Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования май 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Advertisements

Основные идеи и приоритетные направления федеральной и региональной образовательной политики Лекция С.Л.Каганович,д.филол.н. зав.кафедрой теории и методики.
1 - Я радуюсь, когда… - Я обижаюсь, когда… - Я злюсь, когда… - Мне весело, когда… - Мне не нравится, когда… - Я грущу, когда… - Я страдаю, когда… - Я плачу,
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родителям.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС 1.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
1 2 традиционный (ЗУНовский) компетентностный системно - деятельностный.
ФГОС общего образования: механизмы реализации. Инновационные функции стандартов обеспечение права на полноценное образование обеспечение единства образовательного.
Основные направления ФГОС Занятие 2 МОУ Игринская СОШ 2.
Системно- деятельностный подход как основа Стандартов второго поколения. Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
1 О концепции государственного стандарта общего образования II поколения.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования май 2012 г.

222 Образование Важнейшая социальная деятельность общества. Системообразующий ресурс социально- экономического и политического развития государства, социокультурной модернизации российского гражданского общества.

333 Социальные и моральные вызовы школьному образованию Морально-нравственная дезинтеграция общества; Низкий уровень доверия и социальной солидарности; Нарушение преемственности поколений, социальных механизмов трансляции национальных духовных традиций и культурного опыта; Недостаток гражданского, патриотического самосознания и конструктивного общественного поведения; Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций; Снижение ценности производительного труда, науки, творчества и образования; Усиление миграционных процессов; Недостаточный уровень воспроизводства населения; Снижение физического, социального и психического здоровья населения.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Зарегистрирован в Минюст России от 01 февраля 2011 г. N декабря 2010 г. N 1897 приказываю: Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего приказа.прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт Министр А.А. Фурсенко

Новые подходы к определению стратегических целей стандартов Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества;Стандарты – инструмент построения открытого гражданского общества; Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства;Образование - системообразующий ресурс социокультурной модернизации российского общества, социально-экономического развития государства; От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета.От узковедомственного характера стандартов - к статусу общенационального приоритета.

7 Определение стандарта Советская школа Прежний подход (стандарт 1992 г.) Новый подход (стандарт 2009 г.) Де-юре – отсутствовало, фактически: Стандарт как совокупность: целевых установок КПСС и Совета Министров; адекватных им учебно- методических средств: типового учебного плана, учебных программ, как правило, одна по каждому предмету, учебно-методического комплекта (учебник + методика, включая поурочное планирование), как правило, одного по предмету, учебное оборудование и ТСО Стандарт как совокупность: обязательного минимума содержания образования требований к уровню подготовки выпускников максимальной допустимой учебной нагрузки обучающихся Стандарт как совокупность трех систем требований: к результатам образования основных образовательных программ; к структуре основных образовательных программ ( к организационно-педагогическим условиям); к условиям реализации основных образовательных программ ( к материальной базе и ресурсам)

8 Субъект заказа Советская школа Прежний подход (стандарт 1992 г.) Новый подход (стандарт 2009 г.) КПСС и Совет Министров Профессиональное педагогическое сообщество: школа, вуз (узковедомственный подход) Личность-общество- государство «Общественный договор»

9 Цели и смысл образования Советская школа Прежний подход (стандарт 1992 г.) Новый подход (стандарт 2009 г.) « Триединая задача»: обучение, воспитание, развитие. Моральный кодекс строителя коммунизма Несмотря на декларации в Законе «Об образовании», 7 статья диктовала предметоцентриз м Духовно-нравственное развитие личности обучающегося, формирование и развитие «компетентности к обновлению компетенций» Национальный воспитательный идеал

10 Понимание результата образования Советская школа Прежний подход (стандарт 1992 г.) Новый подход (стандарт 2009 г.) Результат- достижение заявленных целей, ЗУН Система знаний, узко предметных умений и навыков Личностные (ценностные установки и ориентации, отношения и др.) Метапредметные (универсальные способы учебных действий) Предметные (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях )

11 Ответственный исполнитель Советская школа Прежний подход (стандарт 1992 г.) Новый подход (стандарт 2009 г.) Иерархия ответственности: Обком (Райком КПСС) Министерство (Облоно, РОНО) Педагоги (учителя) Основные отвечающие – выпускники существенно меньше – педагоги и школа («Эпоха безответственности») Ответственность с указанием сферы и меры ответственности: Государство Муниципалитеты Руководители образования Руководители ОУ Педагоги (учителя) Семья (раздел 3 п.18.23)

