ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ В ОБУЧЕНИИ. «mind maps» «mind» - ум + «maps» - карты «Карты ума» «Карты разума» «Интеллект-карты» «Ментальные карты» «Карты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ментальная карта как способ визуализации мышления.
Advertisements

Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся. «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать.
Применение метода интеллект - карт на уроках русского языка. Цели: 1)Научить работать с информацией. 2)Лучше усваивать учебный материал. 3)Научить систематизировать.
Mind maps, или Интеллект - карты. Тони Бьюзен ( англ. Tony Buzan, род. 2 июня 1942, Лондон ) - психолог, автор методики запоминания, творчества и организации.
Уроки изучения процедурной информации Урок изучения содержания и структуры процедурной информации Урок формирования умений применять процедурную информацию.
Шилова Е. А. Великий Новгород Метапредметный подход: Развитие радиантного мышления для формирования целевых установок учебной деятельности.
Ментальная карта СПбАППО, кафедра инновационных образовательных технологий, Мылова И.Б.
15 апреля 2014 года Территориальная группа ЮАО ГМЦ ДОгМ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Когнитивные образовательные технологии XXI века. История появления интеллект - карты Тони Бьюзен Книга «Работай головой» (1974г.) Автор методики и организации.
Выполнила : Егорова Валентина Александровна Библиотекарь школы 338 Невского района г. Санкт - Петербурга.
« Формирование УУД на основе использования метода интеллект– карт на уроках немецкого языка ». Учитель нем.яз. МКОУ Бродовская СОШ Колмакова О.А
Интеллект-карты. Интеллект-карты это инструмент, позволяющий: эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий.
Педагог-психолог Сереброва Н.Ю.. Интеллект – карты (их оригинальное название – mind- maps, иногда также переводят как ментальные карты)- это кустообразные.
Метод построения «Интеллект-карт». Тони Бьюзен (Tony Buzan) - автор и образовательный консультант, родился в 1942 году. Он является сторонником методики.
Тренинг «Формирование единого общего представления о новых образовательных результатах ФГОС ООО» Автор-разработчик: Терещенко И.Е., к.п.н.
«Использование интеллект- карт на уроке иностранного языка как одного из методов системно-деятельностного подхода в образовании». Учитель нем.яз. МОУ Бродовская.
LOGO МЕТОД ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ. Company Logo.
1 Тема 1. Введение в технологии обработки информации Лекция 2 Особенности визуального мышления.
Графические способы представления информации Ментальные карты Автор презентации: Лебедева М. Б.
Сулейманова Алима Талхаевна МОУ «СОШ с. Давыдовка Пугачевского района Саратовской области»
Транксрипт:

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ- КАРТ В ОБУЧЕНИИ

«mind maps» «mind» - ум + «maps» - карты «Карты ума» «Карты разума» «Интеллект-карты» «Ментальные карты» «Карты памяти» «Умственные карты» «Карты представлений»

Тони и Бьюзен 1974 «Работай головой» - теория «Супермышление»

История Аристотель - ассоциации Озюбел – организатор понятий Опыты Лурии – семантические сети Новак – карты понятий Шеррингтон – нейронные сети

«Ассоциации» - соединение Связь между представлениями, в силу которых один из них, появившись в сознании, вызывают другие.

Законы ассоциаций 1. Закон сходства 2. Закон контраста 3. Закон повторения 4. Закон смежности Снег – зима Дождь – ветер Стул - стол Озеро – море Кит – рыба Самолет - птица Белый – черный Добрый – злой Яркий - темный Гроза в городе – гроза в деревне

Семантиченская сеть

Озьюбел Д. – организатор понятий Принципы: Сначала представлены самые общие идеи проекта, а затем они последовательно дифференцируются, детализируются, уточняются; Оформляются в виде графической схемы

Семантическая сеть понятий

Карты понятий Д. Новака составить схему, в которой важным является подбор слов связующих все элементы схемы Атомы Молекулы Вещество Свет Химический Электрический Энергия Вселенная Масса Теплота Пространство Газы Жидкости Живое вещество

Радиантное мышление – основной способ функционирования человеческого мозга Восприятие: Удержание Анализ Вывод Управление

Схема ассоциативных связей

Ассоциативная сеть

Кислое Сладкое Красное Спелое Сочное Зеленое Желтое

Чем больше ассоциаций – тем лучше запоминается гештальт – совокупность всех свойств и признаков

Технология «Mind maps» Теория радиантного мышления Ассоциации Семантические сети Нейронные сети

Интеллект – карта – это …. ИК – форма графического выражения радиантного мышления ИК всегда строится вокруг центрального образа Каждое слово и графическое изображение становятся по определению центром очередной ассоциации Весь процесс – это бесконечная цепь ответвляющихся ассоциаций, исходящих от общего центра или сходящихся к нему ИК – это трехмерная реальность в пространстве, времени и цвете.

