(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 1 1. Национальная инновационная система России (НИС) 2. Корпоративная инновационная система (КИС)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Корпоративная инновационная система Презентацию подготовили: Кулагина Анна Танкаева Медина ИЭФ,группа 7461.
Advertisements

14. Инновационная и инвестиционная деятельность организации.
Коммерциализация и охрана интеллектуальной собственности: условия, институты, перспектива.
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Маркетинговый подход в менеджменте Маркетинг Маркетинг - метод регулирования взаимоотношений внешней среды организации с возможностями самой организации,
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Схема соотношения материальной и нематериальной составляющих в себестоимости продукта в зависимости от вида деятельности компании Стратегия промышленного.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
«СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СФЕРЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ СО СТРАНАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА» 10 октября 2015 г. Исаков.
Маркетинговый подход к управлению персоналом в российских компаниях Содержание Содержание I. Предпосылки развития инновационных подходов к управлению персоналом.
Управление организацией. Управление конкурентоспособностью организации Сущность и содержание категории «конкурентоспособность». Конкурентоспособность.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
1 Основные технические определения 1 Определение 2 Термин 1 Термин 2 … Определение 1 Термин 3 Термин N Определение N Определение 3 …
Разработка функциональных стратегий Тема 10. План Производственные стратегии Стратегии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Транксрипт:

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 1 1. Национальная инновационная система России (НИС) 2. Корпоративная инновационная система (КИС) 3. Корпоративные инновации (роль и функции) 4. Научно-техническое прогнозирование (НТПр) 5. Корпоративные инновационные стратегии 6. Корпоративная система управления инновационными проектами и программами (КСУИП) 7. Корпоративные инновационные риски (КИР)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 2 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Национальная инновационная система (НИС) – это совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию и распространению новых знаний и технологий. Действенность НИС может быть оценена с позиции способности системы формировать входы в инновационную действительность; применять полностью все доступные ресурсы; создавать инновации и распространять их в широких масштабах, обеспечивая новое качество экономического роста

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 3 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Входы НИС: ресурсное обеспечение Информационные связи элементов системы Ресурсное обеспечение НИС: Человеческий капитал Финансовый капитал

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 4 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Цели НИС: Построение инновационнойй инфраструктуры, Создание благоприятной экономической и правовой среды, Совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок Задачи НИС: Совершенствование механизмов взаимодействия между участниками инновационнойго процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации персонала. Проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационнойго процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных правовых условий для развития венчурного финансирования в наукоемкие процессы. Создание и развитие объектов инновационнойй инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационнойй деятельности, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 5 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Схема НИС Координационный совет по науке и инновационнойй деятельности при президенте РФ Концепция НИС и научно-инновационный потенциал и инфраструктура Бюджетное финансирование Организация подготовки кадров Социальное обеспечение сферы НИС Стимулирование инновационнойго предпринимательства Защита прав интеллектуальной собственности Фундаментальная наука (Российская Академия наук) Отраслевая наука (НИИ и КБ отраслей) ВУЗовская наука (НИИ и НИС ВУЗов) Корпоративные инновационные системы Венчурные предприятия (бизнес-инкубаторы, технопарки и т.п.) Рынок научно- инновационнойй продукции и технологий Российский союз инноваторов и предпринимателей Финансовая инфраструктура (инновационные фонды, биржи, банки, страховые компании) Научно- общественные, некоммерческие и благотворительные организации

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 6 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Условия перехода к инновационнойй экономике Правила, ориентирующие на знаньевые и ценностные стратегии конкурентной борьбы алмаз Портера в опорных зонах НИС Интеллектуальная индустрия – избыточное производство идей, капитализация и обращение нематериальных активов, стратегий, основанные на индивидуальности Институциональные структуры Инфокоммуникационные и инфо деятельностные технологии, связанные с ними сетевые формы организации Внутренний спрос Доступность производственных ресурсов

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 7 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Система показателей для оценки НИC Общие показатели НИС Доля инновационной-активных предприятий в общем числе предприятий (%, в промышленности) Доля инновационной-активных предприятий в общем числе предприятий (%, в сфере услуг) Производительность труда (почасовая) Отношение среднегодового роста добавленной стоимости в средне и высокотехнологичных секторах и среднегодового роста ВВП Отношение среднегодового роста занятости в средне и высокотехнологичных секторах и среднегодового роста занятости в экономике

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 8 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Система показателей для оценки НИC Инновации в системе предпринимательства Затраты на инновации (в % от промышленного товарооборота) Патенты в триодных патентных семействах на 1 млн. населения Доля МСП во внутренних затратах на исследование и разработки Занятость в отраслях средней и высокой технологичности (в % от общей занятости) Занятость в высокотехнологичном секторе услуг (в % от общей занятости) Приток прямых иностранных инвестиций (в % от ВВП) Затраты предпринимательского сектора на исследование и разработки (в % от ВВП) Прямое государственное финансирование исследований и разработок в предпринимательском секторе

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 9 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Система показателей для оценки НИC Генерация знаний в науке и системе высшего образования Численность новых выпускников вузов с естественнонаучными и техническими специальностями (в % от численности населения в возрасте лет) Численность имеющих степень доктора философии (PhD) на 10 тыс. населения Количество научных публикаций на 1 млн. населения Фундаментальные исследования в % от ВВП Доля расходов на науку в государственном бюджете

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Система показателей для оценки НИC Научно-производственные связи Исследования и разработки в секторе высшего образования, финансируемые предпринимательским сектором (в % от ВВП) Исследования и разработки в государственном секторе, финансируемые предпринимательским сектором (в % от ВВП) Доля инновационной-активных предприятий, имеющих кооперационные связи с другими предприятиями, вузами и государственными научными организациями (в % от инновационной-активных предприятий)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Система показателей для оценки НИC Потенциал восприятия Численность населения с высшим образованием в возрастной категории лет (в % от общей численности населения в данной возрастной категории) Численность населения, охваченного непрерывным образованием в возрастной категории лет (в % от общей численности населения в данной возрастной категории) Инвестиции в знания (в % от ВВП) Венчурный капитал на посевной и начальных стадиях (инвестиции на 1000 ед. ВВП)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Динамика роста количества отечественных патентных заявок и выданных патентов

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Функциональные задачи правительства РФ в области НИС формирование структуры НИС и развитие их научно-технического потенциала и инновационнойй инфраструктуры; бюджетное финансирование государственных организаций НИС и налоговое регулирование инновационной-производственных организаций и субъектов инновационнойй инфраструктуры; организация подготовки высококвалифицированных кадров и ученых для НИС и отраслей инновационнойй экономики; стимулирование инновационнойго предпринимательства; предупреждение недобросовестной конкуренции; защита прав интеллектуальной собственности; социальное обеспечение работников НИС (жилье, отдых, медобслуживание) и поддержка престижного статуса и высокой мотивации труда в сфере инновационнойй деятельности (государственные награды, премии и т.д.).

