1 Анализ параметров эластичности спроса и предложения Лекция 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 3 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Чего нельзя измерить, тем нельзя управлять. Изречение американских менеджеров Ни одно исторически важное маркетинговое.
Advertisements

«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения)
Раздел III. Тема 7: Эластичность спроса и предложения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
Экономическая теория, модуль 1 Лекция 6. 10/10/2011 Эластичность спроса и предложения Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики и экономической.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тема 5. Вопросы : 1. Эластичность спроса : экономическое содержание, показатели измерения. Факторы, влияющие на эластичность.
Предложение. Эластичность предложения. Работа выполнена учителем экономики МОУ СОШ 4 Г. Сосновый Бор Ефимовой Е.В.
3. Эластичность спроса и предложения. Общее понятие эластичности - как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой величины.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
10 КЛАСС Ценовая эластичность спроса. Эластичность спроса и доход производителей.
Company Logo Эластичность спроса и предложения.
Опора на понятия: закон спроса, закон предложения, цена, факторы производства, производитель, потребитель, товар Опора на понятия: закон спроса, закон.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Презентация к уроку по обществознанию (11 класс) по теме: Урок-практикум по обществознанию. Тема: Предложение, спрос, их эластичность
Эластичность спроса. Эластичность это степень чувствительности спроса к различным факторам. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя.
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Транксрипт:

1 Анализ параметров эластичности спроса и предложения Лекция 3

2 Общее понятие эластичности Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или других показателей отражается в показатели эластичности, которая, измеряется коэффициентом эластичности. Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или других показателей отражается в показатели эластичности, которая, измеряется коэффициентом эластичности. Впервые экономическое определение эластичности было применено в 1885 г. А. Маршаллом. Впервые экономическое определение эластичности было применено в 1885 г. А. Маршаллом. Коэффициент эластичности – есть степень количественного изменения одного фактора ( например, объёма спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходи или издержек) на 1%. Коэффициент эластичности – есть степень количественного изменения одного фактора ( например, объёма спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходи или издержек) на 1%. E = процентное изменение А / процентное изменение В E = процентное изменение А / процентное изменение В

3 В зависимости от знака при коэффициенте эластичности могут иметь место: В зависимости от знака при коэффициенте эластичности могут иметь место: Прямая зависимость (коэффициент положительный) – когда рост одного из факторов вызывает увеличение другого; Прямая зависимость (коэффициент положительный) – когда рост одного из факторов вызывает увеличение другого; Обратная зависимость ( коэффициент отрицательный) - рост одного фактора приводит к уменьшению другого. Обратная зависимость ( коэффициент отрицательный) - рост одного фактора приводит к уменьшению другого. Для практической оценки коэффициента эластичности применяют разные методы: Для практической оценки коэффициента эластичности применяют разные методы: - метод точечной эластичности; - метод точечной эластичности; - метод дуговой эластичности. - метод дуговой эластичности.

4 Метод точечной эластичности Используется когда существует функциональная зависимость факторов и необходимо оценить их взаимную чувствительность в конкретной точке. Т.е. относительное изменение одного фактора ( объём спроса) при бесконечно малом изменении другого фактора (цены): Используется когда существует функциональная зависимость факторов и необходимо оценить их взаимную чувствительность в конкретной точке. Т.е. относительное изменение одного фактора ( объём спроса) при бесконечно малом изменении другого фактора (цены): E= Q(P)* P/Q(P) E= Q(P)* P/Q(P) Где Е – коэффициент эластичности; Где Е – коэффициент эластичности; Q(P) – производная функции спроса (предложения) по цене Q(P) – производная функции спроса (предложения) по цене Р – рыночная цена. Р – рыночная цена.

5 Пусть функция спроса на картофель имеет вид Qd = 4000 – 25P. Оценить эластичность спроса по цене, если на рынке сложилась цена P = 10 руб./кг. Пусть функция спроса на картофель имеет вид Qd = 4000 – 25P. Оценить эластичность спроса по цене, если на рынке сложилась цена P = 10 руб./кг. Для подсчёта коэффициента эластичности необходимо знать объём спроса при существующей цене Qd и производную функции спроса по цене Q(P). Для подсчёта коэффициента эластичности необходимо знать объём спроса при существующей цене Qd и производную функции спроса по цене Q(P). При цене 10 руб.: При цене 10 руб.: Qd = 4000 – 25*10 = 3750 кг. Qd = 4000 – 25*10 = 3750 кг. Q(P) = -25 Q(P) = -25 Подставим полученные значения в формулу и получим: Подставим полученные значения в формулу и получим: Ed (p) = -25 * (10/3750) = - 0,066. Ed (p) = -25 * (10/3750) = - 0,066. Экономический смысл полученного коэффициента: рост цен на картофель на 1% приведёт к сокращению Qd на 0,066%. Экономический смысл полученного коэффициента: рост цен на картофель на 1% приведёт к сокращению Qd на 0,066%.

6 Метод дуговой эластичности Применяется в том случае, когда практические наблюдения не позволяют выявить функциональную зависимость между интересующими нас рыночными показателями. Применяется в том случае, когда практические наблюдения не позволяют выявить функциональную зависимость между интересующими нас рыночными показателями. В этих условиях оценивается реакция рынка при переходе от одного состояния (одной точки) к другому состоянию (другой точке), например изменение продаж при увеличении цены. В этих условиях оценивается реакция рынка при переходе от одного состояния (одной точки) к другому состоянию (другой точке), например изменение продаж при увеличении цены.