Применение интеллект-карт на практике

Личная и семейная жизнь человека Самоанализ; Анализ прошлого и выработка будущих целей; Анализ и разрешение проблемных ситуаций; Учеба и сочинительство; Ведение дневника; Планирование времени (на день, месяц, год и пр.) Планирование бюджета Планирование отдыха и прочее Принятие решений (четкое видение всех «за» и «против»;

Планирование времени Интеллект-карты позволяют составить удобный план работы на день, неделю, месяц, год…

Планирование проектов Разбиение проекта на основные этапы и подэтапы. Представление этих этапов на карте. Можно запланировать проекты начиная с празднования своего дня рождения или похода в магазин, завершая проектом открытия своей компании…

Планирование времени Составление плана на день, неделю, месяц, год, жизнь… Простановка приоритетов по делам. Понимание того, насколько план сбалансирован и затрагивает разные аспекты жизни.

Планирование бюджета Когда бюджет прорисован в виде карты – видна вся картина целиком. Легко проставить приоритеты по важности трат. Легко корректировать бюджет. Легко отслеживать его выполнение.

Мозговой штурм с использованием Интеллект-карт «Одна голова хорошо, а две лучше», гласит народная мудрость, забывая, что это верно только в том случае, если эти золотые головы помогают друг другу, а не мешают. Разберем основные этапы, как можно провести мозговой штурм в виде интеллект-карт.

Этап 1-й: Выбор темы На этом этапе – задается общее направление в котором нужно думать нашим светлым головам. В терминах Интеллект-карт – мы создаем центральный образ, символизирующий основную идею. Важно четко задать рамки, критерии, цели… Чтобы идеи, возникающие в ходе мозгового штурма работали именно

Этап 2-й: Индивидуальная мозговая атака В классике предлагается всем собраться вместе и начать накидывать на доску все возможные идеи (без критики). На практике, здесь обычно наблюдаем обратный эффект – из за наличия большого числа людей, кто-то промолчит, кому-то не дадут сказать, кто-то перетянет на себя внимание, кто-то уведет обсуждение в дебри… и групповая активность только мешает. Лучше каждому уединиться. Поразмышлять над задачей. И записать все пришедшие идеи в виде интеллект-карты. По традиции – вначале «извержение идей»: все что приходит в голову набрасываем на черновике. Потом уже переписываем на чистовой вариант.

Этап 3-й: Составление коллективной интеллект-карты Наши три (или больше) умные головы собираются вместе. Каждый приносит с собой свою карту, созданную на этапе 2. Берут лист побольше, лучше всего ватман. И теперь создают общую интеллект- карту. Самое главное на этом этапе: Записать на общей карте ВСЕ ИДЕИ, которые есть на индивидуальных картах!!! Все = все! Ни одну идею, даже самую «бессмысленную» нельзя отсеять! Без критики. Если что – заводим на карте ветку «безумные идеи» и записываем туда Здесь же можно согласовать цвета, символы, коды, которые будут использоваться в общей карте. Как результат – получаем большую карту, которая объединяет идеи каждого из участников. Если по ходу рисования возникают новые идеи, то их можно тут же дописать…

Этап 4-й: Инкубация Самые гениальные идеи часто приходят во сне. Поэтому наши умные головы отвлекаются на некоторое время. Занимаются другими делами, отдыхают… А в это время их бессознательное будет потихоньку работать.

Этап 5-й: Вторая редакция Повторяем этапы 2 и 3. На этапе 5.2 каждый участник мозгового штурма уже имеет в качестве материала: свою карту, карты двух своих напарников, общую карту, объединяющую их 3 индивидуальные и ряд мыслей, пришедших к нему во время периода «инкубации». И наш участник на основе всего этого создает еще раз свою карту, записывая на нее свои идеи и мысли по поводу обсуждаемой темы. На этапе 5.3 опять создаем общую карту, объединяющую всю информацию, которую удалось собрать по поводу обсуждаемой проблемы.

Этап 6: Анализ и принятие решения Понятно, что сама карта не примет за вас никакого решения. Она соберет всю информацию о проблеме в таком виде, что ее можно будет обозреть одним взглядом, и с ней удобно будет работать. А решение принимают уже участники мозгового штурма сообща, или передав эту карту лицу принимающему решение, или еще как-то.