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА РОССИИ (НИС) Основные формы государственно-частного партнерства Направление воздействий Иллюстративные примеры реализаций Ожидаемые результаты партнерства Объединение ресурсов инновационнойй деятельности Совместное финансирование инноваций Осуществление масштабных нововведений Формирование ресурсных элементов инновационнойй кооперации Участие бизнеса в функционировании государственных систем подготовки кадров для научно инновационнойй сферы Расширенное воспроизводство национального научно -инновационнойго потенциала Развитие инновационнойй инфраструктуры Государственные информационно- коммуникационные системы поддержки частной инновационнойй деятельности Обеспечение целостности национального инновационнойго пространства Синтез инновационнойго цикла Механизмы интеграции государственных научных учреждений с частными высокотехнологичными структурами Рост национального уровня инновационнойй активности, интенсификация инновационнойго кругооборота Масштабная реализация инноваций Государственные закупки наукоемкой продукции негосударственного сектора Обеспечение равномерного доступа к достижениям науки и технологий Социализация инновационных структур Государственное страхование части инновационных рисков, популяризация государственными средствами массовой информации высокотехнологичной продукции частного сектора Укрепление социального статуса инновационнойй деятельности, демократизация механизмов НИС Включение в международную научно-инновационную кооперацию Государственные меры поддержки аппликации негосударственных формирований в международные инновационные проекты и программы Системная трансграничная экспансия национального инновационнойго потенциала на основе национальных инновационных интересов Решение актуальных научно- технических и социально- экономических проблем общенационального характера Национальные проекты с комплексной государственной и частной реализацией Увеличение вклада НИС в количественные и качественные параметры экономического роста Симбиоз инновационных парадигм Привлечение негосударственного сектора к управлению государственными инновационными активами, совместное определение перспектив научно-инновационнойго развития (программы типа Форсайт) Складывание общенациональной инновационнойй культуры

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА (КИС) Цели и задачи КИС КИС – совокупность экономических агентов и видов деятельности, ресурсное обеспечение и институты, а также связи между ними, которые важны для повышения эффективности инновационнойго процесса в корпорации. Цели КИС: обеспечение устойчивого роста бизнеса компании за счет повышения конкурентоспособности продукции, увеличения рентабельности производства Задачи КИС: повышение качества продукции (сохранение и увеличение доли рынка, улучшение структуры потребителей, в том числе повышение доли заинтересованных лиц)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА(КИС) Результат внедрения КИС: Получение дополнительной прибыли благодаря использованию возможностей внешней среды; Повышение эффективности функционирования корпорации; Непрерывное улучшение технологий; Повышение производительности труда; Снижение непроизводительных издержек; Совершенствование корпоративного управления и внедрение корпоративной культуры; Расширение продуктового и технологического портфеля; Увеличение корпоративной вертикальной и горизонтальной мобильности; Улучшение общих показателей деятельности корпорации (компании).

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА(КИС) Функциональная схема КИС 1. Многообразие путей создания ИФГ (инновационной-финансовых групп) 2. Государственная поддержка и стимулирование перехода к инновационнойй экономике 3. Развитие научно-инновационных циклов с разработкой научных идей, ноу-хау. Информационных технологий и выпуск наукоемкой продукции 4. Интеграция науки, финансового и промышленного капитала 5. Комплексное развитие технологических и кооперационных связей и повышение роли науки в развитие промышленности 6. Создание новых инновационной-инвестиционных механизмов 7. Консолидация пакетов акций, принадлежащих правительству 1. Интеграция науки и производства, повышение восприимчивости производства к инновациям 2. Консолидация инвестиционных ресурсов на инновационных приоритетах развития областей и регионов 3. Обеспечение финансовой поддержки научно-инновационных процессов и НИОКР 4. Повышение экспортного потенциала и развитие наукоемкой промышленности 5. Проведение структурно – организационных изменений в научно- инновационнойй сфере 6. Формирование межотраслевых кооперационных связей на базе инновационных циклов 8. Развитие кооперационных межрегиональных научно - инновационных связей Основные принципы создания корпоративных структур в НИС Цели создания инновационной - финансовых корпораций Центральное ядро корпорации (головной холдинг, головная фирма, головное предприятие) Технопарки, Научные–инновационные центры, Научно-производственные компании, Научно–технологические комплексы наукоградов А. Научно – Инновационный блок Инвестиционный фонд, Банки, Страховые компании, Паевые инвестиционные фонды, Пенсионные фонды В. Финансов – Инвестиционный блок Промышленные предприятия и фирмы, Консалтинговые патентно– технологические фирмы, Оптовые фирмы, Сбытовые организации, Снабженческие фирмы Маркетинговый центра, Бизнес - центр, Страховые компании, Юридическая фирма (бюро), Рекламное бюро С. Производственно- сбытовой блок D. Инфраструктурно – обеспечивающий блок

