Тема 6. Оценка и прогнозирование спроса на товары и услуги Вопросы: 1. Сущность и виды понятия "прогноз мирового рынка". 2. Методологические особенности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРО- ГНОЗИ- РОВАНИЕ Маркин Сергей Менеджмент 2 КУРС.
Advertisements

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ.
Лекция 2. Методологические основы прогнозирования в домашнем хозяйстве.
Социальное прогнозирование, его виды и особенности Социальное прогнозирование, его виды и особенности Студента 1 курса гр. ГМУ-ЗМ-1 Бычкова М.В.
Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Тема 7. Методы исследования мировых товарных рынков и прогнозирования спроса на товары и услуги Вопросы: 1. Методы индивидуальной и коллективной экспертной.
Основные этапы моделирования. Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование – творческий процесс, и поэтому.
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Lecturer: Farid M.Mammadov Социально-экономическое прогнозирование CHAPTER 2 01 окт
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование – творческий процесс, и поэтому заключить его в формальные.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Тема диссертационного исследования: «Роль внешнеторгового баланса в обеспечении роста национальной экономики» Научный руководитель к.э.н., доцент Дрозд.
Тема диссертационного исследования: «Роль внешнеторгового баланса в обеспечении роста национальной экономики» Научный руководитель к.э.н., доцент Дрозд.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
ЛЕКЦИЯ 2 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ (ПР) 1 В узком смысле - построение последовательности действий для достижения поставленной цели. - выбор некоторой альтернативы.
МЕНЕДЖМЕНТ. Методы планирования
Роль прогнозирования в принятии управленческих решений.
1.3. Проект, его элементы и характеристики. Объективные предпосылки возникновения методов УП 1.Ускорение научно- технического прогресса на примере инновационных.
Лекция 16. Прогнозирование политических процессов.
Транксрипт:

Тема 6. Оценка и прогнозирование спроса на товары и услуги Вопросы: 1. Сущность и виды понятия "прогноз мирового рынка". 2. Методологические особенности кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования мировых товарных рынков.

Прогноз мирового рынка - объективное, научно обоснованное, вероятностное суждение о динамике основных параметров (показателей) анализируемого объекта и альтернативных вариантах их возможного развития при условии исполнения заранее принятых гипотез и предпосылок, сформулированных разработчиком прогноза для заданной перспективы Требования к формулировке прогноза Четкость Ясность Не допускать неожиданных толкований Соответствовать поставленной задаче Прогноз – это набор возможных вариантов, сопровождаемый соответствующим спектром вероятностей каждого из них Логическая модель поливариантного прогноза "если..., то … ", где "если..." - определенные предпосылки, допущения, принятые гипотезы, а "то..." - прогнозные следствия, результаты

С учетом предпосылок и гипотез, принятых автором прогноза, прогноз может быть Одновариантный Многовариантный Каждый вариант должен иметь соответствующую оценку степени вероятности его исполнения Рассматривается как частный случай при условии, что он наиболее вероятен из всех вариантов, принципиальная возможность которых, однако, объективно неизбежна выделить наиболее вероятные, альтернативные пути развития исследуемого объекта из широкой гаммы возможных его состояний при данном уровне знаний о нем и закладываемых в прогнозах предпосылках Конечная цель прогнозирования

Обязательные требования к прогнозу Научная обоснованность и системность - на базе тщательного и всестороннего анализа "предыстории" и комплекса факторов, которые могут оказать существенное влияние на общую динамику рынка в прошлом, настоящем и в перспективе Доказательность и воспроизводимость - тот же прогнозный результат мог бы быть получен др. независимым разработчиком, но на базе той же исходной информации и принятых предпосылках и гипотезах прогноза Альтернативный характер в строгом соответствии с принятыми предпосылками и гипотезами Регулярно корректироваться и обновляться в рамках прогнозного периода по мере поступления новейшей информации, т.е. сам процесс прогнозирования должен быть постоянным и непрерывным Должен быть четко сформулирован и ясно изложен, без неясностей и противоречивых толкований Важно правильно выбрать период предыстории ("базовый период"), на протяжении которого исследуются основные тенденции рынка. Правильность выбора, необходимого и достаточного по продолжительности "базового периода" во многом предопределяют качество и надежность прогноза

Критерии Классификация прогнозов По предмету или объекту прогнозирования По функциональному признаку По горизонту (периоду) прогнозирования С позиций пользователя прогноза Предмет прогнозирования, его конкретные прогнозные характеристики (параметры) определяются на этапе постановки задачи: общемировые, страновые и отраслевые показатели производства, потребления, экспорта импорта, мировых цен, спроса и предложения и т.п. применительно к конкретным товарным рынкам, а также параметры, характеризующие динамику основных финансовых показателей, инвестиций, курсов акций, валют и др. Конкретный объект прогнозирования диктует набор экономических показателей, анализ основополагающих факторов их формирования, характер и объем всей требующейся информационно-статистической базы Современная внешнеторговая практика главный интерес - прогнозирование мировых цен на основные товары, спрос на них и предложение на мировом рынке

