1 Анализ потребительского поведения Лекция 4. 2 Вопросы рассмотрения Два подхода к анализу потребительского поведения Два подхода к анализу потребительского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория потребительского выбора. Сейчас уже практически не у кого не вызывает сомнений особая экономическая роль потребителя, являющегося одним из главных.
Advertisements

1 Тема 4 АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ Мнение людей бизнеса о потребителе и рынке чаще всего оказывается неверным. Единственный, кто осведомлен в этой.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
1. Потребительский выбор и факторы его определяющие. 2. Бюджетная линия и кривые безразличия. 3. Правила максимизации полезности. Содержание.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Глава 2. Экономика домохозяйства 9. Рациональное потребление.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
Экономика 10 класс. Проверка домашнего задания Дайте определение потребителя в соответствии с ФЗ РФ «О защите прав потребителя» Какие условия необходимы,
Потребительский выбор
Транксрипт:

1 Анализ потребительского поведения Лекция 4

2 Вопросы рассмотрения Два подхода к анализу потребительского поведения Два подхода к анализу потребительского поведения Функция полезности. Совокупная и предельная полезность. Законы Госсена Функция полезности. Совокупная и предельная полезность. Законы Госсена Порядковая теория полезности. Кривые безразличия. Оптимальный выбор потребителя Порядковая теория полезности. Кривые безразличия. Оптимальный выбор потребителя

3 Выходя на рынок, потребитель ставит перед собой цель: максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага. Выходя на рынок, потребитель ставит перед собой цель: максимальное удовлетворение своих потребностей, получение наивысшего уровня полезности от потребления какого-либо блага. Потребитель, так же как и производитель, не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры. Потребитель, так же как и производитель, не является абсолютно свободным в своем выборе. Он вынужден учитывать не только свои личные предпочтения, но и доход, имеющийся в его распоряжении, рыночные цены на интересующие его товары и услуги, другие факторы рыночной конъюнктуры.

4 Экономисты полагают, что рациональный потребитель старается организовать свои покупки так, чтобы максимизировать совокупное удовлетворение (полезность), которое может принести ему его денежный доход. Экономисты полагают, что рациональный потребитель старается организовать свои покупки так, чтобы максимизировать совокупное удовлетворение (полезность), которое может принести ему его денежный доход. Естественно, что допущение о рациональности не всегда является справедливым. Неверная информация об альтернативных товарах или о ценах могут помешать максимизации полезности, а поиск самой информации может быть слишком дорогостоящим. Кроме того, могут иметь место импульсивные покупки или покупки по привычке, что также не позволяет потребителю приобретать оптимальную потребительскую корзину. Тем не менее допущение о рациональном поведении потребителей является в большинстве своем справедливым и обоснованным. Естественно, что допущение о рациональности не всегда является справедливым. Неверная информация об альтернативных товарах или о ценах могут помешать максимизации полезности, а поиск самой информации может быть слишком дорогостоящим. Кроме того, могут иметь место импульсивные покупки или покупки по привычке, что также не позволяет потребителю приобретать оптимальную потребительскую корзину. Тем не менее допущение о рациональном поведении потребителей является в большинстве своем справедливым и обоснованным.

5 Для анализа потребительских предпочтений используется понятие полезности. Для анализа потребительских предпочтений используется понятие полезности. Полезность какого-либо блага есть его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества. Полезность какого-либо блага есть его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества. Впервые термин «полезность» был введен в научный оборот Иеремией Бентамом ( ), английским философом и социологом, который считал, что принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека. Впервые термин «полезность» был введен в научный оборот Иеремией Бентамом ( ), английским философом и социологом, который считал, что принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека. Маржинализм и теория трудовой стоимости. Маржинализм и теория трудовой стоимости. Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное «удовлетворение», или максимальную полезность. Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное «удовлетворение», или максимальную полезность. При этом термин «полезность» может не совпадать с понятием «польза». Так, эффективное, но болезненное лечение несет человеку несомненную пользу, но имеет подчас нулевое или даже отрицательное удовольствие (полезность). При этом термин «полезность» может не совпадать с понятием «польза». Так, эффективное, но болезненное лечение несет человеку несомненную пользу, но имеет подчас нулевое или даже отрицательное удовольствие (полезность). Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворять те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены: здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, аромат и вкус, долговечность, удобство, роскошь, комфорт, чувство индивидуальности, престиж, статус, безопасность, сила и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным и субъективным. Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворять те или иные желания людей. К таким качествам могут быть отнесены: здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, аромат и вкус, долговечность, удобство, роскошь, комфорт, чувство индивидуальности, престиж, статус, безопасность, сила и т.д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качеств делает ее понятием относительным и субъективным.

