Методика подготовки к написанию сжатого изложения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Advertisements

ГИА по русскому языку в 9 классе. Распределение заданий по частям работы Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Тип заданий 1 Часть 1.
Учимся писать сжатое изложение Подготовка к ГИА 9 класс.
Р АБОТА НАД СЖАТЫМ ИЗЛОЖЕНИЕМ. П РОЧИТАЙТЕ ТЕКСТ И ВЫДЕЛИТЕ МИКРОТЕМЫ Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но.
Материалы для работы по оцениванию сжатого изложения.
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
Тема: «Краткость – сестра таланта» Подготовка к написанию сжатого изложения в формате ГИА.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Презентация по русскому языку 9 класс Выполнила: Пикалева И.Г., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 143» Г. Казань, РТ.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.
Часть 1. Сжатое изложение Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 924 Иванова Ольга Николаевна.
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (Пословица) Цель курса - подготовиться к написанию сжатого изложения (задание С1), используя различные приёмы сжатия.
Задача сжатого текста - кратко, в обобщенной форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые.
Задание части 1 ГИА звучит следующим образом: Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном подписанном листе. Сначала напишите номер задания,
Подготовка к написанию изложения. ГИА 9 класс.. Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит и думает. Это значит, что вся сознательная.
СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ Проверка на двух полях : ИК --- ГФ.
Подготовка учащихся по русскому языку к экзамену по новой форме в 9 классе Приёмы обучения сжатому изложению.
Транксрипт:

Методика подготовки к написанию сжатого изложения

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Информация о тексте для сжатого изложения абзаца Микротема 1 Самым значительным изобретением за всю историю человечества учёные из разных стран признали книгу, потому что благодаря этому изобретению стали возможны и многие другие. 2 Сегодня книга по - прежнему самый надёжный и долговечный аккумулятор знаний, ведущий к добру. 3 Достоверным является лишь слово, закреплённое на бумаге, слово услышанное и затем прочитанное надолго сохраняется в памяти. 4 Ум ограничен и скован без чтения книг, потому что в них обобщён опыт десятков поколений. Таблица 1

Критерии оценивания сжатого изложения Бал лы Критерии оценивания сжатого изложения Бал лы ИК 1 Содержание изложения ( см. таблицу 1) Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 1 Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему. 1 ИК 3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы. 0 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения : - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена ; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2 ИК 2 Сжатие исходного текста Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и / или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и / или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0 Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста. 2 Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1– ИК 3 7

Алгоритм работы над изложением I. Первое прослушивание ( о чем ?): 1. Стиль 2. Тема 3. Идея ( основная мысль ) II. Второе прослушивание ( как ?): 1. Количество частей 2. Ключевые слова 3. Слова и предложения, связывающие абзацы III. Работа над содержанием ( о чем и как своими словами ): 1. Схема по типам речи, план текста 2. Начало и концовка, фразы - переходы между частями 3. Язык и стиль

