Язык программирования Паскаль. Паскаль Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритмизация и программирование Программирование. Основные алгоритмы и приемы программирования. (на примере языка программирования Turbo Pascal)
Advertisements

1.Открыть новое окно редактирования для ввода программы Файл Новый. 2.Набрать текст новой программы. 3.Сохранить текст программы на диске Файл Сохранить.
Урок 3 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
turbo.exe основной файл среды Любой язык обладает алфавитом, синтаксисом и семантикой. В алфавит входит набор символов, использующихся в языке с помощью.
Язык программирования Turbo Pascal. Программирование Программирование – это запись разработанного алгоритма на языке программирования. 4 Автор языка Паскаль.
Урок 6 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
Программирование на языке Паскаль Введение. Алфавит языка Паскаль Алфавит это фиксированный набор основных символов, из которых состоит любой текст на.
Познакомиться с основными понятиями языка Pascal 2.
Тема: « Линейные вычислительные алгоритмы. ». Язык Паскаль был разработан в 1970г. Никласом Виртом как язык обучения студентов программированию. Паскаль.
Оператор присваивания. Основные операции во Free Pascal Урок 3 по программированию.
Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
Язык программирования высокого уровня TURBO PASCAL.
Язык программирования Паскаль. Блез Паскаль ( ) Французский философ. Писатель, математик, физик. Имя Паскаля носит целый ряд фактов, установленных.
Основы программирования в Turbo Pascal Язык программирования Паскаль.
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Оператор присваивания. Оператор вывода информации на экран.
Арифметические выражения. Выражение - это формальное правило для вычисления некоторого значения. В зависимости от типа значения выражения можно разделить.
Язык программирования Паскаль Учитель информатики: Иванчикова Т.Ф.
Транксрипт:

Язык программирования Паскаль

Паскаль Язык назван в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа

Разработчик Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в годах Он был опубликован в 1970 году Виртом как небольшой и эффективный язык, чтобы способствовать хорошему стилю программирования, использовать структурное программирование и структурированные данные

Программирование на Паскале: Заголовок программы Раздел описания Основной блок программы Program ; Const ; Type ; Var ; Begin ; End.

Алфавит языка Латинские буквы (А-Z, a-z) Цифры 0-9 Специальные символы: + - * / = { } [ ]., ( ) : ; $ # Служебные слова Идентификаторы- символическое имя определенного программного объекта Идентификаторы-

Служебные слова – предназначены для написания команд. В Турбо-Паскале есть несколько служебных десятков слов, которые программисту нельзя использовать в качестве имен переменных. Такими словами являются: procedure until do if program var downto in while case function or type const goto to mod div and file not string else begin for of then

Правила создания идентификаторов 1. Состоит из строчных или прописных латинских букв, цифр и знака подчеркивания «_». 2. Начинается с буквы или знака подчеркивания «_». 3. Не может быть служебным словом. 4. Длина не должна превышать 127 символов 5.Желательно, чтобы идентификатор отображал смысл переменной. Правильные идентификаторы: Temp_ x1 _33name _1_2_3 My_Variable Неправильные идентификаторы: Temp- 1x 33name1_2_3 My Variable

Переменная := Выражение; Примеры: A:=3*4.8; Su:=X+X*4.78; C:=C+1; Выражение должно быть записано в виде линейной цепочки символов! Между всеми элементами выражения должны быть знаки операций 3 х 3*х Аргументы функций должны быть заключены в (): sinx sin(x)

Задачи: Определите значение переменной после выполнения следующего фрагмента программы: 1) a : = 7 ; a : = a – 4 ; b : = –a ; c : = –a + 2 * b ; 2) a : = 2 ; b : = ; b : = 1 – b ; c : = –b + 3 * b ; 3) a : = –3 ; b : = a + 3 ; b : = 1 – b ; c : = –b + 3 * a ;