6 Стремление экономистов каким-то образом сопоставить полезности различных товаров и услуг привело к появлению двух основных направлений экономического анализа и соответственно двух теорий полезности. Стремление экономистов каким-то образом сопоставить полезности различных товаров и услуг привело к появлению двух основных направлений экономического анализа и соответственно двух теорий полезности. Количественный подход и кардиналистская теория полезности были разработаны в начале XIX века такими экономистами, как Стенли Джевонс ( ), Карл Менгер ( ) и Леон Вальрас ( ). Количественный подход и кардиналистская теория полезности были разработаны в начале XIX века такими экономистами, как Стенли Джевонс ( ), Карл Менгер ( ) и Леон Вальрас ( ). В рамках этой теории выдвигалась гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности. В рамках этой теории выдвигалась гипотеза о возможности количественного соизмерения полезности различных благ и существовании функции полезности.

7 Порядковый подход и ординалистская теория полезности появились позднее, в конце XIX начале XX века, в работах Френсиса Эджуорта ( ), Вильфредо Парето ( ) и Ирвина Фишера ( ). Порядковый подход и ординалистская теория полезности появились позднее, в конце XIX начале XX века, в работах Френсиса Эджуорта ( ), Вильфредо Парето ( ) и Ирвина Фишера ( ). В рамках этого направления предполагался отказ от количественного соизмерения полезности благ. Основной акцент делался на возможность ранжирования полезностей человека: от высшей к низшей, от лучшей к худшей. В основе анализа лежал набор некоторого числа исходных гипотез (аксиом), на основе которых строились кривые безразличия и рассматривался оптимум потребителя. В рамках этого направления предполагался отказ от количественного соизмерения полезности благ. Основной акцент делался на возможность ранжирования полезностей человека: от высшей к низшей, от лучшей к худшей. В основе анализа лежал набор некоторого числа исходных гипотез (аксиом), на основе которых строились кривые безразличия и рассматривался оптимум потребителя. Современный подход предполагает неоклассический синтез положений количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов. Современный подход предполагает неоклассический синтез положений количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского) подходов.

8 ФУНКЦИЯ ПОЛЕЗНОСТИ. СОВОКУПНАЯ И ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТИ. ЗАКОНЫ ГОССЕНА Потребитель сталкивается с бесконечно большим количеством товаров и услуг, однако для упрощения нашего анализа мы предположим существование всего двух товаров. Потребитель сталкивается с бесконечно большим количеством товаров и услуг, однако для упрощения нашего анализа мы предположим существование всего двух товаров. Пусть потребитель выбирает первый товар в количестве q1, а второй в количестве q2. Тогда набор (q1, q2) определит потребительский набор (потребительскую корзину), включающую то или иное количество обоих товаров и обладающую для потребителя некоторым качеством, которое можно измерить. Пусть потребитель выбирает первый товар в количестве q1, а второй в количестве q2. Тогда набор (q1, q2) определит потребительский набор (потребительскую корзину), включающую то или иное количество обоих товаров и обладающую для потребителя некоторым качеством, которое можно измерить.

9 Естественно, что не всякое качество товара может быть охарактеризовано числом. Например, качество одежды оценивается и продолжительностью носки (ее можно охарактеризовать числом), и ее соответствием современной моде или красотой (а это числом охарактеризовать невозможно). В дальнейшем будем считать, что каждой потребительской корзине (q1, q2) соответствует некоторое число TU (total utility), называемое совокупной полезностью. Естественно, что не всякое качество товара может быть охарактеризовано числом. Например, качество одежды оценивается и продолжительностью носки (ее можно охарактеризовать числом), и ее соответствием современной моде или красотой (а это числом охарактеризовать невозможно). В дальнейшем будем считать, что каждой потребительской корзине (q1, q2) соответствует некоторое число TU (total utility), называемое совокупной полезностью. Совокупная полезность (TU) есть совокупное удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления данного количества товаров или услуг за данное время. Совокупная полезность (TU) есть совокупное удовлетворение, получаемое человеком в результате потребления данного количества товаров или услуг за данное время.