Как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма именно в виде интеллект-карт, то: с ними гораздо удобнее работать, ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения, легко создаются новые идеи, т.к. карта сама провоцирует на генерацию новых идей (в результате обсуждение получается более насыщенным и продуктивным).

Основные преимущества планирования в виде ИК: Мы видим всю картину целиком. Не закапываемся в деталях, а четко и ясно в целом представляем свои планы. Реалистичность плана. Часто мы планируем много дел. Так что их нереально выполнить. Если сделать план в виде карты, то уже сразу понятно, что мы хотим вместить 50 часов работы в 1 день. И уже на этапе планирования мы вынуждены вносить коррективы, делая план более реалистичным. Легко расставить приоритеты. Важные дела – выделяем на карте так, что понятно, что они важные. В результате в первую очередь делаем то, что необходимо делать в первую очередь.

Экология. Составив план в виде интеллект-карты и обозрев его целиком – часто понимаем, что забыли в него включить такие важные составляющие жизни, как: здоровье, семья, дети, отдых… И увидев, что запланированная жизнь, не радует, уже на этапе планирования вносим изменения, добавляя важные для нас дела. Легко отслеживать что выполнено, а что нет. Выделяя на карте выполненные веточки мы получаем наглядную картину того, что из запланированного на день мы успели сделать, а что нет. Легко корректировать план. Какая-то встреча заняла дольше времени, чем мы думали. План нужно менять. Что выкинуть? Если план в виде интеллект-карты – мы видим сразу все варианты, какие дела можно перенести на завтра. …

Преимущества планирования бюджета в виде интеллект-карт: Можно одним взглядом целиком увидеть весь бюджет. Легко понять, насколько сильно расходы превышают доходы, и скорректировать план. Можно понять, все ли ветки/направления в жизни получают одинаковое финансирование. Или есть 1-2 направления, которые забирают все деньги, а на все остальное денег не хватает. Можно проставить приоритеты по важности трат. Легко корректировать план. Появились непредвиденные доходы – вписали веточку, с доходами. Появились непредвиденные расходы – вписали их, и сразу отметили за счет каких других веточек у нас пойдут эти расходы.

Бизнес и профессиональная деятельность Мозговой штурм Деловые встречи Презентации Менеджмент и тп.

Презентации При подготовке и проведении презентации ИК помогают практически на каждом этапе: Сбор и анализ материала Подготовка плана выступления Использование ИК, как наглядного материала (плакаты, слайды) Раздаточные материалы в виде интеллект карт

Использование карт позволяет Лучше понять ход мыслей автора. Увидеть логические ошибки и противоречия, которые автор допускает. Лучше проанализировать текст. Дополнить своими мыслями

Применение ИК в образовании Развитие мышления Совершенствование памяти и работа воображения Конспектирование Аннотирование Подготовка к экзаменам Повторение и обобщение Организация коллективной деятельности Написание реферативных и др. работ

Законы интеллект-карт и комментарии к ним

Законы рисования Главное правило: «НИКАКИХ ПРАВИЛ» Максимально свободно выражайте свои идеи. Будьте творческими, яркими, выразительными. Чем меньше вы будете себя ограничивать, тем лучше получится карта. ***Для этого принципа – одна поправка: если вы рисуете карту не для себя, а для показа другим людям – то тогда стоит все-таки придерживаться тех правил, которые описаны ниже.

Законы построения ИК (по Бьюзену) Законы содержания и оформления Используйте эмфазу Ассоциируйте Стремитесь к ясности в выражении мыслей Вырабатывайте собственный стиль Законы структуры соблюдайте иерархию мыслей используйте номерную последовательность в изложении мыслей

1 закон: Используйте эмфазу ЭМФАЗА (от греч. emphasis - выразительность) - эмоционально-экспрессивное выделение части высказывания посредством интонации, повторения, порядка слов и т. п.

Рекомендации по использованию эмфазы всегда используйте центральный образ как можно чаще используйте графические образы. для центрального образа используйте три и более цветов. чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы

пользуйтесь синестезией (комбинированием всех способов эмоционально-чувственного восприятия). Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики стремитесь к оптимальному размещению элементов на ИК стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами ИК было соответствующим

Закон 2: АССОЦИИРУЙТЕ используйте стрелки, когда необходимо показать связь между элементами ИК используйте цвета. используйте кодирование информации (символы, рисунки, картинки, графика и пр)

Закон 3: Стремитесь к ясности в выражении мыслей придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию используйте печатные буквы. размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. следите за тем, чтобы длина линии примерно равна длине соответствующего ключевого слова.

соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом делайте главные линии плавными и более жирными отграничивайте блоки важной информации с помощью линий следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными. держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт». старайтесь располагать слова горизонтально.

Закон 4: Соблюдайте свой стиль ПРАВИЛО «+1».

Законы структуры Закон 5: «Соблюдайте иерархию мыслей» Закон 6: «Используйте номерную последовательность в изложении мыслей»

БУМАГА

Последовательность составления интеллект-карт и работа с ними

Центральный образ (слово,объем, цвет, форма, движение, звук) Извержение ассоциаций ( Записывается все; Не более минут. Сначала пишется на черновике.Остановиться после повторов) Инкубация (отдых, работа подсознания, минут) Первая редакция (структурирование, группировка; при появлении 1 слова на разных уровнях – отдельная ветвь) Инкубация. (отдых 20 – 30 минут, Работа подсознания) Ревизия. (Извержение ассоциаций, сравнение, коррекция)

Где использовать ИК Классный руководитель: 1. Для изучения личности ребенка 2. Работа с родителями 3. Работа по сплочению Коллектива 4. Планирование работы 5. Планирование мероприятий (классный час, род. собрание, Классные вечера и пр.) Учитель- предметник: Для достижения образовательных целей: Учеба (повторение, обобщение, систематизация и пр.) Творчество Работа в группах Формирование информацион. компетентностей)

Внедрение интеллект-карт 1. Ознакомление (заинтересовать, представить примеры, тренинги) 2. Обучение (аннотирование, конспектирование) 3. Применение: формирование понятий повторение обобщение конспектирование аннотирование

Конспектирование Это процедура высказывания человеком своих собственных мыслей (по Т. Бьюзену) Это процесс, в ходе которого извлекается информация из своих творческих информационных резервуаров и переносится на внешний носитель

Объекты конспектирования Наблюдение Эксперимент Обобщение Планирование Работа в группах Описание Повторение Контроль Коррекция и др

По Тони Бьюзену : После одного часа учебной работы оптимальными интервалами времени для повторения пройденного материала являются следующие Спустя 10 минут – повторение в течение 10 минут Спустя 1 сутки – повторение в течение 2-4 минут Спустя 1 неделю – повторение в течение 2 минут Спустя 1 месяц – повторение в течение 2 минут Спустя 3 месяца – повторение в течение 2 минут Спустя 6 месяцев – повторение в течение 2 минут Спустя 1 год – повторение в течение 2 минут В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти

Аннотирование Это изложение в письменной форме мыслей других людей, взятых из устных выступлений, книг и других СМИ, и организуя их таким удобным образом, чтобы стало возможным их воспроизведение в краткой форме

Недостатки стандартного конспектирования: 1. Теряются ключевые слова 2. Информацию трудно запомнить 3. Теряется много времени 4. Не обеспечивается стимулирование творческих сил мозга

Преимущества ИК 1. Экономия времени от записывания только относящихся к делу слов: от 50 до 95%; 2. Экономия времени от чтения только относящихся к делу слов: более 90%; 3. Экономия времени в ходе работы с конспектами, организованными в виде Ик: более 90%;

4. Экономия времени на поиск ключевых слов среди большого объема прочего текста: более 90%; 5. Высокая концентрация внимания на существенных вопросах; 6. Ключевые слова заметны и воспринимаются с большей легкостью; 7. Ключевые слова сведены в единое поле зрения, способствуя высокой творческой отдаче и высокой степени усвоения материала;

8. Ключевые слова связаны между собой ясными и уместными ассоциациями; 9. Мозгу легче воспринимать и запечатлевать в памяти разноцветную многомерную ИК; 10. В процессе работы над созданием ИК человек постоянно пребывает на грани открытия чего-то нового 11. Метод ИК отвечает естественному стремлению мозга к законченному и целостному восприятию

12. В результате постоянного испльзования всех кортикальных способностей своего мозга человек становится интеллектуально более активным и восприимчивым к новой информации,

Формирование УУД (универсальных учебных умений) Выделение главного Классификация Систематизация Установление ПСС

ИСТОЧНИКИ Т.Бьюзи «Супермышление» Т.Бьюзи «Суперпамять» Т.Бьюзи «Суперинтеллект» Т.Бьюзи «Умные родители – умные дети»

Маукл Дж. Гелб Научить мыслить и рисовать как Леонардо да Давинчи. Мн.: ООО «Попурри», – 304 с.: ил. Н. Латыпов. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление. СПб.: Питер, – 336 с.: ил.

www. mind-map.ru