Утопия и антиутопия Отражение антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дмитрий Глуховский Фантастическая антиутопия – притча «Метро 2033» Подготовила Камардина Ирина Сергеевна, Учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ.
Advertisements

Научное общество учащихся Рыбина Светлана МБОУ СОШ 174 Антиутопия в произведении Дж. Оруэлла «1984»
Джордж Оруэлл гг. Эрик Артур Блэр Псевдоним- Джордж Оруэлл Родился 25 июня 1903г в индийской деревне.
Джордж Оруэлл «1984». Джордж Оруэлл гг. (Настоящее имя Эрик Артур Блэр) Британский писатель и публицист. Наиболее известен как автор культового.
Творческий проект по литературе «Сон о будущем». Что такое будущее? Что ждет нас там, за какой-то непонятной и в то же время точно и навсегда определенной.
Тема урока: «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы», показ судьбы личности в тоталитарном государстве»
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА Выполнил: Иванов Дьулусхан РБ-29.
РЭЙ БРЭДБЕРИ ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя Дуглас он получил в честь.
Математические символы в романе Евгения Замятина «Мы» «Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а.
Даниель Дефо ( ). Даниель Дефо́ английский писатель и публицист. Известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых.
Западная цивилизация. Средние века (Средневековье) исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Принято так же выделять.
Культура Древнего Рима Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного.
Эпоха возрождения Выполнил: Шахнович Егор. Литература Литература эпохи Возрождения - крупное направление в литературе, составная часть всей культуры эпохи.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
БИОГРАФИЯ БУНИНА Подготовил ученик 7 « А » класса Егоров Владимир.
...ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ НИКОГДА НЕ ПОХОЖ НА ДЕНЬ МИНУВШИЙ, ДА И ПРОШЛОЕ ИЗ ЖИЗНИ НЕ ВЫЧЕРКНЕШЬ. ОНО ЖИВЁТ В КАЖДОМ ДО ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ ЕГО, И ТАК ИЛИ ИНАЧЕ.
Выполнил: Ученик 10б Егоров Иван.. Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?» был написан в 1863 году. Чернышевский был настоящим борцом за счастье народа.
Европа и мир в начале Нового времени. Всем умникам и умницам.
Личность и государство в романе Е.Замятина «Мы» Автор: Кучмина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п.Духовницкое»
Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
Транксрипт:

Утопия и антиутопия Отражение антиутопии в романе Е. Замятина «Мы»

Утопия Утопия – нечто фантастическое, несбыточная, неосуществимая мечта (по названию романа английского писателя XVI века Т. Мора, описавшего воображаемый идеальный общественный строй будущего). Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., – С. 732.

Утопии и действительность «Утопия есть слово греческое: «у» по-гречески значит «не», «топос» - место. Утопия – место, которого нет, фантазия, вымысел, сказка. Утопия в политике есть такого рода пожелание, которое осуществить никак нельзя, ни теперь, ни впоследствии, - пожелание, которое не опирается на общественные силы и которое не подкрепляется ростом, развитием политических, классовых сил». Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – Т С. 117.

Европейские утопии XVI-XVII вв. Утопия – понятие ёмкое; в утопиях выражаются различные и даже противоположные общественные идеалы и устремления: либеральные и революционные, реакционные и прогрессивные, уводящие от действительности и связанные с решением её «проклятых вопросов». Фантастичность предполагает колоссальный спектр возможностей. Если Мор и Кампанелла, а вслед за ними и Дени Верас Д'Алле были зачинателями утопического социализма и коммунизма, то Бэкон является убеждённым противником народовластия и идеализирует безграничную мощь науки, творимой аристократией духа.Мор КампанеллаБэкон

Томас Мор (1478 – 1535) Основатель утопического социализма Томас Мор открыл эпоху Возрождения в Англии и стал зачинателем новой английской прозы. Выходец из семьи потомственных юристов, он сделал невиданную политическую карьеру от члена парламента до лорда-канцлера Англии (1529 г.). Обвинён в государственной измене и осуждён Генрихом VIII на мучительную казнь. «Утопия», написанная на латинском языке, вышла в 1516 году в Лувене. Интернациональный характер латыни обеспечил распространение её идей среди образованных современников. Назад

«Утопия» «Утопия» – книга, в которой впервые сформулирован ряд положений, характерных для утопического социализма. Литературная форма «Утопии» - рассказ о путешествии в неведомую страну. Книга состоит из двух частей. Они резко антонимичный, и динамика повествования (а диалог в «Утопии» постоянно переходит в повествование) развёртывается через противопоставление господствующих порядков и идеального устройства общества.

Джованни Доменико Кампанелла (1568 – 1639) Д.Д. Кампанелла – итальянский философ, социолог и литератор. Доминиканский монах, всерьёз занимавшийся астрологией, подвергнутый жесточайшим пыткам и преследованиям, провёл в различных тюрьмах свыше 27 лет. Постоянная работа и самодисциплина, каждодневное напряжение творческой мысли помогли ему выстоять. Утопия «Город свободы, или Идеальная Республика. Поэтический диалог» была написана на латыни в тюрьме, в 1602 году, а впервые опубликована в 1623 году. И на этой утопии лежит отпечаток своего времени, его мучений и проблем. Назад

«Город солнца» На мрачном горизонте драматической жизни тогдашней Италии Государство Солнца появляется как светлое видение. Где-то в Индийском океане, в некоей неизвестной земле возвышается гора, на которой построен прекрасный лучезарный город. Стены его украшены чудесной и в то же время поучительной живописью, здания светлы и вместительны. Там воплотились заветные мечты о человеческом счастье, ибо там нет частной собственности и всё построено на основе естественных законов природы.

Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) Ф. Бэкон – крупнейший английский учёный, философ-материалист и государственный деятель родился в состоятельной семье. В 1575 г. окончил Кембридж, в 1593 стал членом парламента. Блистательная карьера развернулась при Якове I ( ). Бэкон считал свою философскую и литературную деятельность побочным занятием, но именно ей суждено было обессмертить его имя. «Новая Атлантида» была вначале написана по-английски, а затем уже переведена на латынь и издана после смерти Бэкона именно в таком виде. Назад

«Новая Атлантида» Начало утопии вполне традиционно: в южных морях Тихого океана путешественники обнаружили идеальное государство – Новую Атлантиду. Но дела здесь обстоят иначе, чем у Мора или Кампанеллы. Здесь есть король, сенат, церковь, чиновники разных степеней, знать и простой народ. Деньги, золото. Всё это черты современной Бэкону Англии – идеализированной – все всем довольны. Общество, построенное по патриархальному типу процветает, нет голода и нищеты. И всё это на основе частной собственности! Особую роль в обществе играет Дом Соломона, занятый познанием природы и применением этого знания на деле.

Антиутопия Анти… - приставка, указывающая на значение «противо», употребляется для выражения противоположности, враждебности, направленности против чего-нибудь. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., – С. 25. Антиутопия – [анти… + утопия] – в художественной литературе – изображение опасных, непредвиденных последствий, связанных с построением общества. Словарь иностранных слов/сост. Е. Грубер. – М., – С. 41.

Е. Замятин ( ) Замятин принадлежит к тому поколению интеллигенции, которое было выдвинуто русским культурным Ренессансом начала XX века. Окончил Политехнический институт, работал на кафедре корабельной архитектуры, на судоверфях в Глазго, Саус-Шилдсе - строил первые русские ледоколы, участвовал в политических демонстрациях, читал лекции по курсу новейшей литературы. В 20-х годах создаёт блистательные рассказы, пробует свои силы в драматургии и пишет своё самое главное произведение – роман «Мы».

«Мы» В своём романе Замятин подвергает испытанию идею всеобщего счастья, счастья взращённого инкубаторским путём – вопреки законам органического развития – на основе рационалистического знания о нуждах человечества, о природе личности. Проблема «нового мира» ставилась почти всеми современниками Замятина. Утопизмом были проникнуты и проза, и поэзия. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Доведя до абсурда возможные результаты героического действа, автор увидел его трагическую сторону.

Запись 1-ая. Выкладки: «Как обычно, стройными рядами, по четыре через широкие двери все выходили из аудиториума…» «На проспекте, уже перейдя на другую сторону, оглянулся: в светлой, насквозь просолнеченной стеклянной глыбе дома – тут, там были серо-голубые, непрозрачные клетки спущенных штор – клетки ритмичного тэйлоризованного счастья».

«Я – как машина, пущенная на слишком большое число оборотов: подшипники накалились, ещё минута – закапает расплавленный металл, и всё – в ничто. Скорее – холодной воды, логики. Я лью вёдрами, но логика шипит на горячих подшипниках и расплывается в воздухе неуловимым белым паром». «Слушайте, - дёргал я соседа. - Да слушайте же, говорю вам! Вы должны – вы должны мне ответить: а там, где кончается ваша конечная вселенная? Что там – дальше?» Запись 2-ая. Выкладки:

«Никакого бреда, никаких нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я совершенно, абсолютно здоров. Я улыбаюсь – я не могу не улыбаться: из головы вытащили какую-то занозу, в голове легко, пусто. Точнее: не пусто, но нет ничего постороннего, мешающего улыбаться…» «На другой день я, Д-503, явился к Благодетелю и рассказал ему всё, что мне было известно о врагах счастья. Почему раньше это могло мне казаться трудным? Непонятно. Единственное объяснение: прежняя моя болезнь (душа)». Запись 3-я. Выкладки:

Антиутопии и действительность Джордж Оруэлл 1984 Дмитрий Глуховский Метро 2033

Дж. Оруэлл (1903 – 1950) Джордж Оруэлл литературный псевдоним Эрика Артура Блэра. Учился в Итоне, самой привилегированной школе Великобритании, открывающей путь в Оксфорд или Кембридж. Позднее Оруэлл вспоминал, что уже в пять-шесть лет он твёрдо знал, что будет писателем. Первая его книга была опубликована в 1934 году год – Испания – корреспондент Би-би-си и лондонской газеты «Обсервер», Оруэлл описал те дни в документальной книге «В честь Каталонии» (1938). Приверженец идей социализма он считал, что происходящее в России есть «отвратительное извращение Социализма». Жестокая практика сталинских репрессий пошатнули его веру в идеалы социализма. Оруэлл понял утопичность построения бесклассового общества и низменность человеческой природы, которой присущи жестокость, конфликтность, стремление властвовать над себе подобными. Тревоги и сомнения писателя отразились в его наиболее известных и часто цитируемых романах «Скотный двор» (1945) и «1984» (1949). В нашей стране роман – антиутопия «1984» стал известен в лишь конце 80-х годов XX века. «1984» считается одним из известнейших произведений в жанре антиутопии, предупреждающим об угрозе тоталитаризма.

В романе Оруэлл изобразил возможное будущее мировое общество как тоталитарный иерархический строй, основанный на изощрённом физическом и духовном порабощении, пронизанный всеобщим страхом и ненавистью. В этой книге впервые прозвучало известное выражение «Старший брат следит за тобой», а также введены ставшие широко известными термины «двоемыслие», «мыслепреступление» и «новояз». Роман неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом бойкота и травли со стороны левых кругов на Западе. В 1956 и 1984 годах по нему были сняты одноимённые фильмы. «1984» Действие романа происходит в 1984 году в Лондоне, принадлежащем Военно- воздушной Зоне 1 (бывшей Великобритании), которая в свою очередь является провинцией тоталитарного государства Океания, занимающего третью часть земного шара, включающего Северную и Южную Америку, Великобританию, Южную Африку, Австралию и собственно Океанию. Океания находится в войне с двумя другими тоталитарными сверхдержавами – Евразией и Остазией. Евразия представляет собой государство, включившее в свой состав всю материковую Европу и Турцию, а Остазия является объединением Китая, Индии и Японии. Назад

Д. Глуховский (1979) Дмитрий Алексеевич Глуховский получил начальное образование в московской школе им. В.Д. Поленова с углубленным изучением французского языка. Четыре с половиной года жил и учился в Израиле, работал в Германии и во Франции. Был военным корреспондентом в Израиле и Абхазии, работал на «Радио России», в телерадиокомпании «Deutsche Welle», на каналах «Euronews» и «Russia Today» в статусе корреспондента кремлевского пула. Владеет пятью языками. Дебютировал как сетевой писатель с фантастическим романом-антиутопией «Метро», главы которого регулярно выкладывались в Интернете. В 2005 году роман, получивший в окончательной редакции название «Метро 2033», был опубликован, а в 2007 году переиздан. Последний роман «Сумерки» – умело замаскированный под мистический триллер – это роман – метафора, роман – манифест.

«Метро 2033» Фантастическая антиутопия-притча «Метро 2033» о том, как важно правильно понять своё предназначение и как просто обмануться. Как предостережение человечеству, которое сегодня снова замерло на пороге холодной войны. Роман о постъядерной Москве, где выжившие скрываются от радиации и «новых форм жизни» в столичной подземке. Книга ещё до широкой публикации успела превратиться в самостоятельное культурное явление – не столько литературное, сколько мировоззренческое и игровое. - «Мне всегда было интересно, что будет с миром, случись ядерная война, - говорит Дмитрий. – Мир после конца мира…. В этом есть что-то эстетичное. Тема такая чарующая. Когда всё, чего цивилизация достигла, уже утрачено, остаются только расплывчатые мифы, сказания и легенды, которые скоро исчезнут. И будущее кажется таким мрачным и непредсказуемым…» - Ещё он интересовался московским метро – «самым большим бомбоубежищем в мире, о котором мы ничего не знаем». Назад

Читайте другие антиутопии: (1926) «Замок» Франца Кафки. (1932) «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли. (1945) «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. (1951) «Век вожделения» Артура Кёстлера. (1953) «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери. (1962) «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса. (1962) «Полёт над гнездом кукушки» Кена Кизи. (1964) «Трудно быть богом» братьев Стругацких. (1982) «1985» Дьердя Далоша. (1985) «Парфюмер» Патрика Зюскинда. (2000) «Кысь» Татьяны Толстой. (2000) «99 франков» Фредерика Бегбедера (антиутопия в постмодернизме)…