Типы уроков 1. Уроки открытия нового знания (УОНЗ) 2. Уроки рефлексии (УР) 3. Уроки общеметодологической направленности (УОМН) 4.Уроки развивающего контроля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логика урока открытия нового знания (ОНЗ). ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ.
Advertisements

Типология уроков деятельностной направленности. Основные цели: 1.Познакомить с типологией уроков деятельностной направленности 2.Познакомить с логикой.
1. ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Формирование регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных УУД на уроке ОНЗ в технологии деятельностного метода обучения.
КЛАССИФИКАЦИЯ УРОКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС. В условиях введения ФГОС выделяют 6 типов уроков: 1. Урок «открытия» нового знания; 2. Урок комплексного.
А. Дистервег «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Системно-деятелностный подход – методологическая основа стандартов второго.
Модель урока деятельностной направленности. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Урок открытия нового знания (ОНЗ).. 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (2–3 мин) 1) актуализируются требования к ученику со стороны.
Структура урока открытия нового знания в рамках системно - деятельностного подхода.
Практическое занятие «Эвристическая образовательная модель как средство достижения метапредметных результатов».
1. Урок открытия нового знания 2. Урок рефлексии 3. Урок построения системы знаний 4. Урок развивающего контроля.
Зиганшина С. В., учитель начальных классов, МБОУ « НОШ 5» Урок ОНЗ.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Дидактическая система деятельностного метода обучения.
Деятельностный подход в организации образовательного процесса Автор презентации Игнатьева А.С.
Педагогические требования технологичности урока ОНЗ Москва, 2008 г. Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Самостоятельная работа семинар Технология деятельностного метода «Школа » (ТДМ) 1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Осипченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32 Грачёва Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ-НОШ 32.
Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Центр системно-деятельностной педагогики «Школа » 2013.
1. Мотивирование к учебной деятельности. 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. 3. Выявление места и причины.
Транксрипт:

Типы уроков 1. Уроки открытия нового знания (УОНЗ) 2. Уроки рефлексии (УР) 3. Уроки общеметодологической направленности (УОМН) 4. Уроки развивающего контроля (УРК) 1. Уроки открытия нового знания (УОНЗ) 2. Уроки рефлексии (УР) 3. Уроки общеметодологической направленности (УОМН) 4. Уроки развивающего контроля (УРК)

Урок открытия новых знаний Разработчик : Хардина Г. А. МАУ ДПО « ЦНМО » 2014 г.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ 1) 2) УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Два шага

1. Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин) Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне 1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности) 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство УД. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к УД, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны УД («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) УУД, выполняемые учащимися при включении их в учебную деятельность

Пример Прочтите пословицу. ( Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.) Объясните ее смысл. (…) Что нужно делать, если хочешь получить новые знания ? ( Трудиться, работать самому.)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин) Цель этапа: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1. Актуализация необходимых ЗУН 3. Пробное учебное действие 4. Фиксация затруднения Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат. 2. Обобщение ЗУН

Проблемные ситуации « с удивлением » Прием 1: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Прием 2: учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. « с затруднением » Прием 1: учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не получается, вызывая у школьников затруднение. Прием 2: учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, то есть задание, не похожее на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания (актуализация изученных способов действий мыслительных операций), выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия (П); - осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); - извлечение необходимой информации из текстов (П); - использование знаково-символических средств (П); - структурирование знаний (П); - построение логической цепи рассуждений (П); - постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем (Р); - формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); - волевая саморегуляция (Р).

3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин) Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина)

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учащиеся : 1) восстанавливают свои действия и выявляют место – шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом и фиксируют причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. - волевая саморегуляция (Р); - синтез, сравнение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - постановка и формулирование проблемы (П); -формулирование и аргументация своего мнения; - учет разных мнений (К);

4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин) Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания.

План построения нового знания 1. Воспользоваться выбранным средством. 2. Построить новый способ. 3. Проверить правильность полученного результата.

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); - постановка познавательной цели (П); - планирование, прогнозирование (Р); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К)

5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин) Цель этапа: построение и фиксация нового знания. 1. Реализация построенного проекта. (Использование парной или групповой форм работы) 2. Фиксация нового знания в речи и знаково. (эталон) Эталон - знаковая фиксация способа действия

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Реализация построенного проекта На данном этапе учащиеся : на основе выбранного метода выдвигают и обосновывают гипотезы; при построении нового знания используют предметные действия с моделями, схемами и т.д.; применяют новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. познавательная инициатива (Р); выдвижение гипотез и их обоснование (П); поиск необходимой информации из текстов (П); использование знаково символических средств (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); установление причинно следственных связей (П); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин) 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи На данном этапе учащиеся : решают (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. использование знаково символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин) Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. 1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону На данном этапе: организуется самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организуется самопроверка учащимися своих решений по эталону; создается (по возможности) ситуация успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляется возможность выявления причин ошибок и их исправления. -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); - использование знаково символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем 8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин) Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Включение в систему знаний и повторение На данном этапе необходимо: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; довести его до уровня автоматизированного навыка; при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); моделирование, преобразование модели (П); использование знаково символических средств (П); установление причинноследственных связей (П); выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин) Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. 1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание

Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ Перечень УУД, выполняемых учащимися на данных этапах Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности На данном этапе : организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);

1)Я понял, как вычитать двузначные числа с переходом через разряд новым способом. 2) Я не допустил ошибок в самостоятельной работе. 3) Я допустил ошибки в самостоятельной работе (перечислить эти ошибки). 4) Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если были). 5) Сегодня я учился самостоятельно учиться. 6) Я достиг поставленной цели урока. 7) Я доволен своей работой на уроке. 8) У меня остались затруднения… Пример карточки для проведения этапа рефлексии деятельности на уроке

Назовите два основных шага учебной деятельности на уроке ОНЗ.

Заметки на полях Основные структурные элементы урока ОНЗ : 1. Новое знание, которое открывают для себя ученики : ученик учится сам и выполняет при этом 2 основных этапа ( шага ) учебной деятельности : « что я не знаю » и « сам найду способ ». 2. Пробное действие – ответить на вопрос : « Что я знаю и что не знаю ?» 3. Фиксация затруднения : « Я не могу …» 4. Фиксация причины затруднения : « Я не знаю …» 5. Цель деятельности учащегося : « Узнать …» 6. Фиксация нового знания обязательно происходит двумя способами : 1) в речи ; 2) с помощью зрительного образа – эталона (2 этапа учебной деятельности ).

системная реализация деятельностных целей образования ; системная реализация деятельностных целей образования ; Принципиальное отличие уроков деятельностной направленности от традиционных уроков: ученик является субъектом учебной деятельности.

Су Дун По ( средневековый китайский поэт ) «Взгляни горе в лицо тупа вершина, А сбоку погляди она остра. Иди навстречу и гора все выше, Иди назад и ниже все гора... О нет, она свой облик не меняет, Гора одна и та же в этом суть. А превращенья от того зависят, с какого места на нее взглянуть».