7 Измерение эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения предполагает знание первоначальных и последующих уровней интересующих нас параметров, например цен и объемов. При расчетах же используются средние показатели: Измерение эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения предполагает знание первоначальных и последующих уровней интересующих нас параметров, например цен и объемов. При расчетах же используются средние показатели: E = Q2 – Q1/(Q2+Q1)/2 : P2-P1/(P2+P1)/2 E = Q2 – Q1/(Q2+Q1)/2 : P2-P1/(P2+P1)/2 где Р1, P2 первоначальная и последующая цены; где Р1, P2 первоначальная и последующая цены; Q1, Q2 – первоначальная и последующая величины спроса. Q1, Q2 – первоначальная и последующая величины спроса.

8 Оценка дуговой эластичности Оценка дуговой эластичности Для стимулирования сбыта своей продукции фирма ~ производитель молочной продукции объявила о снижении цен на одну из разновидностей йогуртов с 24 до 18 руб. за упаковку. В результате за две недели компания увеличила объем продаж: с 10 тыс. до 18 тыс. ед. продукции. Для стимулирования сбыта своей продукции фирма ~ производитель молочной продукции объявила о снижении цен на одну из разновидностей йогуртов с 24 до 18 руб. за упаковку. В результате за две недели компания увеличила объем продаж: с 10 тыс. до 18 тыс. ед. продукции. Оценим эластичность потребительского спроса по методу дуговой эластичности. Оценим эластичность потребительского спроса по методу дуговой эластичности. Прирост спроса Q2 Q1 = = 8 тыс. ед. Прирост спроса Q2 Q1 = = 8 тыс. ед. Средняя величина спроса (Q1 + Q2)/2 = ( )/2 = 14 тыс. ед. Средняя величина спроса (Q1 + Q2)/2 = ( )/2 = 14 тыс. ед. Прирост цены Р2 Р1 = = 6 руб. Прирост цены Р2 Р1 = = 6 руб. Средний уровень цены (Р1 + Р2)/2 = ( )/2 = 21 руб. Средний уровень цены (Р1 + Р2)/2 = ( )/2 = 21 руб. Таким образом, = (8/14) : (-6/21) = 2. Таким образом, = (8/14) : (-6/21) = 2. Экономический смысл полученного коэффициента: Экономический смысл полученного коэффициента: снижение цены на йогурт на 1% ведет к увеличению спроса на 2%. снижение цены на йогурт на 1% ведет к увеличению спроса на 2%.

9 Использование формулы дуговой эластичности при всей простоте и привлекательности дает лишь приблизительное значение коэффициента эластичности. Погрешность будет тем больше, чем значительнее прирост рассматриваемых параметров. Использование формулы дуговой эластичности при всей простоте и привлекательности дает лишь приблизительное значение коэффициента эластичности. Погрешность будет тем больше, чем значительнее прирост рассматриваемых параметров. По характеру эластичности рыночных показателей принято выделять три возможных случая в зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности (E). По характеру эластичности рыночных показателей принято выделять три возможных случая в зависимости от абсолютной величины коэффициента эластичности (E). Если абсолютная величина коэффициента эластичности 0 < |E| < 1, то говорят о неэластичности спроса или предложения темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпов изменения воздействующего на него фактора. Если абсолютная величина коэффициента эластичности 0 < |E| < 1, то говорят о неэластичности спроса или предложения темпы роста рассматриваемого параметра меньше темпов изменения воздействующего на него фактора.

10 Если |E| = 1, то имеет место единичная эластичность рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и другой фактор. Если |E| = 1, то имеет место единичная эластичность рассматриваемый параметр растет теми же темпами, что и другой фактор. Если |E| >1, то спрос или предложение считаются эластичными параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор. Если |E| >1, то спрос или предложение считаются эластичными параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор. Кроме того, в теоретических моделях могут рассматриваться ситуация абсолютной неэластичности параметра (E = 0), когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры вообще не оказывает влияния на величину рассматриваемого показателя, и ситуация абсолютной эластичности (Е = (). В последнем случае даже незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) значение другого фактора на неограниченно большую величину. Кроме того, в теоретических моделях могут рассматриваться ситуация абсолютной неэластичности параметра (E = 0), когда изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры вообще не оказывает влияния на величину рассматриваемого показателя, и ситуация абсолютной эластичности (Е = (). В последнем случае даже незначительное изменение какого-либо параметра повышает (или понижает) значение другого фактора на неограниченно большую величину.

11 Из определения эластичности и приведенных выше формул можно вывести два важных свойства эластичности. Из определения эластичности и приведенных выше формул можно вывести два важных свойства эластичности. Первое свойство: эластичность (в отличие от производной) безразмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры. Первое свойство: эластичность (в отличие от производной) безразмерная величина, значение которой не зависит от того, в каких единицах мы измеряем объем, цены или какие-либо другие параметры. Предположим, что на рынке кофе повышение цены на 10 руб. за кг сократило объемы суточного потребления кофе на 40 кг. Дадим оценочные данные производной функции спроса по цене: Предположим, что на рынке кофе повышение цены на 10 руб. за кг сократило объемы суточного потребления кофе на 40 кг. Дадим оценочные данные производной функции спроса по цене: dQ/dp = -40 кг/10 руб./кг = -4 (кг/руб.). dQ/dp = -40 кг/10 руб./кг = -4 (кг/руб.). Аналогичным образом оценим производную спроса на электроэнергию. Предположим, что мы имеем: Аналогичным образом оценим производную спроса на электроэнергию. Предположим, что мы имеем: dQ/dp = -0,08 (квт/ч/руб.). dQ/dp = -0,08 (квт/ч/руб.). Полученные для различных товаров производные являются несопоставимыми по единицам измерения, а их сравнение экономически бессмысленным. Если же мы оцениваем эластичность, то размерности сокращаются, и это позволяет анализировать и сравнивать реакцию покупателей и продавцов на различных товарных рынках. Полученные для различных товаров производные являются несопоставимыми по единицам измерения, а их сравнение экономически бессмысленным. Если же мы оцениваем эластичность, то размерности сокращаются, и это позволяет анализировать и сравнивать реакцию покупателей и продавцов на различных товарных рынках.