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. Теперь каждый стандарт включает 3 вида требований: 1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Разделы ФГОС основного образования 1. Общие положения 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования 3. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования 4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

1. Общие положения 4. Стандарт направлен на обеспечение: –единства образовательного пространства Российской Федерации; доступности получения качественного основного общего образования; 5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: –активную учебно-познавательную деятельность обучающихся ;

15 Метапредметные Предметные Личностные Результаты образования Развитие «компетентности» 2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

Личностные результаты сформировавшиеся в образовательном процессе:сформировавшиеся в образовательном процессе: мотивы деятельности, мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся: (к чему, кому?)система ценностных отношений учащихся: (к чему, кому?) к себе, к себе, к другим участникам образовательного процесса,к другим участникам образовательного процесса, к самому образовательному процессу,к самому образовательному процессу, к объектам познания,к объектам познания, к результатам образовательной деятельности и т.д.к результатам образовательной деятельности и т.д.

Предметные результаты Выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Метапредметные результаты освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые:освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые: как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.так и в реальных жизненных ситуациях.

среднее (полное) общее образование Предметные результаты среднее (полное) общее образование Устанавливаются для: Устанавливаются для: интегрированных курсов;(курс естествознание) интегрированных курсов;(курс естествознание) базовых курсов ; базовых курсов ; профильных курсов. профильных курсов. 19

3. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования 2 описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) и их связи с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также места отдельных компонентов универсальных учебных действий в структуре образовательного процесса;(стр.31) Программы отдельных учебных предметов,(рабочая программа учителя) курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

4. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования 22. Непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, должна обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 108 часов и не реже одного раза в пять лет в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на право ведения данного вида образовательной деятельности, а также программ стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Базовые курсы Обеспечивают систематические знания по отдельному учебному предмету, которые позволяют продолжить профессиональное образование по непрофильному предмету; Обеспечивают систематические знания по отдельному учебному предмету, которые позволяют продолжить профессиональное образование по непрофильному предмету; Базовый курс в основном соответствует современному уровню изучения предметов в старшей школе. Базовый курс в основном соответствует современному уровню изучения предметов в старшей школе. 22

Профильные курсы Обеспечивают углубленные знания;Обеспечивают углубленные знания; Позволяют подготовиться к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности. Позволяют подготовиться к последующему профессиональному образованию и профессиональной деятельности. 23

24 Стандарт как социальная норма, реализующая общественный договор ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность

Инновационность содержания стандартов Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; Определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования; Ориентация на развитие вариативности образования; Ориентация на развитие вариативности образования; Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования; Системно-деятельностный подход – основа определения требований к результатам образования; Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра; Определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра; Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов; Воспитание как важнейшая составной часть и личностный результат стандартов; Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д. Новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду и т.д.

Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования должна включать Выявление предметных, метапредметных и личностных результатов. Каким образом? Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования);Контрольные испытания (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образования); Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.Представление выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

Результаты, подлежащие проверке и аттестации Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;Научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;Умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности; Коммуникативные и информационные умения;Коммуникативные и информационные умения; Умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;Умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций; Способность к контролю и самоконтролю;Способность к контролю и самоконтролю; Способность к творческому решению учебных и практических задач.Способность к творческому решению учебных и практических задач.

Результаты не подлежащие итоговой аттестации ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности. ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.) ; - характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); - индивидуальные психологические характеристики личности. Как их проверить? Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Как их проверить? Эти результаты образования выявляются в ходе массовых мониторинговых социологических и других обследований и служат одним из средств оценки эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Фундаментальное ядро обеспечивает выполнение важнейших требований общества к образовательной системе Сохранение единства образовательного пространства и преемственности ступеней образовательной системы; Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; Достижение социальной консолидации и согласия на основе формирования гражданской идентичности и общности всех граждан и народов России; Формирование общего деятельностного базиса личности, как системы универсальных учебных действий.

Принципы методологической основы разработки ФГОС Системность; Фундаментальность.

31 Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа Идеологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Стратегия 2020

Состав фундаментального ядра общего образования Основополагающие элементы научного знания: - ведущие идеи и теории - ключевые факты -основные понятия - методы Универсальные учебные действия -личностные -регулятивные -познавательные -коммуникативные ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО