МБОУ Загатуйская СОШ Проект Тема: Подготовила: Шарланова Е.Б. Учитель биологии и географии 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Моя малая родина Долгое. Милая родина, край чернозёмный… Рощи, поля и леса, Белые горы, степные просторы Взглядом окину – краса! Долгое славное, край.
Advertisements

Собственные имена как исторический источник. 1. Предмет и задачи исторической ономастики. 2. Историческая топонимика. 3. Этнонимика. 4. Историческая антропонимика.
«Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий. Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства.
«Как появились названия на карте Омской области» Выполнила: Бобрикова Елена Артемовна 2 «А» класс МОУ «Гимназия 88» Руководитель: Курносенко Виктория Ивановна.
МОУ «Байдарская основная общеобразовательная школа» Автор: Михайлов В.В. Научный руководитель: Михайлов В.Т год.
Исследовательская работа по топонимике. Руководитель : Мурзайкина Г. И. Работу выполнила : ученица 8 класса Спирина Ксения.
Министерство образования Иркутской области Осинское МУО МО «Осинский район» МБОУ «Улейская СОШ» Проект «Экологические традиции бурят и тенденции их развития.
Беляева Л.Е, учитель истории МОУ Мышкинская СОШ. 2011г.
Сиби́рь обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока Тихим океаном, с севера Северным.
Карта Сибири. . В Сибири жило немало племен, но численность населения была невысокой. Там были суровые климатические условия и поэтому мешали освоению.
«Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». М. Горький МБОУ Усть-Таркская СОШ С. Усть-Тарка, Новосибирской области. Работу выполнили ученицы 8 «Б» класса.
Целью нашей работы является изучения изменения топонимов как свидетельств фактов жизни и быта различных народов и культур на территории современной ЕАО.
МОЯ РОДИНАЯ, ГАПЕЕВ ЕГОР, РОДИЛСЯ И ЖИВУ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ.
Урок 2 ИМЯ ДОМА ТВОЕГО. Наша земля может рассказать нам невероятно много «Странная мысль, - заключит кто-то, - очередное красивое выражение, которых мы.
ГОРОД МОНЧЕГОРСК Родина моя ученицы 2 класса А МБОУ СОШ школы 14 Шелыгиной Арины.
Учитель МОУ СОШ 15 Струговщикова И.А.. Угадай город.
Мой любимый город Пушкино Подготовил С.В. Сидельников Город Пушкино – это моя жизнь: река-Серебрянка, мосты, леса, и поля!
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ( ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ) «М ОЙ ЛЮБИМЫЙ УГОЛОК РОДНОГО КРАЯ » «Тобой, Джарлинский, любуюсь, горжусь» Авторы: ученики 1,
Хорошево- Мневники Ученицы 11 класса «Б» Камалетдиновой Дарьи.
Курыканы Курыканы – народ тюркского происхождения. Самый многочисленный народ Приангарья в VI-XI веках Согласно сохранившимся письменным источникам, земли.
Транксрипт:

МБОУ Загатуйская СОШ Проект Тема: Подготовила: Шарланова Е.Б. Учитель биологии и географии 2012 г

« Топонимика – это язык земли, а земля есть книга, где история человечества записана в географической номенклатуре ». Н. И. Надеждин

Топонимика – раздел ономастики, изучающий географические названия. Ономастика – раздел языкознания,изучающий собственные имена: географические названия, имена людей,клички животных, названия планет, звезд и т.д. Топоним (географическое название) – название любого географического объекта: океана, материка, города, страны,села, реки, оврага, поляны и т.д. Разновидности топонимов: гидроним, ойконим, хороним, микротопоним и т.д. Ороним – собственное название любого объекта орографии: хребта, горы, холма, долины, ущелья, оврага и т.д.

Гидроним – собственное название любого объекта гидрографии: моря, реки, озера, колодца, водохранилища, канала и т.д. Микротопоним – географическое название, относящееся к небольшому по размерам и значению объекту (поле,покос, урочище, родник и т.п.) и имеющее ограниченную известность среди узкого круга местных жителей. Народный географический термин – слово, определяющее характер объекта, - его род (гора, лес и т.д) или вид (голец, белок, сопка, полонина,кучера и др., бор,роща,гай,дубрава,елец и др.). НГТ активно участвует в образовании географических названий. Ойконим – собственное название любого поселения города, поселка городского типа, рабочего или дачного поселка, села деревни, отдельного двора и т.п.

В наши дни географические названия являются предметом изучения специальной науки топонимики, которая обеспечивает правильный, объективный подход к их происхождению и смысловому значению. Топонимика возникла в России довольно давно первые научные топонимические исследования появились еще в начале прошлого века, но бурное развитие она получила лишь за последние 2530 лет. За эти годы издано множество разнообразной топонимической литературы, топонимику стали изучать в институтах и университетах, в научных учреждениях появились топонимические подразделения, а слово «топонимика» стало известно широкому кругу читателей и даже школьникам.

Значение топонимики как науки не ограничивается объяснением смыслового содержания названий. Это ее очень важная задача, но далеко не единственная. Результаты топонимических исследований находят широчайшее применение в языкознании, географии, истории. Географические названия прежде всего являются словами языка, поэтому входят в сферу интересов языкознания. Названия относятся к географическим объектам и зачастую содержат четкую их характеристику, отражая географические особенности местности, поэтому они представляют интерес и для географов. Названия после своего возникновения живут веками и даже тысячелетиями, многие из них характеризуют не современные географические условия, а те, что существовали в прошлом. Кроме того, названия социальны их дают представители тех или иных слоев населения в определенных исторических условиях. Поэтому изучение географических названий особенно важно в интересах истории.

На юге Баяндаевского района раскинулась живописная Курумчинская долина. Здесь найдены памятники древней культуры, названной Курумчинской. Носителями ее были тюркоязычные племена курыкан, жившие в VI-XX вв в Прибайкалье. Происхождение Курумчинского рода, его история – одна из увлекательнейших страниц становления бурятского этноса, но вместе с тем, во многом неизведанное и ожидающая своих исследователей. Устные народные предания относят к числу джунгарских и курумчинских родов. Сохранившиеся предания повествуют о приходе верховья Лены четырех сыновей Курамши, реального исторического лица, военноначальника, жившего XVI в. Однако и здесь, в Прибайкалье, курумчины столкнулись с новой опасностью. С середины XVII века сюда стали проникать отряды русских казаков. Исход боевых действий, развернувшихся в долинах рек Лены и Куды был заранее предрешен. В родовых преданиях курумчинцев упоминается приход в Прибайкалье бородатых войнов, «от кашля», которых умирали бурятские батоны (речь, видимо, идет о применении огнестрельного оружия).

Осевшие в Забайкалье курумчинцы расселились в районах Иволги и Баргузина. Большинство курумчинцев обрело свою родину в Прибайкалье. Родовое предание курумчинцев, записанные со слов Батюра Баслова и других включающих не более десяти поколений. И если отводить на каждые 30 лет в среднем, то время прихода сыновей Хурамши можно отнести к началу первой четверти 17 века. Ближайшее потомство Хурамши дало начало улусам Хиней, Хатар, Хадай. Сохранившие об этом предания во многом не совпадают, а нередко содержат противоречивую информацию, достоверность которой вряд ли может быть оспорена,равным образом, подтверждена. Батюр Баслов, например, сообщая в 10, 13 году, что реально существовавшие лица Хиней и Хадай дали начало соответствующим улусам. И положили начало Хурумчинскому (или Курумчинскому) роду. Согласно же другой версии, слово «Харамша» означает «приезжий», и эти приезжие человек 20, прибыли откуда-то с Западного Алтая и поселились вдоль реки Мурин в улусах Хадай, Хиней, Шохтой, Тамара и в др. Долина же где расположились улусы, стали называться Курумчинский. Другая версия гласит о том, что Хурамша жил в Джунгарии в XVIв, местности расположенной между Тянь-Шанем и Алтаем. Потом 4 его сыновья переселились в Восточную Сибирь и образовали улусы Хатар,Хадай, Хиней и др. положили начало Курумчинскому роду.

Карта Хурамши хэнгэ Хурамша Тугэлсэр Хиней махал Халха Хэшид Агхан БэсэдэгТомпо ХулханХамарю ХатарханБатан Эмэ ногой Абай Галай Хурамша имел 4 сыновей Уехала в Забайкалье Мармархан-жена Тугэлсэра по одной Из версий дочь Бубая,по другой Батлая. 1-я версия вернее,потому Что покровительница «Бубайн тоодэй» 5 сыновей: Танха,Питуун, Баатуу, Бирдаган,Балхан. Потомки живут в Кабанском р - не в Хандале, Корсаково, Бур улусе - Ранжурово Потомки В улусе Хадай Потомки в с. Хиней Образовала с. Хатар в Муринской долине Выхо дила замуж Ве рн ул ас ь домой Улус Хиней Потомки живут в улусе Хиней,Шохтой, Хатар, Хадай,Хандабай В Муринской долине Иркутской области

У Хинея было 10 детей: 9 сыновей и 1 дочь Хатархан, которая вернувшись после неудачного замужества к своим родственникам, образовала со своим потомством улус Хатар в Муринской долине. По другой легенде, в улусе Тамара жила девушка по имени Катя, или по-бурятски - Хати. У Кати не было мужа,но она забеременела. В те далекие времена женщины не имели права рожать детей без мужа, и Хати выгнали из деревни. Беременная девушка поселилась одна, вдалеке от Тамары. У нее родился ребенок. Так и образовался Хатар, имя которого дала Хати. По другим версиям (Бажиной Бураевой – 1937 г), где нет упоминаний о прародителей Хадая, утверждается, что начало данному улусу дали потомки второго сына Хинея по имени Бэсэгэд. Хатар-Хадай слово «Хатар» означает «Рысь», рысить и «Хада»-гора. Дословно – гора, где рысили, но возможно, что первое слово «Хатар» представляет собой искаженное слово, «Хатка» - сохнуть,высыхать, тогда сочетание означало бы сухая гора.

Наряду с курумчинцами, в долине Мурина осели выходцы из иных родов и родовых групп. Улус Ныгей образован потомками брака дочери выходца из Монголии Хан Киргиза и дархатца. Сын их получив имя Хэнэгей, впоследствии выделился из улуса Дархат и основал на Мурине отдельный Нэхэгеевский улус (Ныгей). Само слово «Ныгей» означает «Один». Легенда появления Ныгея такова:приехал как-то в Курумчинскую долину Киргиз и решил там Остаться. Поселился один, соседи – буряты назвали его местожительство – Ныгей. До самой середины XXв ныгейулцы вообще не общались с катар-хадайцами, даже детей водили учить в другие улусы. Хотя школа в Хатар-Хадае была горазда ближе (учились в Хинее). В Ныгее и сейчас живут потомки того самого Киргиза и все в этой деревне не так как у соседей – кухня и та другая: лепешки на кислом молоке делают и жарят на масле.

В предании записанном в 1937 году со слов Михаила Орбодоева раскрывается родовая принадлежность хандабайского улуса. Хандабай – предположительно образовался от двух бурятских слов «Хан», что мало вероятно, вернее слово «Хуhан» - береза, и «Дабан» - подъем, что означает подъем заросшей березняком. Выходец из абзаевского рода Хандабай Орбодоев, женившись на русской женщине и приняв православие, осел в районе реки Мурин. Его потомки и образовали улус Хандабайский. По утверждению старожилов произошло это сравнительно недавно, 4-5 поколений назад.

В 1600 г на месте нынешнего Загатуя ничего не было. Вот уже несколько столетий величаво и спокойно несет свои воды река Мурин. Народная легенда гласит, что в начале XVIIIв наш край был диким и безлюдным. Кругом лес и болото. И тогда, в то время его облюбовал для своего кочевого племени Борхон Хаданов, много лет, скитавшийся по Байкалу и Ангаре. Улус назвали тогда Загатуй, что означает от бурятского слова «Загаhан», т.е. «рыба», «загаhатай» (рыбный). И, действительно, Загатуй расположился на берегу реки Мурин (в речке было много рыбы), и в то же Время на близком расстоянии от Байкала. На правом берегу реки Загатуйка в местности Шодой временно жили две семьи русских братьев Филиппа и Савелия, а также там жили несколько семей бурят. Примечательно то, что Загатуйский улус существует с давних пор, относится к Ользоновскому роду, основан он еще в конце XVIIIв. Первыми основателями Загатуя были пришлые из разных эхиритских улусов: Гаханы – Хааковы, Тыкшеевы;Шодоя-Зандыновы; Байтога-Алексеевы,Шапкины. Рядом с Загатуем основалось селение Ахургай, где жили пришлые со степей Баянгазуя-Бахаевы, Хажеевы, Булгатовы, Богомоловы, Хантаевы, Ханхуновы, Малановы.