12 Второе свойство эластичности взаимно обратные функции являются взаимно обратными величинами. Второе свойство эластичности взаимно обратные функции являются взаимно обратными величинами. Ed (p) = 1/ Ep (d) Ed (p) = 1/ Ep (d) где Ed(p) коэффициент эластичности спроса по цене, где Ed(p) коэффициент эластичности спроса по цене, Ep(d) коэффициент эластичности цены по спросу. Ep(d) коэффициент эластичности цены по спросу.

13 Используем данные из прошлого примера Используем данные из прошлого примера Если функция спроса на картофель имеет вид Если функция спроса на картофель имеет вид Qd = Р, Qd = Р, то при цене картофеля Р = 10 руб. за кг и объеме продаж Qd = 3750 кг эластичность спроса по цене равна = -0,066. то при цене картофеля Р = 10 руб. за кг и объеме продаж Qd = 3750 кг эластичность спроса по цене равна = -0,066. Исходя из второго свойства эластичности, эластичность цены по объему спроса должна равняться Ер = 1/Еd = -15. Исходя из второго свойства эластичности, эластичность цены по объему спроса должна равняться Ер = 1/Еd = -15. Другими словами, рост объема продаж на 1% вызовет сокращение цены на 15%. Другими словами, рост объема продаж на 1% вызовет сокращение цены на 15%. Проверим данное утверждение, выразив обратную функцию спроса: Проверим данное утверждение, выразив обратную функцию спроса: 25Р = Qd; 25Р = Qd; Р= ,04Qd. Р= ,04Qd. Производная обратной функции спроса по объему P'(Q) = -0,04. Производная обратной функции спроса по объему P'(Q) = -0,04. Подставив необходимые значения в формулу, получим тот же самый результат: Подставив необходимые значения в формулу, получим тот же самый результат: = -0,04× 3750/10 = -15, что и требовалось доказать. = -0,04× 3750/10 = -15, что и требовалось доказать.

14 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене является отрицательным, поскольку рост цены вызывает в соответствии с законом спроса сокращение величины спроса. При этом чем выше данный показатель по своей абсолютной величине, тем сильнее чувствительность рыночного спроса к изменению цен. Так, например, сокращение цены на 20% на вычислительную технику и хозяйственные спички может существенно увеличить рыночный спрос на первую группу товаров (эластичный спрос) и оставить практически без изменений спрос для второй группы (неэластичный спрос). Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене является отрицательным, поскольку рост цены вызывает в соответствии с законом спроса сокращение величины спроса. При этом чем выше данный показатель по своей абсолютной величине, тем сильнее чувствительность рыночного спроса к изменению цен. Так, например, сокращение цены на 20% на вычислительную технику и хозяйственные спички может существенно увеличить рыночный спрос на первую группу товаров (эластичный спрос) и оставить практически без изменений спрос для второй группы (неэластичный спрос).

15 Среди факторов, воздействующих на ценовую эластичность спроса, наиболее значимыми являются: Среди факторов, воздействующих на ценовую эластичность спроса, наиболее значимыми являются: 1)наличие и доступность товаров-заменителей на рынке. 1)наличие и доступность товаров-заменителей на рынке. Уникальные свойства товара, отсутствие или недоступность хороших заменителей делают потребителей в большинстве случаев менее чувствительными к повышению цен; Уникальные свойства товара, отсутствие или недоступность хороших заменителей делают потребителей в большинстве случаев менее чувствительными к повышению цен; 2)фактор времени. 2)фактор времени. Рыночный спрос на большинство товаров является более эластичным в долгосрочном периоде. Рыночный спрос на большинство товаров является более эластичным в долгосрочном периоде. С одной стороны, большинству людей требуется время на изменение своих потребительских вкусов (так, даже резкий рост цен на кондитерские изделия не сократит мгновенно объемы их продаж). С одной стороны, большинству людей требуется время на изменение своих потребительских вкусов (так, даже резкий рост цен на кондитерские изделия не сократит мгновенно объемы их продаж).

16 С другой стороны, спрос на один товар может быть связан с наличием другого товара у потребителя. С другой стороны, спрос на один товар может быть связан с наличием другого товара у потребителя. Например, рост цен на бензин в краткосрочном периоде может не вызвать существенного сокращения поездок, однако в долгосрочном периоде приведет к замене старых автомобилей на новые экономичные и малолитражные марки, тем самым значительно сократив потребление бензина Например, рост цен на бензин в краткосрочном периоде может не вызвать существенного сокращения поездок, однако в долгосрочном периоде приведет к замене старых автомобилей на новые экономичные и малолитражные марки, тем самым значительно сократив потребление бензина

17 3)удельный вес расходов на товар. 3)удельный вес расходов на товар. Высокий уровень расходов на товар в бюджете потребителя делает спрос на большинство товаров более чувствительным к изменению цен. В случае промышленного покупателя важным является не цена единицы товара, а расходы на него за период (месяц или год); Высокий уровень расходов на товар в бюджете потребителя делает спрос на большинство товаров более чувствительным к изменению цен. В случае промышленного покупателя важным является не цена единицы товара, а расходы на него за период (месяц или год); 4)необходимость товара для потребителя. 4)необходимость товара для потребителя. Высокая степень необходимости товара для потребителя предопределяет его относительно низкую эластичность по цене. Высокая степень необходимости товара для потребителя предопределяет его относительно низкую эластичность по цене. Необходимость в товаре может быть обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы связаны с удовлетворением жизненно важных физиологических потребностей человека (минимально необходимый набор продуктов питания, зубная паста, мыло, инсулин для больного диабетом). Субъективная необходимость определяется вкусами и предпочтениями конкретного человека. Необходимость в товаре может быть обусловлена как объективными, так и субъективными факторами. Объективные факторы связаны с удовлетворением жизненно важных физиологических потребностей человека (минимально необходимый набор продуктов питания, зубная паста, мыло, инсулин для больного диабетом). Субъективная необходимость определяется вкусами и предпочтениями конкретного человека.

18 Факторы низкой эластичности спроса по цене: Факторы низкой эластичности спроса по цене: Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот лее товар может существенно отличаться. По мнению Майкла Портера, потребитель будет нечувствителен к цене при следующих обстоятельствах: Чувствительность различных групп потребителей к цене на один и тот лее товар может существенно отличаться. По мнению Майкла Портера, потребитель будет нечувствителен к цене при следующих обстоятельствах: Потребитель придает большое значение характеристикам товара. Спрос неэластичен по цене, если «выход из строя» или «обманутые ожидания» ведут к значительным потерям или неудобствам. Риск, связанный с этим, заставляет человека переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые себя уже зарекомендовали. Хорошим примером может служить оборудование для добычи нефти. Спрос на оборудование, не позволяющее нефти вырываться из скважины при повышении давления, неэластично по цене. Потребитель придает большое значение характеристикам товара. Спрос неэластичен по цене, если «выход из строя» или «обманутые ожидания» ведут к значительным потерям или неудобствам. Риск, связанный с этим, заставляет человека переплачивать за качество товара и приобретать те модели, которые себя уже зарекомендовали. Хорошим примером может служить оборудование для добычи нефти. Спрос на оборудование, не позволяющее нефти вырываться из скважины при повышении давления, неэластично по цене.

19 Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это. Потребитель желает иметь товар, сделанный на заказ, и готов платить за это. Если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя. Если покупатель желает приобрести товар, сделанный в соответствии с его индивидуальными потребностями, то он часто становится привязанным к производителю и готов оплачивать более высокую цену как плату за хлопоты. Позже производитель может повысить цену на свои услуги без особого риска потерять покупателя. Потребитель приобретает товар, потому что считает, что этот товар улучшит качество его конечной продукции. Потребитель приобретает товар, потому что считает, что этот товар улучшит качество его конечной продукции. Если считается, что данный компонент усиливает характеристики готовой продукции или что компонент перенесет свой престиж на конечную продукцию, то спрос на данный компонент будет неэластичен по цене. Так, производители автомобилей стремятся использовать моторы престижных марок, тем самым повышая престиж самого автомобиля. Если считается, что данный компонент усиливает характеристики готовой продукции или что компонент перенесет свой престиж на конечную продукцию, то спрос на данный компонент будет неэластичен по цене. Так, производители автомобилей стремятся использовать моторы престижных марок, тем самым повышая престиж самого автомобиля. Зная об этом, продавцы моторов могут запросить за свою продукцию несколько более высокую по сравнению с другими фирмами цену. Зная об этом, продавцы моторов могут запросить за свою продукцию несколько более высокую по сравнению с другими фирмами цену.

20 Потребитель имеет значительную экономию от использования конкретного товара или услуги. Потребитель имеет значительную экономию от использования конкретного товара или услуги. Если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар будет неэластичен. Это же верно в отношении своевременной доставки товара покупателю, качественного его обслуживания или быстрого ремонта. Так, например, в добыче нефти используется сложное электронное оборудование для поиска нефти. Полученная информация позволяет компании избежать пустого бурения. Поэтому она готова заплатить за оборудование несколько дороже. Если товар или услуга позволяют сэкономить время или деньги, то спрос на такой товар будет неэластичен. Это же верно в отношении своевременной доставки товара покупателю, качественного его обслуживания или быстрого ремонта. Так, например, в добыче нефти используется сложное электронное оборудование для поиска нефти. Полученная информация позволяет компании избежать пустого бурения. Поэтому она готова заплатить за оборудование несколько дороже. Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя. Цена товара мала по сравнению с бюджетом потребителя. При низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров различных производителей. Это особенно верно, когда главным мотивом приобретения товара являются удобство, вкус или какой- либо другой критерий предпочтения. При низкой цене товара покупатель не утруждает себя походами по магазинам и тщательным сравнением товаров различных производителей. Это особенно верно, когда главным мотивом приобретения товара являются удобство, вкус или какой- либо другой критерий предпочтения.

21 Потребитель может позволить себе не обращать внимание на повышение цены и на затраты на сырье и комплектующие. Потребитель может позволить себе не обращать внимание на повышение цены и на затраты на сырье и комплектующие. Чем прочнее позиция фирмы, тем меньше она реагирует на изменения в ценах на сырье и комплектующие. Это верно и в случае высокой нормы прибыли, когда фирме легче согласиться с повышенными ценами, чем искать новых поставщиков. Чем прочнее позиция фирмы, тем меньше она реагирует на изменения в ценах на сырье и комплектующие. Это верно и в случае высокой нормы прибыли, когда фирме легче согласиться с повышенными ценами, чем искать новых поставщиков. Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки. Плохо информированный покупатель менее чувствителен к цене и ее повышению, так как не знает о преобладающей цене на рынке, условиях спроса и предложения, доступности и ценах на заменители, качестве и услугах конкурентов. Такой потребитель легче поддается убеждающей рекламе, стратегии принижения качеств товаров конкурентов и т.д. Потребитель плохо информирован и делает не лучшие покупки. Плохо информированный покупатель менее чувствителен к цене и ее повышению, так как не знает о преобладающей цене на рынке, условиях спроса и предложения, доступности и ценах на заменители, качестве и услугах конкурентов. Такой потребитель легче поддается убеждающей рекламе, стратегии принижения качеств товаров конкурентов и т.д.

22 Затраты потребителя на замену продавца чрезмерно высоки. Затраты потребителя на замену продавца чрезмерно высоки. В некоторых случаях промышленный покупатель компонентов может настолько привязать к ним характеристики своих изделий, что ему легче и дешевле согласиться с повышением цен на них, чем менять поставщиков (особенно, если повышение небольшое). В некоторых случаях промышленный покупатель компонентов может настолько привязать к ним характеристики своих изделий, что ему легче и дешевле согласиться с повышением цен на них, чем менять поставщиков (особенно, если повышение небольшое). Источник: Michael E. Porter, Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors, 1980, The Free Press, pp. 2426, (Цит. по Томпсон А. Формби Дж. Экономика фирмы / Пер. с англ. М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», С ) Источник: Michael E. Porter, Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors, 1980, The Free Press, pp. 2426, (Цит. по Томпсон А. Формби Дж. Экономика фирмы / Пер. с англ. М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», С )

23 Затраты потребителя на заменумродавца чрезмерно высоки. Затраты потребителя на заменумродавца чрезмерно высоки. В некоторых случаях промышленный покупатель компонентов мо­жет настолько привязать к ним характеристики своих изделий, что ему легче и дешевле согласиться с повышением цен на них, чем менять поставщиков (особенно, если повышение небольшое). В некоторых случаях промышленный покупатель компонентов мо­жет настолько привязать к ним характеристики своих изделий, что ему легче и дешевле согласиться с повышением цен на них, чем менять поставщиков (особенно, если повышение небольшое). Источник: Michael E. Porter, Competitive Strategy: Techniques for Ana­lysing Industries and Competitors, 1980, The Free Press, pp. 2426, (Цит. по Томпсон А. Формби Дж. Экономика фирмы / Пер. с англ. М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», С ) Источник: Michael E. Porter, Competitive Strategy: Techniques for Ana­lysing Industries and Competitors, 1980, The Free Press, pp. 2426, (Цит. по Томпсон А. Формби Дж. Экономика фирмы / Пер. с англ. М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», С )

24 Практическую значимость коэффициент эластичности приобретает при анализе влияния изменения цены на объемы продаж и доходы фирмы для товаров с различной эластичностью. Практическую значимость коэффициент эластичности приобретает при анализе влияния изменения цены на объемы продаж и доходы фирмы для товаров с различной эластичностью. Предположим, что на рынке некоторого товара задана функция спроса. При рыночной цене Р (у.е.) фирма может реализовать объем продукции Q (шт.). Если цена сократится на p, то по закону спроса объем увеличится на q. Как при этом изменится доход фирмы R (revenue)? Предположим, что на рынке некоторого товара задана функция спроса. При рыночной цене Р (у.е.) фирма может реализовать объем продукции Q (шт.). Если цена сократится на p, то по закону спроса объем увеличится на q. Как при этом изменится доход фирмы R (revenue)?

25 Очевидно, что, с одной стороны, вследствие уменьшения цены доход сократится на R1 = Qp (y.e.), но, с другой стороны, под воздействием увеличения объема спроса доход возрастет на R2 = Р ×q(у.е.) Очевидно, что, с одной стороны, вследствие уменьшения цены доход сократится на R1 = Qp (y.e.), но, с другой стороны, под воздействием увеличения объема спроса доход возрастет на R2 = Р ×q(у.е.) Прирост дохода определяется отношением величины R2 к R1, и, в свою очередь, зависит от ценовой эластичности спроса: Прирост дохода определяется отношением величины R2 к R1, и, в свою очередь, зависит от ценовой эластичности спроса: R2/R1= Р ×q/ Qp= (q/Q)/(p/P) = Ed (p) R2/R1= Р ×q/ Qp= (q/Q)/(p/P) = Ed (p) Таким образом, если при эластичном спросе снижение цены увеличивает совокупный доход, то при неэластичном спросе аналогичное изменение цены сокращает совокупный доход фирмы Таким образом, если при эластичном спросе снижение цены увеличивает совокупный доход, то при неэластичном спросе аналогичное изменение цены сокращает совокупный доход фирмы

26 Эластичность спроса по цене и доход фирмы Изменение цены Спрос Спрос Единичная эластичность спроса Неэластич ный Эластичный Увеличивается Доход растёт Доход падает Доход не меняется Сокращается Доход падает Доход растёт Доход не меняется

27 Рассмотрим эту закономерность более подробно. Рассмотрим эту закономерность более подробно. 1. Неэластичный спрос (0 < |E| < 1 ). 1. Неэластичный спрос (0 < |E| < 1 ). В задаче эластичность спроса на картофель равна В задаче эластичность спроса на картофель равна Е = -0,066. Е = -0,066. Другими словами, рост цен на 1% ведет при прочих равных условиях к сокращению объема продаж на 0,066 %. В этих условиях фирма имеет все основания полагать, что увеличение цены приведет: Другими словами, рост цен на 1% ведет при прочих равных условиях к сокращению объема продаж на 0,066 %. В этих условиях фирма имеет все основания полагать, что увеличение цены приведет: к росту совокупных доходов (потери от сокращения объема продаж: будут компенсированы дополнительной выручкой от более высокой цены); к росту совокупных доходов (потери от сокращения объема продаж: будут компенсированы дополнительной выручкой от более высокой цены); сокращению совокупных издержек (меньшие объемы продаж: могут снизить объемы выпуска и количество приобретаемых ресурсов). сокращению совокупных издержек (меньшие объемы продаж: могут снизить объемы выпуска и количество приобретаемых ресурсов). Как следствие, увеличение цены при неэластичном спросе ведет к росту рентабельности производства. Как следствие, увеличение цены при неэластичном спросе ведет к росту рентабельности производства.

28 2. Эластичный спрос (|E| > 1). 2. Эластичный спрос (|E| > 1). В задаче эластичность спроса на йогурт оценивается как высокая: Е= -2. В этих условиях сокращение цены даже на 1% ведет к росту объема продаж фирмы на 2%. Фирма, уверенная в эластичности спроса на свою продукцию, может повысить доходность производства путем снижения цены, поскольку потери от сокращения цены реализации будут компенсированы дополнительной выручкой от более высоких объемов продаж. В задаче эластичность спроса на йогурт оценивается как высокая: Е= -2. В этих условиях сокращение цены даже на 1% ведет к росту объема продаж фирмы на 2%. Фирма, уверенная в эластичности спроса на свою продукцию, может повысить доходность производства путем снижения цены, поскольку потери от сокращения цены реализации будут компенсированы дополнительной выручкой от более высоких объемов продаж. 3. Единичная эластичность спроса (|E|= 1). 3. Единичная эластичность спроса (|E|= 1). При единичной эластичности спроса ни уменьшение, ни увеличение цены не оказывают влияния на совокупный доход фирмы, который в данных обстоятельствах достигает своего максимума. В этих условиях повышение доходности и рентабельности производства возможно за счет неценовых факторов. При единичной эластичности спроса ни уменьшение, ни увеличение цены не оказывают влияния на совокупный доход фирмы, который в данных обстоятельствах достигает своего максимума. В этих условиях повышение доходности и рентабельности производства возможно за счет неценовых факторов.

29 Оценка эластичности спроса на продукцию фирмы по динамике ее доходов Анализ результатов деятельности фирмы показал, что сокращение цен на продукцию на 5% привело к снижению денежных доходов компании на 2%. Какова точечная эластичность спроса по цене на продукцию фирмы? Анализ результатов деятельности фирмы показал, что сокращение цен на продукцию на 5% привело к снижению денежных доходов компании на 2%. Какова точечная эластичность спроса по цене на продукцию фирмы? Для ответа на этот вопрос проведем некоторые несложные вычисления. Обозначим первоначальную цену Р, а первоначальный объем спроса Q. Если производственные мощности компании позволяют ей удовлетворить весь рыночный спрос, то ее первоначальный доход TR = Р × Q. Для ответа на этот вопрос проведем некоторые несложные вычисления. Обозначим первоначальную цену Р, а первоначальный объем спроса Q. Если производственные мощности компании позволяют ей удовлетворить весь рыночный спрос, то ее первоначальный доход TR = Р × Q. Доход, полученный фирмой после изменения цены, составляет 98% от первоначального, или 0,98 × Р × Q. С другой стороны, новый доход можно получить через произведение новых цен на новый объем спроса, или 0,95× Р × (Q + Q). Доход, полученный фирмой после изменения цены, составляет 98% от первоначального, или 0,98 × Р × Q. С другой стороны, новый доход можно получить через произведение новых цен на новый объем спроса, или 0,95× Р × (Q + Q).

30 Приравняем эти выражения и составим уравнение: Приравняем эти выражения и составим уравнение: 0,98 × Р × Q = 0,95 × Р × (Q + Q). 0,98 × Р × Q = 0,95 × Р × (Q + Q). Разделим обе части уравнения на (Р × Q) и найдем Q/ Q = -0,021. Отсюда можно найти коэффициент спроса = (Q/Q) / (Р/Р) = -0,421. Разделим обе части уравнения на (Р × Q) и найдем Q/ Q = -0,021. Отсюда можно найти коэффициент спроса = (Q/Q) / (Р/Р) = -0,421. Экономический смысл полученного коэффициента и практические рекомендации: спрос на продукт является неэластичным, сокращение цены на 1% вызывает сокращение спроса на 0,421%. Для повышения доходов фирме можно было бы рекомендовать небольшой рост отпускных цен. Экономический смысл полученного коэффициента и практические рекомендации: спрос на продукт является неэластичным, сокращение цены на 1% вызывает сокращение спроса на 0,421%. Для повышения доходов фирме можно было бы рекомендовать небольшой рост отпускных цен.

31 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ Для многих категорий товаров объем рыночных продаж меняется в зависимости от динамики денежных доходов потребителей. Чувствительность величины спроса к изменению дохода определяется через коэффициент эластичности спроса по доходу. Для многих категорий товаров объем рыночных продаж меняется в зависимости от динамики денежных доходов потребителей. Чувствительность величины спроса к изменению дохода определяется через коэффициент эластичности спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу степень количественного изменения величины спроса при изменении потребительских доходов на 1%. Коэффициент эластичности спроса по доходу степень количественного изменения величины спроса при изменении потребительских доходов на 1%.

32 Данный показатель рассчитывается по аналогии с коэффициентом ценовой эластичности по формуле точечной или дуговой эластичности. Данный показатель рассчитывается по аналогии с коэффициентом ценовой эластичности по формуле точечной или дуговой эластичности. Для большинства товаров (их относят к группе нормальных) рост денежных доходов увеличивает возможности совершения покупок и величина спроса возрастает. Для нормальных това­ров коэффициент эластичности спроса по доходу является по­ложительной величиной. Для большинства товаров (их относят к группе нормальных) рост денежных доходов увеличивает возможности совершения покупок и величина спроса возрастает. Для нормальных това­ров коэффициент эластичности спроса по доходу является по­ложительной величиной. В зависимости от величины коэффициента нормальные товары делятся на три группы: В зависимости от величины коэффициента нормальные товары делятся на три группы: товары первой необходимости, если 0 < E < 1; товары первой необходимости, если 0 < E < 1; товары второй необходимости, если E = 1; товары второй необходимости, если E = 1; предметы роскоши, если E > 1. предметы роскоши, если E > 1.

33 Для относительно худших товаров эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е < 0). С ростом доходов потребители начинают сокращать покупки данной категории товаров, заменяя их на более качественные аналоги. Для относительно худших товаров эластичность спроса по доходу будет величиной отрицательной (Е < 0). С ростом доходов потребители начинают сокращать покупки данной категории товаров, заменяя их на более качественные аналоги. Необходимо отметить, что к относительно худшим товарам относятся не только некачественно изготовленные изделия, но и товары хорошего качества, для которых существуют, однако, лучшие заменители, таков, например, хлеб, заменяющий в рационе беднейших слоев населения потребление мяса и овощей Необходимо отметить, что к относительно худшим товарам относятся не только некачественно изготовленные изделия, но и товары хорошего качества, для которых существуют, однако, лучшие заменители, таков, например, хлеб, заменяющий в рационе беднейших слоев населения потребление мяса и овощей

34 ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ НА РОССИЙСКОМ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ Товар Коэффициент эластичности Товар Хлеб, хлебопродукты 0,275 Напитки алкогольные (без водки) 3,237 Мясо, мясопродукты 1,934 Водка и ликероводочные изделия 6,512 Рыба и рыбопродукты 0,496Сыр 2,614 Масло растительное 0,642Чай 2,021 Сахар 0,651 Крупы и бобовые 0,439 Кондитерские изделия 2,625 Макаронные изделия 0,843 Картофель 0,258 Консервы овощные 3,132

35 Эластичность спроса по доходу на один и тот же товар различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Эластичность спроса по доходу на один и тот же товар различна в краткосрочном и долгосрочном периодах. Для товаров повседневного пользования (продуктов питания, напитков, электроэнергии, и т.д.) эластичность по доходу относительно невысока в краткосрочном периоде. Потребительские предпочтения меняются относительно медленно. Для товаров повседневного пользования (продуктов питания, напитков, электроэнергии, и т.д.) эластичность по доходу относительно невысока в краткосрочном периоде. Потребительские предпочтения меняются относительно медленно. Напротив, товары длительного пользования (автомобили, недвижимость, бытовая техника и т.п.) более эластичными являются в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде, демонстрируя высокую чувствительность к циклическим колебаниям экономики. Напротив, товары длительного пользования (автомобили, недвижимость, бытовая техника и т.п.) более эластичными являются в краткосрочном, чем в долгосрочном периоде, демонстрируя высокую чувствительность к циклическим колебаниям экономики.

36 ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА Коэффициент перекрестной эластичности степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Коэффициент перекрестной эластичности степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. Для оценки коэффициента перекрестной эластичности также используются два способа исчисления дуговой и точечный. Для оценки коэффициента перекрестной эластичности также используются два способа исчисления дуговой и точечный. В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффициент может быть положительным, отрицательным или равным нулю. В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффициент может быть положительным, отрицательным или равным нулю. Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например, масло и маргарин, чай и кофе). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий. Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например, масло и маргарин, чай и кофе). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий. Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например, джин и тоник, тостер и хлеб). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой. Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например, джин и тоник, тостер и хлеб). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой.

37 Чем больше коэффициент эластичности, тем сильнее взаимосвязь товаров. И наоборот, чем ближе коэффициент к нулю, тем слабее отношения замещения или дополнения. Чем больше коэффициент эластичности, тем сильнее взаимосвязь товаров. И наоборот, чем ближе коэффициент к нулю, тем слабее отношения замещения или дополнения. Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга (например, обувь и лекарства, кофе и автомобили) и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на другой товар. Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга (например, обувь и лекарства, кофе и автомобили) и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на другой товар. Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении.

38 Перекрестная эластичность может иметь асимметричный характер, когда один товар строго зависит от другого. Например, рынок компьютеров и рынок ковриков для «мышек». Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК. Перекрестная эластичность может иметь асимметричный характер, когда один товар строго зависит от другого. Например, рынок компьютеров и рынок ковриков для «мышек». Сокращение цены на компьютеры вызывает рост спроса на рынке ковриков, но если снизится цена на коврики, то это не окажет никакого влияния на величину спроса на ПК. Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован с определенными оговорками для определения границы отрасли. Высокая перекрестная эластичность группы товаров дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли. Коэффициент перекрестной эластичности может быть использован с определенными оговорками для определения границы отрасли. Высокая перекрестная эластичность группы товаров дает основание полагать, что товары принадлежат к одной отрасли.

39 Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Низкая перекрестная эластичность одного товара по отношению ко всем прочим товарам свидетельствует о том, что он составляет отдельную отрасль. Если подобным же образом несколько товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению к другим товарам, то эта группа товаров может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома. Если подобным же образом несколько товаров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но низкую перекрестную эластичность по отношению к другим товарам, то эта группа товаров может представлять отрасль. Например, различные торговые марки телевизоров имеют высокую перекрестную эластичность между собой, но малую перекрестную эластичность с другими товарами для дома.

40 ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ При анализе чувствительности производителей к изменению каких-либо факторов рыночной конъюнктуры чаще всего используют коэффициент эластичности предложения по цене. При анализе чувствительности производителей к изменению каких-либо факторов рыночной конъюнктуры чаще всего используют коэффициент эластичности предложения по цене. Коэффициент эластичности предложения по цене степень количественного изменения величины предложения при изменении цены на 1%. Коэффициент эластичности предложения по цене степень количественного изменения величины предложения при изменении цены на 1%. Es (p) = Qs (P)*P/Qs Es (p) = Qs (P)*P/Qs

41 Выделяют три основных типа эластичности предложения по цене: Выделяют три основных типа эластичности предложения по цене: абсолютно неэластичное предложение Es (p) = 0. Характерно для мгновенного периода, когда все факторы производства являются постоянными и нет возможности изме­нить объем производства;абсолютно неэластичное предложение Es (p) = 0. Характерно для мгновенного периода, когда все факторы производства являются постоянными и нет возможности изме­нить объем производства; неэластичное предложение 0 < Es < 1. неэластичное предложение 0 < Es < 1. Наблюдается в краткосрочном периоде, когда часть факто­ров производства может быть изменена. В этих условиях про­ изводитель может адаптироваться в определенных пределах к меняющейся цене и незначительно изменить объем выпуска; Наблюдается в краткосрочном периоде, когда часть факто­ров производства может быть изменена. В этих условиях про­ изводитель может адаптироваться в определенных пределах к меняющейся цене и незначительно изменить объем выпуска; эластичное предложение Es > 1. эластичное предложение Es > 1. Проявляется в долгосрочном периоде, когда возможности адаптации еще значительнее и фирма может изменить все имеющиеся в ее распоряжении факторы производства. Проявляется в долгосрочном периоде, когда возможности адаптации еще значительнее и фирма может изменить все имеющиеся в ее распоряжении факторы производства.

42 К основным факторам, определяющим эластичность предложения, можно отнести: К основным факторам, определяющим эластичность предложения, можно отнести: 1)наличие незагруженных производственных мощностей. 1)наличие незагруженных производственных мощностей. У фирмы, имеющей большой объем незагруженных производственных мощностей, предложение более эластично. Растущий спрос может быть удовлетворен относительно быстро за счет увеличения степени загрузки мощностей; У фирмы, имеющей большой объем незагруженных производственных мощностей, предложение более эластично. Растущий спрос может быть удовлетворен относительно быстро за счет увеличения степени загрузки мощностей; 2)виды предлагаемых к реализации товаров и услуг. 2)виды предлагаемых к реализации товаров и услуг. Те товары и услуги, технология и объемы производства которых могут быстро меняться без значительных дополнительных капиталовложений, имеют более эластичное предложение, чем товары, технология производства и объемы выпуска которых не могут быть резко изменены; Те товары и услуги, технология и объемы производства которых могут быстро меняться без значительных дополнительных капиталовложений, имеют более эластичное предложение, чем товары, технология производства и объемы выпуска которых не могут быть резко изменены; 3)возможность длительного хранения изготовляемой продукции. 3)возможность длительного хранения изготовляемой продукции. Если фирма имеет возможности длительного хранения своей продукции, ей легче увеличить объем предлагаемой продукции за счет накопленных запасов продукции. Следовательно, ее предложение будет более эластично к изменению цен; Если фирма имеет возможности длительного хранения своей продукции, ей легче увеличить объем предлагаемой продукции за счет накопленных запасов продукции. Следовательно, ее предложение будет более эластично к изменению цен; 4)минимальный объем затрат, необходимый на расширение производства. Чем больше величина необходимых капиталовложений, тем ниже эластичность предложения 4)минимальный объем затрат, необходимый на расширение производства. Чем больше величина необходимых капиталовложений, тем ниже эластичность предложения

43 5) конъюнктура рынка. 5) конъюнктура рынка. В условиях товарного дефицита производители имеют возможность продать на рынке определенный объем товара по высокой цене. Предложение в этих условиях будет неэластично; В условиях товарного дефицита производители имеют возможность продать на рынке определенный объем товара по высокой цене. Предложение в этих условиях будет неэластично; 6)период времени. 6)период времени. Чем продолжительнее период времени, которым располагает производитель, тем больше у него возможностей приспособиться к изменению цены и тем эластичнее будет предложение Чем продолжительнее период времени, которым располагает производитель, тем больше у него возможностей приспособиться к изменению цены и тем эластичнее будет предложение

44

45