Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логопедическое сопровождение «трудных» детей и подростков в ГОУ ст.Платнировская школа-интернат VIIIвида Краснодарского края Подготовила: учитель-логопед.
Advertisements

Родительское собрание в подготовительной логопедической группе «Дюймовочка»
«Наглядный материал для дифференциации звуков «Л-В» Мариупольская городская ПМПК Учитель-логопед Хаевская А.Н.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Для обучающихся 1 классов Подготовила учитель-логопед МОУ «СОШ 7» Федорова Т.Н.
Для обучающихся 1 классов Подготовила учитель-логопед МОУ «СОШ 7» Федорова Т.Н.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Учитель-Логопед МОУ ЛИЦЕЙ 23 гор. Калининграда Назарова Галина Анатольевна.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Мобильное, многофункциональное, дидактическое пособие Автор учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Наталья Викторовна.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Преемственность дошкольного и школьного обучения. Обучение в первом классе предполагает, что ребёнок в подготовительной группе познакомился с такими учебными.
Учебная рабочая программа по коррекции общего недоразвития речи(3 уровня) у старших дошкольников в условиях логопедического пункта.
Логопедическая работа, направленная на преодоление нарушений письма и чтения младших школьников с ОНР включает следующие аспекты: преодоление отклонений.
Тема исследования: Тема исследования: «Коррекционно-педагогическая работа учителя начальных классов как условие преодоления нарушений письма у младших.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Транксрипт:

Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи

Классификация дисграфий Хватцев М.Е. выделил следующие формы: Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематического слуха Дисграфия на почве расстройств устной речи Дисграфия на почве расстройств устной речи Дисграфия на почве произносительного ритма Дисграфия на почве произносительного ритма Оптическая дисграфия Оптическая дисграфия Дисграфия при моторной и сенсорной афазии Дисграфия при моторной и сенсорной афазии

Токаревой выделены три основные формы дисграфии Акустическая Акустическая Оптическая Оптическая моторная моторная

Классификация дисграфии РГПУ им.Герцена Акустическая Акустическая Артикуляторно – акустическая Артикуляторно – акустическая Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза Аграмматическая Аграмматическая Оптическая Оптическая

Для выявления у дошкольников предрасположенности к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом должна использоваться следующие методы: Беседа Беседа Изучение медицинских документов Изучение медицинских документов Система заданий в игровой форме Система заданий в игровой форме Наблюдение за деятельностью детей в процессе учебной деятельности Наблюдение за деятельностью детей в процессе учебной деятельности

Логопедическая работа по профилактике дисграфий в условиях детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом. Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.

Принципы логопедического воздействия Принцип комплексности Принцип комплексности Принцип системности Принцип системности Онтогенетический Онтогенетический Патогенетический Патогенетический Принцип учета поэтапности формирования умственных действий Принцип учета поэтапности формирования умственных действий Принцип развития Принцип развития Принцип деятельного подхода Принцип деятельного подхода Принцип максимального использования наглядности Принцип максимального использования наглядности Принцип особенностей ВПФ Принцип особенностей ВПФ

Основные задачи Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания Формирования связной речи Формирования связной речи Совершенствование пространственно-временных ориентировок Совершенствование пространственно-временных ориентировок

Развитие мелкой моторики Развитие мелкой моторики Развитие тактильных ощущений Развитие тактильных ощущений Расширение «поля зрения» ребенка Расширение «поля зрения» ребенка Подготовка к обучению грамоте Подготовка к обучению грамоте

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВ - ВЫКЛАДЫВАНИЕ БУКВ ИЗ ПАЛОЧЕК - ОЩУПЫВАНИЕ БУКВ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ - НАЙДИ НЕДОСТАЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ - ОБВЕДЕНИЕ БУКВ ПО ТРАФАРЕТУ, ШАБЛОНУ - ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ БУКВ РАЗНОГО ШРИФТА - ДЕМОНСТРАЦИЯ БУКВ В РАЗНОМ ПОЛОЖЕНИИ - СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРИДУМЫВАНИЕ СЛОВ НА ДАННУЮ БУКВУ - РЕКОНСТРУИРОВАНИЕ БУКВ

- «На что похожа буква?» «А» «А» Антенна телеграфный столб Антенна телеграфный столб стремянка стремянка

Предупреждение ошибок письма на уровне слога Предупреждение ошибок письма на уровне слога - «живые буквы» Составить слог по первым звукам (улитка, муравей) УМ - Придумывание слова с данным слогом - Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получится слог?

Предупреждение ошибок письма на уровне слова Предупреждение ошибок письма на уровне слова - Необходимо дать понятие «слово» - Составление предложения, используя картинки, между которыми буква «а» (противительный союз) Морковь – овощ, а яблоко – фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко в саду. Из моркови делают салат, а из яблок – компот. - Заучивание считалок - Для работы с предлогом используем схемы - Дифференцировка слов - Подбор нужного слова к смысловому ряду По опорным признакам, на обобщающие понятия - Подбор к данному слову родственных слов - Исключение лишних слов

- Составление слова из данных слогов - Разделение слова на слоги, а затем их перестановка - Составление слов с использованием начальных звуков (букв) других слов - Составление слов с использованием конечных звуков (букв) других слов - Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова - «слово рассыпалось» - «потерялась буква» - Какое получится слово, если вставить букву? - Составление из двух слов одного - Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям - Работа с омонимами

Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания Предупреждение ошибок письма на уровне словосочетания - Сочетание существительных с прилагательными - Сочетание существительных с глаголами - Сочетание существительных с числительными

Предупреждение ошибок письма на уровне предложений Предупреждение ошибок письма на уровне предложений - Составление предложений по схемам - Пропуск предлогов - Пропуск существительных - Пропуск прилагательных - Пропуск глаголов - Пропуск наречий - Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках - Выделение слов и предложений в слитном тексте - Дети должны усвоить, что начало предложений всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия на разных этапах работы 1 этап обучения Цель: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. Развивать слуховое внимание и слуховую память. «что за окном?» «Путешествие» «Расскажи, что ты слышишь?» «Отгадай, что я делаю?» «Где звенит колокольчик?» «Кто живет у Саши в деревне?» «Назови животных» «Оркестр»

2 этап обучения Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса. «Кто сказал мяу?» «Большие и маленькие» «Кто с нами поздоровался?» «Как сказать правильно?» «Слушай и поправляй» «Какое слово я хотела сказать правильно?» «Письмо от Незнайки»

3 этап обучения Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу «Разберем картинки» «Цепочка слов» «Найди парные картинки» «Назови лишнее слово» «Уберите лишнюю картинку»

4 этап обучения Цель: Учить детей различать слоги «Назови какой слог лишний» «Эхо» «Проверяй и выполняй» «Повтори» «Телефон»

5 этап обучения Цель: Учить детей различать фонемы «Отгадай, какой звук я произнесла» «Назови звук» «Слушай и выполняй» «Посмотри и запомни» «Я назову слова, а вы покажите символ» «Волшебный кубик» «Рулетка»

6 этап обучения Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа «Читаем слово» «Составь слово» «Закончи слово» «Составь схему» «Разберем картинки» «Кто больше придумает слов» «Составь схему к картинке» «Ромашка»