Символ жизненных начал Образ всадника-воина в древнерусском и народном искусстве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека Русская народная вышивка.
Advertisements

Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
МИРОВОЕ ДРЕВО КАК ОТРАЖЕНИЕ ЕДИНСТВА МИРА Мировое древо (arbor mundi, «космическое» древо), характерный для мифопоэтического сознания образ, воплощающий.
Флаг России Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх одинаковых по размеру горизонтальных полос: белая, синяя, красная.
1 сентября Моя малая Родина Тема: Что такое государственная символика? Каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.
... Выйдет добрый молодец за порог родительского дома. Внятен ему язык природы. "Что выше леса, краше света?" - Ясно солнышко. "Поле не мерено, овцы не.
Свет добра, величие и силу Сквозь века несла народам Русь. Жизнь моя, любовь моя Россия, Я твоей историей горжусь. Славлю путь великий, благородный, Твой.
Проект «Герб села Вольного» Автор проекта: Дадова Имара ученица 7б класса МБОУСОШ9.
Человек имеет право на… Обязанности граждан России.
Выполнили ученицы 8 класса Буланцева Анастасия Жибоедова Ангелина Кузинкова Софья Лобкова Анастасия (9 класс) Руководители: Гудкова Марина Сергеевна, учитель.
Государственная символика России. Умом Россию не понять Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев (1866)
Работу выполнил ученик 5 класса Кайль Алеша. В стародавние времена наша Родина называлась Русь. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло.
« Чудо Г еоргия о з мие » в р усской л итературе Х Х в ека Минералова Ирина Георгиевна.
День России! Выполнил: воспитатель Глухова Оксана Викторовна высшая квалификационная категория.
Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
«Символы государства Российского». У России величавой, На гербе орел двуглавый. Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный мудрый он и.
Древние корни народного искусства Древние образы в народом искусстве.
Неверова Ольга Ивановна учитель начальных классов МОУ Шубенская СОШ Зонального района Алтайского края.
Флаг и герб, овеянные славою! МОУ Большеокуловская СОШ Учитель: Фролова Е.В.
«Государственные символы России».. «Символ»- в переводе с греческого языка означает знак, примету, признак. Символика является своеобразной формой раскрытия.
Транксрипт:

Символ жизненных начал Образ всадника-воина в древнерусском и народном искусстве

Образ конного воина особенно любим славянами! Имеет он древнюю историю в культуре разных народов. Однако именно на Руси получает свое неповторимое воплощение и глубокий смысл жизненных начал.

В чем заключена сила этого образа, сохранившего свое значение до наших дней? Где лежат его истоки? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять, с чем связан этот образ и тем более развитие его духовного содержания. Дорогой славянам, особенно близкий душе народа, он проходит через всю русскую историю

«То это всесильный заклинатель, который одним своим словом в состоянии покорить свирепое чудовище, то стойкий проповедник, то смелый воин, то бесстрашный искатель приключений, то гордый триумфатор, то заступник и защитник людей» М.В. Алпатов

«…друг землепашцев, хранитель тепла», «стойкий мученик, храбрый воин» В.Н. Лазарев

Заступник перед Спасом за московских князей Конный воин святой Георгий стал эмблемой великокняжеского герба. В древнерусском искусстве он достиг высочайших художественных откровений.

Условно выделяем три иконографических типа изображения конного воина святого Георгия Образ всадника, связанного с житием святого Георгия Чудо Георгия, Освобождающего царевну от чудовища Образ Георгия-змееборца

Каждый иконографический тип несет древние пласты в содержании.

Святой Георгий в житии Место древа занимает схематически связанное с ним изображение башни и ниже женской фигуры – царевны. Вертикальным расположением этих изображений создается ось композиции. которая смещена к краю плоскости, как бы продолжается за ее пределами. Следы устойчивой в веках композиции сохраняет вздыбленный, как бы зависший в пространстве конь святого Георгия.

Фигура царевны заключена в сегмент, символизирующий земное бытие с совершившимся чудом, в то время как творец его, белый всадник, помещен в красное поле. Основной цвет иконы воплощает энергию жизни, связываемую в народных представлениях с небесным светом и земной влагой. Пещера, из которой выходит дракон, - черного цвета, обозначает преисподнюю, царство подземное – источник влаги.

Семантикой пространства, изображенного в иконе символически, цветными сегментами, определяются содержательные связи между мотивами; так выражено древнее представление о трехслойности мира – небо, земля, подземное царство.

Образ Георгия змееборца. Символика, связанная с изображением змея, далеко не однозначна. Мифологические корни мотива ведут к древу жизни, у основания которого покоится змей. В системе христианской символики меч имеет значение – духовное. Функция змееборства, заступничества выходит на передний план и приобретает новые грани смысла.

Чудо Георгия о зиме. Обычная формула изображения воина, вонзающего копье в пасть змея, решается в круговом пространстве: диагональ летящего копья выносится вперед, создается ощущение большого пространства и времени в вечном измерении жизни. Гибкая фигура воина, откинувшегося назад и пронзающего чудовище, как бы описывает круг.

Световая символика, пронизывающая композицию, подчеркнутая изображением солнца на щите воина, выражает космизм образа. Огненно-красный цвет плаща вокруг головы воина символизирует жизнь, это знак подвига. Красный цвет являлся наивысшим эстетическим критерием в искусстве Древней Руси. Белый цвет коня символизирует духовную чистоту, свет духовный.

«Егорий Храбрый одевается в сбрую ратную, берет копье вострое булатное, снимает с коня богатырского двенадцать железных цепей, садится верхом и едет в путь-дорогу трудную». Егорий – любимый народный герой, он наделен чертами солнечной силы. «По колена ноги в чистом серебре, по локоть руки в красном золоте, голова его вся жемчужная. Во лбу-то солнце, в тылу- то месяц, по косицам звезды перехожие», - говорится о Егории в песне.

Богоматерь – устроительница града, земли, общечеловеческого миропорядка – своим заступничеством перед Богом наполняет воинский подвиг вселенским смыслом. Здесь во всей глубине предстает христианская идея мира как связанного единства, за которое совершает свой ратный подвиг святой Георгий Победоносец.