Весною 1809 года князь Андрей поехал в рязанские имения своего сына, которого он был опекуном. Пригреваемый весенним солнцем, он сидел в коляске, поглядывая на первую траву, первые листья березы и первые клубы белых весенних облаков, разбегавшихся по яркой синеве неба. Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам. Проехали перевоз, на котором он год тому назад говорил с Пьером. Проехали грязную деревню, гунны, зеленя, спуск с оставшимся снегом у моста, подъём по размытой глине, полосы жнивья и зеленеющего кое-где кустарника и въехали в берёзовый лес по обеим сторонам дороги. В лесу было почти жарко, ветру не слышно было. Береза, вся обсеянная зелеными, клейкими листьями, не шевелилась, и из-под прошлогодних листьев, поднимая их, вылезали, зеленея, первая трава и лиловые цветы. Рассыпанные кое-где по березняку мелкие ели своею грубою вечною зеленью неприятно напоминали о зиме. Лошади зафыркали, въехав в лес, и виднее запотели. Лакей Петр что-то сказал кучеру, кучер утвердительно ответил. Но, видно, Петру мало было со чувствования кучера: он повернулся на козлах к барину. Ваше сиятельство, лёгко как! сказал он, почтительно улыбаясь. Что? Лёгко, ваше сиятельство. «Что он говорит?» подумал князь Андрей. «Да об весне верно, подумал он, оглядываясь по сторонам. И то зелено всё уже... как скоро! И береза, и черемуха, и ольха уж начинает... А дуб и незаметно. Да, вот он, дуб». На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично- растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастье! как будто говорил этот дуб, и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они из спины, из боков; как выросли так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам». Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, а он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно стоял посреди их. «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Первое прослушивание Стиль Отрывок взят из художественного произведения, следовательно, написан художественным стилем, который отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. Тема В тексте говорится о том, как князь Андрей, весной проезжая по лесу, неожиданно замечает, что среди зеленеющих деревьев только старый дуб не чувствует прихода теплых дней и не поддается обаянию весны стоит «старым, сердитым и презрительным уродом». Идея (основная мысль) Болконский, размышляя об этой картине, делает вывод (который является основной мыслью отрывка), что жизнь его кончена так же, как у этого дуба, что он должен доживать ее, ничего для себя не желая.

Второе прослушивание Количество частей При правильном абзацном членении первые предложения ваших абзацев образует краткий пересказ. В тексте девять абзацев. В тексте - три смысловые части: дорога, дуб, размышления князя Андрея. Ключевые слова Ключевые слова – наиболее важные для понимания текста слова, они расположены в сильных позициях – заглавии, начале, конце текста, а также неоднократно повторяются, замещаются синонимами и требуют смыслового распространения, часто указывают на время, место, действие, предмет изображения в тексте. Ключевые слова отрывка. : весна 1809-го, князь Андрей, рязанское имение; весеннее солнце, коляска, первые, не думал, смотрел; проехали, въехали, в лесу, береза, не шевелилась, трава, вылезала, ели, напоминали; лакей Петр, сказал, кучер, ответил, барин, Ваше сиятельство; подумал, князь Андрей, весна, зелено все, дуб; на краю дороги, дуб, огромный, старый, сердитый, улыбающиеся березы, не хотел подчиняться, весна, солнце; весна, любовь, говорил, дуб, обман, выросли, не верю; князь Андрей, оглянулся, ждал, от дуба; он прав, думал, князь Андрей, жизнь кончена, ряд мыслей, обдумал жизнь, пришел к заключению, доживать жизнь, ничего не желая.

Второе прослушивание Слова и предложения, связывающие абзацы При переходе от одного абзаца к другому нужно обратить внимание на те ключевые слова, обороты, предложения, которые начинают развитие новой микротемы. В нашем тексте это глаголы (действия, состояния, движения) которые автор употребляет то в форме совершенного, то несовершенного вида. Первый абзац состоит из одного предложения - оно называет тему всего отрывка, действие, которое будет описываться, героя, о котором пойдет речь, поэтому и глагол стоит в форме совершенного вида. Во втором абзаце автор пишет о состоянии героя, поэтому глаголы употреблены в форме несовершенного вида (сидел, смотрел). В третьем абзаце описывается дорога, поэтому используются глаголы, передающие движение (проехали, въехали), заметим, что их вид опять сменился стал совершенным (это связано со сменой микротемы). Абзац заканчивается завершением микротемы: «Лошади зафыркали, въехав в лес, и виднее запотели». Абзацы связаны повторяющимися словами ( Да, вот он, дуб. На краю дороги стоял дуб. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастье!» как будто говорил этот дуб...).

Работа над содержанием и языком изложения Схема по типам речи. План текста Схема текста по типам речи: Основной тип речи - повествование, с вкраплениями описания весеннего леса, описание дуба и суждений героя. Повествование: (описание состояния человека; описание природы; описание дуба; предложение-суждение; описание состояния человека). План текста: I. Весной 1809 года князь Андрей едет в имения своего сына. 1) Ничто не беспокоит князя. Он радуется первому солнышку. 2) Коляска въехала в весенний лес. 3) Разговор лакея и кучера. II. Старый и сердитый дуб. 1) Описание дуба. 2) «Мысли» дуба о жизни. 3) Безнадежные мысли князя о жизни. (Составление плана является определенным сокращением текста, поэтому, если при написании изложения вы испытываете трудности с развертыванием пунктов, записывайте их напротив ключевых слов. Это поможет подобрать нужные слова и раскрыть смысл текста).

