Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Из опыта работы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы моделирования вступления. 1. Именительный темы. Схема приема: 1. Запишите ключевое слово. 2. Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем.
Advertisements

Готовимся к ЕГЭ Выразительные средства языка. Изобразительно- выразительные средства Изобразительно- выразительные средства Тропы Стилистические фигуры.
Задание В 8. Выразительные средства языка.. Т Р О П ( ОТ ДР.- ГРЕЧ. ΤΡΌΠΟΣ ОБОРОТ ) В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПЕРЕНОСНОМ.
Подготовка к написанию сочинения - ра … суждения ( С 2). Фокина Анастасия Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 Московская область,
Подготовка к написанию сочинения - ра … суждения ( С 2). Артемьева Оксана Геннадьевна Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 11 с. Золотое.
ПОГОВОРИМ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ ЯЗЫКА. ЗАДАНИЕ 8. ФИГУРЫ – СТИЛИСТИКО- СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ. Готовимся к ЕГЭ Автор – учитель.
ФИГУРЫ – СТИЛИСТИКО- СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ Готовимся к ЕГЭ.
Способы моделирования вступления. 1.Именительный темы.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Тропы Выполнила:Курбатова Е Группа 102 фл. Троп – использование слов и выражений в переносном значении.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
ВЕБИНАР ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ «ЛИЦЕЙ» Г.О. БАЛАШИХА ШАПОВАЛЕНКО ЮЛИЯ ВАДИМОВНА 27 февраля 2014 года.
Что такое подлежащее? Подлежащее – главный член предложения, называющий то, о чем говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ.
Слова состояния, частицы, предлоги, союзы. Подготовка к ЕГЭ.
Эпитет Метафора Сравнения Олицетворения Гипербола Гротеск Инверсия Оксюморон …
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
Транксрипт:

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку Из опыта работы

Подготовка к части А 1. Создание памяток - шпаргалок : разряды местоимений, разряды частиц, группы союзов, производные предлоги.

Пример памятки - шпаргалки « производные предлоги »: Слитно Раздельно Ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх в виде, в деле, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счёт, по мере, по поводу, по причине

Трудные случаи (« ловушки » ЕГЭ ) Выпускники часто смешивают термины "союз", "союзное слово" и "местоимение". Союз и местоимение - морфологические понятия, а союзное слово – термин синтаксический. Например: Учитель понял, ЧЕМ можно заинтересовать ребят. В данном СПП слову ЧЕМ можно дать характеристики: 1) как части речи - относительное местоимение (морфологическая характеристика); 2) как средству связи в СПП - союзное слово (синтаксическая характеристика); 3) как члену предложения - дополнение в придаточном предложении (синтаксическая характеристика).

Выпускники часто не находят союз ЖЕ, путают его с частицей ЖЕ. ЖЕ, союз противительный. Обозначает противопоставление двух предложений, близко по значению к союзу А. Дочь приехала ночью, сын ЖЕ – утром. ЖЕ, усилительная частица. После вопросительного слова усиливает его выразительность. Когда ЖЕ ты позвонишь? Усиливает значение первого или в смысловом отношении наиболее важного слова реплики (разг. ). Ну и силён ЖЕ ты, парень. Присоединяется к указательным местоимениям и наречиям и означает полное тожество того, на что указывается этими местоимениями и наречиями, с тем, о чем уже упоминалось в речи. Тот же. Туда же. Такой же. Там же. Тогда же.

ЗАПОМНИТЕ! блеять лелеять веять маяться выменять надеяться выровнять реять затеять ЯТЬ!!! (1 спр) кашлять Но КЛЕИТЬ! таять каяться хаять кланяться чаять лаять сеять

ТОЛЬКО В КОНТЕКСТЕ можно различить слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные среднего рода с окончанием -О: Слова категории состояния всегда СКАЗУЕМЫЕ, а наречия – ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. В номере душно (сказ.). Соловей пел звонко (обст.). Слова категории состояния - НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ слова, а краткие прилагательные изменяются по родам. Мне грустно (СКС). – Девушка грустна (прил.). – Повествование грустно (прил.).

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: поэтому, просто, решительно, словно, якобы, авось, буквально, как будто, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё- таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти и др.

