Ханты-Мансийский автономный округ- Югра департамент образования администрации Сургутского района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного.
Advertisements

МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 1 г. Губаха, Пермский край Примерная общеобразовательная.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа государственного бюджетного дошкольного образовательного.
Основные направления развития детей и образовательные области.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Краткая презентация образовательной программы дошкольного образования. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 30.
Цель: обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Презентация Основной образовательной программы (ООП) в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Утвержден приказом МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17 октября 2013 г.
Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад 168» разработана на основе вариативной примерной образовательной программы дошкольного образования.
Основные направления образовательной деятельности Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-
Приложение 2. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Презентация основной общеобразовательной программы МДОУ «Туровский детский сад «Кораблик»
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Транксрипт:

Ханты-Мансийский автономный округ- Югра департамент образования администрации Сургутского района муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Основная образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155) на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Образовательная программа составлена с учётом нормативно- правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения: - Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ); - Конституция РФ от (ст. 38, 41, 42, 43); - Федеральный закон от ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в - Российской Федерации"; - Закон РФ от г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации"; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан ПиН ; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; - постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 г. N 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на годы"; - Устав образовательного учреждения, постановление администрации Сургутского района от г. 4186, изменения от г. 3953, изменения от г Лицензия на право ведения образовательной деятельности 41 от 13 января 2012 года выдана Службой по контролю и надзору в сфере образования и науки Ханты – Мансийского автономного округа – Югры. Образовательная программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. 1155) на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Образовательная программа составлена с учётом нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность дошкольного учреждения: - Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ); - Конституция РФ от (ст. 38, 41, 42, 43); - Федеральный закон от ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в - Российской Федерации"; - Закон РФ от г. 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации"; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений Сан ПиН ; - Письмо Министерства образования Российской Федерации от «О методических рекомендациях по отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»; - постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 г. N 413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на годы"; -Устав образовательного учреждения; -Лицензия на право ведения образовательной деятельности. Нормативно-правовая база создания Программы

Содержание образовательного процесса в МБДОУ выстроено в соответствии с программой: « От рождения до школы » примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательная программа МБДОУ разработана для детей дошкольного возраста 1,5-7 лет на переходный период до утверждения Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и с учётом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Программа реализуется на государственном языке РФ

Включение дополнительных парциальных программ в образовательную программу представляет более широкие возможности для познавательного, социального и личностного развития ребенка: «Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханёва Цель программы: Приобщение детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи и орнамента, от пляски, сказки и музыки до театра. Формирование патриотических чувств и развития духовности детей.

«Росток» А.В. Шестакова Цель программы: раскрытие специфических возможностей искусства в духовном и эмоционально- нравственном формировании личности начиная с 3 лет. формирование у дошкольников общих предпосылок художественно- творческой деятельности, обеспечивает ее поступательный характер в дошкольном детстве и на других возрастных ступенях художественного образования

« Музыкальные шедевры» О.П. Радынова Цель программы: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

«Воспитание здорового ребёнка» М.Д. Маханёва. Цельпрограммы: создать систему полноценного физического развития и здоровья детей дошкольного возраста; сохранить и укрепить здоровье детей, улучшить их двигательный статус с учётом индивидуальных возможностей и способностей; сформировать у родителей, педагогов, воспитанников ответственность в деле сохранения собственного здоровья.

Ведущая цель Программы Создание благоприятных условий для позитивной социализации и разностороннего развития детей раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями, для формирования основ базовой культуры личности средствами организации здоровьесберегающей образовательной системы дошкольного учреждения.

