИВЧЛ ________________________________________________________________________ МЛНСЛМОЕВНЕА ________________________________________________________________________ 8. Знаменитый русский писатель, побывавший на Тамани дважды. А) Л.Н.Толстой Б)С. А. Есенин В)М.Ю.Лермонтов 9. Порт на Тамани - самый западный пункт Краснодарского края. А) Кавказ Б) Фишт В)Чугуш 10. В каком году основан г. Темрюк? А) 1792 Б)1556 В)1793

56 Список литературы: газета «Тамань, очерки Елены Чуприна; 2008 Альманах «Золотые звёзды Тамани»; М. В. Мирук, Т. А. Науменко «Введение в историю Кубани», Краснодар 2004 Биология, экология, здоровый образ жизни. Сост. В.В.Балабанова, Т.А.Максимова, Волгоград, изд. «Учитель». «География в школе», 1995, 1, с.68. Детям о природе. Л.М.Потапова. Ярославль. Академия Холдинг, 2002, с.37, А.А.Вахрушев, О.В.Бурский «Мир и человек»; Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» Сборник «Будь славен град Темрюк»; Альманах «Парус» 2 – 2007; г. Анапа Виктор Жорник «Русь черноморская». Москва-2005; Платонов И. «Полуостров сокровищ -Тамань». Тамань-Темрюк, 2004 В.И. Борисов. «Занимательное краеведение» Краснодар,2005. Рисунки diorama.ru/workshop/ reviews/ php Составитель пособия: Ломскова Л.В. (МОУ СОШ 21). Большое спасибо всем, кто оказал помощь в составлении пособия: Лебедевой О.Б., Дорошенко И.В., Зубко Н.Г., Гончаровой Н.Н., Сова А.В., Абдурамановой Г.Э., Крыжановской С.Н., Мельниченко И.Г., Бабенчук Т.Н. Никулиной Л.А., Блакитной Л.В., Братченко Т.Г., Трубоваленко Л.А., Руденко Т.Е., Гришиной Н.И.