Стандартные процедуры и функции: Abs (x) – абсолютное значение аргумента x; ArcTan (x) – арктангенс x, выраженный в радианах; Cos (x) – косинус x, x задается в радианах; Sin (x) – синус x, x задается в радианах; Sqr (x) – квадрат x; Sqrt (x) – квадратный корень из x; Exp (x) – e x (экспонента); Ln (x) – натуральный логарифм x; Pi – число π (3, …); Frac (x) – дробная часть x; Int (x) – выделяет целую часть x; Random (x) – генерирует случайное число в пределах [0; x);

Правила записи арифметических выражений: Не допускаются два следующих подряд знака операций; Приоритет операций: *,/,div,mod,+,-. Несколько записанных подряд операций одинакового приоритета выполняются последовательно слева направо. Часть выражения заключенного в скобки выполняется в первую очередь.

Арифметические операции: + A+B - A-B / A/B * A*B Div A div B Mod A mod B

Записать по правилам языка Turbo Pascal следующие выражения:

Типы данных: Типы данных определяются по свойствам величин: 1)Форма внутреннего представления. 2)Множество принимаемых значений. 3)Множество допустимых операций.

Целые типы: Идентификатор Длина(байт)Множество значений Integer byte word20…65535 shortint1-128…127 longint …

Вещественный тип Идентификатор Длина(байт)Диапазон real62.9* …1.7*10 38 single41.5* …3.4*10 38 double85* …1.1*

Описание переменных Var m,n,k: Integer; x,y,z: Real; Symbol: Char;

Описание констант Const Max=1000; G=9.8; Cod=ОШИБКА;

Ввод данных. Это передача информации от внешних устройств в оперативную память. Вводятся исходные данные решаемой задачи. Read ( ) Пример: Read(a,b,c,d) Var T: Real; J: Integer; K: Char; Begin Read (T,J,K); Набираем на клавиатуре: G (Enter)

Ввод потоком. Var A,B: Integer; C,D: Real; Begin Read(A,B); Read(C,D); Набираем на клавиатуре: (Enter) 2.62Е Е+01 (Enter)

Ввод строками. ReadLn( ) ReadLn(A,B); ReadLn(C,D); (Enter) 2.62E E+01 (Enter)

Вывод на экран. Write ( ) Пример: Write (234); {выводится целая константа} Write(A+B-2);{результат вычисления} Write(X, Summa, Arg1,Arg2);{выводятся значения переменных}

Вывод строкой. WriteLn( ) WriteLn (I,,J,,K);

Форматы вывода. Формат определяет представление выводимого значения на экране. Он отделяется от соответствующего ему значения двоеточием.

Примеры: I=134 I=287 I=134 Write (I) Write(I,I,I) Write(I:6) _ _ _134 R= R=46.78 Write(R) Write(-R:12) E E+01 R= R= Write(R:8:4) Write(R:7:2) _ 46.78

Управление символьным выводом на экран. Дополнительные возможности управления выводом на экран дают процедуры и функции модуля CRT. Формат команды: Uses CRT Для работы с модулем необходимо знать: Режимы экрана; Координаты на экране; Текстовое окно; Цвет фона и цвет символа.

Режимы экрана. В модуле CRT каждый режим имеет определенный номер, за которым закреплено символическое имя (описанная константа). Для установки режима экрана используется процедура: TextMode ( ) Пример: TextMode(1); TextMode(CO40); По умолчанию устанавливается режим СО80.

Координаты позиции. Каждая символьная позиция на текстовом экране определена двумя координатами (Х, У). Х – позиция в строке; У – номер строки, в которой находится символ. Строки нумеруются сверху вниз. Для установления курсора на экране в позицию с координатами (Х, У) в модуле CRT существует процедура: GoToXY(X, Y) Координаты курсора задаются переменными типа Byte.

Пример программы. Программа очищает экран и выставляет в центре символ «*»: Uses CRT; Begin ClrScr; GoToXY(40,13); Write(*) End.

Текстовое окно. Прямоугольное пространство на экране, в котором производится вывод символов, называется текстовым окном. Процедура: Window(X1,Y1,X2,Y2) –определяет положение и размер окна. X1, Y1, X2, Y2 – переменные типа Byte, координаты верхнего левого и правого нижнего угла окна.

