Лекция 3. Развитие зарубежной педагогики и философии образования в XVIII – XX вв. План 1. Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории «свободного воспитания».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Материал подготовлен студентами Мурашко Марианной, Брежневой-Новиковой Ольгой, Киселевой Асей, Мустафаевой Севдой.
Advertisements

Фридрих Вильгельм Адольф Дистервег Выдающийся немецкий педагог
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827). Песталоцци cчитал, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра и воспитания.
Воспитание как педагогический процесс.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Жан-Жак Руссо ( ): естественное воспитание.
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
Призинтацыя Порхунова Настя.
ТЕМА: Современные зарубежные концепции воспитания План: 1.НЕОТОМИЗМ 2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ 3. ПРАГМАТИЗМ 4. БИХЕВИОРИЗМ 5.ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ Литература:
Методика преподавания русского языка и новые информационные технологии.
Человек становится тем, что он есть, - способным к созидательной деятельности в определенной сфере труда и творчества, к общению с другими членами общества.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Педагогическая деятельность, её сущность и ценностные характеристики
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ 491 «МАРЬИНО» ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ,
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Презентация педагогической деятельности Шитиевой Н.В. Учителя ИЗО средней школы 30 г. Тверь.
Транксрипт:

Лекция 3. Развитие зарубежной педагогики и философии образования в XVIII – XX вв. План 1. Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». 2. Педагогическая теория и деятельность И.Г. Песталоцци. 3. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. 4. Педагогическая деятельность и взгляды А.Дистервега. 5. Формирование в XIX – начале XX в. идей «трудовой школы». 6. Формирование основных современных теорий воспитания и развития личности на основе синтеза философских, психолого-педагогических и прочих научных знаний.

1. Ж.-Ж. Руссо как основоположник теории «свободного воспитания». Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) французский писатель, мыслитель, композитор. Один из основоположников теории «свободного воспитания». Основные произведения: романы «Новая Элоиза» (1761) и «Эмиль» (1762)Новая ЭлоизаЭмиль 2Сидоров С.В. -

Ж.-Ж. Руссо: Человек испорчен современным обществом, которое ограничивает его свободу. Поэтому воспитывать ребенка следует вне испорченного общества, вдали от цивилизации, на «лоне природы». 3Сидоров С.В. -

«Свободное воспитание» Дети должны воспитываться естественно, свободно. В воспитании надо следовать природе ребенка, учитывать его возрастные особенности. Правильное воспитание – то, в котором на ребёнка согласованно действуют три фактора: - природа; - люди; - вещи или внешние обстоятельства. 4Сидоров С.В. -

2. Педагогическая теория и деятельность И.Г. Песталоцци. Иоганн Генрих Песталоцци ( ) – швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. 5Сидоров С.В. -

Основные даты педагогической деятельности Песталоцци 1775–1780 – создание и деятельность «Учреждения для бедных» (приюта для беспризорных детей) в Нейгофе – работа в сиротском доме в Станце. 1800–1826 – руководство учебными заведениями в Бургдорфе и Ивердоне. 6Сидоров С.В. -

Наиболее известные сочинения Песталоцци:сочинения Песталоцци "Лингард и Гертруда" (1781); "Как Гертруда учит своих детей" (1801); "Лебединая песня" (1826). 7Сидоров С.В. -

Интеллектуальное образование: формирование навыков умственного труда, самостоятельности суждений. Физическое образование: формирование способности самостоятельно и правильно выполнять физические действия. Нравственное образование: формирование умений и желания совершать правильные, добрые поступки. Всестороннее гармоничное развитие (по Песталоцци) Всестороннее гармоничное развитие (по Песталоцци) 8Сидоров С.В. -

«Элементарное образование», по Песталоцци В объектах познания и деятельности детей выделяются простейшие элементы. Осваивая эти элементы, дети непрерывно продвигаются в обучении от простого к сложному. 9Сидоров С.В. -

Песталоцци о воспитании Цель воспитания – развивать все природные силы и способности человека. Задача воспитания создание гармонически развитого человека. Основной принцип воспитания согласие с природой (природосообразность). Средства воспитания труд, игра, учение. 10Сидоров С.В. -

Иоганн Фридрих Гербарт (1776 – 1841) немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики. Основные труды: «Психология», «Общая педагогика» 11Сидоров С.В. -

Ясность (состояние покоя) – мобилизация внимания ученика, введение нового материала Ассоциация (состояние движения) – связывание новых знаний с ранее имеющимися представлениями Система (состояние покоя) – поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями Метод (состояние движения) – применение полученных знаний Ступени обучения, по Гербарту 12Сидоров С.В. -

Методы управления детьми, по Гербарту: основные: угроза, надзор, приказание, запреты, наказания (в то числе телесные); вспомогательные: авторитет, любовь. 13Сидоров С.В. -

4. Педагогическая деятельность и взгляды А. Дистервега. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег ( ). Немецкий педагог, общественный деятель, политик. Один из создателей теории развивающего обучения. Основной труд: «Руководство к образованию немецких учителей»Руководство к образованию немецких учителей 14Сидоров С.В. -

Педагогические идеи Дистервега «Воспитывать значит побуждать». Цель воспитания – «воспитание самостоятельности посредством самодеятельности». Главная задача обучения: развитие умственных способностей детей. (Развивающее обучение.) 15Сидоров С.В. -