Предлог ПО в значении «после чего-либо» употребляется с предложным падежом: по прибытии, по завершении, по приезде, по прилёте.

Скучаю по вам или скучаю по вас? С существительными и местоимениями 3-го лица правильно: скучать по кому- чему, например: скучать по сыну, скучать по нему. Но с личными местоимениями 1-го и 2-го лица мн. числа правильно: скучать по ком, например: скучали по нас, скучаем по вас.

Запомните: а) формы повелительного наклонения глаголов: ехать поезжай (-те); лечь ляг (-те); б) глагол класть употребляется только без приставки; в) глаголы с корнем -лож- только с приставкой (положить, выложить и т.п.); г) не употребляются формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего простого) времени глаголов победить, убедить, очутиться, чудить и др. В необходимых случаях используются выражения: могу очутиться, сумею убедить и т.п.

В этом случае очень часто ошибаются! Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в главной части сложноподчинённого предложения есть указательное слово (тот, того и т.д.): Взгляд отца не имел того выражения доброты, которое всегда меня радовало и привлекало.

В этом случае очень часто ошибаются! Синонимическая замена придаточной части сложноподчинённого предложения причастным оборотом невозможна, если в придаточном уже есть подлежащее и слово КОТОРЫЙ стоит не в именительном падеже: Художник, которого вы знаете, был родом из наших мест.

Союз и и частица и Союз И соединяет однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного: На улице дождь и ветер. Вчера было холодно, и поэтому мы решили отложить свой поход в горы. Частица И ничего не соединяет, она усиливает значение слов, при которых употребляется: Постоянно ходить грустным в этом и заключалось его представление о романтическом поведении.

Так и является частицей, если стоит перед сказуемым: А отец-то что ж? Так и не простил! (Дост.); Он понял, что... пришел конец, совсем конец, а сомнение так и не разрешено, так и остается сомнением (Л. Толст.); По сути дела он так и не вкусил подлинной семейной жизни (Фад.), но: Так (наречие) и вчера шёл дождь.

Некоторые прилагательные (готов, намерен, обязан, склонен, расположен, рад, горазд, должен, люб, надобен и пр.) употребляются в современном русском языке только в краткой форме! Чаще всего именно эти слова в тексте многие ученики не определяют как краткие прилагательные! В предложениях они являются частью сказуемого. Например: Готов ждать, но не верю твоим словам. Рад бы спеть, да не могу.

ВНИМАНИЕ! Определенно-личными односоставными предложениями не являются предложения, в которых главный член выражен глаголом прошедшего времени, так как формы прошедшего времени сами по себе не выявляют определенного лица (грамматического лица в них вовсе нет, имеются лишь грамматические формы рода и числа). Например, в предложениях: По белевшей в ночи папахе угадал Половцева. Накинул сюртук, снял с печи валенки, вышел (Шол.); Утром через силу поднялся и пошел в больницу (Ч.) лишь контекст помогает установить действующее лицо, сама же форма глагола одинаково соответствует первому, второму и третьему лицу. Такие предложения относятся к двусоставным неполным!

Как отличить составное глагольное сказуемое от подчинительного словосочетания, похожего на него? Если действие инфинитива относится к другому члену предложения, то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом. Командир приказал разгрузить машину. Приказал – простое глагольное сказуемое, разгрузить– дополнение (приказал – командир, разгружать будет кто-то). Это словосочетание. В составном глагольном сказуемом действие инфинитива должно относиться к подлежащему. Я хочу летать. Хочу лететь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, летать буду – я).

Запятая на стыке союзов!,и когда…, то,и если…, так,что если…, то,что когда…, то,что хотя…, но,но если…, то,но так как…, то Стык союзов то/ но / так запятой нет! Егерь знал, что хотя зверь ушёл, но он будет мстить охотнику, ранившему его. Михаил - спортсмен перспективный, и если он будет упорно тренироваться, то непременно войдёт в сборную края.

Грамматическая основа предложения Дождь идет. Однородные члены предложения Бегают и смеются; дети и взрослые и т. д. Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным Возле сада (возле предлог); также смеялся (также союз); будто в сказке (будто частица); Фразеологизмы Стоять на часах, бить баклуши, играть в бирюльки Время глагола Буду читать Составные глагольные сказуемые Начал петь, хочу верить, продолжал говорить Составные именные сказуемые Считался погибшим, является больным Сравнительная степень прилагательных и наречий Менее красивый, самый добрый, всех лучше Вводные словосочетания Иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, может быть и т.д. НЕ являются словосочетаниями

Подготовка к заданиям А 28 - А 30, В8 Тропы и фигуры речи

МЕТАФОРА от др.- греч. μεταφορά « перенос », « переносное значение » троп, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким - либо другим на основании их общего признака. др.- греч. троп Теплый бархат ночи богато расшит, украшен голубым серебром огней …( М. Горький ) Барка жизни встала На большой мели ( А. Блок ) … пожаром зари Сожжено и раздвинуто бледное небо ( А. Блок ) … путь человека от рождения до смерти – это поездка в телеге по рытвинам и ухабам жизненных передряг ( А. Пушкин ) – развернутая метафора

МЕТОНИМИЯ от др.- греч. μετονυμία « переименование », от μετά « над » и νομα / νυμα « имя ». Перенос наименования, в основе которого лежит смежность предметов, понятий … др.- греч. Я три тарелки съел ( И. Крылов ) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал ( А. Пушкин ) Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам ( А. Пушкин ) Янтарь в устах его дымился ( А. Пушкин ) Ликует буйный Рим ( М. Лермонтов ) Театр уж полон. Ложи блещут : партер и кресла – все кипит … ( А. Пушкин )

СИНЕКДОХА др.- греч. συνεκδοχή троп, разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Обычно в синекдохе употребляется : др.- греч. троп метонимии 1. Единственное число вместо множественного, например : Всё спит - и человек, и зверь, и птица. ( Гоголь ); Единственное число Гоголь 2. Множественное число вместо единственного, например : Мы все глядим в Наполеоны. ( Пушкин ); Множественное число Пушкин 3. Часть вместо целого, например : Имеете ли вы в чём - нибудь нужду ? - В крыше для моего семейства. ( Герцен ); Герцен 4. Родовое название вместо видового, например : Ну что ж, садись, светило. ( Маяковский ) ( вместо : солнце ); Маяковский 5. Видовое название вместо родового, например : Пуще всего береги копейку. ( Гоголь ) ( вместо : деньги ). Гоголь

ЭПИТЕТ от др.- греч. πίθετον « приложенное » образное определение предмета, явления. Выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием др.- греч. именем прилагательным наречием (« горячо любить »), именем существительным именем существительным (« веселья шум »), числительным ( вторая жизнь ), инфинитивом инфинитивом (« желание забыться »). Железная воля, золотой характер, горячая кровь, мотыльковая красота, цветастая радость, заднекрылечное знакомство … Вечером синим, вечером лунным Был я когда - то красивым и юным. Неудержимо, неповторимо Все пролетело … далече … мимо ( С. Есенин )

ОКСЮМОРОН Соединение несовместимых понятий : горячий снег грустная радость тоска веселая красоты их безобразной фальшью истины и правдой лжи …

ГИПЕРБОЛА из др.- греч. περβολή « переход ; чрезмерность, избыток ; преувеличение » стилистическая фигура явного и намеренного др.- греч. стилистическая фигура преувеличения, с целью усиления преувеличения выразительности выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например « я говорил это тысячу раз » или « нам еды на полгода хватит ». В сто сорок солнц закат пылал ( В. Маяковский ) Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива ( В. Маяковский ) Ожидать целую вечность Любить до безумия Испугаться до смерти Всю жизнь мечтать Задушить в объятиях

ЛИТОТА Литотес ( от др.- греч. λιτότης простота, малость, умеренность ) троп, имеющий значение преуменьшения или нарочного смягчения. др.- греч. троп Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка … ( А. Грибоедов ) Капля в море Кот наплакал Глоток воды Рукой подать Ни гроша Ни капли

СРАВНЕНИЕ Уподобление по какому - либо общему признаку ( сравнительный оборот, творительный сравнения ) Небо как колокол, месяц – язык ( С. Есенин ) На глаза осторожной кошки похожи твои глаза ( А. Ахматова ) … золотого, как небо, аи ( А. Блок ) Закружилась листва.., словно бабочек легкая стая ( С. Есенин ) Ягненочком кудрявый месяц Гуляет в голубой траве ( С. Есенин ) Под ним струя светлей лазури … ( М. Лермонтов )

