Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад 19 комбинированного вида Коркинского муницпального района Морова Ольга Аркадьевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие познавательных способностей средствами окружающего пространства с использованием экспериментально – исследовательской деятельности Воспитатель:
Advertisements

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Воспитатель Лиман И. Т.
Автор: Суфиева Надежда Александровна Педагог 1 квалификационной категории МКДОУ 10.
Подготовила : воспитатель Булгакова Екатерина Сергеевна.
«Формирование экологической культуры через проектно – исследовательскую деятельность» Воспитатель: Рыбыдайло Нина Александровна Конкурс Радуга презентаций.
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Автор Шалабаева Т.В. Воспитатель МДОУ Д/С 51 «Экспериментирование как средство формирования познавательной активности старших дошкольников»
Организация опытно – эксперементальной работы с детьми старшего возраста.
Государственное бюджетное образовательное учреждение Средне общеобразовательная школа 305 Педагогический проект Детское экспериментирование Работа воспитателей:
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Составитель : Мананникова Ю. А. воспитатель первой младшей группы МБДОУ – детский сад « Колосок » с. Сорочий Лог.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад «Звездочка» Детское экспериментирование - как средство.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Формирование представления о свойствах предметов неживой природы и её взаимосвязи с живой Из опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад 24» Коневой Наталии.
Зырянова Наталья Валентиновна Воспитатель с. Марушка 2013 г. МБДОУ «Марушинский детский сад «Петушок» Целинного района Алтайского края Развитие познавательной.
Польникова В.Н. воспитатель МБДОУ – детский сад «Колосок» с.Сорочий Лог первая квалификационная категория Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Краткосрочный проект на тему « Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников » Ишбердиной Эльвиры Владиковн6ы, воспитателя МАДОУ д/с 72 Буратино»
Воспитатель I квалификационной категории. Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 71»
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». Захарова Елена Анатольевна.
Транксрипт:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад 19 комбинированного вида Коркинского муниципального района Морова Ольга Аркадьевна старший воспитатель

Опыт работы по теме: «Развитие познавательной и и исследовательской деятельности детей в процессе детского экспериментирования»

Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Конфуций.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ. Предмет исследования: возможности использования экспериментальной и исследовательской деятельности детей как средство развития познавательной активности. Цель исследования: анализ формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования.

Задачи: 1. Задачи: 1. Изучить теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности и экспериментировании. 2. Дать характеристику экспериментирования как средства познания окружающего мира. 3. Описать программу работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации познавательно- исследовательской деятельности.

1. Теоретические основы формирования познавательной и исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Б.Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, Л.И.Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубинштейн, В.Н.Мясищев Г.И. Щукина, Н.Р. Морозова.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. (Морозова Н.Г).

Стадии развития познавательного интереса : - любопытство, - любознательность, - познавательный интерес, - теоретический интерес.

Структурно-логическая схема формирования навыков исследовательской деятельности и экспериментирования в дошкольном возрасте. Старшая группа. этапы экспериментирования структурно-логическая схема 1. Осознание проблемы.Имеют ярко выпаженную потребность спрашивать у взрослых обо всем, что неизвестно. 2. Формулирование задачи.Формулируют задачу самостоятельно, но при поддержке со стороны педагога. 3. Продумывание методики.Часто принимают участие в разработке методики проведения опытов; воспитатель их к тому постоянно побуждает. 4. Выслушивание инструкций и рекомендаций. Выполняют до 4-х поручений одновременно, если они несложны, делают первые попытки выполнения всего опыта по одной инструкции. 5. Прогнозирование результатов. Приобретают способность прогнозировать результат. Педагог уделяет особое внимание развитию этой способности. 6. Выполнение работы.Работают под непосредственным контролем воспитателя, а простейших случаях – под его неявным (скрытым) контролем. 7. Выполнение правил безопасности. Воспринимают инструкции по правилам безопасности, данные до начала эксперимента, но не всегда их выполняют. Могут забыть предупреждения. 8. Наблюдение результатов.Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 4-6 минут. Воспитатель акцентирует внимание детей на основных моментах развивающихся событий. Вводятся цикличные наблюдения. 9. Фиксирование результатов.Используют несколько графических способов фиксации наблюдений. Начинают собирать коллекции и фиксировать натуральные объекты. 10Анализ полученных результатов. Умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходство. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам. Видят 2-3 звена причинно-следственных связей. При анализе результатов нужна постоянная поддержка педагога. 11Словесный отчет об увиденном. Составляют развернутый рассказ об увиденном. Постоянно нуждаются в доброжелательной поддержке со стороны взрослых. 12Формулирование выводов.По просьбе и при поддержке со стороны педагога формулируют выводы во всех проводимых экспериментах.

Структурно-логическая схема формирования навыков исследовательской деятельности и экспериментирования в дошкольном возрасте. Подготовительная группа. этапы экспериментирования структурно-логическая схема 1. Осознание проблемы.Хорошо дифференцируют известное и неизвестное, активно стремятся добывать знания разными доступными им способами. 2. Формулирование задачи.Задачу эксперимента формулируют самостоятельно; нуждаются в моральном поощрении со стороны педагога. 3. Продумывание методики.Самостоятельно продумывают методику проведения простых опытов и принимают активное участие в разработке методики сложных опытов. 4. Выслушивание инструкций и рекомендаций. Выслушивают инструкции, задают уточняющие вопросы, критически относятся к советам взрослых и товарищей. 5. Прогнозирование результатов. Начинают строить простейшие гипотезы. Умеют принять их или отказаться от гипотез под влиянием результатов проведенного эксперимента. 6. Выполнение работы.Работают под непосредственным контролем воспитателя, а простейших случаях – под его неявным (скрытым) контролем. 7. Выполнение правил безопасности. Стараются выполнять правила безопасности, следят, как их выполняют другие, но часто о них забывают. Могут предвидеть последствия действий, выполняемых впервые. Вероятность травматизма увеличивается из-за усложнения экспериментов, неустойчивости внимания детей и их импульсивности. 8. Наблюдение результатов.Продолжительность непрерывного наблюдения увеличивается до 5-10 минут (в отдельных случаях до 15 минут). Воспитатель привлекает внимание детей только к самым важным моментам. Часто практикуются самостоятельные наблюдения результатов экспериментов. 9Фиксирование результатов.Владеют многими графическими и практическими способами фиксирования результатов наблюдений. Начинаются осваивать письменные способы и моделирование. 10Анализ полученных результатов. В простых случаях могут самостоятельно проанализировать результат. Учатся делать заключения о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений. При анализе нужна постоянная моральная поддержка педагога. 11Словесный отчет об увиденном. Дают яркое, полное, красочное описание увиденного. Нуждаются в постоянном поощрении со стороны взрослых. 12Формулирование выводов.Запоминают, что после каждого опыта и наблюдения необходимо сделать вывод. Иногда делают выводы самостоятельно.

2. Экспериментирование как средство познания окружающего мира.

Метод экспериментирования- один из самых эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми. 2. В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. 3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается. 4. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Эксперименты классифицируются по разным принципам. - По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек. - По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д. - По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные. - По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка. - По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические. - По продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.). - По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические. - По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые. - По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам). - По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач. - По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

3. Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации познавательно- экспериментальной деятельности.

1. Совместная деятельность взрослого и детей; 2. Самостоятельная деятельность детей (создание предметно- развивающей среды); 3. Взаимодействие с семьей.

Совместная деятельность со взрослыми Совместная деятельность со сверстниками Самостоятельна деятельность ребенка-дошкольника

Совместная деятельность взрослого с детьми: 1. Занятия-фокусы. 2. Эксперименты, опыты. 3. Привлечение детей и родителей к созданию центра экспериментирования в группе - «Лаборатории». 4. Создание Библиотеки «Познавай-ка» и размещение ее в «Лаборатория». Отбор познавательных книг, журналов, атласов и энциклопедий. 5. Беседы по определению правил поведения в центре экспериментирования и правил поведения во время проведения экспериментирования, опытов. 6. Сюжетно-ролевые игры «Юные исследователи» с привлечением игровых персонажей: Профессор, помощники профессора. «Интервью» с целью обобщения представлений об экспериментировании. 7. Игры и упражнения в виде соревнования, для активизации интереса детей, использовала поощрения (фишки, жетоны). 8. Заполнение «Книги опытов». 9. Решение проблемных ситуаций. 10. Составление и использование пооперационных карт. 11. Проведение «Мозгового штурма», КВНов, развлечений, направленных на развитие умений у детей высказывать свои мысли вслух. 12. Оказание помощи литературным героям. 13. Наблюдение, экскурсии. 14. Коллекционирование. 15. Продуктивные виды деятельности.

Знакомство со свойствами лупы

Опыты с водой

Знакомство со свойствами воды - переход воды в состояние льда

Свойства цветного льда

Украшение участка цветными льдинками

Знакомство со свойствами снега, выявление механизма образования инея на деревьях

Знакомство со свойствами магнита, притягивание металлических предметов

Где живёт электричество

Волшебная капля

Как обнаружить воздух

Свойства цветного песка – песчинки какие они

Измерение условной меркой глубины сугробов

Самостоятельная деятельность детей. При организации самостоятельной деятельности детей педагоги создают актуальную на данный день (неделю) предметно - развивающую среду, позволяющую детям самостоятельно осуществлять выбор и организовывать собственную деятельность по интересам.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Центр экспериментирования – «Лаборатория»

Центр строительно-конструктивных игр

Из какого материала конструктор?

Какие фигуры тонут, какие нет Центр занимательной математики

Центр природы и наблюдений

Образовательная область «Речевое развитие»

Литературно-художественный центр

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Центр дидактических игр

Центр по ОБЖ

Образовательная область «Художественное творчество»

изобразительные свойства мела, карандаша, гуаши Центр творчества

Центр ручного труда - свойства ткани, ниток

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»»

Центр музыкальных и театрализованных игр используемые материалы для инструментов и видов театра

Организация самостоятельной деятельность детей на улице