Принцип культуросообразности: организация учебно-воспитательного процесса с учетом культуры: - внешней (норм морали, быта, потребления), - внутренней (духовной жизни человека), - общественной (национальной культуры и социальных отношений). Педагогические идеи Дистервега 16Сидоров С.В. -

Известные высказывания Дистервегавысказывания Дистервега Человек моё имя, немец моё прозвище. Неправильное знание хуже, чем незнание. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. 17Сидоров С.В. -

5. Формирование в XIX – начале XX в. идей «трудовой школы». Трудовая школаТрудовая школа – течение в педагогике, представители которого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное, эстетическое и физическое воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с профессиональной ориентацией. 18Сидоров С.В. -

Георг Михаэль Кершенштейнер (1854 – 1932) Немецкий педагог, согласно решению ЮНЕСКО (1988) – один из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ в.ЮНЕСКО Основные идеи: гражданское воспитание, трудовая школа 19Сидоров С.В. -

Сущность гражданского воспитания (Кершенштейнер): формировать у подростков понимание задач государства, сознание гражданского долга и любви к родине. Религиозность – одно из важнейших средств гражданского воспитания. 20Сидоров С.В. -

Государственная система гражданского воспитания, по Кершенштейнеру: - народная (начальная) школа; - армия; - дополнительные школы для работающих подростков; - молодёжные организации. 21Сидоров С.В. -

Сущность трудовой школы: при минимуме научного материала развить максимум умений, способностей, пробудить радость от труда на службу государству. Ручной труд – основа собственного опыта детей. Использование активных методов, практических работ, экскурсий 22Сидоров С.В. -

6. Формирование основных современных теорий воспитания и развития личности на основе синтеза философских, психолого- педагогических и прочих научных знаний 23Сидоров С.В. -

Прагматическая теория воспитания и развития личности основывается на философии прагматизмафилософии прагматизма (2-я половина ХIХ – начало ХХ в., Ч. Пире, У. Джемс и др.) Главная ценность в философии прагматизма – практическая польза. 24Сидоров С.В. -

Основные положения прагматической теории воспитания: воспитание как приспособление к жизни, связь обучения и воспитания, школы и жизни; опора на собственную активность детей, поощрение и развитие их самостоятельности; 25Сидоров С.В. -

практическая направленность и полезность деятельности, выполняемой детьми в воспитательном процессе; содержание образования должно полностью определяться интересами ребенка. Основные положения прагматической теории воспитания: 26Сидоров С.В. -

В педагогике идеи прагматической философии наиболее успешно реализовал Джон Дьюи (США, ), создавший оригинальную философско-педагогическую концепцию: инструментализм.инструментализм Согласно решению ЮНЕСКО (1988), Дж. Дьюи признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ в.ЮНЕСКО 27Сидоров С.В. -

Неопрагматическая концепция воспитания (А.Маслоу, А. Комбс и др.): полная свобода саморазвития личности, индивидуалистическая направленность воспитания. 28Сидоров С.В. -

НеопозитивизмНеопозитивизм («новый позитивизм» или новый гуманизм). Сформировался на основе этических идей Платона, Аристотеля, Канта. Философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить явления, вызванные научно-технической революцией. 29Сидоров С.В. -

Основные положения педагогики неопозитивизма : отказ в воспитании от устоявшихся идеологий, формирование у ребёнка рационального мышления; Видные представители педагогики неопозитивизма: Дж. Вильсон, Л. Кольберг и др. 30Сидоров С.В. -

гуманизация системы воспитания, установление между педагогом и воспитанником субъект-субъектных отношений; создание условий для свободного развития личности, отказ от манипулирования поведением ребёнка. Основные положения педагогики неопозитивизма: 31Сидоров С.В. -

ЭкзистенциализмЭкзистенциализм – философское направление, признающее личность высшей ценностью мира: каждая личность уникальна, каждый человек – носитель своей нравственности. Видные представители: Дж. Кнеллер, К. Гоулд, М. Марсель и др. 32Сидоров С.В. -

Основные идеи экзистенциалистской теории воспитания: - главная ценность воспитания: личность ребёнка, уникальность которой необходимо сохранить от разрушения внешними силами; - не надо слишком полагаться на педагогическую теорию, поскольку она не способна учесть уникальность каждой личности; 33Сидоров С.В. -

- задача педагога: заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности; - главное правило педагогической деятельности: меньше наставлений, больше дружеского участия. Основные идеи экзистенциалистской теории воспитания: 34Сидоров С.В. -

НеотомизмНеотомизм – религиозно-философское учение, получившее название от имени католического богослова и мыслителя Фомы (Томаса) Аквинского (XIII в.). Видные представители педагогики неотомизма: Ж. Маритен, У.Макгакен, М. Казотти, Е. Жильсон и др. 35Сидоров С.В. -

Основные положения педагогики неотомизма: - религия – основа нравственных ценностей и воспитания человека; - воспитание должно строиться на приоритете духовного начала; - цель – воспитание общечеловеческих добродетелей (доброты, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т.п.) 36Сидоров С.В. -

БихевиоризмБихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – психолого-педагогическая теория воспитания. Согласно этой теории, воспитание должно основываться на новейших достижениях наук о человеке. 37Сидоров С.В. -

Классический бихевиоризм (Дж. Уотсон): реакция (поведение) зависит от стимула: стимул реакция Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен и др.) : стимул реакция подкрепление 38Сидоров С.В. -

Использованные источники %B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1% %B5%D1%80%D0%B2%D0%B5%D0%B %83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0/ 34,8:3 %F Сидоров С.В. -