10 На совокупную полезность блага влияют не только его физические характеристики, но и психология потребителя, его личный опыт, социальная и культурная среда. И хотя экономисты проявляют интерес к этим факторам, однако на практике обычно уделяют внимание только количественным показателям (таким, как объем продаж, количество единиц товара, приобретенных покупателями, и т.д.), предполагая постоянными все прочие факторы, влияющие на поведение человека. Допущение «при прочих равных условиях» позволяет упростить анализ условий максимизации полезности без особого ущерба для модели. На совокупную полезность блага влияют не только его физические характеристики, но и психология потребителя, его личный опыт, социальная и культурная среда. И хотя экономисты проявляют интерес к этим факторам, однако на практике обычно уделяют внимание только количественным показателям (таким, как объем продаж, количество единиц товара, приобретенных покупателями, и т.д.), предполагая постоянными все прочие факторы, влияющие на поведение человека. Допущение «при прочих равных условиях» позволяет упростить анализ условий максимизации полезности без особого ущерба для модели. Математически это означает, что задается общая функция полезности от потребления за определенный период времени n-го количества товаров: Математически это означает, что задается общая функция полезности от потребления за определенный период времени n-го количества товаров: TU = U(q1, q2, …, qn). TU = U(q1, q2, …, qn). где q количество товаров, включенных в потребительский набор. где q количество товаров, включенных в потребительский набор.

11 Функция полезности показывает количественную зависимость между объемом потребления каждого из n-благ за данный промежуток времени и совокупной полезностью блага, отражающей индивидуальные предпочтения потребителя. Функция полезности показывает количественную зависимость между объемом потребления каждого из n-благ за данный промежуток времени и совокупной полезностью блага, отражающей индивидуальные предпочтения потребителя. чем больше объем потребления какого-либо товара, тем больше значение совокупной полезности, получаемой потребителем. чем больше объем потребления какого-либо товара, тем больше значение совокупной полезности, получаемой потребителем. Изменение (или приращение) совокупной полезности отражается в показателе предельной полезности. Изменение (или приращение) совокупной полезности отражается в показателе предельной полезности. Предельная полезность (marginal utility + MU) это дополнительная полезность, получаемая человеком от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени. Предельная полезность (marginal utility + MU) это дополнительная полезность, получаемая человеком от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени. Математически предельная полезность является первой производной функции совокупной полезности по количеству данного блага и рассчитывается по формуле: Математически предельная полезность является первой производной функции совокупной полезности по количеству данного блага и рассчитывается по формуле: MU = TU'(q) = d(TU)/dq, MU = TU'(q) = d(TU)/dq, где d(TU) приращение совокупной полезности, где d(TU) приращение совокупной полезности, dq приращение количества потребляемого блага. dq приращение количества потребляемого блага.

12 Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщенности, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться. Эта закономерность имеет универсальный характер и называется законом убывания предельной полезности или первым законом Госсена. Закон назван так в честь немецкого экономиста Германа Госсена ( ), впервые сформулировавшего данный принцип. Если последовательное потребление какого-либо блага постепенно приводит человека к состоянию насыщенности, то дополнительная полезность от использования одной дополнительной единицы данного блага начинает сокращаться. Эта закономерность имеет универсальный характер и называется законом убывания предельной полезности или первым законом Госсена. Закон назван так в честь немецкого экономиста Германа Госсена ( ), впервые сформулировавшего данный принцип. Начиная с некоторого момента дополнительная полезность от потребления одного дополнительного блага уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления данного блага. Начиная с некоторого момента дополнительная полезность от потребления одного дополнительного блага уменьшается по мере того, как возрастает объем потребления данного блага.

