Социализм. Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма. Марксисты понимают под социализмом общество без частной собственности,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие обществознания в Новое время.. Теория общественного договора Часть прав государство, чтобы остальные сох- ранить за собой Общественный договор.
Advertisements

Либералы, консерваторы и социалисты.. Причины появления новых идейно- политических течений: Развитие индустриального общества; Старые проблемы и новые,
Для учений социалистического толка характерно отрицание: института частной собственности; материальной заинтересованности и экономической свободы индивидов;
Рождение современных идеологий Урок истории в 10 классе. Преподаватель : Каплевская С.В.
Общественно- политические течения XIX века. Консерватизм учение, возникшее в XVIII веке, стремившееся обосновать необходимость сохранения старого порядка.
Это система взглядов определенной социальной группы на устройство и развитие общества.
ТЕМА 1. C УЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Кафедра: «Экономика » Предмет: экономика социальной сферы Лектор: ст.преп. Керимова Т.Г.
Политическое развитие в начале XX века. Домашняя работа: Параграф 2 Вопросы 4 письменно Понятия выучить.
Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
МОУ «Двинская средняя общеобразовательная школа» Обществознание 11 кл. П.8 «Взгляды на общество в индустриальную эпоху» Ан.Н. Тимотыш 2006.
Обществоведение 10 класс. Понятие политики Политическая система: понятие, типы, функции Носители политической власти в обществе Политическая идеология.
Социализм (от лат. socialis «общественный») 1) доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство 2) общественный строй,
Либерализм и консерватизм – две главные идеологии современности Выполнил(а).
Жан-Шарль-Леонар Симон де Сисмонди (1773 – 1842) Автор работы Джабар Пасон Группа ЭЭ-303.
Социальная структура и стратификация общества. Социальная мобильность Лекция 4.
МАРКСИСТКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ВЛАСТИ КЕНДЕРОВ Р
Вклад Маркса в развитие социологии Камиль Раджабов Дмитрий Хмыров } 3 МО 9 гр.
Тема урока: « Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство?» © Комплексуроков Р.Ф.
LOGO Социальная и экосоциальная рыночная экономика.
Транксрипт:

Социализм.

Марксизм-ленинизм рассматривает социализм как первую фазу коммунизма. Марксисты понимают под социализмом общество без частной собственности, без классов, и без государства. Можно также сказать, что социализм это социальная система, сознательно построенная и сознательно управляемая рабочим классом, в основе которой лежат общественная собственность на средства производства и демократическое планирование экономики.

Социализм можно рассматривать как политическую идеологию, выдвигающую в качестве цели и идеала установление общества, в котором: отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются социальное равенство и справедливость. А уничтожение частной собственности лишь способ достижения поставленных целей.

У истоков социалистической мысли лежит гуманистическая установка европейской культуры. Первые зачатки теорий социализма принято отмечать уже у ранних социалистов-утопистов Томаса Мора( ) и Томмазо Кампанеллы( ). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения, царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив.

Движение общества к социализму предполагает отмирание классов, а значит и постепенную замену государства неиерархической системой общественного самоуправления. Ж.Ж. Руссо и Л. Фейербах Частная собственность – источник всех человеческих пороков

На сегодняшний момент в социализме существует два основных направления: анархизм и марксизм.

По сравнению с консерватизмом и либерализмом в социализме содержится более позитивная и оптимистическая оценка человеческой природы. Эта оценка исходит из идеи о том, что моральная ценность каждого индивида одна и та же.

Социалисты уже давно обращают внимание на практическую возможность решения таких проблем. При современно капитализме экономические неравенства настолько велики, что для их устранения не требуется подробный разбор конкурирующих потребностей. Например в США и Великобритании 10% населения располагают 90% всех доходов. Нарастает контраст между богатыми и бедными странами. Почти 70% населения мира находятся постоянной нищете. Такое положение вещей противоречит самой идеи ценности и достоинства человека.

Возможность встать над производством образуется благодаря исчезновению рынка, человек получает возможность избавиться от постоянной озабоченности материальной стороной жизни. Исчезает «болезнь» капитализма товарный фетишизм; Возможность активно участвовать в производстве всему обществу, участие в распределении продуктов своего труда противопоставляется «обезличенному» потреблению; Ликвидация неравенства путем ликвидации иерархизированности капиталистического общества (И. Месарош). Возможность сознательно творить свою историю противопоставляется слепой подчиненности обстоятельствам. Люди совместно творят свою историю, и индивидуальность нисколько не страдает, а даже наоборот, выигрывает, когда люди совместно движутся к какой-то цели.

Социалисты всегда критиковали капитализм за расточительство и неэффективность. Сегодня эта критика усилилась, поскольку международная экономическая система переживает кризис. Который увеличивает число человеческих трагедий обусловленных массовой безработицей и экономической нестабильностью. Целые государства ввергаются в пучину социальных бедствий вследствие финансовых решений. Они принимаются небольшими группами людей, находящимися к тому же на расстоянии.

Отношение социалистов к государству

Марксисты и радикальные либералы рассматривают государство как источник и аппарат насилия. В то же время нельзя отрицать тот факт что система капиталистической экономики обладает огромной властью над жизнью и поведением индивидов. Эта власть осуществляется при поддержке государства. Оно создает и воплощает в жизнь законы, защищающие институты собственности и договора. А богатство, в свою очередь дает возможность громадного политического влияния.

Наряду с равенством социалисты отстаивают приоритет сотрудничества над соперничеством. Причем сотрудничество должно базироваться на свободном моральном выборе, а не на экономическом или физическом принуждении. Это требование связано с верой в потенциальною доброту людей. Есть еще одна ценность социализма – братство. Тауни считал братство основной ценностью и называл ее «общностью», под которой подразумевалось о добровольно взятом на себя обязательстве взаимной заботы.

Критика социализма Уже в 20 в. образец критики идей социализма предоставил Л. Ф. Мизес в своём труде «Социализм» Последователем Мизеса стал Фридрих Хайек

Среди элементов критики социализма можно выделить следующие: Внешнее подавление свободы личности, принуждение к определенному виду деятельности, определенным товарам, которые надлежит покупать; Негибкость, неэффективность планирования, невозможность эффективно распределять ограниченные ресурсы и удовлетворять потребности общества; Дискриминация (государство решает, как распределять ресурсы, самостоятельно выдвигая критерии справедливости), что порождает систему привилегий. Кроме того, критикуется попытка сознательного создания общественного строя, его «проектирования», в отличие от эволюционизма, пути, по которому возникали все типы общественного устройства.

В настоящее время к социалистическим странам (с марксистской точки зрения) можно отнести лишь КНДР и Кубу. В КНР, Вьетнаме и Лаосе у власти продолжают находиться коммунистические партии, однако в экономике преобладает частная собственность на средства производства.