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА(КИС) Главные факторы повышения эффективности бизнеса корпорации в составе КИС: возможность организации выпуска высококонкурентной наукоемкой и информационной продукции с выходом на рынки инноваций и высоких технологий и ростом экспорта на мировые рынки; преодоление факторов издержек производства на основе организации интеграционного корпоративного управления с укреплением механизмов централизованного управления и созданием высокоэффективных организационных структур управления всеми экономическими субъектами; развитие кооперационных вертикальных и горизонтальных связей по формированию инновационных циклов и технологически взаимосвязанных производств; создание механизмов централизации финансовых средств и привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов для развертывания инновационных циклов и освоения наукоемких технологий по выпуску конкурентоспособной продукции с ускорением воспроизводства основного капитала на новой технической и технологической базе.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Экономическое содержание корпоративных инноваций Корпоративная инновация – конечный результат научных исследований и разработок, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса или улучшение организации производства и управления, направленной на увеличение стоимости корпорации. Инновационная продукция – результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергнувшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производства которых основано на новых или значительно усовершенствованы методах. Инновационная технология – новая или усовершенствованная технология (процесс), разработанная на основе передового опыта при внедрении новых или усовершенствованных методов производства, реализованных ранее в производственной практике других стран или компаний распространяемых путем технологического обмена (лицензий, ноу–хау, инжиниринга). Управленческие инновации – создание (внедрение) систем управления качеством продукции (TQM); реинжинириг; внедрение новых бизнес- линий и процессов, новые маркетинговые и логистические системы и др.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Результаты инноваций в корпорации Результатом инноваций является удовлетворение возвышающихся потребностей. Инновации могут иметь следующее основное содержание: продажа на рынке нового продукта, формирующего новые потребности; продажа на рынке нового продукта, удовлетворяющего традиционные потребности; продажа на рынке модифицированного продукта, удовлетворяющего традиционные потребности; внедрение и производство новых технологий; более рациональная комбинация освоенных технологических процессов; совершенствование действующих технологических процессов; принципиальная рационализация систем производства и управления; локальная рационализация подсистем коммерческой организации; создание новых производств на действующих или создаваемых мощностях; создание высокомеханизированных и автоматизированных производств, в т.ч. гибких; создание автоматизированных систем обработки информации. Внедрение инноваций оказывает влияние на продуктово – технологические и рыночные возможности корпорации. Инновации могут сохранять или разрушать эти возможности.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Типы инноваций На основании анализа инновационнойй деятельности современных корпораций выделяют следующие типы инноваций (по характеру деятельности): Инновация – продукт (услуга) Инновация – процесс Управленческая инновация (стратегия)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Инновация-продукт Инновация – продукт – новшество, имеющее материально-вещественную форму новой или усовершенствованной продукции, которая реализуется на рынке Новая продукция (изделие) имеет новые технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) Усовершенствованная продукция (изделие) – существующая продукция (изделие), качественные характеристики которой улучшаются, повышается экономическая эффективность производства путем использования более высокоэффективных компонентов или материалов, частичного изменения одной или более технических систем

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Инновация-продукт (продолжение) Инновация–продукт (услуга) - результат реализации на практике нового способа решения проблем покупателя, что приносит выгоду как покупателю, так и корпорации, внедряющей инновацию Инновация–продукт (услуга) – обновление и расширение ассортимента производимой продукции (услуг)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Инновация-процесс Инновация–процесс – новшество, которое включает в себя разработку и внедрение технологически новых (усовершенствованных) методов производства, направленных на повышение эффективности изготовления существующей продукции (изделий) Инновация–процесс обеспечивает рост бизнеса корпорации, сокращает издержки, повышает производительность труда

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Инновация-процесс (продолжение) Для корпорации инновация-процесс предполагает внедрения новых методов производства и технологий, которые обеспечивают преимущества в виде уменьшения издержек (затрат), повышения качества продукции (изделий), сокращения производственного цикла, сроков разработки и постановки продукции (изделий) на производство, возможность широкой унификации продукции (изделий) и услуг) Инновации-процессы менее рискованны, чем инновации-продукты, а в ряде случаев являются менее капиталоемкими.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Управленческие инновации Управленческие инновации (стратегии) – новшество, которое воплощено в новых управленческих технологиях, административных процессах и организационных структурах корпораций Управленческие инновации (стратегии) обеспечивают пересмотр существующих в отрасли методов создания стоимости (ценности) для потенциальных потребителей, с тем чтобы повышать стоимость (ценность) продукции, формировать для корпорации новые идеи и рынки и новые группы потребителей

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Управленческие инновации (продолжение) Управленческие инновации дают новые подходы к маркетингу и рекламе предлагаемой продукции (услуг), приводят к внедрению новых методов продаж и позиционирования продукции (услуги) на рынке Основной целью управленческих инноваций является реализация корпоративной стратегии по продвижению существующей продукции (услуг) для формирования новых групп потребителей

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Структурная схема управленческой инновации (стратегии) Управленческая инновация (стратегия) Создание новых производственных структур (систем) Новые системы коммуникаций Новые учетные процедуры Введение системы управления качеством (TQM) Внедрение новых бизнес-процессов (линий) Реинжиниринг Внедрение новых систем мотивации и вознаграждения CALS-технологии Интернет

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Функциональная классификация инноваций (ФКИ) ФКИ осуществляется с учетом принятого в корпорации организационно- технологического механизма создания новых продуктов (процессов) ФКИ по базовым признакам (факторам) позволяет обоснованно осуществлять инвестиции в инновационные процессы, определять стратегические направления корпоративной инновационнойй деятельности

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Функциональные признаки (факторы) для классификации инноваций Степень новизны Вид и целевое назначение Источник появления Масштаб распространения

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Классификация по степени новизны Корпоративные инновации Базисные (прорывные) Системные (существенные) Улучшающие (приростные)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Базисные (прорывные) инновации Базисные (прорывные) инновации – инновации, возникающие на базе научных открытий и изобретений, которые являются основой для освоения новых поколений техники и технологии (радикальные нововведения) Базисные (прорывные) инновации позволяют корпорации: 1. Использовать комбинации различных областей и сфер научного знания и технологий (результаты фундаментальных и поисковых исследований) для получения новых областей экономического применения 2. Обеспечивать трансфер технологий для расширения поля возможного появления прорывных нововведений 3. В меньшей степени учитывать реакции на потребности рынка (рыночные сигналы свидетельствуют только о состоянии спроса, но не способны указать возможные радикальные решения 4. Коммерциализовывать результаты фундаментальных и поисковых исследований, обеспечивая появление новых технологических укладов 5. Иметь временную монополию на результаты радикальных (прорывных) нововведений

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Системные (существенные) инновации Системные (существенные) инновации направлены на создание новой продукции и технологий уже освоенных поколений техники или разновидностей применяемых технологий (эволюционные нововведения) Системные (существенные) инновации позволяют корпорации: Сократить жизненные циклы внедрения инноваций, что обусловливает рост производительности труда, экономию всех видов ресурсов, а также повышение качества и конкурентоспособности продукции (услуг) Учитывать платежеспособный спрос на продукцию (услуги), который является толчком к поиску новых научно-технических возможностей их удовлетворения Внедрять системы непрерывной модернизации продукции и технологии производства Оценить предельные возможности технологического (инновационнойго) потенциала корпорации Обеспечить рост корпорации за счет увеличения доли рынка, снижения операционных затрат, улучшения ассортимента продукции и услуг Существенно усовершенствовать имеющуюся продукцию (услуги), направленные на удовлетворение разных групп потребителей

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Улучшающие (приростные) инновации Улучшающие (приростные) инновации продолжают техническое улучшение продукции (услуг) и распространяются на приложения базисных и системных инноваций. Другое название – инкрементальные инновации Улучшающие (приростные) инновации позволяют корпорации: Повысить качество продукции (услуг) Повысить производительность труда Снизить постоянные и переменные затраты Не менять корпоративные стратегии (что обусловлено постоянным поведением потенциальных заказчиков (потребителей)) Осваивать новые рынки Улучшать базисные (прорывные) инновации – продукты (процессы) Разрабатывать новые инновационные стратегии на основе кумулятивного инкрементального воздействия на бизнес корпорации

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 35 Наиболее значимы для корпорации базисные (прорывные) инновации, хотя для их осуществления требуется больше изменений – как внутренних, так и внешних Рост доходов и прибыли корпорации Улучшающая (приростная) Системная (существенная) Базисная (прорывная)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Схема инновационных возможностей корпорации Базисные Системные Улучшающие Инновация-продукт Инновация – процесс Управленческие инновации (стратегии) Типы инноваций

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Инновационные платформы и сети Продуктовая платформа – набор подсистем и интерфейсов, которые формируют базовую структуру, позволяющую эффективно разрабатывать и выпускать поток производных продуктов Семейство продуктов имеет, как правило, одну продуктовую платформу и направлено на удовлетворение различных категорий и групп потребителей Продуктовая платформа не является новым продуктом и на потребительский рынок не выходит, а служит потенциальной базой для производных продуктов, которые и представляют собой продуктовый поток. Пример: настольный персональный компьютер и портативный (ноутбук) представляют собой две продуктовые платформы, основанные на одном доминирующем принципе (iBM-совместимые)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Технологические пределы и разрывы Технологический разрыв – оценка технологического потенциала инновации: разрыв между достигнутым научно-техническим уровнем (НТУ) и теоретически возможным пределом НТУ Технологический потенциал инновации - совокупность физических, химических, биологических и др. параметров продукции (изделий) Научно-технический уровень – наибольшая потребительская ценность для потенциальных заказчиков и потребителей

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Научно-техническая траектория инновации Затраты / Время – опытный образец; 2 – опытно-промышленная партия; 3 – серийная продукция; 4 – снятие продукции с производства Научно-технический предел

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Научно-техническая траектория Научно-техническая траектория – взаимосвязь между повышением научно- технического уровня продукции (изделия) и затрачиваемыми на эти цели ресурсами (кривая Гомперца) Научно-техническая траектория характеризуется: Совпадением начала снижения НТУ инновации с максимумом темпа роста экономической эффективности продукта (процесса) Существованием естественных пределов НТУ каждой конкретной технологии Неравномерностью скорости приближения к пределу НТУ в зависимости от степени «зрелости» инновации Нелинейным соотношением между затратами и результатами в инновационнойй среде Движение по научно-технической траектории отражает процесс эволюционного (нелинейного) совершенствования нововведений Учет собственной позиции на научно-технической траектории является для корпорации инструментом прогнозирования инновационных стратегий

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ (роль и функции) Схема технологического разрыва инновации Затраты / Время З1З1 З2З2 НТУ 1 НТУ 2 Технологический разрыв НТУ 1 >НТУ 2 З 2 >З 1 1 – старая технологическая траектория; 2 – новая технологическая траектория 1 2

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (НТПр) Определения Научно – технический прогноз (НТПр) – это вероятностная научно обоснованная оценка будущего развития корпоративных инноваций (продуктов, технологий) сделанная с относительно высокой степенью достоверности. Основная задача НТП: снизить неопределенность инновационных процессов и определить перспективные цели инновационнойго развития корпорации. Виды НТП: поисковые и нормативные Поисковой НТП - анализ тенденций инновационнойго процесса, исследование возможностей его развития исходя из совокупности факторов (базы знаний). В этом случае учитывается инерция инновационнойго процесса. Нормативный НТП – анализ перспективных целей (задач) корпорации, а затем исследуются возможности их достижения в те или иные временные периоды. Горизонт прогнозирования – временной период, на которые может быть получен прогноз. Экстраполяция – перенос в будущее тенденций, сложившихся в прошлом. Верификация – оценка достоверности и точности прогноза

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (НТПр) Методы НТПр

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (НТПр) Алгоритм проведения НТПр в корпорации

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Определения Корпоративная инновационная стратегия (КИС) представляет собой целенаправленную деятельности по определению приоритетов перспективного развития корпорации и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. КИС – является составной частью общей корпоративной стратегии. Экономическая сущность КИС: активное воздействие корпорации на рынок и перспективное изменение внутренней среды компании в соответствии со сложившимися социально – экономическими тенденциями. Специфика КИС зависит от профиля деятельности корпорации, уровня производственно – технического развития, направленности и объема реализуемых в СБЕ работ в рамках инновационнойго цикла по различным видам инноваций, сферы их применения. КИС разрабатывается для достижения следующих целей: обеспечение конкурентной позиции корпорации, реакция на влияние внешней среды, возможности с помощью преимущественного инновации – продукта занять новую рыночную нишу, возможности увеличить объемы производства продукции (работ, услуг), Эффективное распределение и использование ресурсов

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Типология КИС Корпоративные инновационные стратегии (КИС) подразделяются на следующие типы: Продуктовые – ориентированы на создание новых товаров, услуг, технологий Функциональные – к ним относятся научно – технические, производственные, маркетинговые и сервисные стратегии Ресурсные – элемент новизны вносится в ресурсное обеспечение (трудовые, материально – технические. Финансовые, информационные) Организационно – управленческие – касаются изменения систем управления.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Типология КИС (продолжение) В зависимости от научно – технической политик выделяются три вида инновационных стратегий: Наступательная – характерна для фирм, основывающих свою деятельности на принципах предпринимательской конкуренции; свойственна малым инновационным фирмам. Оборонительная – направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии – активизировать соотношение затраты - результат в инновационнойм процессе. Такая стратегия требует интенсивных НИОКР. Имитационная – используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции; не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Базовые инновационные стратегии (БИС) Базовые инновационные стратегии (БИС) направлены на развитие конкурентных преимуществ корпораций (стратеги и роста); стратегия интенсивного развития; стратегия интеграционного развития; стратегия диверсификации, стратегия сокращения. БИС Группа стратегий ИНТЕНСИВНОГО роста Глубокое проникновение (усиление позиций) на данный рынок с данным продуктом. Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы Группа стратегий ИНТЕГРАЦИОННОГО роста Вертикальная интеграция вниз (с поставщиками). Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с поставщиками и снабженческими фирмами Группа стратегий ДИВЕРСИФИКАЦИОН- НОГО роста Конструкторская (центрированная) диверсификация. Конструкторская (продуктовая) инновация (новый продукт, старая технология, старый рынок) Группа стратегий СОКРАЩЕНИЯ Сокращение издержек Локальные инновационные стратегии в связи с изменением состояния элементов фирмы Вертикальная интеграция вниз (с потребителями) Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с потребителями и сбытовыми фирмами Развитие рынка Маркетинговая инновация (новый рынок - старый товар) Конструкторско – технологическая (горизонтальная диверсификация) Конструкторская и технологическая инновации (новый продукт, новая технология, старый рынок) Ликвидация структурных звеньев Организационные и управленческие инновации Развитие продукта Продуктовая инновация (новый рынок - старый товар) Горизонтальная интеграции (с отраслевыми организациями - конкурентами) Организационная инновация: слияние, поглощение, альянсы с разрабатывающими организациями отрасли Конгломеративная (чистая или полная) диверсификация Конструкторская, технологическая и маркетинговая инновации (новый продукт, новая технология, новый рынок) Сокращение кадров Технологическая, организационная и управленческая инновации

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Типология конкурентных стратегий промышленных корпораций Зона конкуренции Конкурентные стратегии Основной эффект в конкурентной борьбе Способ конкуренции Метод реализации способа конкуренции Производство традиционной продукции Экономия на издержках Горизонтальная интеграция Реализация положительного эффекта масштаба Инновационный подход: разработка новой продукции Дифференциация продукции и технологий Вертикальная интеграция и диверсификация Реализация синергического эффекта в результате объединения технологических потенциалов разных фирм

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Базовые инновационные стратегии Примерные базовые инновационные стратегии промышленной корпорации (фрагмент) Вид стратегии Характеристика Стратегия обеспечения всех стадий инновационнойго процесса за счет возможностей организаций – участников Корпоративная структура ориентируется на самостоятельное обеспечение всего инновационнойго процесса Стратегия выполнения определенных этапов и работ и привлечения на договорной основе сторонних предприятий и организаций. Для обеспечения выполнения всего комплекса мероприятий и работ инновационнойго процесса целевым образом привлекаются сторонние предприятия и организации на договорной основе или путем слияния и Стратегия формирования альянсов Выявляются заинтересованные в разработке и/или реализации инновации предприятия и организации и на основе определения общих границ интересов формируются стратегические альянсы Стратегия поглощения стратегически важных для корпоративной структуры предприятий и организаций В некоторых случая представляется эффективным поглощение стратегически важных для корпоративной структуры хозяйствующих единиц в целях обеспечения необходимыми ресурсами одной или нескольких стадий инновационнойго процесса Стратегий учреждений новых хозяйствующих единиц В случае отсутствия какого-лиюо вида ресурсов, необходимых для обеспечения процесса разработки и/или реализации нововведения, возможно учреждение новой хозяйствующей единицы в рамках корпоративной структуры или в рамках стратегического альянса Стратегия приобретения неоконченных результатов научных исследований Корпоративная структура ориентируется на приобретение для дальнейшей доработки или использования в процессе проведения собственных НИОКР неоконченных результатов научных исследований научно – исследовательских организаций или предприятий Стратегий приобретения лицензий на изобретения Осуществляется приобретение лицензии на освоение нововведения Стратегия отчуждения результатов научно – исследовательской деятельности Корпоративная структура в данном случае становится своеобразным генератором новшеств для последующей продажи

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Модели КИС Направления выбора КИС Рыночная позиция Сильная Приобретение другой фирмой Стратегия следования за лидером Интенсивное НИОКР, технологическое лидерство Благоприятная Рационализация ?Поиск выгодных сфер приложения технологии Слабая Ликвидация бизнеса РационализацияОрганизация рискового проекта Слабая БлагоприятнаяСильная Технологическая позиция

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ Модели инновационных стратегий Разработка КИС осуществляется на основе анализа ключевых экономических факторов (KIF), характеризующих состояние корпорации с учетом результатов анализа эффективности всех бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий. Основные принципы разработки КИС: Диверсификация выпускаемой продукции (услуг, работ) Сочетание в портфеле продукций, совершенствуемых в результате внедрение различных видов инноваций Повышение качества изделий и ресурсосбережение за счет НИОКР Развитие международной интеграции и кооперирования Повышение качества корпоративного управления и корпоративной культуры Основой для выработки рекомендаций по инновационным стратегиям (и соответствующей ей инвестиционной политики – планирование вложения ресурсов) служат результаты научно – технического прогнозирования.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Корпоративный инновационный проект (КИП) КОРПОРАТИВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ (КИП) – комплект проектной документации по реализации взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам и исполнителям научно- исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, обеспечивающих увеличение стоимости корпорации. БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КИП: работы – трудовые процессы, направленные на достижение результатов и требующие необходимы затрат времени и ресурсов. Примерами работ являются производство, НИР, решения, отчеты, поставки; ресурсы – совокупность объектов, необходимых для выполнения работ. Различают человеческие, материальные и информационные ресурсы; результаты – продукты деятельности, воплощающие цели проекта. Рассматривают материальные и нематериальные результаты, прямые и косвенные, промежуточные и окончательные; риски – потенциальные последствия возмущений, вызванных влиянием окружающей среды. Данные элементы взаимосвязаны: ресурсы используются для выполнения работ, плодами которых являются результаты, содержащие субстраты ресурсов; риски воздействуют на ресурсы, работы, результаты. СТРУКТУРА КИП обеспечивает средства достижения его цели. К средствам относятся: объекты, управленческие решения, документация, мероприятия, политика приоритетов, сроки. 53

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 54 ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КИП: Высокая степень неопределенности параметров проекта (сроков достижения намеченных целей, предстоящих затрат, будущих доходов) уменьшает достоверность предварительной экономической оценки и предполагает применение дополнительных критериев оценки и отбора. Инновационный проект ориентируется на долгосрочные результаты, что требует создания надежной базы прогнозирования и тщательного учета фактора времени в экономических расчетах. Участие высококвалифицированных специалистов, творческих работников, уникальных ресурсов требует тщательной разработки отдельных этапов проекта. Существует высокая вероятность получения неожиданных и представляющих потенциальную коммерческую ценность побочных результатов исследований. Это предопределяет дополнительные требования к гибкому управлению инновационным проектом, способности к быстрому вхождению в новые отрасли бизнеса, рынки и т.д. 6. КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Корпоративный инновационный проект (КИП) 54

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Корпоративный инновационный проект (КИП) 55 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА (ЖЦП) – интервалы времени между появлением проекта и моментом окончания его реализации (начало проекта – момент зарождения идеи, окончание проекта – достижение проектом заданных результатов). ЖЦП ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ СТАДИИ: Инициация – Идея: инициация проекта при возникновении и отборе идеи, научно-исследовательская работа – НИР, макет, концепция новшества. Разработка – Модель: разработка новшества (ОКР, разработка технологии, метода), документальное оформление новшества, создание опытных образцов и проведение испытаний, правовая защита новых решений. Реализация – Производство: реализация идеи и создание (производство) новшества. Распространение – Продвижение: диффузия, распространение и распределение новшества – маркетинговая логистика новшества. Потребление – Завершение: потребление новшества, развитие продукта и технологии, завершение проекта.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Сопоставление жизненных циклов инновации и инновационнойго проекта 56 а) Стадии ЖЦ инновации (новшества) 1 стадия 2 стадия (этапы 3-6) СОЗДАНИЕ НОВШЕСТВА 3 стадия 4 стадия (этапы 1-2) ЗАРОЖДЕНИЕ и КОНЦЕПЦИЯ ИДЕИ новшества (этапы 3-4) СОЗДАНИЕ- РАЗРАБОТКА новшества (этапы 5-6) СОЗДАНИЕ- ПРОИЗВОДСТВО новшества (этапы 7-9) РАСПРОСТРАНЕНИЕ новшества ПОТРЕБЛЕНИЕ новшества б) Стадии ЖЦ инновационнойго проекта 1 стадия 2 стадия 3 стадия 4 стадия 5 стадия ИНИЦИАЦИЯ- ИДЕЯ: возникновение и отбор идеи, концепция новшества РАЗРАБОТКА- МОДЕЛЬ: документальное оформление новшества (ОКР, технологии, методы) РЕАЛИЗАЦИЯ- ПРОИЗВОДСТВО: создание (производство) новшества РАСПРОСТРАНЕНИЕ- ПРОДВИЖЕНИЕ: маркетинговая логистика новшества ПОТРЕБЛЕНИЕ- ЗАВЕРШЕНИЕ: диффузия и развитие новшества, завершение проекта

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Схема бизнес-системы КИП 57

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Содержание инновационнойго проекта по видам инноваций 58 п/п Вид инновации Содержание проекта 1Управленческие инновации (стратегии) Пакет документов, отражающих мероприятия по структурированию бизнеса, вертикально и горизонтальной интеграции, компьютеризации бухгалтерских управленческих функций, маркетингу новой продукции 2Инновации-продукты Пакет документов, отражающих мероприятия по закупкам нового оборудования, выпуску нового ассортимента продукции, повышению уровня переделов, структурированию исследовательских подразделений 3Инновации-процессы Пакет документов, отражающих мероприятия по созданию корпоративных научных центров и венчурных фондов, стратегических альянсов с мировыми лидерами хайтека, диверсификации активов в направлении высокотехнологичных сегментов рынка, активной патентно-лицензионной политики (технологии)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 59 КОРПОРАТИВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ 2. РЕСУРСЫ Человеческие ресурсы. Информационные ресурсы. Материально- технические ресурсы. 3. ФИНАНСЫ Коммерциализация. Бизнес- план. Инвестиции и бюджет. 4. ПРОЕКТНАЯ КОМАНДА Информационные технологии. АСТПП, САПР и знания 5. ОРГМЕХАНИЗМ Технология, организационная структура, информационно- коммуникационная система, подготовка кадров и культура и др. 6. УПРАВЛЕНИЕ и ИЗМЕНЕНИЯ Общие, специальные и проектные функции. Координация и мотивация. 7. БИЗНЕС-СРЕДА Специальные, общие и проектные функции. 8. ВРЕМЯ план-контроль. Сетевая модель. Сроки и контроль. 9. КАЧЕСТВО Проект. Продукт. 10. СТОИМОСТЬ Проект. Продукт. 1. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ Спрос. Идеи. НИОКР. Производство. Матричный анализ конкурентных позиций. 6. КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Структура корпоративного инновационнойго проекта 59

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Классификация инновационных проектов 60 п/п Признак классификации Вид инновационных проектов 1Период реализации Долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные 2Уровень решений Федеральные, президентские, региональные, отраслевые, организационные (проект корпорации) 3Тип инновации Проекты по разработке нового продукта или новой технологии, по созданию новой структуры управления, по использованию нового источника сырья, по формированию нового сегмента рынка и т.п. 4Вид потребности Проекты по формированию новых потребностей и по удовлетворению существующих 5Характер целей проекта Конечные и промежуточные

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 61 СТРУКТУРА БИЗНЕС ПЛАНА КИП: Резюме. Бизнес-идея (инновационный замысел), описание инновационнойго продукта, сбор и анализ информации о продукции и услугах). Описание рынка сбыта. Конкуренция на рынке. Стратегия маркетинга. Определение потребности в ресурсах и способов обеспечения. Расчет потребного каптала и источников финансирования, краткая информация о финансовом плане. Направленность и масштаб проекта, расчет эффективности проекта. Организационная структура, обеспечивающая успешный ход выполнения проекта. Риски и гарантии. Приложения. 6. КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Корпоративный инновационный проект (КИП) 61

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Гистограмма изменения затрат на создание инновации-продукта по стадиям жизненного цикла 62 Стадии жизненного цикла

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Система критериев оценки инновационнойго проекта 63 Наименование критерия Отн. вес критерия Качественные уровни критерия Оценка уровня в баллах Степень соответствия рыночной и инновационнойй стратегиям корпорации 0,5 1.1 Совместимость проекта с текущей рыночной стратегией 1.2 Совместимость проекта с инновационнойй стратегией 1.3 Соответствие проекта принятой политике в области неопределённости и риска 3,1 ÷ 5,0 2,1 ÷ 3,0 1,0 ÷ 2,0 2. Уровень научных исследований (коэффициент новизны) 0,1 2.1 Улучшение второстепенных характеристик, не являющихся определяющими для конкретного проекта 2.2 Улучшение основных технических характеристик, являющихся определяющими для конкретного проекта 2.3 Получение инновации-продукта, обладающей более высокими основными техническими характеристиками среди аналогичных известных видов продуктов 1,0 ÷ 2,4 2,5 ÷ 3,9 4,0 ÷ 5,0 Таблица 6.13

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 64 Система критериев оценки инновационнойго проекта Продолжение таблицы Уровень опытно- конструкторских работ (коэффициент прогрессивности) 3.1 Научно-технический уровень оцениваемого проекта ниже показателей базового продукта 3.2 Научно-технический уровень оцениваемого проекта соответствует показателям базового продукта 3.3 Научно-технический уровень оцениваемого проекта превышает показатели базового продукта 1,0 ÷ 2,4 2,5 ÷ 3,9 4,0 ÷ 5,0 4. Уровень отраслевого производства 0,1 4.1 Согласованность проекта с имеющимися мощностями предприятия 4.2 Уровень безопасности производства при проведении работ по проекту 2,1 ÷ 5,0 1,0 ÷ 2,0 5. Уровень потребности в инновациях 0,5 5.1 Соответствие проекта определённым потребностям рынка 5.2 Возможность будущих разработок продукта и дальнейшее применение внедряемой технологии 1,0 ÷ 3,0 3,1 ÷ 5,0 6. Уровень инвестирования 0,2 6.1 Соответствие источников и объёмов финансирования с прогнозом необходимости финансовых затрат, требующихся для разработки проекта 1,0 ÷ 5,0 7. Уровень инновационнойго риска 0,2 7.1 Вероятность научно-технического успеха 7.2 Вероятность коммерческого успеха 1,0 ÷ 3,0 3,1 ÷ 5,0

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Корпоративный инновационный портфель (КИПр) КОРПОРАТИВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОРТФЕЛЬ (КИПр) – совокупность инновационных проектов и других работ, объединенных вместе с целью эффективного управления для достижения стратегических инновационных целей корпорации. КОРПОРАТИВНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА (КИПм) – совокупность связанных друг с другом инновационных проектов, управление которыми координируется для достижения преимуществ в степени управляемости, недопустимых при управлении ими по отдельности. Программа требует применения специальных методов координации и мультипроектного управления, обеспечивающих достижение общей цели программы при соблюдении заданных ограничений и условий её выполнения. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ корпорации выражаются, как правило, через инновационные портфели. 65

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Корпоративный инновационный портфель (КИПр), продолжение ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ КИП является увеличение ценности портфеля на основе анализа инновационных проектов и своевременного исключения проектов, не соответствующих стратегическим задачам портфеля, а также эффективное использование ресурсов портфеля. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КИП: вид производственных инноваций (базисных, улучшающих и управленческих); интегральный экономический эффект (NPV) инновационнойго проекта и портфеля (отделения) в целом; средняя прогнозная (ожидаемая) доходность (ставка сравнения, RD); научно-технический уровень (НТУ) отдельного инновационнойго проекта и портфеля в целом; инновационный риск (в том числе научно-технический и коммерческий (функциональный) по проекту в целом); общая прогнозная стоимость инновационнойго проекта и портфеля (отделения) в целом (с выделением стоимости дефицитных ресурсов); 66

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ И ПРОГРАММАМИ (КСУИП) Структура корпоративного инновационнойго портфеля 67

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 68 КОРПОРАТИВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ РИСК (КИР) – потенциальное событие (или стечение обстоятельств) в будущем которое может оказать существенное влияние на недополучение доходов или появление дополнительных расходов в результате инновационнойй деятельности. КИР в узком смысле определяется как измеряемая вероятность недополучения (превышения) прибыли от внедрения инноваций (продуктов, процессов, стратегий). ОБЪЕКТЫ КИР – характеризующие состояние инновационнойго процесса переменные, значения которых важны для последующей его реализации (научно–технический уровень, жизненный цикл, ликвидность, доходность и т.п.) ФАКТОРЫ КИР – переменные внешней и внутренней среды корпорации, изменение которых влияет на объект КИР. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ – неполнота или неточность (ххх) от уровня реализации инновационнойго процесса, в том числе связанных с ними затратами и результатами. СИТУАЦИЯ КИР – разновидность ситуации неопределенности, когда (ххх) событие вероятно и может быть определенно. 7. КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Экономическое содержание КИР

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 69 Корпоративный инновационный риск Существование возможности получения как прибылей, так и убытков корпораций Наличие ценностей инновационнойй деятельности корпорации Вероятностный характер ожидаемых результатов инновационнойй деятельности Наличие альтернативных вариантов достижения инновационных целей Неопределенность будущего 7. КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Характеристика корпоративного инновационнойго риска

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ 70 Неучтенные факторы Модель описания инновационнойго риска Факторы риска Результаты НИОКР Результаты ЭОР Ставки по кредитам Объем спроса (новые товары, новая технология) Цены на новые товары Инфляция Курсы валют Объекты риска Научно-технический уровень продуктов и процессов Выручка, прибыль Капитализация Текущая ликвидность Жизненный цикл инновации Объекты риска – переменные, характеризующие состояние предприятия, значения которых важны для его функционирования, в силу чего они не должны выходить за определенные пределы Факторы риска – переменные внешней и внутренней среды предприятия, изменение которых влияет на объекты риска Неучтенные факторы – переменные, не включенные в модель оценки риска Риск – неопределенность будущих значений объектов риска ПРИЧИНА ВОЗНИКНОВЕНИЯ 1. Неточности структуры описания 2.Неопределенность, связанная с незнанием будущих значений факторов риска, а как следствие и объектов риска Модель инновационнойго риска 7. КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Логика описания рисков

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Классификация инновационных рисков Инновационные риски Несистематические Систематические Проектные Постадийные При выполнении экспериментально-опытных работ Научно-технические При выборе направлений научных исследований При выборе направлений экспериментальных работ При выполнении эскизного проектирования При выполнении аванпроекта При выполнении технического проектирования При выполнении рабочего проектирования Информационные Коммерческие Организационные Маркетинговые Правовые Финансовые Кадровые Материально- технические Социально-экономические Инфляционные и дефляционные Экологические Валютные Транспортные Имущественные Схема классификации корпоративных инновационных рисков

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Типология КИР Стадия жизненного цикла инновации- продукта Наименование инновационнойго риска Научно-технические риски 1.1 Научно- исследовательские работы Неправильный выбор направлений теоретических научных исследований Неправильный выбор направлений экспериментальных исследований Неполный анализ научно-технической информации Неглубокий анализ патентной чистоты Ошибки в расчетах оптимальных схем компоновки моделей (образцов) продуктов Несовременное изготовление экспериментальных образцов (макетов) Невыполнение необходимых программ испытаний Отсутствие необходимой испытательной и контрольно-измерительной аппаратуры Недостаточный объем работ по доводке моделей (макетов) Некачественное выполнение работ аванпроекта Неполное (ошибочное) технико-экономическое обоснование разработки инновации-продукта Неутверждение заказчиком ОНТД по НИР в целом Примерный перечень инновационных рисков промышленной корпорации. Таблица 7.2.2

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИИ РИСКА (КИС) Диагностика КИС ДИАГНОСТИКА КИС – выявление, актуализация и систематизация всех потенциальных КИС с целью включения их в каталог(перечень) рисков корпорации. ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ КИС: Экспресс – диагностика; Инвентарная – диагностика; Прогноз – диагностика; ЭКСПРЕСС – ДИАГНОСТИКА проводится с целью предварительного и быстрого выяснения потенциальных рисков корпорации и их характеристик. ИНВЕНТАРНАЯ ДИАГНОСТИКА предполагает регулярное выявление и инвентаризацию ранее выявленных рисков, т.е. определение активности и уровня существенности рисков для включения из в каталог(перечень) рисков корпорации для последующей оценки и определения стратегий по их управлению. ПРОГНОЗ – ДИАГНОСТИКА позволяет сформулировать рисковые стратегии для достижения своих целей и развитие корпорации в условиях стремительных изменений макросреды

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИНННВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Диагностика КИР (методы) МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ КИР: Анализ статистических данных; Индивидуальные экспертные методы; Групповые экспертные методы; Сценарный анализ; SWOT – анализ; Gap – анализ; Анализ дерева событий; Мозговой штурм; Метод аналогий; Анализ бизнес – процессов Каждый из перечисленных методов способен дать большое количество информации о рисках, которые должны быть надлежащим образом проанализированы и структурированы. Основные цели такой работы - установить взаимосвязи между отдельными датами, содержащимися в различных источниках.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Элиминирование КИР ЭЛИМИНИРОВАНИЕ КИР – совокупность стратегий, методов и инструментов (способов) минимизации негативных последствий рисков для корпорации. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЭЛИМИНИРОВАНИЯ КИР: доведение, выявление и оценивание рисков до приемлемого для корпорации уровня. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭЛИМИНИРОВАНИЯ КИР: Риски независимы и должны элиминироваться индивидуально; Необходимость поиска компромисса между ожидаемой выгодой и угрозой потерь; Такое избежание(уклонение) от инновационных рисков невозможно; Предполагаемая прибыль от принятия корпоративного риска может значительно превысить корпоративные потери; Избежание одного вида инновационнойго риска может привести к возникновению других классов(подклассов) КИР; Управляемость принимаемыми КИР; Сопоставимость уровня принимаемых рисков с финансовыми возможностями корпорации; Учет временного фактора в управлении КИР.

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Элиминирование КИР (стратегии) СТРАТЕГИЯ ЭЛИМИНИРОВАНИ КИР – долгосрочное направление деятельности корпорации по уменьшению негативных последствий рисков до приемлемого для акционеров уровня. В промышленных корпорациях используются следующие типы корпоративных стратегий элиминирования КИР: Безрисковая стратегия; Стратегия принятия риска; Стратегия превентивного воздействия; Стратегия последующего воздействия; БЕЗРИСКОВАЯ СТРАТЕГИЯ (отказ от риска) предусматривает превращение инновационнойй деятельности (отказ от инновационнойго проекта), вследствие превышения приемлемого для ожидания уровня риска. СТРАТЕГИЯ ПРИНЯТИЯ РИСКА не предусматривает каких-либо специальных действий в отношении КИР. Данная стратегия применяется в случаях, когда уровень риска не превышает приемлемого для акционеров уровня. СТРАТЕГИЯ ПРЕВЕНТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ предусматривает воздействие на причины риска (рискообразующие факторы), применяется в отношении рисков с достаточным уровнем управляемости. СТРАТЕГИЯ ПОСЛЕДУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ предусматривает воздействие на последствия реализации рискового события. Данная стратегия применяется применительно к рискам с низким уровнем управляемости и/или низкой вероятностью реализации (страхование, хеджирование и т.п.)

(с) проф. Швец С.К. Санкт-Петербургский филиал НИУ ВШЭ КОРПОРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ (КИР) Система интегрированного управления корпоративными инновационными рисками (СИУКИР) Основные функции СИУКИР: Разработка и применение единообразных и последовательных подходов к выявлению, оценки и управлению бизнес-рисками Компании, упрощение процедур обмена информацией о рисках по вертикали (управление) и по горизонтали (обмен опытом) Появление у компании возможности задавать и отслеживать качество управления рисками на основе четких и понятных критериев (в том числе с использованием данных бухгалтерского учета и отчетов по технологическим решениям) Оперативное реагирование на возникающие рисковые события, отслеживание изменений внешней и внутренней среды, приводящих к модификации общего профиля рисков Компании Организация целенаправленной деятельности по управлению рисками с целью снижения их до приемлемого уровня либо передачи третьим сторонам (страхование, хеджирование) Установление «единого языка» управления рисками внутри Компании, с возможностью впоследствии обмениваться информацией и опытом В конечном итоге - повышение конкурентоспособности Компании и ее рыночной стоимости посредством повышения эффективности и оптимизации управления бизнес- рисками