Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Квалификационная работа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Advertisements

Особенности и условия развития общения детей со сверстниками в старшем дошкольном возрасте. Выполнила: Кудрина И. Ф. Руководитель: Володина И. В.
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Сюжетно-ролевая игра как средство формирования.
ВАРИАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БЕРЕЗКА» Выполнила студентка группы Д 2351 У Сафиуллина Зухра.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
Выпускная квалификационная работа по специальности – Дошкольное образование Выполнила: Студентка Группы 4 А Куракина Ольга.
Работу выполнила Галимуллина Раиля. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Западный ДС «Ромашка» Судиславского муниципального района Костромской области Проектирование предметной.
В Ы П У С К Н А Я К В А Л И Ф И К А Ц И О Н Н А Я Р А Б О ТА на тему: «Формирование гуманных отношений к сверстникам у детей дошкольного возраста в условиях.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад 201 «Планета.
Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира.
«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков здорового образа жизни через игровую деятельность» Руководитель: Грунина С.О Автор : Ютина.
Ознакомительный материал для родителей (законных представителей) воспитанников МБДОУ «Детский сад 89» г.Верещагино.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
Пакурова Олеся Анатольевна МБДОУ «Детский сад 174»г.Чебоксары.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ: «Преемственность: школа – детский сад.» Курочкина Е.И. воспитатель.
Транксрипт:

Формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения Квалификационная работа студентки заочного отделения Гуляевой Натальи Михайловны Научный руководитель: д.п.н., профессор Трубайчук Л.В. Челябинск 2013

Согласно федеральным государственным требованиям одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность воспитательно–образовательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает ее успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Цель исследования Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого–педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста Объект исследования Объект исследования – процесс формирования коммуникативной компетентности дошкольников. Предмет исследования Предмет исследования – психолого–педагогические условия, способствующие эффективному развитию коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования Гипотеза исследования – уровень коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста повыситься при следующих психолого–педагогических условиях: целенаправленно организуется общение в игровой деятельности; осуществляется просвещение педагогов по данному вопросу; создается и поддерживается предметно–развивающая среда.

Коммуникативная компетентность – совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. (Петровская Л.А.,1989 г.) Коммуникативная компетентность – ситуативная адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения. (Емельянов Ю.Н.,1985 г.) Составляющие компетентности Коммуникативная компетентность способность умение знание Достаточные и адекватные тому что нужно сделать коммуникативная способность коммуникативные умения коммуникативное знание Адекватны коммуникативным задачами достаточные для их решения

Коммуникативная компетентность ребенка дошкольного возраста выражается как комплекс универсальных умений, связанных с инициированием, поддерживанием общения с взрослыми и сверстниками в различных социальных контекстах включающих умение: Слышать и понимать точку зрения другого Сформулировать, выразить словами, при необходимости отстоять собственное суждение, точку зрения Инициировать, включиться и поддержать диалог Объяснить свое состояние, потребности, желания Задать вопрос Выбрать стиль общения соответствующий ситуации

Воспитание коммуникативных качеств детей дошкольного возраста осуществляется в совместной деятельности детей и является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. 1. Эмпатия; 2. Вежливость; 3. Тактичность; 4. Гуманность; 5. Дружелюбие; 6. Толерантность; Качества коммуникативной компетенции

Методика « Изучение коммуникативных умений детей» Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий-15,4% Средний 61,5%53,8%70,1%55,7% Низкий 38,5%30,8%14,5%28,9%

Наблюдение за сюжетно - ролевой игрой Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий 15,4%23%30,7%23% Средний 46,2%54%53,8%61,5% Низкий 38,4%23%15,5%

Методика «Уровень речевого развития» Уровни Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента Экспериментальная группа Контрольная группа Экспериментальная группа Контрольная группа Высокий 16%25%23% Средний 54%70%54%56% Низкий 30%5%23%21%

Психолого-педагогические условия организации работы по формированию коммуникативной компетентности в дошкольном образовательном учреждении являются: 1. Организация совместной игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Представляем некоторые материалы планирования сюжетно-ролевой игры. Семья, Детский сад, Поликлиника, Водители, Скорая помощь, Путешествие в лес, Ателье, Зоопарк, Дом мод, Театр, Библиотека, Парикмахерская. 2. Методическая работа с педагогами в дошкольном учреждении по формированию коммуникативной компетентности дошкольников был проведен ряд мероприятий; педсоветы, семинары, консультации. В помощь педагогам проводился семинар-практикум «Формирование общительности, коммуникативной активности у дошкольников».

Организованы групповые консультации: «игры и упражнения для формирования коммуникативных умений у дошкольников», «Деловое общение». Были составлены картотеки по темам «Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста», проведены смотры-конкурсы, деловые игры, разработаны методические рекомендации. 3. Создание развивающей среды в группе. Пространство группы разделили на три зоны. Рабочая - для продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности ( объекты для экспериментирования). Спокойная– для чтения художественной литературы,игровой ( настольные игры) и познавательно-исследовательской деятельности ( книги познавательного характера, тематические словари, атласы). Активная – для сюжетной игры и продуктивной деятельности ( крупные напольные конструкторы, зоны общения. Были разработаны рекомендации по содержанию предметно-развивающей среды.

Спасибо за внимание