Иоанн Васильевич Грозный — палач или жертва?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Своя история. Увлечения РодителиВойны Опричнина Избранная Рада Из жизни.
Advertisements

ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ Первый русский царь. Иван Грозный (Иоанн IV) родился 25 августа 1530 года. Сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской.
Иван IV Васильевич Грозный. Годы жизни - ( )
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I I этап [1825–31] – начало царствования Николая I (от восстания декабристов до Польского восстания) II этап [1831–48]
Правление Ивана IV Грозного (внутренняя политика) Подготовила Бондарь Л.М. учитель МБОУ СОШ2 ст. Архонская.
Материал к теме «Московская Русь XIV – XV века». 3 класс. Окружающий мир. Учитель начальных классов Рябинкина С.С. МОУ «СОШ села Рыбушка Саратовского района.
Иван IV Вопросы к уроку Вопросы к уроку 1. В чем состояла главная причина введения опричнины ? 1. В чем состояла главная причина введения опричнины ? 2.
Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: А. С. Пушкин. "Борис Годунов" сцена в Чудовом монастыре.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Иркутска гимназия 2 Социальный проект 9а класса «Календарь знаменательных дат » Иркутск.
Издательство «Русское слово». Учебники для класса Интегрированный курс «Россия и мир» Отдельный курс отечественной истории.
Сын великого князя Василия III и Елены Васильевны Глинской. После смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 году, когда ему.
Выполнил работу : Красько Даниил Ученик 6 «Б» класса.
Презентация по окружающему миру для 3 класса («Мое Отечество») по теме «Москва златоглавая» о царе Иване Грозном МОУ сош 24 города Комсомольска-на-Амуре,
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 г.Гаврилов-Яма Ярославской области Личность Ивана Грозного в истории и литературных.
Опричнина и её последствия
ОПРИЧНИНА Автор: Гордеева Валентина Анатольевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с. Русский Байтуган Камышлинского района Самарской области.
Иван Ужасный и его современники. Terrible – страшный, ужасный « Царь олицетворяет самую суть своего общества. Русские любят и уважают силу. Их история.
Даша Кокотун и Сурина Ксюша Рождение Петра Однажды ночью над Москвой на тёмном небе засияла большая звезда. В ту же ночь царю Алексею и жене его Наталье.
Что дало России правление Ивана IV Грозного ( гг.)? Автор: Голикова Екатерина, ученица 7А класса.
Конференция на базе МОУ Дмитровской СОШ 1 им. В.И. Кузнецова для 8-9 классов. Подготовила: учитель истории Обручникова Н.А., учащиеся 10 классов.
Транксрипт:

Результаты социологического опроса «Ваше отношение к Ивану Грозному» вопросы: 1. Иван Грозный – палач или жертва? 2. Почему Вы так думаете? (назвать 1-3 причины) 3. Назвать источники информации (назвать 1-3 причины) 3. Назвать источники информации

Первая группа - 20 человек (от 20 до 45 лет) Н а первый вопрос 100% опрошенных ответили, что Иван Грозный – палач. Причины, по которым выбирался данный ответ, (можно было назвать до 3 причин): убийство сына – 85% ; убийство сына – 85% ; опричники и их зверства – 70% ; опричники и их зверства – 70% ; казни, пытки людей (жестокость) – 45%; казни, пытки людей (жестокость) – 45%; нравилось убивать, видеть мучения людей (особенности характера, нездоровая психика) – 40%; нравилось убивать, видеть мучения людей (особенности характера, нездоровая психика) – 40%; другое – 15%. другое – 15%.

Причины, названные членами первой группы (сгруппированные по смысловому подобию):

Вторая группа - 20 человек (от 15 до 18 лет) Н а первый вопрос 100% опрошенных ответили, что Иван Грозный – палач. Причины, по которым выбирался данный ответ, (можно было назвать до 3 причин): убийство сына – 95%; убийство сына – 95%; опричники и их зверства – 60%; опричники и их зверства – 60%; казни, пытки людей (жестокость) – 85%; казни, пытки людей (жестокость) – 85%; нравилось убивать, видеть мучения людей (особенности характера, нездоровая психика) – 55%; нравилось убивать, видеть мучения людей (особенности характера, нездоровая психика) – 55%; другое – 20%. другое – 20%.

Причины, названные членами второй группы (сгруппированные по смысловому подобию):

Легко ли было лично тебе назвать возможные причины выбора позиции «Иван Грозный – жестокий палач»? Легко ли было лично тебе назвать возможные причины выбора позиции «Иван Грозный – жестокий палач»? Группа помогла тебе или ты помог группе? Группа помогла тебе или ты помог группе? Совпали ли ваши предположения с ответами респондентов? Совпали ли ваши предположения с ответами респондентов? О чем это говорит? О чем это говорит?

«Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»

Победоносцев Константин Петрович (1827 – 1907) – русский государственный деятель, ученый-правовед и публицист, выдающийся русский мыслитель, человек колоссальных знаний. Крупный ученый в области юриспруденции, истории и педагогики. Профессиональный авторитет его был столь высок, что с 1861 г. он преподавал правоведение великим князьям, в том числе будущим императорам Александру III и Николаю II. По большинству церковных и гражданских вопросов занимал консервативную позицию. Его мировоззрение и образ жизни определяло православие. С 1868 – сенатор, с 1872 – член Государственного Совета, с 1880 – Обер-прокурор Святейшего Синода. Известен работой по расширению сети церковно-приходских школ. За 25 лет, с 1880 по 1905 гг., их число увеличилось более чем в 150 раз.

Митрополит Санкт- Петербуржский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927 – 1995) – митрополит, выдающийся церковный деятель конца XX века. Активная религиозно-общественная и публицистическая деятельность сделала его широко известным в России и за рубежом. Очень быстро он стал признанным духовным лидером православно-патриотических сил России. В своей книге «Самодержавие духа» митрополит доказывал, что царевич Иоанн умер от тяжелой болезни и что в дошедших до нас исторических документах нет и намека на сыноубийство.

Вопросы к документам 1 и 2. Документ 1. Вопрос: говорится ли здесь об убийстве? Вопрос: говорится ли здесь об убийстве? Документ 2. Вопрос 1: говорится ли о ссоре царя и царевича? Вопрос 1: говорится ли о ссоре царя и царевича? Вопрос 2: достоверна ли информация? Вопрос 2: достоверна ли информация? Вопрос 3: в каком году была (если была) ссора? Вопрос 3: в каком году была (если была) ссора? Вопрос 4: В каком году умер царевич? Вопрос 4: В каком году умер царевич? Вопрос 5: связывает ли летописец эти два факта? Вопрос 5: связывает ли летописец эти два факта? Вывод: сформулируйте самостоятельно! Вывод: сформулируйте самостоятельно!

Герасимов Михаил Михайлович (1907 – 1970) – известнейший антрополог, скульптор, археолог, доктор исторических наук. Основатель лаборатории пластической реконструкции (разработал метод восстановления лица по черепу). Лаборатория выполнила около 200 реконструкций, среди них Иван Грозный.

Выдержки из школьных учебников: Н. И. Ворожейкина и др. Рассказы по родной истории, 5 кл. Н. И. Ворожейкина и др. Рассказы по родной истории, 5 кл. «Много крови пролил первый царь, много невинных людей загубил. Не пощадил даже собственного сына». А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России, 6 кл. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России, 6 кл. «…Иван IV в припадке гнева в ноябре 1581 года убил своего сына и наследника престола царевича Ивана». А. Н. Сахаров, В. И. Буганов. История России (I часть), 10 кл. А. Н. Сахаров, В. И. Буганов. История России (I часть), 10 кл. «Однажды в припадке гнева он смертельно ранит старшего сына Ивана, наследника престола». Ю. И. Максимов. История для абитуриентов и учащихся. Ю. И. Максимов. История для абитуриентов и учащихся. «Убив собственноручно старшего сына, самодержец обрёк страну на династический кризис». наш учебник – стр.179 наш учебник – стр.179

Что знал(а) до выполнения задания? Что знал(а) до выполнения задания? Что узнал(а)? Что узнал(а)? Что хочу узнать? Что хочу узнать?

Содержание в останках из гробниц Московского Кремля опасных ядов (максимально допустимый уровень содержания мышьяка – 0,08 мг на 100 г массы, а ртути – 0,04). Жертвы отравленийСодержание мышьяка (в мг на 100 г массы) Содержание ртути Мария (младенец), дочь Ивана Грозного3,8 (в 47 р.)0,2 (в 5 р.) Царевич Иван, сын Ивана Грозного0,26 (в 3,2 р.)1,3 (в 32,5 р.) Царь Ивана Грозного0,15 (в 1,8 р.)1,3 (в 32,5 р.) Царица Анастасия, первая жена Ивана Грозного0,8 (в 10 р.)0,013 в костях (в 3,2 р.) 4,8 в волосах (в 120.) Царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного0,8 (в 10 р.)0,03 Великая княгиня Елена Глинская, мать Ивана Грозного 0,8 (в 10 р.)0,05 Царица Мария Нагая, жена Ивана Грозного0,10,6 Князь Михаил Скопин-Шуйский0,130,2 Максимально допустимый уровень0,080,04

