ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ В ОБУЧЕНИИ
«mind maps» «mind» - ум + «maps» - карты «Карты ума» «Карты разума» «Интеллект-карты» «Ментальные карты» «Карты памяти» «Умственные карты» «Карты представлений»
Тони и Бьюзен 1974 «Работай головой» - теория «Супермышление»
История Аристотель - ассоциации Озюбел – организатор понятий Опыты Лурии – семантические сети Новак – карты понятий Шеррингтон – нейронные сети
«Ассоциации» - соединение Связь между представлениями, в силу которых один из них, появившись в сознании, вызывают другие.
Законы ассоциаций 1. Закон сходства 2. Закон контраста 3. Закон повторения 4. Закон смежности Снег – зима Дождь – ветер Стул - стол Озеро – море Кит – рыба Самолет - птица Белый – черный Добрый – злой Яркий - темный Гроза в городе – гроза в деревне
Семантиченская сеть
Озьюбел Д. – организатор понятий Принципы: Сначала представлены самые общие идеи проекта, а затем они последовательно дифференцируются, детализируются, уточняются; Оформляются в виде графической схемы
Семантическая сеть понятий
Карты понятий Д. Новака составить схему, в которой важным является подбор слов связующих все элементы схемы Атомы Молекулы Вещество Свет Химический Электрический Энергия Вселенная Масса Теплота Пространство Газы Жидкости Живое вещество
Радиантное мышление – основной способ функционирования человеческого мозга Восприятие: Удержание Анализ Вывод Управление
Схема ассоциативных связей
Ассоциативная сеть
Кислое Сладкое Красное Спелое Сочное Зеленое Желтое
Чем больше ассоциаций – тем лучше запоминается гештальт – совокупность всех свойств и признаков
Технология «Mind maps» Теория радиантного мышления Ассоциации Семантические сети Нейронные сети
Интеллект – карта – это …. ИК – форма графического выражения радиантного мышления ИК всегда строится вокруг центрального образа Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации Весь процесс – это бесконечная цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих от общего центра или сходящихся к нему ИК – это трехмерная реальность в пространстве, времени и цвете.
Применение интеллект-карт на практике
Личная и семейная жизнь человека Самоанализ; Анализ прошлого и выработка будущих целей; Анализ и разрешение проблемных ситуаций; Учеба и сочинительство; Ведение дневника; Планирование времени (на день, месяц, год и пр.) Планирование бюджета Планирование отдыха и прочее Принятие решений (четкое видение всех «за» и «против»;
Планирование времени Интеллект-карты позволяют составить удобный план работы на день, неделю, месяц, год…
Планирование проектов Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании…
Планирование времени Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь… Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план сбалансирован и затрагивает разные аспекты жизни.
Планирование бюджета Когда бюджет прорисован в виде карты – видна вся картина целиком. Легко проставить приоритеты по важности трат. Легко корректировать бюджет. Легко отслеживать его выполнение.
Мозговой штурм с использованием Интеллект-карт «Одна голова хорошо, а две лучше», гласит народная мудрость, забывая, что это верно только в том случае, если эти золотые головы помогают друг другу, а не мешают. Разберем основные этапы, как можно провести мозговой штурм в виде интеллект-карт.
Этап 1-й: Выбор темы На этом этапе – задается общее направление в котором нужно думать нашим светлым головам. В терминах Интеллект-карт – мы создаем центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели… Чтобы идеи, возникающие в ходе мозгового штурма работали именно
Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака В классике предлагается всем собраться вместе и начать накидывать на доску все возможные идеи (без критики). На практике, здесь обычно наблюдаем обратный эффект – из за наличия большого числа людей, кто-то промолчит, кому-то не дадут сказать, кто-то перетянет на себя внимание, кто-то уведет обсуждение в дебри… и групповая активность только мешает. Лучше каждому уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать все пришедшие идеи в виде интеллект-карты. По традиции – вначале «извержение идей»: все что приходит в голову набрасываем на черновике. Потом уже переписываем на чистовой вариант.
Этап 3-й: Составление коллективной интеллект-карты Наши три (или больше) умные головы собираются вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе 2. Берут лист побольше, лучше всего ватман. И теперь создают общую интеллект- карту. Самое главное на этом этапе: Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Все = все! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте. Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать…
Этап 4-й: Инкубация Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Поэтому наши умные головы отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими делами, отдыхают… А в это время их бессознательное будет потихоньку работать.
Этап 5-й: Вторая редакция Повторяем этапы 2 и 3. На этапе 5.2 каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: свою карту, карты двух своих напарников, общую карту, объединяющую их 3 индивидуальные и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации». И наш участник на основе всего этого создает еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы. На этапе 5.3 опять создаем общую карту, объединяющую всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы.
Этап 6: Анализ и принятие решения Понятно, что сама карта не примет за вас никакого решения. Она соберет всю информацию о проблеме в таком виде, что ее можно будет обозреть одним взглядом, и с ней удобно будет работать. А решение принимают уже участники мозгового штурма сообща, или передав эту карту лицу принимающему решение, или еще как-то.
Как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма именно в виде интеллект-карт, то: с ними гораздо удобнее работать, ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения, легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию новых идей (в результате обсуждение получается более насыщенным и продуктивным).
Основные преимущества планирования в виде ИК: Мы видим всю картину целиком. Не закапываемся в деталях, а четко и ясно в целом представляем свои планы. Реалистичность плана. Часто мы планируем много дел. Так что их нереально выполнить. Если сделать план в виде карты, то уже сразу понятно, что мы хотим вместить 50 часов работы в 1 день. И уже на этапе планирования мы вынуждены вносить коррективы, делая план более реалистичным. Легко расставить приоритеты. Важные дела – выделяем на карте так, что понятно, что они важные. В результате в первую очередь делаем то, что необходимо делать в первую очередь.
Экология. Составив план в виде интеллект-карты и обозрев его целиком – часто понимаем, что забыли в него включить такие важные составляющие жизни, как: здоровье, семья, дети, отдых… И увидев, что запланированная жизнь, не радует, уже на этапе планирования вносим изменения, добавляя важные для нас дела. Легко отслеживать что выполнено, а что нет. Выделяя на карте выполненные веточки мы получаем наглядную картину того, что из запланированного на день мы успели сделать, а что нет. Легко корректировать план. Какая-то встреча заняла дольше времени, чем мы думали. План нужно менять. Что выкинуть? Если план в виде интеллект-карты – мы видим сразу все варианты, какие дела можно перенести на завтра. …
Преимущества планирования бюджета в виде интеллект-карт: Можно одним взглядом целиком увидеть весь бюджет. Легко понять, насколько сильно расходы превышают доходы, и скорректировать план. Можно понять, все ли ветки/направления в жизни получают одинаковое финансирование. Или есть 1-2 направления, которые забирают все деньги, а на все остальное денег не хватает. Можно проставить приоритеты по важности трат. Легко корректировать план. Появились непредвиденные доходы – вписали веточку, с доходами. Появились непредвиденные расходы – вписали их, и сразу отметили за счет каких других веточек у нас пойдут эти расходы.
Бизнес и профессиональная деятельность Мозговой штурм Деловые встречи Презентации Менеджмент и тп.
Презентации При подготовке и проведении презентации ИК помогают практически на каждом этапе: Сбор и анализ материала Подготовка плана выступления Использование ИК, как наглядного материала (плакаты, слайды) Раздаточные материалы в виде интеллект карт
Использование карт позволяет Лучше понять ход мыслей автора. Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает. Лучше проанализировать текст. Дополнить своими мыслями
Применение ИК в образовании Развитие мышления Совершенствование памяти и работа воображения Конспектирование Аннотирование Подготовка к экзаменам Повторение и обобщение Организация коллективной деятельности Написание реферативных и др. работ
Законы интеллект-карт и комментарии к ним
Законы рисования Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ» Максимально свободно выражайте свои идеи. Будьте творческими, яркими, выразительными. Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта. ***Для этого принципа – одна поправка: если вы рисуете карту не для себя, а для показа другим людям – то тогда стоит все-таки придерживаться тех правил, которые описаны ниже.
Законы построения ИК (по Бьюзену) Законы содержания и оформления Используйте эмфазу Ассоциируйте Стремитесь к ясности в выражении мыслей Вырабатывайте собственный стиль Законы структуры соблюдайте иерархию мыслей используйте номерную последовательность в изложении мыслей
1 закон: Используйте эмфазу ЭМФАЗА (от греч. emphasis - выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п.
Рекомендации по использованию эмфазы всегда используйте центральный образ как можно чаще используйте графические образы. для центрального образа используйте три и более цветов. чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы
пользуйтесь синестезией (комбинированием всех способов эмоционально-чувственного восприятия). Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики стремитесь к оптимальному размещению элементов на ИК стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами ИК было соответствующим
Закон 2: АССОЦИИРУЙТЕ используйте стрелки, когда необходимо показать связь между элементами ИК используйте цвета. используйте кодирование информации (символы, рисунки, картинки, графика и пр)
Закон 3: Стремитесь к ясности в выражении мыслей придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию используйте печатные буквы. размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. следите за тем, чтобы длина линии примерно равна длине соответствующего ключевого слова.
соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом делайте главные линии плавными и более жирными отграничивайте блоки важной информации с помощью линий следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными. держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт». старайтесь располагать слова горизонтально.
Закон 4: Соблюдайте свой стиль ПРАВИЛО «+1».
Законы структуры Закон 5: «Соблюдайте иерархию мыслей» Закон 6: «Используйте номерную последовательность в изложении мыслей»
БУМАГА
Последовательность составления интеллект-карт и работа с ними
Центральный образ (слово,объем, цвет, форма, движение, звук) Извержение ассоциаций ( Записывается все; Не более минут. Сначала пишется на черновике.Остановиться после повторов) Инкубация (отдых, работа подсознания, минут) Первая редакция (структурирование, группировка; при появлении 1 слова на разных уровнях – отдельная ветвь) Инкубация. (отдых 20 – 30 минут, Работа подсознания) Ревизия. (Извержение ассоциаций, сравнение, коррекция)
Где использовать ИК Классный руководитель: 1. Для изучения личности ребенка 2. Работа с родителями 3. Работа по сплочению Коллектива 4. Планирование работы 5. Планирование мероприятий (классный час, род. собрание, Классные вечера и пр.) Учитель- предметник: Для достижения образовательных целей: Учеба (повторение, обобщение, систематизация и пр.) Творчество Работа в группах Формирование информацион. компетентностей)
Внедрение интеллект-карт 1. Ознакомление (заинтересовать, представить примеры, тренинги) 2. Обучение (аннотирование, конспектирование) 3. Применение: формирование понятий повторение обобщение конспектирование аннотирование
Конспектирование Это процедура высказывания человеком своих собственных мыслей (по Т. Бьюзену) Это процесс, в ходе которого извлекается информация из своих творческих информационных резервуаров и переносится на внешний носитель
Объекты конспектирования Наблюдение Эксперимент Обобщение Планирование Работа в группах Описание Повторение Контроль Коррекция и др
По Тони Бьюзену : После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти
Аннотирование Это изложение в письменной форме мыслей других людей, взятых из устных выступлений, книг и других СМИ, и организуя их таким удобным образом, чтобы стало возможным их воспроизведение в краткой форме
Недостатки стандартного конспектирования: 1. Теряются ключевые слова 2. Информацию трудно запомнить 3. Теряется много времени 4. Не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга
Преимущества ИК 1. Экономия времени от записывания только относящихся к делу слов: от 50 до 95%; 2. Экономия времени от чтения только относящихся к делу слов: более 90%; 3. Экономия времени в ходе работы с конспектами, организованными в виде Ик: более 90%;
4. Экономия времени на поиск ключевых слов среди большого объема прочего текста: более 90%; 5. Высокая концентрация внимания на существенных вопросах; 6. Ключевые слова заметны и воспринимаются с большей легкостью; 7. Ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала;
8. Ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ассоциациями; 9. Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную ИК; 10. В процессе работы над созданием ИК человек постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового 11. Метод ИК отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию
12. В результате постоянного испльзования всех кортикальных способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации,
Формирование УУД (универсальных учебных умений) Выделение главного Классификация Систематизация Установление ПСС
ИСТОЧНИКИ Т.Бьюзи «Супермышление» Т.Бьюзи «Суперпамять» Т.Бьюзи «Суперинтеллект» Т.Бьюзи «Умные родители – умные дети»
Маукл Дж. Гелб Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи. Мн.: ООО «Попурри», – 304 с.: ил. Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, – 336 с.: ил.
www. mind-map.ru