13 Принцип убывания предельной полезности был использован английским экономистом А. Маршаллом (1890) для объяснения знаменитого парадокса воды и алмазов. Принцип убывания предельной полезности был использован английским экономистом А. Маршаллом (1890) для объяснения знаменитого парадокса воды и алмазов. Суть парадокса заключалась в том, что на рынке алмазы ценятся неизмеримо дороже, чем вода, и в то же время все понимают, что если без алмазов человек может обойтись, то без воды выжить невозможно. Суть парадокса заключалась в том, что на рынке алмазы ценятся неизмеримо дороже, чем вода, и в то же время все понимают, что если без алмазов человек может обойтись, то без воды выжить невозможно. Объяснение Маршалла состояло в следующем. Объяснение Маршалла состояло в следующем. Цена товара определяется не его совокупной полезностью для человека, а той предельной полезностью, которую человек извлекает из последнего глотка воды. Другими словами, стоимость воды определяется той суммой денег, которую индивидуум захочет заплатить, чтобы получить дополнительную меру воды. Цена товара определяется не его совокупной полезностью для человека, а той предельной полезностью, которую человек извлекает из последнего глотка воды. Другими словами, стоимость воды определяется той суммой денег, которую индивидуум захочет заплатить, чтобы получить дополнительную меру воды. В силу того, что предельная ценность убывает по мере возрастания количества потребленной воды, а запасов воды на земле существенно больше, чем запасов алмазов, вода имеет более низкую стоимость при обмене, чем алмазы. В силу того, что предельная ценность убывает по мере возрастания количества потребленной воды, а запасов воды на земле существенно больше, чем запасов алмазов, вода имеет более низкую стоимость при обмене, чем алмазы.

14 Пример. Определение точки насыщения Пример. Определение точки насыщения Пусть дана функция полезности отдельного потребителя: TU= 130q-2,5q2 Пусть дана функция полезности отдельного потребителя: TU= 130q-2,5q2 Определить точку, при которой совокупная полезность (TU) является максимальной и человек достигает насыщения. Определить точку, при которой совокупная полезность (TU) является максимальной и человек достигает насыщения. Решение Решение Функция совокупной полезности достигает своего максимума при условии MU = 0: Функция совокупной полезности достигает своего максимума при условии MU = 0: MU = dTU/dq = 130 – 5q. Приняв функцию предельной полезности равной нулю, получаем: MU = dTU/dq = 130 – 5q. Приняв функцию предельной полезности равной нулю, получаем: q=0; q= q=0; q=26. Это и есть искомая точка насыщения. Это и есть искомая точка насыщения.

15 Пусть функция полезности задана уравнением: Пусть функция полезности задана уравнением: TU=18q+7q2 - (1/3)q3 TU=18q+7q2 - (1/3)q3 Найти объем потребления (q), при котором начинает действовать закон убывания предельной полезности, т.е. предельная полезность (MU) начинает уменьшаться. Найти объем потребления (q), при котором начинает действовать закон убывания предельной полезности, т.е. предельная полезность (MU) начинает уменьшаться. Решение Решение Очевидно, что MU начнет уменьшаться в точке, в которой функция предельной полезности имеет максимальное значение: Очевидно, что MU начнет уменьшаться в точке, в которой функция предельной полезности имеет максимальное значение: MU=dTU/dq = q - q2. MU=dTU/dq = q - q2. Приравняв dMU/dq к нулю и решая это уравнение относительно q, получим q=7 степень потребления, при которой начинается уменьшение MU. Приравняв dMU/dq к нулю и решая это уравнение относительно q, получим q=7 степень потребления, при которой начинается уменьшение MU.

16 Критерием правильности потребительского выбора является не совокупная и даже не предельная полезность, а предельная полезность на 1 у.е. затрат (MU/P). Критерием правильности потребительского выбора является не совокупная и даже не предельная полезность, а предельная полезность на 1 у.е. затрат (MU/P). Прибавочное удовлетворение, получаемое на 1 у.е. затрат, является наилучшим критерием, поскольку объединяет и фактор удовлетворения, и фактор затрат, необходимые для обоснованного сравнения товаров между собой. (таблица с примером) Прибавочное удовлетворение, получаемое на 1 у.е. затрат, является наилучшим критерием, поскольку объединяет и фактор удовлетворения, и фактор затрат, необходимые для обоснованного сравнения товаров между собой. (таблица с примером)

17 С учетом полученных результатов сформулируем основное условие потребительского оптимума, или второй закон Госсена, для двух и более товаров. С учетом полученных результатов сформулируем основное условие потребительского оптимума, или второй закон Госсена, для двух и более товаров. Для максимизации полезности потребитель должен таким образом распределить свой ограниченный бюджет, чтобы предельные полезности на один рубль, затраченный на последнюю единицу каждого товара, равнялись бы между собой Для максимизации полезности потребитель должен таким образом распределить свой ограниченный бюджет, чтобы предельные полезности на один рубль, затраченный на последнюю единицу каждого товара, равнялись бы между собой MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn, MU1/P1 = MU2/P2 = …= MUn/Pn, а сумма всех затрат потребителя на товары и услуги плюс сбережения (S) соответствовала его денежному доходу (R), т.е. а сумма всех затрат потребителя на товары и услуги плюс сбережения (S) соответствовала его денежному доходу (R), т.е. P1Q1 + P2Q2 + … +PnQn+ S = R. P1Q1 + P2Q2 + … +PnQn+ S = R.

18 ПОРЯДКОВАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ. ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ порядковый (ординалистский) подход к анализу потребительского поведения не требует точного количественного измерения полезности. Более важным считается возможность сопоставления и сравнения различных потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя. порядковый (ординалистский) подход к анализу потребительского поведения не требует точного количественного измерения полезности. Более важным считается возможность сопоставления и сравнения различных потребительских наборов с точки зрения их предпочтительности для данного потребителя. Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений становятся кривые безразличия (indifferent curve IС). Исходным инструментом анализа потребительских предпочтений становятся кривые безразличия (indifferent curve IС). Кривые безразличия представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или одинаковую полезность). Кривые безразличия представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или одинаковую полезность).

19 Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия

20 аксиома возможности выбора. аксиома возможности выбора. Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов А или В является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: Предполагает способность человека однозначно ответить на вопрос, какой из предложенных потребительских наборов А или В является для него более предпочтительным. При этом обязательным будет выбор одного из трех вариантов ответа: либо набор А предпочтительнее набора В (А > В), либо набор В предпочтительнее набора А (А В), либо набор В предпочтительнее набора А (А < В), либо наборы А и В имеют одинаковую полезность для потребителя (А = В)

21 аксиома транзитивности. аксиома транзитивности. Если для любых трех потребительских наборов А, В и С потребитель предпочитает набор А в большей степени, чем набор В, и набор В в большей степени, чем набор С, то он однозначно предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С. Если А > В > С, то А > С. Если для любых трех потребительских наборов А, В и С потребитель предпочитает набор А в большей степени, чем набор В, и набор В в большей степени, чем набор С, то он однозначно предпочитает потребительский набор А в большей степени, чем набор С. Если А > В > С, то А > С. аксиома ненасыщенности. аксиома ненасыщенности. Предполагает отсутствие у потребителя в ближайшей перспективе порога насыщения: чем большее количество товаров в потребительском наборе, тем выше его совокупная полезность для человека. Предполагает отсутствие у потребителя в ближайшей перспективе порога насыщения: чем большее количество товаров в потребительском наборе, тем выше его совокупная полезность для человека.

22 Норма, в которой человек готов заменить одно благо на другое так, чтобы общий уровень его удовлетворенности остался неизменным, называется предельной нормой замещения (marginal rate of substitution MRS). Норма, в которой человек готов заменить одно благо на другое так, чтобы общий уровень его удовлетворенности остался неизменным, называется предельной нормой замещения (marginal rate of substitution MRS).

23 1. Товары совершенные заменители. 1. Товары совершенные заменители. К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в постоянном соотношении, т.е. MRS = const (например, конкурирующие марки практически одинаковых продуктов питания молока, йогурта, сахара и т.д.). К данной группе товаров относятся все предметы и услуги, которые потребитель готов заменить один на другой в постоянном соотношении, т.е. MRS = const (например, конкурирующие марки практически одинаковых продуктов питания молока, йогурта, сахара и т.д.). Проанализируем наиболее простую ситуацию, когда товары замещаются в пропорции 1:1 (MRS = 1), например выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходимо приобрести 4 маркера, и ему безразлично, какого они цвета. Функция полезности в этом случае будет иметь вид Проанализируем наиболее простую ситуацию, когда товары замещаются в пропорции 1:1 (MRS = 1), например выбор между синими и черными маркерами. Потребителю необходимо приобрести 4 маркера, и ему безразлично, какого они цвета. Функция полезности в этом случае будет иметь вид TU = q1 + q2 TU = q1 + q2 при TU = 4 = q1 + q2 или q2 = 4 q1. при TU = 4 = q1 + q2 или q2 = 4 q1. Кривые безразличия более высокого порядка будут располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной (рис. 4.2), но MRS будет прежней. Кривые безразличия более высокого порядка будут располагаться на параллельных прямых выше и правее начальной (рис. 4.2), но MRS будет прежней.

24 2. Товары, совершенно дополняющие друг друга. 2. Товары, совершенно дополняющие друг друга. В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки правая и левая. Если потребитель выбирает потребительскую корзину, состоящую из одной правой (q1) и одной левой перчатки (q2), то прибавление к ней любого количества только правых или только левых перчаток не увеличит совокупную полезность данного набора. Следовательно, все потребительские корзины типа (1; 2), (1; 3),..., (1; n) или (2;1), В эту группу входят товары и услуги, потребляющиеся всегда вместе и в строго фиксированных пропорциях, например перчатки правая и левая. Если потребитель выбирает потребительскую корзину, состоящую из одной правой (q1) и одной левой перчатки (q2), то прибавление к ней любого количества только правых или только левых перчаток не увеличит совокупную полезность данного набора. Следовательно, все потребительские корзины типа (1; 2), (1; 3),..., (1; n) или (2;1),

25

26 Товары, нежелательные для потребителя. Товары, нежелательные для потребителя. К нежелательным относятся товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись. Так, маленькие дети стараются избежать приема горького лекарства, но охотно потребляют при этом сладкий сироп, которым это лекарство запивается. Степень удовлетворения потребителя и его оценка полезности будут тем выше, чем в меньших количествах нежелательный товар будет присутствовать в наборе. К нежелательным относятся товары, которые потребитель активно не любит, но без которых в силу каких-либо причин не может обойтись. Так, маленькие дети стараются избежать приема горького лекарства, но охотно потребляют при этом сладкий сироп, которым это лекарство запивается. Степень удовлетворения потребителя и его оценка полезности будут тем выше, чем в меньших количествах нежелательный товар будет присутствовать в наборе.

27 4. Нейтральные товары. 4. Нейтральные товары. Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают нужный товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но бесплатной нагрузкой. В этом случае количество нагрузки не будет оказывать влияния на покупку основного товара и кривые безразличия будут иметь вид вертикальных прямых, параллельных друг другу. Подобная ситуация может возникнуть, когда нам продают нужный товар с абсолютно бесполезной, с нашей точки зрения, но бесплатной нагрузкой. В этом случае количество нагрузки не будет оказывать влияния на покупку основного товара и кривые безразличия будут иметь вид вертикальных прямых, параллельных друг другу.

28 Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров. Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения и, следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары. Карта безразличия потребителя показывает его субъективное отношение к тому или иному набору товаров. Однако способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения и, следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.

29 Оба эти фактора в совокупности определяют область доступных потребителю потребительских наборов, или бюджетную область. Оба эти фактора в совокупности определяют область доступных потребителю потребительских наборов, или бюджетную область. Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства: Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства: P1Q1+P2Q2<R, P1Q1+P2Q2<R, где Р1, P2 цены на соответствующие товары Q1, Q2, где Р1, P2 цены на соответствующие товары Q1, Q2, R доходы потребителя. R доходы потребителя.

30

31 Бюджетная линия представляет собой совокупность наборов, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Бюджетная линия представляет собой совокупность наборов, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется соотношением рыночных цен (-Р1/Р2). Наклон бюджетной линии определяется соотношением рыночных цен (-Р1/Р2). В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя уравнение бюджетной линии можно описать в общем виде формулой следующим образом: В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя уравнение бюджетной линии можно описать в общем виде формулой следующим образом: P1Q1 + P2Q2 + … + PnQn + сбережения = R, P1Q1 + P2Q2 + … + PnQn + сбережения = R, где P1, P2, …, Pn цены соответствующих товаров. где P1, P2, …, Pn цены соответствующих товаров.

32 Бедность в России (проблема бюджетных ограничений) Бедность в России модная тема. Бедность в России модная тема. Проблема эта многолика и многослойна. Взять хотя бы простой, казалось бы, вопрос: кого считать бедным? Проблема эта многолика и многослойна. Взять хотя бы простой, казалось бы, вопрос: кого считать бедным? Государство выработало некий критерий минимальная потребительская корзина. Но на бытовом уровне часто работают совершенно другие ориентиры. По данным социологов, например, если человек, сколь бы беден он ни был, видит соседа еще более неимущего, то считать бедным себя он уже не склонен. Вместе с тем на вопрос в лоб: считаете ли вы себя бедным? утвердительно отвечают более 40% россиян. Государство выработало некий критерий минимальная потребительская корзина. Но на бытовом уровне часто работают совершенно другие ориентиры. По данным социологов, например, если человек, сколь бы беден он ни был, видит соседа еще более неимущего, то считать бедным себя он уже не склонен. Вместе с тем на вопрос в лоб: считаете ли вы себя бедным? утвердительно отвечают более 40% россиян.

33 Еще одно любопытное обстоятельство. Как утверждают эксперты, более или менее точные сведения о доходах граждан можно получить лишь из информации о расходах: по логике вещей сумма доходов должна равняться сумме расходов. Еще одно любопытное обстоятельство. Как утверждают эксперты, более или менее точные сведения о доходах граждан можно получить лишь из информации о расходах: по логике вещей сумма доходов должна равняться сумме расходов. Однако макроэкономические расчеты показывают, что расходы наших граждан превышают их официальные доходы на треть цифры из года в год колеблются незначительно. В принципе свои доходы склонны занижать граждане любой страны, но таких «ножниц» больше нигде в мире нет. Однако макроэкономические расчеты показывают, что расходы наших граждан превышают их официальные доходы на треть цифры из года в год колеблются незначительно. В принципе свои доходы склонны занижать граждане любой страны, но таких «ножниц» больше нигде в мире нет.

34 В целом же бедность понятие относительное. В целом же бедность понятие относительное. Нет единого определения бедности, скажем, для США, России, Нигерии или Швеции. Но для выявления ее крайних форм единый инструмент существует. Определяется доля населения, живущего на один доллар в день (с поправкой на холодный климат). Нет единого определения бедности, скажем, для США, России, Нигерии или Швеции. Но для выявления ее крайних форм единый инструмент существует. Определяется доля населения, живущего на один доллар в день (с поправкой на холодный климат). Согласно этой методике бедными следует считать людей, живущих на 25 руб. в день. В России таких около 7%. В США и Западной Европе таких бедных нет вообще, если речь идет о гражданах. В Восточной Европе их 34%, а в Китае 18%. Согласно этой методике бедными следует считать людей, живущих на 25 руб. в день. В России таких около 7%. В США и Западной Европе таких бедных нет вообще, если речь идет о гражданах. В Восточной Европе их 34%, а в Китае 18%. Специфика России наличие бедных среди имеющих работу. Средний возраст бедняков определить невозможно, но в целом корпус бедняков старше, чем состоятельные люди. Тендерный фактор постепенно сходит на нет. Зато все более серьезным фактором бедности становится уровень образования. Специфика России наличие бедных среди имеющих работу. Средний возраст бедняков определить невозможно, но в целом корпус бедняков старше, чем состоятельные люди. Тендерный фактор постепенно сходит на нет. Зато все более серьезным фактором бедности становится уровень образования. Источник: Архангельская П. Кто беден в России// Эксперт (417). - С Источник: Архангельская П. Кто беден в России// Эксперт (417). - С

35 Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя. Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, т.е. его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя. Карта безразличия представляет собой графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя. Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, т.е. его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя. Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (или точкой оптимума потребителя). Товарный набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (или точкой оптимума потребителя).

36

37 Очевидно, что наилучшим для потребителя был бы набор С, однако он не может быть приобретен, поскольку расположен вне области бюджетных возможностей. Очевидно, что наилучшим для потребителя был бы набор С, однако он не может быть приобретен, поскольку расположен вне области бюджетных возможностей. Затраты на набор А могли бы быть осуществлены, однако принесут относительно небольшую полезность. И только набор В, лежащий в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия, является оптимальным выбором. Затраты на набор А могли бы быть осуществлены, однако принесут относительно небольшую полезность. И только набор В, лежащий в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия, является оптимальным выбором. Оптимальный выбор предполагает, что потребитель получает наилучший из доступных для него набор товаров. Как видно из графика, в точке оптимума угол наклона кривой безразличия равен углу наклона бюджетной линии, что означает равенство предельной нормы замещения одного товара другим обратному отношению их цен, или Оптимальный выбор предполагает, что потребитель получает наилучший из доступных для него набор товаров. Как видно из графика, в точке оптимума угол наклона кривой безразличия равен углу наклона бюджетной линии, что означает равенство предельной нормы замещения одного товара другим обратному отношению их цен, или MRS = - Р1/Р2. MRS = - Р1/Р2. Предельная норма замещения (MRS) определяет желательность замещения одного товара на другой. Отношение рыночных цен (Р1/Р2) показывает возможность замещения данных товаров. Предельная норма замещения (MRS) определяет желательность замещения одного товара на другой. Отношение рыночных цен (Р1/Р2) показывает возможность замещения данных товаров. До тех пор пока эти показатели не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя. До тех пор пока эти показатели не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя.