Три пути ведет к знанию: путь размышления это путь самый благородный, путь подражания это путь самый лёгкий, и путь опыта это путь самый горький. (Конфуций)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьный методический совет Цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС( ) – обеспечить профессиональную готовность.
Advertisements

СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Исследовательская компетенция МО спортивного и эстетического развития.
Системно-деятельностный подход при формировании универсальных учебных действий Некрасова Н.А. учитель истории, обществознания МБОУ «Лицей 89»
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Проектная и исследовательская деятельности как средство реализации ФГОС.
Учебно-исследовательская деятельность школьников Теория, практика, перспективы 1 1.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города и экология человека в городской среде» Элективный курс для учащихся 8-9 классов «Экология города.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно.
Транксрипт:

Три пути ведет к знанию: путь размышления это путь самый благородный, путь подражания это путь самый лёгкий, и путь опыта это путь самый горький. (Конфуций)

Учебно – исследовательская деятельность школьников УИД школьников - процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Под исследовательской деятельностью учащихся понимают – процесс решения творческой задачи, не имеющей заранее известного результата, основанный на освоении особенностей окружающей действительности с помощью методов научной работы, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей.

Актуальность темы В современных условиях всё чаще поднимается вопрос об изменении парадигмы образования. Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, т.е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объёма знаний, которыми владеет человек. При экстенсивном пути - развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, совершенствование навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, что, в конечном счёте, выражается в паритете здоровья физического, интеллектуального, нравственного.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ Предложенные виды сочетаются и успешно дополняют друг друга

Исследовательский метод Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине. Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Это опора на субъектный опыт ученика, осознанное принятие целей урока, организация субъект-субъектных связей на уроке, создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, постоянная рефлексия внутреннего состояния ученика. Данная технология открывает самые широкие возможности для освоения учеником универсальной методологии исследования с его чётко определёнными и устоявшимися этапами на основе конкретного субъектного опыта, сугубо индивидуально, в условиях свободного творчества и сотрудничества с учителем.

Нетрадиционные уроки предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-лаборатория, урок - творческий отчёт, урок изобретательства, урок « удивительное рядом », урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок-экс урок-исследование, урок-экспертиза, урок « патент на открытие », урок открытых мыслей и т.п.

Учебный эксперимент Осуществляется на базе школы на школьном оборудовании. Учебный эксперимент может включать в себя все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования)

Домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе вышеперечисленные варианты, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

В настоящее время в ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. [1] [1] [1] Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников , С. 24.

Общесоциальные проблемы: 1. Острая необходимость эффективной реализации Концепции модернизации российского образования. 2. Ужесточение требований социальных заказчиков (работодатель, армия, ВУЗы и т. д.) к выпускнику средней школы. 3. Необходимость создания «образа» современного выпускника. 4. Резкое увеличение доли выпускников, стремящихся к получению высшего образования и овладению навыками самообразования. 5. Реализация идеи гуманизации и гуманитаризации образования. Необходимость развития и широкого распространения знаний, направленных на человека, его деятельность, механизм познания, уважение личности и человеческого достоинства. 6. Необходимость широкого распространения научных подходов к решению проблем возникающих в современном обществе. Частные проблемы:

При обучении детей технологии исследования в методической копилке учителя должен быть накоплен набор интересных игр для развития интеллектуального потенциала и исследовательских способностей учащихся.

Исследовательская деятельность – радость общения, радость совместного творчества Заразите своим энтузиазмом учеников! В науку играя

Науки Предмет«Муха -Цокотуха»Курочка Ряба Обществе нные Экономика Рыночные отношения Продовольственная программа ОБЖСоблюдение правил безопасности Криминогенные ситуации География Отсутствует как предметная область Территориальный вопрос Естествен ные Биология Виды насекомых, обитающих на страницах сказки Репродуктивность Химия Отсутствует как предметная область Полезные ископаемые Обществознание Зависимость семейных отношений от личных качеств героев Потребительский спрос Точные МатематикаНатуральные числа Информатика Отсутствует как предметная область. Приём: построение таблицы многоуровневого межпредметного сравнения (Предложите ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. ) Изучать ИскатьДумать СотрудничатьДелать Рефлексировать Проявление общественных явлений сквозь призму научных дисциплин, состояние науки на определённом этапе развития общества Связь между предметами, внутреннюю логику в развитии предметной области, факты, доказывающие реальное состояние науки и общества Над взаимосвязью прошлых и настоящих событий, над важностью системного подхода к изучению общества, над зависимостью наук друг от друга. Уметь взаимодействовать с другими людьми, договариваться, находить помощников. В группе – уметь распределить дела. Наполнить содержанием таблицу. Найти убедительные факты, Сделать общий целостный вывод. Оценивать смысловую значимость работы. Анализировать ход работы и своё состояние на конкретном этапе исследования.

Сказки придуманы, названия им даны. Но если посмотреть на происходящее в сказках другими глазами, то все можно увидеть в новом свете. Игра «Новый взгляд, или Старым сказкам новые названия»

Знакомое название Новое название Предложенное название «Курочка Ряба»«Мал золотник да дорог »Сказка о стрессонеустойчивых стариках и говорящей курице» «И один в поле воин»«Сказка о бедном мышонке и его неудачной попытке разбогатеть за чужой счет» «Старость не радость»«Сказка о курице-психоаналитике и её двух пациентах»; «Неоконченная сказка о судебном разбирательстве по поводу нанесения материального ущерба мышонком, бегающим по чужо­му дому»; «Меньше кальция, больше «Рябушки»-полное лукошко яиц у бабушки» «Сказка доказательство того, что не в злате счастье». «Муха -Цокотуха»«Не в деньгах счастье, а в количестве найденных» «Вероятность случайных событий» «Нет худа без добра» «Ступеньки к счастью»

Игра «Поиск темы» Предложите ученикам поискать темы для исследований в самых разных областях. Учащиеся предлагают темы, а затем жюри или сами участники определяют самую интересную. Примеры: «Трудные подростки» в русских сказках («Колобок»); мышонок, причиняющий материальный ущерб («Курочка Ряба») и т.д.). Преступления и наказания в сказках. «Добро должно быть с кулаками...» Семейные проблемы в сказках. Тунеядство в сказках (Емеля и др.) Экономические проблемы героев сказок («Муха-Цокотуха», «Золотой ключик» и др.) Основы безопасности жизнедеятельности в русских сказках.