Работа над содержанием и языком изложения Язык и стиль текста Так как текст является художественным описанием, обратим внимание на изобразительно-выразительные средства. Прежде всего, это эпитеты и олицетворения в описании дуба (например, С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца....он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.). Интересны и эпитеты, рисующие мысли князя Андрея: безнадежные, грустно-приятные, успокоительное и безнадежное заключение. Заметьте, что Толстой часто прибегает к повтору слов, и, как замечают исследователи его творчества, это является чертой его стиля. В этом тексте также много повторений слов: весна, первый, дуб, огромный, старый, обман, жизнь. Это совершенно оправданно, так как они передают основную мысль отрывка.

Способы сжатия текста 1) Исключение несущественной и второстепенной информации (исключение второстепенной информации может быть решено путём исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений); 2) свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее) ;

Исключение примеров, частностей, деталей повторов ; одного или нескольких из синонимов ; уточняющих и поясняющих конструкций ; обобщающих слов и предложений ; однородных членов предложения ; диалогов ; пространных описаний природы, чувств, настроений.

Упрощение сокращение отдельных членов предложения; образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; разбивка сложного предложения на сокращенные простые; перевод прямой речи в косвенную; обязательна замена первого лица на третье

Обобщение нескольких однородных проблем, мелких вопросов замена однородных членов обобщающим наименованием ; замена гипонимов гиперонимом замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Гипоним - слово с более узким значением, обозначающее подчинённое, видовое понятие. Гипероним - слово с широким значением, выражающего общее, родовое понятие.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. А вот мечта – это совсем другое дело. Это что - то волшебное. Мечта всегда связана с чем - то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше.

Микротема 1 Людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Микротема 2 Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Микротема 3 Мечта – это что - то волшебное, всегда связанное с добрым и прекрасным. В мечту люди просто верят, а она позволяет верить в лучшее. Микротема 4 Человек, мечтая, подсознательно сам создаёт условия для того, чтобы приблизиться к желаемому, невзирая на возможные препятствия. Микротема 5 Стремление к осуществлению мечты наполняет нашу жизнь смыслом на много лет и делает нас добрее и лучше.

« Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. Цель конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для того, чтобы достичь цели. А вот мечта это совсем другое. Мечта – это что - то волшебное. Она всегда связана с чем - то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, а она наполняет человека верой в лучшее. И это действительно работает. Человек, мечтая, создаёт условия для действий и становится ближе к желаемому. Даже жизненные препятствия ему не помеха. Для того, чтобы мечта исполнилась важно набраться терпения Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и становится намного лучше и добрее ». (120 слов )

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. « Парадоксально, но людям нужны не только рациональные цели, но и вовсе не рациональные мечты. Прием : Первая микротема сжата за счёт упрощения – замены части предложения синонимичной конструкцией : « может показаться парадоксальным » « парадоксально ».

Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. Цель конкретна, достижима и измеряема. Всегда можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для того, чтобы достичь цели. Прием : Исключение второстепенной информации ( исключение конкретных примеров ). Этот приём удачно сочетается здесь с синонимической заменой : « в любом случае » « всегда ».

А вот мечта – это совсем другое дело. Это что - то волшебное. Мечта всегда связана с чем - то безусловно добрым и прекрасным – с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов всё будет хорошо. А вот мечта это совсем другое. Мечта – это что - то волшебное. Она всегда связана с чем - то добрым и прекрасным. Мечта не появится у того, кто не отличает добро от зла. В мечту люди просто верят, а она наполняет человека верой в лучшее. Приемы : исключение несущественной информации ( исключение слова « безусловно » в третьем предложении третьего абзаца ), исключение фрагментов предложения, имеющих поясняющее значение (« с тем, что принято называть нравственным идеалом »; « в то, что в конце концов всё будет хорошо »).

