Обследование просодической стороны речи. Обследование восприятия ритма 1)Инструкция: « Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль дыхания в развитии речи детей Шестакова Инна Николаевна логопед МКДОУ « Детский сад « Колосок»
Advertisements

«Развитие речевого дыхания». Речевое дыхание дошкольников отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры,
«Жужжалочка» Автор: учителя-логопеды МБДОУ 235 Октябрьского района г. Красноярска Брехунова Т.Г., Лушникова Т.В.
Презентацию подготовила учитель- логопед высшей квалификационной категории Лизунова Алла Павловна.
Выполнили: учителя-логопеды МБОУ СОШ8 им. Сибирцева А.Н. Черкашина С.И., Новосёлова Л.А.
Тест 1 Речь Внимательно прочитай вопрос. Кликни кнопкой мышки по словам (выбранному варианту)
Комплекс дыхательных и физических упражнений.
ГКС(К)ОУ «Школа –интернат для глухих детей» Урок развития слухового восприятия «Работа по закрытой картине» г. Владикавказ 2014г.
МБОУ «Чепчуговская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Формирование навыков выразительного чтения и пути их совершенствования.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ. ЗАДАЧИ: - укреплять мышцы артикуляторного аппарата. - закреплять навык правильного речевого дыхания (вдох носом, выдох.
Прочитайте, какие группы слов нельзя назвать словом «предложение». Снег лежать тепло весна. Наша семья очень дружная. Поздно ночью светить звезда. Вывод:
Приемы формирования речевого дыхания Подготовил: учитель – логопед I квалификационной категории Тивикова Мария Владиленовна.
Автор: учитель – логопед Панова Н.Е.. Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать произносительные органы. Необходимо тренировать и правильное.
Методика обследования связной речи (по Глуховой В.П.)
Учитель-логопед Вышемирская Юлия Михайловна. Рекомендую придерживаться следующих правил во время работы над развитием речевого дыхания : Вдох через нос,
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА Паровозик Ходить, делая попеременно движения руками и приговаривая.
УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ПРАВИЛЬНО Составила: учитель-логопед Деева Елена Александровна Филиал МКДОУ «Детский сад 1»- Детский сад 11.
Игра 1 «Каждый на своем месте (игра следует сразу за сказкой)» Взрослый рассказывает дошкольникам: Как-то раз, в гости к бабушке Предложению пришли три.
Дошкольное учреждение 20 «Сокол» г.Шахтерск Развитие силы голоса у детей с речевыми нарушениями Шульга Валентина Сергеевна учитель - логопед.
Проверь себя Словосочетания Словосочетания Глухая сторона, тихо поёт, порывистый ветер,белая ромашка Глухая сторона, тихо поёт, порывистый ветер,белая.
Транксрипт:

Обследование просодической стороны речи

Обследование восприятия ритма 1)Инструкция: « Послушай, сколько было ударов. Покажи карточку, на которой изображено нужное количество ударов» -изолированные удары 2) Инструкция: « Послушай, сколько было ударов, покажи нужную карточку» -серии простых ударов. 3) Инструкция: « Послушай, сколько и какие были удары, покажи нужную карточку». - серии акцентированных ударов.

Обследование воспроизведения ритма 1.Инструкция: « Послушай и повтори (отстучи) за мной удары». -изолированные удары (без опоры на зрительное восприятие); -серии простых ударов 2. Инструкция: « Послушай и повтори (отстучи) за мной удары, где будут тихие и громкие удары». -акцентированные удары (без опоры на зрительное восприятие) 3. Инструкция: « Послушай, какие удары и сколько их я отстучу и самостоятельно запиши знаками».

Обследование восприятия интонации 1. Определение наличия повествовательного предложения, вопросительного, восклицательного предложения Знакомство с сигнальными карточками. Речевой материал: На улице холодно. Ах, какая красивая картина! Ты ел суп? 2. Инструкция: « Послушай и скажи, как я сказала: весело, грустно, удивлённо». Солнце светит(грустно).Солнце светит?(удивлённо).Солнце светит!(весело). 3. Инструкция: « Я буду говорить тебе фразы. Если ты думаешь, что фраза закончена, хлопни в ладоши» Дети катаются. Дети катаются на санках. Дети катаются … (на санках). Дети катаются …. (на санках). Дети катаются на санках…(с горки).

Обследование воспроизведения интонации 1. Воспроизведение отражённо фраз с разными интонациями. Солнце светит. Солнце светит? Солнце светит! 2. Воспроизведение отражённо стихотворных строк в соответствии с интонациями логопеда. -Ты куда идёшь, медведь? -В город ёлку поглядеть! -Да на что тебе она? 3. Воспроизведение отражённо за логопедом фраз с противоположными типами интонации. Инструкция 1 Логопед будет задавать вопрос, а ты ответь той же фразой, но с другой интонацией. Ночью шёл снег? Ночью шёл снег. Инструкция 2 теперь логопед будет произносить фразу, а ты спрашивай, задавай вопросы» Сегодня будет дождь. Сегодня будет дождь?

Обследование воспроизведения интонации 4. Самостоятельное воспроизведение интонаций, отражающих эмоциональное состояние на материале отдельных фраз. Инструкция: «Произнеси за логопедом одну и туже фразу с разной интонацией: удивлённо, радостно, грустно». Снег идёт. Мы пойдём гулять. Наступила весна. 5. Самостоятельное воспроизведение мелодики повествовательного, вопросительного, восклицательного предложений. Инструкция: Рассмотри картинки. Как сказать, что светит солнце? Как спросить, пойдут ли деть гулять?

Обследование восприятия логического ударения 1. Умение выделить слово, выделенное голосом в повествовательном предложении и назвать выделенное слово. Инструкция: « Внимательно слушай предложение. Назови, какое слово логопед выделил в предложении» -Емеля поймал щуку.- Мама сшила новое платье. 2. Умение выделить слово, выделенное логопедом в вопросительном предложении, и вместо ответа показать соответствующую картинку. Инструкция: « Посмотри внимательно на картинки. Логопед будет задавать тебе вопросы, голосом выделяя « важное» слово, а ты вместо ответа покажи нужную картинку». -Бабушка вяжет кофту?- Мама надела шляпу? 3. Умение определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте. Инструкция: « Внимательно слушай. Логопед будет читать стихотворение и в каждой строчке выделять голосом « важное» слово. Назови, какое слово логопед выделила».

Обследование восприятия логического ударения 3. Умение определять слово, выделенное голосом в стихотворном тексте. Инструкция: « Внимательно слушай. Логопед будет читать стихотворение и в каждой строчке выделять голосом «важное» слово. Назови, какое слово логопед выделила». Зайку бросила хозяйка. Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не смог. Весь до ниточки промок.

Обследование речевого дыхания 1. Определение типа дыхания Материал для исследования: состояние покоя, при котором ребёнок может сидеть, лежать, стоять. Процедура: Ребёнку предлагается спокойно посидеть, постоять или полежать на кушетке. Руки логопеда располагаются одна на плечах, а другая на животе. При спокойном дыхании ребёнка определяется, какая часть туловища поднимается. Инструкция: « Полежи на кушетке спокойно. Руки логопеда будут проверять, как ты дышишь»

Обследование речевого дыхания 2. Исследование умения дифференцировать носовое и ротовое дыхание Инструкция: « Покажи, как ты умеешь дышать: вдыхать и выдыхать. Слушай внимательно и выполняй». Вдохни носом (понюхай цветок) – выдохнуть носом (2-3 раза). Рот при этом закрыт. Вдохни носом, а выдохни ртом (погрей руки) (2-3 раза). Вдохни ртом (как рыба)- выдохни ртом (погрей руки). Вдохни ртом, а выдохни носом. 3. Исследование целенаправленности воздушной струи Инструкция:« Покажи, как ты умеешь дуть» -Вот мяч, а вот ворота. Подуй на шарик и забей мяч в ворота.

Обследование речевого дыхания 4. Исследование силы воздушной струи Инструкция: « Проверим, как ты сильно умеешь дуть» -Вот карандаш (на расстоянии 20 см), подуй на него так, чтобы он прокатился по столу. Для этого вдохни носом и сильно выдохни на карандаш. Губы вытяни трубочкой» Критерии оценки: 4 балла- диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох, выдыхаемая воздушная струя сильная и целенаправленная; 3 балла- диафрагмальный тип дыхания, дифференцирует носовой и ротовой вдох и выдох, снижен объём и сила выдоха;

Обследование речевого дыхания 2 балла- диафрагмальный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объём и сила выдоха, недостаточная дифференциация ротового и носового вдоха и выдоха; 1 балл- верхние ключичный тип дыхания, аритмичность вдоха и выдоха, малый объём и сила выдоха, не дифференцирует ротовой и носовой вдох и выдох; 0 баллов- задание не выполняет.

Обследование речевого дыхания 5. Исследование особенностей фонационного дыхания 1)Воспроизведение на одном выдохе предложений с увеличением количества слов. Инструкция: « Послушай внимательно предложение и повтори его. Старайся сказать предложение плавно, на одном выдохе». 1. Девочка рисует цветок. 2. Девочка рисует цветок карандашами. 3. Девочка рисует красивый цветок карандашами. 4. Девочка рисует красивый цветок цветными карандашами. 2)Воспроизведение на одном выдохе чистоговорки. Инструкция: « Послушай внимательно чистоговорку и повтори её. Сделай вдох носом и на выдохе произнеси её, как я» Жу-жу-жу- я все лужи обхожу. Ша-ша-ша- наша Маша хороша.

Обследование речевого дыхания 3)Воспроизведение на одном выдохе автоматизированный рядов Инструкция: « Посчитай от одного до 10 на одном выдохе» 4)Воспроизведение короткого стихотворения Инструкция: « Прочитай стихотворение красиво, выразительно, с паузами». При чтении фиксируется, в какой фазе дыхания ребёнок начинает речь. Отмечается наличие координации фонации и дыхания». Осень наступила, Высохли цветы. И глядят уныло Голые кусты. Критерии оценки: 4 балла- речь на выдохе, объём речевого дыхания хороший; 3 балла- речь на выдохе, объём речевого дыхания ограничен; 2 балла- речь на выдохе, но ослаблен речевой выдох; 1 балл- речь возможна на вдохе, дискоординация дыхания и фонации; 0 баллов- не справляется с заданиями.