Хадан в переводе с бурятского «гора, горная местность», основали также пришлые с Качугского района-Халапхановы, Убодоевы, Инхиреевы. И эти первые жители занимались скотоводством, охотой, земледелием. Сеяли рожь, разводили коров, лошадей,коз и овец. Зимой в Загатуе (за речкой) было очень тепло,поэтому люди зимовали там же. Где-то в гг загатуйцы переехали на летние места, т.к. появился впервые свет. Свет давали через локомотив, т.е. подобие бочки, которую топили горючим и таким образом подавался свет. В 1918 г решением земских гласных Эхирит-Булагатской аймачной земской управы, Загатуйский улус был присоединен к ользоновскому хошуну, организованному скорее как административная, нежели родовая единица. Избирается улусный старшина Загатуя Хошмок Хуршинов (1876), который ведал текущими вопросами, обеспечивая деятельность родовых управлений, рассматривал жалобы и заявления. Символами власти родовых старост были именные серебряные пояса личные печати, печатями обладали и улусные старшины. Основателем деревни является Борхон Хаданов. Буряты построили ему восьмистенную юрту. Он жениля на одной из дочерей братьев Шубуухай -Хана из улуса Загалмай ольхонского р-на. По инициативе Хаданова были построены три мельницы:Верхняя,Средняя,Нижняя. Головная мельница находилась выше По течению и принадлежала улусам Курумчинской долины:Хиней,Ныгей, Хатар-Хадай. Средняя:улусам 1-й Бахай, 2-й Бахай, Бохолдой. Нижней мельницей владели жители русской деревни - Ользоны.

Народ сложил про загатуйские мельницы песни, восхваляя их и восхищаясь гостеприимством загатуйских невесток – хозяек, котрые всегда хлебосольно встречали близких и дальних гостей – помольщиков. Местность,находящаяся под Загатуем,раньше была занята сплошным лиственным лесом. Под горой Хита, протекал ручей, который назывался молочным, т.к. вода в нем была молочного цвета. Этот ручей впадал в Загатуйку,в данное время ручья нет. В 1921 г исполком Бурятской автономной области принимает решение построить аймачный центр посередине территории Эхирит-Булагатского аймака,в версте от улуса Загатуй. Сюда свозили дома кулаков, репрессированных за поддержку Колчака. Аймачный городок, или, как его называют сокращенно,Ай-городок, к осени 1922 г застраивается полностью. Уже было намечанно, в каких домах должны разместиться те или иные отделы аймачного комитета. Самым первым советским учреждением, начавшим работу в Ай-городке явилась школа десятилетка. Банде Загорского не нравились эти веяния новой жизни, злоба распирает их. С наступлением ночи бандиты с диким воем, пронзительным свистом, размахивая горящими смоляными факелами,стреляя из винтовок, вырывается из загатуйского леса и окружают Ай-городок. Дома выстроенные из сухих лиственничных и сосновых бревен полыхают, как жир в огне. И вскоре огромное, полыхающее зарево освещает окрестности Загатуя. Улус Загатуй остается целым лишь благодаря тому, что ветер относил пламя на восток,в сторону тайги.

Имя – с. Загатуй МО «Курумчинский» Год рождения – XVII век Место рождения –Иркутская область, Баяндаевский район. Край богатый растительным и животным миром, плодородными землями, бескрайними просторами степей, и, конечно же, знатными людьми. Национальность – многонациональна Профессия – разные Состав семьи – 1780 взрослых и детей. Особые приметы – типичное сибирское, бурятское гостеприимное село. Место прописки – 120 км. от г. Иркутска, по федеральной трассе Иркутск – Качуг.

Загатуй – село старинное и в тоже время молодое. Многочисленные новостройки в 80-е годы одна за другой, краше преобразили деревню, как бы сбросили с нее лишние годы. Загатуй раскинулся на невысоком холме и на самых видных местах расположилась администрация МО «Курумчинский», средняя школа, дом досуга, библиотека, детский сад, врачебная амбулатория. Они словно поднимают село, делают его выше. Всюду здесь красиво, все в многоцветье красок, все радует глаз. В центре села разместился стадион с трибунами, футбольным полем, спортивными площадками. На стадионе расположился обелиск, в память односельчанам, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. На территории школы воздвигнут памятник Андрею Урупхеевичу Модогоеву - славному сыну бурятского народа, нашему земляку, чье имя носит наша школа. На территории школы воздвигнут памятник Андрею Урупхеевичу Модогоеву - славному сыну бурятского народа, нашему земляку, чье имя носит наша школа.

Основатель улуса Загатуй – Борхон Хаданов 1919 г. – по дороге из Качуга в Иркутск остановился отряд Каландаришвили г. – погиб первый учитель А.П. Похоев г. – начало строительства Аймачного центра г. – полностью построен Ай-городок г. – Ай-городок сожжен бандой Загорского г. – появляется первая комсомольская ячейка в селе г. – образуются избы – читальни и клуб г. – организовано ТОЗ г. – артель им. В.И. Ленина г. – преобразование артели в коммуну «Красный Загатуй» г. (первая пол. апреля) – образован колхоз «Красный Загатуй». Председателем избран А. Бутунаев г. – построена школа гг. – строительство Загатуйского государственного маслозавода 1940 г. – колхоз «Уральский рабочий» г. – образован новый совхоз «Загатуйский»

МОУ Загатуйская СОШ им. А.У.Модогоева Детский сад Памятник А.У.Модогоеву

Микротопонимы: Спортивный лагерь, (расп-н на месте Ай-города) «Хита» Роща «Сэбруу» Поле под Хитой,где протекал «Молочный ручей».

ГИДРОНИМЫ: Река Мурин (гол,мурэн) Излучина реки Мурин По долине Курумчина Путь на запад устремив, Серебристой змейкой чинно Заструился между ив. Струй поток порой отчаян, Ни на миг не дремлет, нет… Наша речка – дар природы, Капилляр родной земли… Питьевые ее воды: «Муринские» - нарекли.

Улус I - Бахай Б ахай был сыном Баендая Шалшаева. Сына его звали Дайнша. У Дайнши было четыре сына: Илюха, Отогшо, Моло, Муньха. Б ахай был сыном Баендая Шалшаева. Сына его звали Дайнша. У Дайнши было четыре сына: Илюха, Отогшо, Моло, Муньха. Бахай прежде жил в местности Онгон Yшэhэн, недалеко от Хогот. Бахай прежде жил в местности Онгон Yшэhэн, недалеко от Хогот. Потом переехал на место нынешнего улуса I Бахай. Потом переехал на место нынешнего улуса I Бахай. Место здесь было богатое, пастбища обширные, травы много. Место здесь было богатое, пастбища обширные, травы много. Это было около 300 лет тому назад. Это было около 300 лет тому назад.

Улус Бахай Начальная школа мост Речка Каменка. Вид на гору Аталган Улица Муринская

Микротопонимы Боржонто – священное место. Боржонто – священное место. Баянгаза – зимники д. Баянгазуй Эхирит – Булагатского района Баянгаза – зимники д. Баянгазуй Эхирит – Булагатского района Шодой – зимники д. Шодой Эхирит – Булагатского района Шодой – зимники д. Шодой Эхирит – Булагатского района Сагаалайн булаг – родники, которые находились в светлой берёзовой роще. Сагаалайн булаг – родники, которые находились в светлой берёзовой роще. Мэрэг – местность, названная по имени старейшины рода. Мэрэг – местность, названная по имени старейшины рода. Тухэреэн арал-островок в ельнике. Тухэреэн арал-островок в ельнике. Тээрмын гол-река,где работали загатуйские мельницы. Тээрмын гол-река,где работали загатуйские мельницы. Шандагата- «заячье урочище», Шандагата- «заячье урочище», место захоронения местных шаманов. Эртэ харлааша-место на горе Аталган,где бывает ранний сход снега.

. Хиитэ – священное урочище, где почитают «Хиитын тоодэй» Худоо ялга – место, где раньше жил один из Бахайских родов. Хара булаг – бывшее кладбище. Хартагтай – гористая местность по названию речки Хиитэ – священное урочище, где почитают «Хиитын тоодэй» Шандагата- «заячье урочище», место захоронения местных шаманов. Эртэ харлааша-место на горе Аталган,где бывает ранний сход снега.. Хиитэ – священное урочище, где почитают «Хиитын тоодэй» Худоо ялга – место, где раньше жил один из Бахайских родов. Хара булаг – бывшее кладбище. Хартагтай – гористая местность по названию речки Хиитэ – священное урочище, где почитают «Хиитын тоодэй» Шандагата- «заячье урочище», место захоронения местных шаманов. Эртэ харлааша-место на горе Аталган,где бывает ранний сход снега.

Оронимы Гора «Хита» Гора «Аталган» Вид на гору «Загатын толгой».

Широка страна моя родная Много в ней лесов, полей и рек Но историю родного края Должен знать каждый человек