И это, как ни странно, работает. Психологи объясняют это тем, что человек, мечтая, подсознательно сам создаёт себе условия для действий, которые постепенно приближают его к желаемому. И даже жизненные препятствия тут не помеха. Они просто на некоторое время откладывают исполнение желания, как бы предлагая нам обходные пути. Важно набраться терпения и не слишком торопиться. Неизвестно ещё, не выиграет ли тот, у кого исполнение мечты откладывается. И это действительно работает. Человек, мечтая, создаёт условия для действий и становится ближе к желаемому. Даже жизненные препятствия ему не помеха. Для того, чтобы мечта исполнилась важно набраться терпения

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и становится намного лучше и добрее ».

ИК 2 3 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. ИК 2 2 балла ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста. ИК 2 1 балл ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. ИК 2 0 баллов ставится в том случае, если экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений ; вычленения в тексте основных микротем ; обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы можете использовать авторские ключевые слова и словосочетания. Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию.

Стиль текста Отрывок взят из художественного произведения, следовательно, написан художественным стилем, который отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В тексте говорится о том, как князь Андрей, весной проезжая по лесу, неожиданно замечает, что среди зеленеющих деревьев только старый дуб не чувствует прихода теплых дней и не поддается обаянию весны стоит «старым, сердитым и презрительным уродом». Болконский, размышляя об этой картине, делает вывод (который является основной мыслью отрывка), что жизнь его кончена так же, как у этого дуба, что он должен доживать ее, ничего для себя не желая.

После первого чтения текста выполните следующие шаги : Определите тему текста ( о чем текст ?). Сформулируйте основную мысль ( чему учит текст ?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста ( в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец ; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки ; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод ). Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. Прослушайте текст во второй раз. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста ( исключение, обобщение ). Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами ( временные, пространственные и т. п.). Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Помните о главном условии : вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

План текста Что наиболее важно в тексте? Какими словами автор подчеркивает наиболее важное? Сформулируйте тезисы словами автора. Наметьте основной тезис текста (центральную часть). Найдите подход к центру (вступление). Запишите пункты плана (поабзацного или смыслового). Обдумайте выводы (концовку).

: Выделение микротем ( составление плана ). Выд Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями. еление ключевых слов и понятий. Собственно сжатие текста ( имея в виду приёмы сжатия ).

Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и становится намного лучше и добрее ».

Способы сжатия текста 6. В каждой части отметить главное, т. е. то, без чего он был бы лишен смысла. 7. Отметить то, что можно объединить. 8. Подобрать обобщающие слова и предложения ( с их помощью переданы главные мысли микротемы ). ъ Цитатный план Исключение и т. п. Обобщение и т. п. Упрощение Например, мы мечтаем съездить в далёкую страну и огорчаемся, что не можем сделать этого прямо сейчас. Время идёт, и мы постепенно всё больше узнаём о том, что так притягивает нас. Может быть, мы даже решаем связать свою профессию с путешествиями или занимаемся изучением нужного нам языка. И когда мечта осуществляется, мы понимаем, что она действительно наполнила нашу жизнь содержанием и смыслом на много лет. Она сделала нас любознательнее, серьёзнее, интереснее. Благодаря мечте мы сами стали добрее и лучше. Идя к своей мечте, человек на много лет наполняет свою жизнь содержанием и становится намного лучше и добрее ». Третья микротема исходного текста также передана с применением приёмов как содержательного, так и языкового сжатия текста. Из приёмов содержательной компрессии можно указать на исключение несущественной информации ( исключение слова « безусловно » в третьем предложении третьего абзаца ). Среди языковых приёмов сжатия автор использует здесь, например, исключение фрагментов предложения, имеющих поясняющее значение (« с тем, что принято называть нравственным идеалом »; « в то, что в конце концов всё будет хорошо »).