Управление цветом. В модуле CRT объявлены константы, имена которых представляют собой английские названия цветов, а соответствующие им значения – порядковые номера этих цветов. Процедура назначения цвета фона: TextBackGround(Color) Аргумент величина типа Byte, задающая номер цвета. Процедура назначения цвета символа: TextColor(Color).

Пример программы: По очереди откроются четыре окна, и каждое из них будет залито своим фоновым цветом: Uses CRT; Begin Window(1,1,40,12); TextBackGround(White); ClrScr; Window(41,1,80,12); TextBackGround(Red); ClrScr; Window(1,13,40,25); TextBackGround(LightRed); ClrScr; Window(41,13,80,25); TextBackGround(Green); ClrScr; End.

Пример программы: На белом фоне в середине экрана будут выделены номера первых 15 цветов. Каждый номер будет того цвета, который он обозначает: Uses CRT; Var I: Byte; Begin TextBackGround(White); ClrScr; GoToXY(1,12); For I=0 To 14 Do Begin TextColor(I); Write(I:5); End; End.

Процедуры управления текстовым экраном из модуля CRT. ClrEOL –стирает часть строки от текущей позиции курсора до конца этой строки в окне. Положение курсора не меняется. DelLine – уничтожает всю строку с курсором. Нижние строки сдвигаются на одну вверх. InsLine – вставляет пустую строку перед строкой, в которой стоит курсор. LowVideo, NormVideo, HighVideo – устанавливает режимы пониженной, нормальной и повышенной яркости символов соответственно. KeyPressed –часто используют для организации задержки окна результатов на экране. Repeat Until KeyPressed; - пустой цикл, который крутится на месте до нажатия какой-либо клавиши. Ставится в конце программы.

Пример: В приведенной выше программе перед концом добавим: Repeat Until KeyPressed; Window(1,1,80,25); TextBackGround(Black); ClrScr;

Логические величины, операции, выражения. Логический оператор присваивания. Логические значения обозначаются служебными словами false (ложь) и true(истина), а идентификатор логического типа – boolean. Кроме величин (констант и переменных) типа boolean логическое значение false и true принимают результаты операций отношения.

Операции отношения. Операции отношения осуществляют сравнение двух операндов и определяют, истинно или ложно соответствующее отношение между ними. := =(равно) <>(не равно) <(меньше) >(больше) = (меньше(больше) или равно)

Логические операции. Not – отрицание And – логическое умножение. Or – логическое сложение. Xor – исключающая или. Операции отношения имеют самый низкий приоритет, поэтому заключаются в скобки.

Логическое выражение. Логическая формула, записанная на языке программирования. Состоит из логических операндов, связанных логическими операциями и круглыми скобками. Результатом вычисления логического выражения является булева величина (false или true). Логическими операндами могут быть логические константы, переменные, функции, операции отношения.

Примеры логических выражений. A, b, c – логические переменные. X, y – вещественные переменные, K – целая переменная. 1)x<2*y; 2) true; 3) d; 4) odd(k); 5) not not d; 6) not (x>y/2); 7) D and (x<>y) and b; 8) (c or d) and (x=y) or not b. Если d=true; b=false; c=true; x=3; y=0.5; k=5, то результаты вычислений: 1)false; 2) true; 3) true; 4) true; 5) true; 6) false; 7) false; 8) true.

Логический оператор присваивания. := Примеры: 1)d:=true; 2)B:=(x>y) and (k<>0); 3)C:=d or b and not(odd(k) and d)/ Odd(k) – функция целого аргумента k, принимает значение true, если k начетное и false, если k – четное.

Функции связывающие различные типы данных. Обращение Тип аргумента Тип Результата Действие Ord(x)Любой Порядковый Integer Порядковый номер значения х в его типе Pred(x)Любой Порядковый Тот же, что для х Предыдущее относительно х значение в его типе Succ(x)Любой Порядковый Тот же, что для х Следующее относительно х значение в его типе Chr(x)ByteChar Символ с порядковым номером х Odd(x)IntegerBoolean true, если х нач. False, если х четн.