ПЕРИФРАЗ ( А ) от др.- греч. περίφρασις « описательное выражение », « иносказание »: περί « вокруг », « около » и φράσις « высказывание ») это троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. др.- греч. троп Царь зверей ( лев ) Страна восходящего солнца ( Япония ) Певец Гяура и Жуана ( Байрон ) Наши меньшие братья ( животные ) Пишущий эти строки ( я ) Туманный Альбион ( Лондон )

ЭВФЕМИЗМ Частным случаем перифраза является эвфемизм описательное выражение « низких » или « запретных » понятий (« нечистый » вместо « чёрт », « обойтись посредством носового платка » эвфемизм вместо « высморкаться »).

АЛЛЕГОРИЯ ( иносказание ) условное изображение абстрактных идей ( понятий ) посредством конкретного художественного иносказание идей понятий образа образа или диалога. диалога Насмешки все над львами, над орлами. Кто что ни говори, хоть и животные – а все - таки цари ( А. Грибоедов )

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ( персонификация, прозопопея ) троп, присвоение свойств одушевлённых предметов к неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. троп Шутила зрелость, пела юность …

ИРОНИЯ от др.- греч. ε ρωνεία « притворство » троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит ( противопоставляется ) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. др.- греч. троп Отколе, умная, бредешь ты, голова ? ( об осле ) ( И. Крылов )

САРКАЗМ суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым, высшая степень иронии. Ты уснешь, окружен попечением Дорогой и любимой семьи ( Ждущей смерти твоей с нетерпением )… ( Н. Некрасов )

ФИГУРЫ РЕЧИ ИНВЕРСИЯ от лат. inversio переворачивание, перестановка нарушение обычного порядка слов в предложении. Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана ? ( А. Пушкин ) Белеет парус одинокий … ( М. Лермонтов )

АНАФОРА др.- греч. ναφορά приписывание, средство к исправлению. др.- греч. единоначалие, повтор слов в начале смежных высказываний. Жди меня, и я вернусь. Только очень жди … Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера … ( К. Симонов )

ЭПИФОРА стилистическая фигура повторения окончаний смежных стихов или фраз ( или единоокончание ) повторение слов в конце смежных высказываний. Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом … ( М. Светлов )

ПАРАЛЛЕЛИЗМ др.- греч. παραλληλισμος соположение. др.- греч. параллельное расположение структурных элементов в 2-3 смежных высказываниях. одинаковое синтаксическое построение предложения. художественный эффект параллелизма усиливается лексическим повтором. Гляжу на будущность с боязнью. Гляжу на прошлое с тоской … ( М. Лермонтов )

АНТИТЕЗА др.- греч. ντίθεσις противоположение. др.- греч. резкое противопоставление понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный. ( В. Маяковский ). Ты и убогая, Ты и обильная. Ты и могучая. Ты и бессильная. Матушка - Русь ! ( Н. Некрасов ).

ГРАДАЦИЯ Последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастания ( убывания ): Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из света и тени … ( Л. Толстой ) Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам : Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам …( О. Берггольц )

РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. утверждение Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать ? ( М. Ломоносов ) Богатство хорошо иметь ; Но должно ль им кому гордиться сметь ? ( А. Сумароков )

РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ приём передачи кульминации чувств. передаёт различные эмоции автора : удивление, восторг, огорчение, радость и т. п. Какое лето, что за лето ! Да это просто колдовство ! ( Ф. Тютчев ) О времена, о нравы !О времена, о нравы ! ( латинское изречение )

БЕССОЮЗИЕ построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придаёт высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий. союзы Швед, русский колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет … ( А. Пушкин )

МНОГОСОЮЗИЕ намеренное увеличение количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи. И блеск, и тень, и говор волн … ( А. Пушкин )

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ нов. лат. parcellatio « разделение », реконстр. из фр. parcelle « частица » лат. фр. расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение отображается с помощью точек. П. имитирует разговорную речь Прошлый раз … в вагон какой - то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах. ( М. Зощенко )

ПОДГОТОВКА К ЧАСТИ С

Типы текстов на ЕГЭ по русскому языку. Давайте сравним два отрывка : а ) Ни для кого не является секретом, что здоровье закладывается в детстве. Стало быть, огромное значение имеет правильное воспитание молодого поколения. Поэтому и педагоги, и родители должны обязательно ознакомиться с основами анатомии и физиологии, чтобы уметь разумно строить режим жизни ребенка и подростка.

б ) Об Алексее Максимовиче Горьком писали так много, что если бы это не был неисчерпаемый человек, то можно было бы легко смутиться и не приубавить к тому, что уже написано о нем, ни одной строчки. О чем говорится в первом отрывке ? О здоровье. О чем говорится во втором ? О Максиме Горьком. Эти два очевидных ответа позволяют нам поделить все тексты публицистического стиля на две группы :

1) Тексты, в которых говориться о « чем – то »: о том, что надо беречь природу ; о том, что надо честно трудиться ; о высоком предназначении искусства … Назовем эту группу текстов – « тексты – проблемы ». В них всегда ставиться какая – то актуальная общественно – политическая или нравственно философская проблема, решение которой представляется автору задачей жизни. 2) Тексты, в которых рассказывается о « ком – то »: о какой – то выдающейся личности ( писателе, музыканте, ученом и т. д.), которая оставила неизгладимый след в истории, которая оказывает глубокое влияние на духовную жизнь общества. Давайте назовем такие тексты « портретными ».

СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВСТУПЛЕНИЯ 1. Схема приема : 1. Запишите ключевое слово. 2. Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем сознании это слово. 3. Сделайте переход к теме исходного текста

Приемы выполнения : 1. « Текст – портрет », который посвящен великому русскому писателю Ф. Достоевскому. Упрощенный вариант : Достоевский … Творчество этого великого писателя навсегда вошло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно представить отечественную словесность без его произведений.( Переход к исходному тексту.) Профессиональный вариант : Ф. Достоевский … Стоит только произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов : знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный мертвый дом … Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу.( Переход к анализу исходного текста.)

« Текст – проблема », в которой четко выделяется ключевое слово – тема. ( П.) Память … Мы часто произносим это слово, не особенно задумываясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощутить глубину и важность этого понятия …

ВОПРОСЫ - СТИМУЛЫ Схема приема : 1. Задайте два – три вопроса, которые созвучны теме исходного текста. 2. Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является главной задачей автора. Прием выполнения : Почему человек перестает понимать другого человека ? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине ? Почему лед безразличия сковал людские сердца ? Кто виноват в душевной глухоте ? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный писатель Даниил Гранин.

КАРТИНА Схема приема : 1. Запишите три – четыре назывных предложениях, которые рождают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чувству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстрирует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не задумаемся над проблемами, поставленными автором текста. 2. Сделайте переход к исходному тексту.

Пример выполнения : Бескрайняя пустыня … Знойное солнце … Горячий песок … Сожженные засухой деревья … И мертвое безмолвие … Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе …

НАЗВАНИЕ Схема приема : 1. Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль. 2. Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

Пример выполнения : « Ключи от счастья » - так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться ! Выбор того или иного приема определяется содержанием исходного текста.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ СОЧИНЕНИЯ 1. Прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста ( избегайте чрезмерного цитирования ). 2. Сформулируйте позицию автора. 3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. 4. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт ( учитываются первые два аргумента ).

СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ Первый прием можно назвать « отклик ». Схема приема : 1. Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят.( П.) « Прочитав этот текст, начинаешь с новой силой понимать ( чувствовать )…», « Когда я прочитал этот текст, то подумал о том, что …» 2. Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.

( П.)«… что мало говорить о защите природы, надо, чтобы каждый человек осознавал свою ответственность перед будущим. Все мы должны понять, что случайно сорванный цветок отнимает частичку Природы, разрушает Жизнь. Все мы должны понять, что от нас зависит, какой будет Земля – мертвой звездой или цветущим садом ».

Второй прием, который можно использовать для эффектного завершения сочинения – рассуждения, называется « цитата ». Схема приема : 1. Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста. ( П.)« Живи как пишешь, и пиши как живешь : иначе все отголоски лиры твоей будут фальшивы », - писал К. Батюшков. 2. Комментируем ее и делаем переход к исходному тексту.