Классификация прогнозов по горизонту (периоду) прогнозирования Краткосрочные (конъюнктурные) – до 1-1,5 лет Среднесрочные - до 4-6 лет Долгосрочные , реже 20 Временные границы прогнозирования обусловлены задачами, которые ставятся и формулируются постановщиками проблемы и реализуются исполнителями прогнозных разработок в соответствии с потребностями общества и реальными возможностями НТ характера естественным объективно возможным горизонтом научно обоснованного прогноза, проистекающего из экономической сущности исследуемого явления, его масштабности и устойчивости основных тенденций

Классификация прогнозов по функциональному признаку исследовательские программные организационные Отвечает на вопросы: как и в каком направлении может изменяться анализируемый объект; какие изменения желательны и необходимы с позиций разработчика и пользователя прогноза Выявляет средства достижения необходимых результатов, устанавливает время, в течение которого будет реализован каждый из вариантов определяет степень уверенности в получении положительного результата по вариантам Отвечает на вопросы: какие финансовые, материально- технические и кадровые ресурсы и комплекс организационно–технических мероприятий требуется для практической реализации возможных вариантов Задача - определение целей для дальнейшего взаимодействия с этим объектом В итоге формулируются вероятные пути достижения поставленных целей в отношении исследуемого объекта Результат – определение возможных вариантов распределения ресурсов и осуществление комплекса конкретных организационно-технических мероприятий, необходимых для успешного достижения поставленных целей

Классификация прогнозов с позиций пользователя прогнозов предсказательныепредуказательные Отражает наиболее вероятный вариант развития событий, попытка дать конкретный ответ на вопрос "что будет?", оставляя в стороне вероятностную, многова- риантную природу прогноза, и давая конкретное суждение о перспективах развития явления Чаще это средне- и долгосрочные прогнозы. Носят многовариантный характер: разработчик ставит задачу дать весь веер возможных направлений развития исследуемого явления на рассматриваемую перспективу, оценивая степень их вероятности Характерны для краткосрочной перспективы, когда ограниченный горизонт прогнозирования не позволяет детально рассматривать и оценивать последствия многовариантного сценария Главное - не просто предвидеть то, что будет, но и дать широкую палитру возможных вариантов на базе широкого набора предпосылок и допущений, сформулированных в процессе проведения прогнозного исследования Пример - метеорологические прогнозы на один или несколько дней

Этапы процесса построения внешнеэкономических прогнозов как логическое сочетание целого (общее состояние мирового хозяйства) и частного (конкретный рынок как объект прогнозирования) Формулируется прогнозная задача, указывается объект прогнозирования и его характеристики (параметры), динамика которых будет исследоваться. Строится общий сценарий разработки прогноза Формулируются основополагающие предпосылки общеэкономического, политического, социального и др. характера, которые закладываются авторами на пред прогнозном этапе работы, а так же возможные варианты проявления каждого из них в обозримой перспективе с учетом их вероятности реализации Выявляются основные факторы формирования исследуемого объекта, их логическая взаимосвязь друг с другом, направление и степень влияния. Указываются конкретные экономические показатели, надежно характеризующие эти факторы Обосновывается выбор наиболее надежного для данного случая инструментария (методов прогнозирования) и реализуется сама процедура разработки прогноза на заданный горизонт предвидения Предварительная оценка качества и надежности прогноза, анализ возможных ошибок и путей их устранения при текущей корректировке прогнозов, оценивается вероятность и степень проявления тех или иных факторов и обстоятельств временного и случайного характера, которые ранее не могли быть учтены в процессе прогнозирования

Особенности кратко-, средне- и долгосрочного прогнозирования мировых товарных рынков Деление прогнозов мирового рынка не является формальным: - на их основе принимаются принципиально разные управленческие решения, - факторы, формирующие кратко-, средне- и долгосрочные тенденции, различны по своей сущности Особенности долгосрочного прогнозирования Особенности краткосрочного прогнозирования Особенности среднесрочного прогнозирования Это база стратегического экономического планирования Объект - общие, усредненные, относительно устойчивые на протяжении всего многолетнего предшествующего и прогнозируемого периодов тенденции рынка. Важнейшие факторы, учитываемые при разработке долгосрочных прогнозов - постоянно действующие нециклические: НТП, обеднение и истощение природных ресурсов, демографический. Колебания, обусловленные воздействием фактора циклического воспроизводства, тем более временных и случайных не учитываются Задача – найти траекторию исследуемого параметра, отличающегося от долговременных тенденций Часто и не без оснований отождествляют с конъюнктурным прогнозированием Основной макроэкономический фактор, формирующий эти тенденции - циклический характер воспроизводства. Определенное влияние оказывают и некоторые из постоянно действующих нециклических факторов (НТП в конкретных среднесрочных проявлениях, монополизация, концентрация производства, роль международных организаций, факторы экологического характера). Факторы временного и случайного характера не рассматриваются