Реки. Учитель географии ГБОУ «Измайловская гимназия» 1508 Мещерякова М.В. Г.Москва.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Течёт, течёт - не вытечет, Бежит, бежит – не выбежит. Бежит, бежит – не выбежит.
Advertisements

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.
Презентация подготовлена учителем географии МОУ СОШ 3 г. Мензелинска Гороховой Т.Л.
Части реки Река – это поток воды, текущий в текущий в выработанном выработанном им углублении, им углублении, то есть русле. то есть русле. Русло – углубление,
ГИДРОСФЕРА Внутренние воды Автор: Салеева Любовь Сергеевна учитель географии Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная.
Тема урока: Реки в природе и на географических картах. Автор: Иванова Л. И., учитель географии МБОУ СОШ 16 г. Владимира.
Тема урока: «Реки» 6 класс Автор: учитель ВКК, МОУЛ «ВУВК им. А.П. Киселева» Пономарёва Е.В.
Давайте поиграем! Зимой скрываюсь, Весной появляюсь Летом веселюсь Осенью спать ложусь Чуть дрожит на ветерке Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе.
Реки. Реки. Части реки. Части реки. Речная система. Речная система.
Урок географии в 6 классе по теме: «Реки» Выполнила: учитель географии МОУ «Карсинская СОШ» Безносова Е.И.
Реки- артерии Земли Практическая работа « Обозначение крупнейших рек мира»
ВОДЫ СУШИ Цель: изучить классификацию вод суши, научиться давать характеристику реке.
Реки – артерии Земли.. Река - водный поток, текущий в выработанном углублении- русле реки.
Разнообразие внутренних вод России. Реки.. Цели и задачи урока Изучить особенности рек России Изучить особенности рек России Сформировать понятия уклон,
учебный год с. Карсы Троицкий район Челябинская область МОУ «Карсинская СОШ»
Презентация подготовлена учителем географии МОУ СОШ 73 г. Ульяновска Борщ Еленой Александровной.
выработанном им углублении- русле. Небольшие речки называются ручьями. Как правило, течение реки бывает непрерывным. Но встречаются и временно пересыхающие.
Реки- артерии Земли Учитель географии высшей категории МОУ СОШ 137 Новикова С.В.
Загадки: Не конь, а бежит Не лес, а шумит. Между гор, между дол Бежит белый конь.
РЕКИ. РЕКИ. Презентация для 6 класса Подготовила учитель географии МОУ «СОШ 72» г.Саратова Шевченко С.М. 1.
Транксрипт:

Реки. Учитель географии ГБОУ «Измайловская гимназия» 1508 Мещерякова М.В. Г.Москва.

Цели: знакомство с понятием «река»; формирование представления о речных системах и реках Мира; развитие навыков работы с картами и схематическими изображениями; развитие навыков работы с электронными источниками информации; воспитание интереса к изучению природы; воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Основные понятия урока: река, речная долина, горные и равнинные реки; речная система, исток, устье, притоки; бассейн реки, водораздел; водопад, порог; питание реки, режим реки, половодье, межень.

Условные обозначения: Красным шрифтом выделены задания, которые необходимо выполнить; Розовым шрифтом выделены задания, которые выполнять необязательно, но за них можно получить дополнительно хорошую оценку; Таким значком отмечены задания, при выполнении которых, необходим атлас; Таким значком отмечены задания, при выполнении которых нужно вспомнить что-то, что изучали раньше; Ссылки на дополнительные материалы даны на желтом фоне.

Передо мной широкая вода, Смотрю и ощущаю вдохновенье, Его даёт природы красота. Вода, её благое проявленье! Вниз воды катит быстрая река, Нет ветерка, и на чудесной глади, Как в зеркале, белеют облака, Как будто на торжественном параде. Анатолий Болутенко. Так что же такое река? Ответ на этот вопрос вы найдете в географической энциклопедии географической энциклопедии Запишите определение в тетрадь. Мост Надежды. (Япония) Здесь можно прочитать про «самые – самые» реки мира.

Речная долина. Мы выяснили, что река сама вырабатывает русло, в котором течет. Также река образует речную долину. Познакомьтесь с ее строением.

