Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ. МОУ «Гимназия 1» Менделеевского муниципального района РТ Автор – учитель русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Advertisements

1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Из списка терминов выделите тропы, лексическое средство выразительности, прием 1)Риторический вопрос 2)Лексический повтор 3)Разговорная лексика 4)Термины.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
1 2 Пивашёва Татьяна Акмухамедова Татьяна Древаль Татьяна Владимировна.
Средства художественной выразительности Подготовка к ЕГЭ.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
литота ЛИТОТА (с греч. простота) ЛИТОТА (с греч. простота) художественное преуменьшение величины, силы, значения изображаемого предмета; троп, противоположный.
Методика подготовки учащихся к заданиям части «В» единого государственного экзамена по русскому языку.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Занятие кружка «Родное слово» Автор: Курган Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6 г. Бикина Хабаровского края.
Выразительные средства синтаксиса. Цели урока Повторить термины. Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов,
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
ВЕБИНАР ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАОУ «ЛИЦЕЙ» Г.О. БАЛАШИХА ШАПОВАЛЕНКО ЮЛИЯ ВАДИМОВНА 27 февраля 2014 года.
Транксрипт:

Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ. МОУ «Гимназия 1» Менделеевского муниципального района РТ Автор – учитель русского языка и литературы Гайфуллина Резеда Анваровна

Цели урока: 1.Повторить, расширить и обобщить знания по теме. 2. Развивать навыки свободного владения изобразительно-выразительными средствами; умения анализировать текст. 3. Формировать навыки культуры речи.

Правильно понять текст через язык, то есть языковые дроби, из которых слагаются целые образные единицы языка (Н.М.Шанский)

1. АЛЛИТЕРАЦИЯ –повтор слова и группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. 2. АНАФОРА – резкое противопоставление образов и понятий, контраст. 3.ОКСЮМОРОН-нарушение «естественного» для данного языка порядка слов, используемого для логического выделения слов. 4. СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ - сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. 5. ИНВЕРСИЯ - сходное построение смежных фрагментов художественного текста. 6. АНТИТЕЗА – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных, используемых обычно для звуковой выразительности. 7. ЭПИТЕТ – художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В этом письме из цикла «Цель и самооценка» Д.Лихачев рассуждает о цели жизни. Он анализирует нравственные категории, используя для этого ________ (предложения 3,4) и ____________ предложения 9,10,11). Рассуждать о самооценке ему помогают __________ (предложение 2); а также _________ (предложение 15). 1. Анафора 2. Ирония 3. Лексический повтор 4. Метафора 5. Литота 6.Вопросно-ответная форма изложения 7. Парцелляция 8. Однородные члены предложения 9. Антонимы 10.Градация.

Какой троп используется в тексте? Люблю я пышное природы увяданье… (А.С.Пушкин) 1. Эпитет 2. Метафора 3. Олицетворение 4.Оксюморон.

Какой троп используется в тексте? Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. (А.С.Пушкин) 1. Эпитет 2. Метафора 3. Сравнение 4.Оксюморон

Какой троп используется в тексте? И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах… а сам с ноготок! (Н.А.Некрасов) 1. Эпитет 2. Метафора 3. Олицетворение 4.Литота

Какой троп используется в тексте? Я видывал, как она косит: Что взмах - то готова копна. (Н.А.Некрасов) 1. Эпитет 2. Метафора 3. Гипербола 4.Литота

Какой троп используется в тексте? Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. (А.С.Пушкин) Из - под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой. (М.Ю.Лермонтов)

Какой троп используется в тексте? Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С.Есенин)

Какая фигура речи используется в словосочетаниях? «Живые мощи» (И.С.Тургенев) «Живой труп» (Л.Н.Толстой) «Юные старики» (А.И.Герцен) «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг» (М.Ю.Лермонтов)

Какая фигура речи используется в тексте? Стихи, которые писались легко, бывает трудно читать. Стихи, которые писались с трудом, бывает легко читать. (Р.Гамзатов)

Синтаксический параллелизм Тот, кто жил для вещей, - Все теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, - После смерти живет средь живых. (В.Шефнер)

Полный параллелизм. Неполный параллелизм.

Какая фигура речи используется в тексте? Силы природы поистине неисчерпаемы. Она помогает нам пережить горе, разлуку, бороться с хандрой, одиночеством, преодолевать отчаяние, депрессию, забывать зависть, вражду. Природа одарила человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, и таинство звездного неба. (По Ю.Бондареву).

Какая фигура речи используется в тексте? Дагни впервые слушала симфоническую музыку Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. (К.Паустовский)

Какая фигура речи используется в тексте? Мир можно завоевать не ракетами, не войнами, а высокой литературой. Художеством и мыслью. (Л.Леонов) Самое сладкое и самое трудное - думать. Думать самому. (А.Твардовский) Всякие стихи ради последней строчки. Которая приходит первой. (М.Цветаева)

Ребята, желаем вам успехов во время сдачи ЕГЭ.