Иоанн Грозный писал: «отравили царицу Анастасию изведоша»… О царице Марии Темрюковне: «…и такоже вражим злокозньством отравлена бысть»... О Марфе Васильевне: «…и тако ей отраву злую учиниша… только быша с ним Царица Марфа две недели и преставися». Иоанн Грозный писал: «отравили царицу Анастасию изведоша»… О царице Марии Темрюковне: «…и такоже вражим злокозньством отравлена бысть»... О Марфе Васильевне: «…и тако ей отраву злую учиниша… только быша с ним Царица Марфа две недели и преставися». Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю, 4 кл. Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю, 4 кл. «Всюду царю мерещились угрозы, заговоры». Н.И. Ворожейкина и др. Рассказы по родной истории, 5 кл. Н.И. Ворожейкина и др. Рассказы по родной истории, 5 кл. «Однажды Иван IV заподозрил в заговоре против себя население целого города – Новгорода». А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России, 6 кл. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России, 6 кл. «Жестокий, болезненно подозрительный и вспыльчивый… В 1569 году царь расправился со своим двоюродным братом Владимиром Старицким. Услышав, что он якобы замышляет отравить царя, Иван приказал дать ему яд». А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.История России (I часть), 10 кл. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.История России (I часть), 10 кл. « Жестокий и маниакально подозрительный… Сказались долгие годы подозрительности и страха… Выискивание новых измен, чаще всего выдуманных». Ю.И. Максимов.История для абитуриентов и учащихся. Ю.И. Максимов.История для абитуриентов и учащихся. Говоря о причинах опричнины, в качестве одной из версий называется «воплощение бредовых фантазий душевнобольного царя».

Выдержки из школьных учебников: Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю, 4 кл. Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Введение в историю, 4 кл. «Были созданы специальные отряды опричников, которые выискивали и казнили врагов государевых… Даже целые города подвергались опустошительным походам. Так был разрушен Новгород, в котором погибла почти половина жителей…». Н.И. Ворожейкина и др.Рассказы по родной истории, 5 кл. Н.И. Ворожейкина и др.Рассказы по родной истории, 5 кл. «С непокорными царь расправлялся беспощадно. Всех, кого он считал противниками царской власти, Иван IV приказывал или казнить, или сурово наказывал» А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.История России, 6 кл. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.История России, 6 кл. «… одновременно было создано опричное войско. Начались массовые ссылки, казни, насилия опричников над боярами и помещиками, заподозренными царем в изменах». А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков.История Отечества, 6-7 кл. А.А. Преображенский, Б.А. Рыбаков.История Отечества, 6-7 кл. «Опричное войско превратилось в разбойничью, необузданную орду, от которой стонала страна… Одна за другой следовали казни, злодейства царя и его кровожадных слуг». А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.История России (I часть), 10 кл. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов.История России (I часть), 10 кл. «…все это сопровождается обманом и насилиями, грабежами и убийствами… За этими событиями последовали новые казни виднейших бояр» Ю.И. Максимов.История для абитуриентов и учащихся. Ю.И. Максимов.История для абитуриентов и учащихся. «Началась новая эпоха в истории его царствования – кровавая и жестокая. Опричное войско безумствовало в грабежах и разбое».

Во времена царствования Ивана IV закон карал смертной казнью за убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма и государственную измену. Во времена царствования Ивана IV закон карал смертной казнью за убийство, изнасилование, содомию, похищение людей, поджог жилого дома с людьми, ограбление храма и государственную измену. Во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью каралось уже 80 видов преступлений, а при Петре I - более 120! Во время правления царя Алексея Михайловича смертной казнью каралось уже 80 видов преступлений, а при Петре I - более 120! Во время царствования Ивана IV каждый смертный приговор выносился только в Москве и утверждался лично Царем. Для доставки в Москву на царский суд преступников, обвиняемых в таких преступлениях, был создан специальный институт приставов. Смертный приговор князьям и боярам утверждался Боярской Думой. Во время царствования Ивана IV каждый смертный приговор выносился только в Москве и утверждался лично Царем. Для доставки в Москву на царский суд преступников, обвиняемых в таких преступлениях, был создан специальный институт приставов. Смертный приговор князьям и боярам утверждался Боярской Думой.

Выписки из учебника «История средних веков»: Выписки из учебника «История средних веков»: 1572 г., Франция – Варфоломеевская ночь (за 2 недели убито свыше 30 тыс. протестантов) 1572 г., Франция – Варфоломеевская ночь (за 2 недели убито свыше 30 тыс. протестантов) Первая половина XVI в. – казнено за бродяжничество более 70 тыс. человек Первая половина XVI в. – казнено за бродяжничество более 70 тыс. человек 1558 – 1603 гг., Англия – правление Елизаветы I (казнено около 89 тыс. человек) 1558 – 1603 гг., Англия – правление Елизаветы I (казнено около 89 тыс. человек) 1525 г., Германия – при подавлении мощного крестьянского восстания было казнено более 100 тыс. человек 1525 г., Германия – при подавлении мощного крестьянского восстания было казнено более 100 тыс. человек 1579 г., Нидерланды – при подавлении мощного освободительного движения против испанского владычества по приказу испанского полководца герцога Альбы было казнено более 8 тыс. человек 1579 г., Нидерланды – при подавлении мощного освободительного движения против испанского владычества по приказу испанского полководца герцога Альбы было казнено более 8 тыс. человек

Ильин Иван Александрович Ильин Иван Александрович (1883 – 1954) – российский религиозный философ, писатель, публицист, правовед и литературный критик, политолог. Автор более чем 40 книг и 800 статей. Большой вклад внес в разработку русской национальной идеологии. (1883 – 1954) – российский религиозный философ, писатель, публицист, правовед и литературный критик, политолог. Автор более чем 40 книг и 800 статей. Большой вклад внес в разработку русской национальной идеологии.

«Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, нашей возрастающей мощи (пока она действительно вырастает), нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас: и для самоуспокоения внушают себе…что русский народ есть народ варварский, тупой, ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жестокости; что религиозность его состоит из суеверия и пустых обрядов… «Западные народы боятся нашего числа, нашего пространства, нашего единства, нашей возрастающей мощи (пока она действительно вырастает), нашего душевно-духовного уклада, нашей веры и Церкви, нашего хозяйства и нашей армии. Они боятся нас: и для самоуспокоения внушают себе…что русский народ есть народ варварский, тупой, ничтожный, привыкший к рабству и деспотизму, к бесправию и жестокости; что религиозность его состоит из суеверия и пустых обрядов… Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы «цивилизовать» ее по-своему: угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее; реакционная, религиозно- разлагающая, чтобы вломиться в нее с проповедью реформации или католицизма; хозяйственно- несостоятельная, чтобы претендовать на ее «неиспользованные» пространства, на сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры концессии». Европейцам нужна дурная Россия: варварская, чтобы «цивилизовать» ее по-своему: угрожающая своими размерами, чтобы ее можно было расчленить; завоевательная, чтобы организовать коалицию против нее; реакционная, религиозно- разлагающая, чтобы вломиться в нее с проповедью реформации или католицизма; хозяйственно- несостоятельная, чтобы претендовать на ее «неиспользованные» пространства, на сырье или, по крайней мере, на выгодные торговые договоры концессии». И.А. Ильин

Шахмагонов Николай Федорович – военный историк, писатель, член Союза писателей России с 1994 г. Главный редактор журнала «Новый мир».

С.Ф. Платонов писал: «Выступление Грозного борьбе за Балтийское поморье, появление русских войск у Рижского и Финского заливов и наемных московских каперов на Балтийском море поразило среднюю Европу. В Германии «московиты» представлялись страшным врагом; опасность их нашествия расписывалась не только в официальных сношениях властей, но и в обширной летучей литературе листовок и брошюр. Принимались меры к тому, чтобы не допустить ни московитов к морю, ни европейцев в Москву и, разобщив Москву с центрами европейской культуры, воспрепятствовать ее политическому усилению. В этой агитации против Москвы и Грозного измышлялось много недостоверного о московских нравах и деспотизме Грозного и серьезный историк должен всегда иметь в виду опасность повторить политическую клевету, принять ее за объективный исторический источник».

Иоанн Васильевич Грозный – палач или жертва? Наш век пройдет. Откроются архивы. И всё, что было скрыто до сих пор, Все тайные истории извивы Покажут миру славу и позор. Богов иных тогда померкнут лики, И обнажится всякая беда, Но то, что было истинно великим, Останется великим навсегда. Н. Тихонов

Закончите предложения: До урока я знал(а)… До урока я знал(а)… На уроке я узнал(а)… На уроке я узнал(а)… Хочу узнать… Хочу узнать…