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности; Задачи

обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; создание благоприятных условий для саморазвития культуры здоровья детей и семьи через совершенствование физкультурно- оздоровительной и коррекционно-профилактической работы с учётом условий Крайнего севера; обеспечение уровня социального развития ребёнка, дающего возможность творческой самореализации личности, её интеграции в системе отечественной культуры, включая ознакомление с историей и культурой коренных народов Югорского края (патриотическое, нравственно-эстетическое воспитание); обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Структура Программы I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 1.1. Общие положения 1.2. Цели и задачи реализации Программы 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы 1.4. Общая характеристика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения и характеристики возрастных особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 2. Планируемые результаты освоения программы

Структура Программы II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 1.1. Образовательная область «Физическое развитие» 1.2. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 1.3. Образовательная область «Развитие речи» 1.4. Образовательная область «Познавательное развитие» 1.5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы 2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 4. Способы и направления поддержки детской инициативы 4. Способы и направления поддержки детской инициативы 5. Содержательные разделы авторских и парциальных программ 5. Содержательные разделы авторских и парциальных программ 6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, совместных с родителями образовательных проектов 6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, совместных с родителями образовательных проектов 7. Содержание коррекционной работы 7. Содержание коррекционной работы

Структура Программы III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Материально-техническое обеспечение программы 2. Обеспечение методическими рекомендациями и средствами обучения и воспитания 3. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении 4. Cпецифика образовательного процесса МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Сказка» (в т.ч. традиционные события, праздники, мероприятия) 5. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды ПРИЛОЖЕНИЯ

Структура и количество групп Дети-инвалиды – нет Дети с ОВЗ - нет Название группы Количество групп Возраст воспитанников Количество воспитанников Группы общеразвивающей направленности I младшая группа 12 – 3 года 20 II младшая группа 13 – 4 года 29 Средняя группа 14 – 5 лет 27 Старшая группа 15 – 6 лет 28 Подготовительная к школе группа 16 – 7 лет 29

Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении Режим работы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детского сада «Сказка»: 12-ти часовое пребывание с 7.00 до 19.00, поэтому режим дня составлен с расчётом на 12-часовое пребывание ребёнка в детском саду. Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. От года к году изменяется лишь содержание и объем некоторых нагрузок, продолжительность сна и бодрствования. Так, основные режимные процессы – приём пищи, пребывание на свежем воздухе, сон, игры, трудовая и непосредственно образовательная деятельность, развлечения – во всех группах четко определены необходимыми требованиями Сан ПиН В МБДОУ разработаны и утверждены на каждую возрастную группу: - режим дня на холодный период, - режим дня на тёплый период - режим дня на День здоровья, - режим дня на актированные дни - режим дня в адаптационный период

При проведении режимных процессов МБДОУ придерживается следующих правил: Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании). Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности. Формирование культурно-гигиенических навыков. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы. Игровые занятия (НОД) проводятся по подгруппам и фронтально, в 1 и 2 половине дня. Подгруппа для занятий состоит из человек. Музыкальные занятия проводятся в зале со всей группой фронтально. В теплое время года максимальное число игр-занятий происходит на участке во время прогулки. Адаптационные, коррекционно-развивающие мероприятия проводятся с подгруппой детей во 2 половине дня.

Базовый учебный план МБДОУ Группы Образовательные области 1-я младшая группа 2-я младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовит. к школе группа «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно- эстетическое развитие» «Физическое развитие» Итого: * Нагрузка на 1 ребёнка на 5-дневную рабочую неделю в количестве занятий

Основные задачи образовательных областей Социально – коммуникативное развитие 1)Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. 2)Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками. 3)Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. 4)Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. 5)Формирование готовности к совместной деятельности. 6)Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации. 7)Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. 8)Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие 1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. 2) Формирование познавательных действий, становление сознания. 3) Развитие воображения и творческой активности. 4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), 5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие 1) Владение речью как средством общения. 2) Обогащение активного словаря. 3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. 4) Развитие речевого творчества. 5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. 6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. 7) Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Познавательное развитие 1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. 2) Формирование познавательных действий, становление сознания. 3) Развитие воображения и творческой активности. 4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), 5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.

Художественно - эстетическое развитие 1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. 2) Становление эстетического отношения к окружающему миру. 3) Формирование элементарных представлений о видах искусства. 4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. 5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. 6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивной, моделирования, музыкальной и др.)

Физическое развитие 1) Развитие физических качеств. 2) Правильное формирование опорно–двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. 3) Правильное выполнение основных движений. 4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. 5) Овладение подвижными играми с правилами. 6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.

Особенности образовательной деятельности Национально-культурные, демографические, климатические особенности проживания субъектов образовательных отношений. Основное приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения: художественно-эстетическое развитие детей. Авторские и парциальные образовательные программы. Использование музейной педагогики. В МБДОУ разработаны и успешно используются в работе с детьми: авторская программа «Югория» педагога дополнительного образования МБДОУ Дудыревой Н.А. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей и воспитание любви к родному краю, родине через национально- региональную культуру. авторская программа «Корригирующая гимнастика в дошкольном учреждении» инструктора по физической культуре Красновой Н.Н. Цель программы: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, для профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и зрения средствами и формами оздоровительной физкультуры, формирования физически совершенного, гармонично развитого ребенка с ответственным отношением к собственному здоровью.

Особенностью организации образовательной деятельности по реализации нашей программы является комплексно-тематический принцип, ситуационный (событийный) подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация, т. е. такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Такая работа помогает определить задачи и ориентиры, которые бы эмоционально увлекли, захватили бы всех детей на длительный срок (например, во время подготовки к празднику). Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Образовательный процесс есть реализация ряда проектов. Каждый проект – это тема, которой объединены все виды деятельности детей. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Комплексно-тематический принцип организации образовательной деятельности

Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы Технологии исследовательской деятельности Технологии проектной деятельности Технологии «Портфолио дошкольника» Информационно - коммуникационные технологии Технологии создания образовательных ситуаций

Принципы построения полифункциональной предметно-развивающей среды МБДОУ Предметно-развивающая среда МБДОУ организована в соответствии с современными нормативными требованиями. принцип информативности, насыщенности предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением; принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями; принцип комплексирования и гибкого зонирования, предполагающий легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его использования; принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; принцип доступности; принцип безопасности; принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка.

М Традиции МБДОУ Праздники: День знаний (1 сентября) День здоровья (1 раз в квартал) «Капустница» (октябрь) – проводится в рамках реализации программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» М.Д.Маханёвой, О.Л.Князевой «Рождественские Святки» (январь) – проводится в рамках реализации программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» М.Д.Маханёвой, О.Л.Князевой День защитника Отечества (февраль) 8 марта Масленица (февраль-март) – проводится в рамках реализации программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, М.Д.Маханёвой Шашечный турнир (март) «День неожиданностей или День смеха» (1 апреля ) «Пасха»(апрель) – проводится в рамках реализации программы «Приобщение к истокам русской народной культуры» М.Д.Маханёвой, О.Л.Князевой День Победы

Традиции МБДОУ Выставки, соревнования, конкурсы и др. Экспозиционные тематические выставки в рамках музейной педагогики (ежемесячно) Выпуск малотиражной газеты «Вести из «Сказки» (1 раз в 2 месяца) День открытых дверей (ноябрь, март) Сон с использованием колыбельных песен, чтение любимых книг. Смотр-конкурс оформления зимних участков «Сказки зимушки- зимы» (ежегодно) Конкурс чтецов (апрель) Спортивные Губернаторские состязания Конкурс среди группового персонала «Самая здоровая группа» Акции: Внутри МБДОУ: «Помогите птицам» (ноябрь) «Зелёная ёлочка-живая иголочка» (декабрь) Окружные, районные районная профилактическая акция «Маленьким детям – большие права!» (ноябрь) окружная экологическая акция «Спасти и сохранить» (май) районная профилактическая акция «Дорога и дети»

Модель взаимодействия педагогического коллектива и родителей Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей для нас является создание в де­тском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимоза­висимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целост­ное развитие личности ребёнка, компетентности его родителей, заключающейся в способности разрешать разные типы социально- педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка. Знакомство с семьей Информирование родителей о ходе образовательного процесса Образование родителей Совместная деятельность Проектированию образовательных событий и мероприятий

Планируемые результаты освоения программы Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.