Перенесите схему речной долины в тетрадь и подпишите основные элементы.

С голубого ручейка начинается река… Начало реки называется истоком. Река может начинаться с небольшого родника, с ледника, из озера, из болота.истоком. Родник. Озеро.Болото. Исток Дона. Исток Ангары. Исток Верх. Сакукана. Ледник. Исток Клязьмы.

Задания: Запишите в тетрадь определение понятия исток; Определите координаты истоков рек: Лена, Конго. Миссисипи.

Куда впадают реки? Озеро Море Океан Другая река. Как же называется место впадения реки? Ответ, конечно же, в википедии!википедии Определение запишите в тетрадь.

Задание. Определите, куда впадают реки: Волга, Амазонка, Нил, Дунай, Миссисипи, Ангара, Конго, Лена. Подсказка! Устье реки всегда располагается ниже ее истока!

В устье реки может образовываться дельта или эстуарий. дельта эстуарий. Дельта. Эстуарий. Найдите и запишите в тетрадь по три примера рек с дельтой и эстуарием. Дельта Амазонки. Ла-Плата.

Притоки. Притоком называется река, которая впадает в другую реку. Например: Кама впадает в Волгу и является ее притоком. Приток реки Уругвай.

Как определить: правый или левый приток? Нужно встать лицом по течению реки (лицом к устью, спиной к истоку) и определить, какие притоки впадают в реку справа, а какие – слева. Определите, каким притоком является: Ангара для Енисея, Вилюй для Лены, Иртыш для Оби, Кама для Волги. Запишите в тетрадь. А здесь можно узнать, что такое притоки первого и второго порядков.здесь

Река вместе со всеми притоками образует речную систему. Прочитайте про речную систему Волги; речную систему Волги; Выпишите в тетрадь определения речного бассейна и водораздела. Речная система Волги.

Реки горные равнинные Тура-Оюк. Алтай. Днепр.

На горных реках часто образуются пороги и водопады. Быстрая Сосна. Водопад Игуасу.

Пороги. Пороги – выходы твердых пород и нагромождение камней, пересекающих русло. Схема строения порога. Пороги на реке Мста.

Водопады. Водопад – падение реки с уступа, пересекающего речное русло. Схема строения водопада. Йосемит. Фотоэкскурсия по самым красивым водопадам Мира.

Задание. Определите координаты водопадов: Анхель; Виктория; Ниагарский. Запишите их в тетрадь. Вспомните алгоритм определения географических координат!

Питание реки. Питание реки –поступление, приток в реку вод различного происхождения. Ледниковое. Дождевое. Снеговое. Запишите определение и примеры типов питания в тетрадь.

Ледниковое. Река Нарын питается водами тающих ледников Тянь-Шаня.

Дождевое. Амазонка питается водой тропических ливней.

Снеговое. Печора питается водами растаявшего снега.

Выделить реки, у которых присутствует только один тип питания практически невозможно. Как правило, речь идет о смешанном типе питания с преобладанием одного. Также можно сказать о том, что практически у всех рек присутствует грунтовый тип питания, однако он несет скорее подчиненный характер. Задания. 1. Ознакомьтесь с понятием «режим реки»;«режим реки»; 2. Выпишите определения основных фаз водного режима.фаз водного режима.

Хозяйственное использование рек.

Реки являются прекрасными транспортными путями. Например, Амазонка имеет более 200 притоков, из коих 100 судоходных; в нее впадает 17 рек первой величины протяжением от км; все эти реки образуют водную площадь в До города Манаус по Амазонке поднимаются океанские суда. Отель на воде у города Манаус.

Многие реки обладают большими запасами промысловой рыбы. Например, на Волге обитает около 75 различных рыб, 40 из которых относится к числу промысловых. На Волге ловят судака, щуку, жереха, окуня, сома, сазана, леща и многие другие виды рыб. Вылов осётра на Волге.

Река может являться прекрасным источником электроэнергии. Сая́но-Шу́женская гидроэлектроста́нция им. П. С.Непорожнего самая мощная электростанция в РФ, шестая по мощности Гидроэлектростанция в мире. Расположена на реке Енисей, в посёлке Черёмушки (Хакасия), возле Саяногорска. Вид на Саяно-Шушенскую ГЭС. Фотоэкскурсия по Саяно-Шушенской ГЭС.

Экологические проблемы рек.

Загрязнение сточными водами. Прямое загрязнение водных объектов, которое происходит в результате сброса непосредственно в реки и водоемы или в прибрежные полосы неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод, органических остатков, бытового и технического мусора, и др. Сброс отходов химического завода в реку Янцзы, Китай.

Разрушение прибрежных ландшафтов. Разрушение природных ландшафтов и биоценозов речных долин, котловин водоемов и, как следствие, смыв в водные объекты наносов, излишка природных веществ, а также загрязнений. Добыча песка, гравия и глины на р. Клязьма.

Инженерные перестройки русл и пойм. Спрямление, углубление и канализование русл, прокладка трубопроводов, создание плотин и осушительных систем Строительство Богучанской ГЭС на р.Ангара.

Проверь себя: 1. Что такое река? 2. Из каких частей состоит речная долина? 3. Чем различаются горные и равнинные реки? 4. Что такое исток и устье? 5. Как различить правые и левые притоки реки? 6. Что такое бассейн реки? 7. Что такое водораздел? 8. Что такое порог и водопад? 9. Перечислите типы питания рек. 10. Назовите элементы режима реки.

Подведем итоги: Мы познакомились с понятием река и всем, что связано с ее жизнедеятельностью; Узнали о том, как человек использует реки; Познакомились с проблемами, которые существуют у рек в наши дни. В конце нашего урока предлагаю выполнить творческое задание (необязательное): составьте кроссворд, используя все новые термины, которые вы узнали сегодня на уроке, а также названия географических объектов по теме урока. Спасибо за урок!

Список источников. 1. География. 6 класс: поурочные планы по учебнику Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой / авт.-сост. И. И. Нагорная. – Волгоград: Учитель, – 168 с. 2. Никитина Н. А., Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, – 304 с. – (В помощь школьному учителю). 3.Академик. Словари и энциклопедии.[Электронный ресурс] – Режим доступа – Географическая энциклопедия. Река. – (Дата обращения ) 4. Великая эпоха. Медиапроект [Электронный ресурс] – Режим доступа – Саяно- Шуженская ГЭС. – (Дата обращения ) 5. Википедия.[Электронный ресурс] – Режим доступа – Исток. Устье. Дельта. Эстуарий. – (Дата обращения ) 6. Забайкальские Альпы. [Электронный ресурс] – Режим доступа - Ледники Кодара. - (Дата обращения ) 7. Науколандия.[Электронный ресурс] – Режим доступа - Речная система и речной бассейн. – (Дата обращения ) 8. Официальный сайт журнала Дилетант.[Электронный ресурс] – Режим доступа – Самые красивые водопады мира. – (Дата обращения ) 9. Проект экоанализ. [Электронный ресурс] – Режим доступа – Правда об экологической ситуации в Китае. – (Дата обращения ) 10. Российская астрономическая сеть астронет. [Электронный ресурс] - Режим доступа - Типы рек по источникам питания. – (Дата обращения ) 11. Российская информационная сеть. Rin.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа bin/news.pl?id= ГЭС изменили популяции рыбы в Волге. – (Дата обращения ) bin/news.pl?id= Фотожурнал loveopium. [Электронный ресурс] – Режим доступа shushenskaya-ges.html - Саяно-Шуженская ГЭС - грандиозное сооружение. – (Дата обращения ) shushenskaya-ges.html 13. Энциклопедии и словари. [Электронный ресурс] – Режим доступа - Приток. – (Дата обращения ) й блог. [Электронный ресурс] – Режим доступа - Реки мира - самые, самые. – (Дата обращения ) 15. eurasianet.org [Электронный ресурс] – Режим доступа - Таяние ледников представляет угрозу для будущего окружающей среды и энергетики Центральной Азии – (Дата обращения ) 16. world fish [Электронный ресурс] – Режим доступа nizhnyaya.php - Великая русская река Волга – (Дата обращения ) nizhnyaya.php