Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Выполнил ученик 9 класса: Рыбин Евгений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Выполнил ученик 8 д класса: Клюев Вадим.
Advertisements

Талант сам по себе бесцветен и приобретает окраску только в применении… М. Е. Салтыков - Щедрин ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО.
а а а в а в б Варианты ответов Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 год год) писатель - сатирик. (1826 год год) писатель.
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина 10 класс. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина Творчество Салтыкова- Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы,
1 М. Е. Салтыков-Щедрин 1826 – Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина Жизнь и творчество.
Прокурор общественной жизни М.Е.Салтыков- Щедрин «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными.
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
М.Е.Салтыков-Щедрин ( ) Сказки. терминология «Эзопов язык» - средство борьбы с цензурными гонениями. «С одной стороны, появились аллегории, с.
Очерк жизни и творчества.. Я люблю Россию до боли сердечной… Писатель- сатирик Литературный критик Редактор журнала «Современник», «Отечественные записки»
М.Е. Салтыков-Щедрин Автор: Попова Е.В. библиотекарь СП МСОШ 8, г. Красновишерск г. Красновишерск.
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский 900igr.net.
… Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков-Щедрин. Н.Г.Чернышевский Обличие самодурства, произвола властей в сказке.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) Биография.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков- Щедрин.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин.
Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович ( ). Литературный псевдоним - Щедрин ( ) - прозаик, публицист, критик. Великий русский сатирик Салтыков-Щедрин.
Презентация Горшковой О.А.. История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик»)
В мире «Сказок» Салтыкова - Щедрина Никто не карал наших общественных пороков словом более горьким так, как Салтыков – Щедрин. Н.Г. Чернышевский.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Салтыков-Щедрин (псевдоним – Н. Щедрин) Михаил Евграфович ( ), прозаик.
Сказки (1869 и 1880 – 1886) «Для детей изрядного возраста»
Транксрипт:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Выполнил ученик 9 класса: Рыбин Евгений

(1826 год год)

Известный писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков (псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826 г. в с. Спас-Угол Калязинского у езда Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского, по матери - купеческого рода. Под влиянием социалистических идей пришел к полному отрицанию помещичьего уклада, буржуазных отношений и самодержавия. Первая крупная публикация писателя - "Губернские очерки" ( ), изданные от имени "надворного советника Н. Щедрина". После решительного сближения с социал-демократами в начале 1860-х гг. вынужден был в 1868 г. на время отойти от масштабной деятельности в редакции журнала "Современник" в связи с кризисом демократического лагеря; с ноября 1864 г. по июнь 1868 года занимался провинциальной административной деятельностью последовательно в Пензе, Туле и Рязани. В Туле служил с 29 декабря 1866 г. по 13 октября 1867 г. в качестве управляющего Тульской казенной палатой. Своеобразные особенности характера Салтыкова, проявленные им во время руководства важным правительственным учреждением в Туле, наиболее выразительные черты его личности были запечатлены служившим под его началом тульским чиновником И. М. Михайловым в статье, опубликованной в "Историческом вестнике" в 1902 г. На административном посту в Туле Салтыков энергично и на свой манер боролся с бюрократизмом, взяточничеством, казнокрадством, стоял за интересы низших тульских общественных слоев: крестьян, кустарей-ремесленников, мелких чиновников. В Туле Салтыков написал памфлет на губернатора Шидловского "Губернатор с фаршированной головой". Деятельность Салтыкова в Туле завершилась его удалением из города по причине остроконфликтных отношений с губернским начальством. В 1868 году этот "беспокойный человек" был по повелению императора Александра II окончательно уволен в отставку как "чиновник, проникнутый идеями, не согласными с видами государственной пользы". Продолжая писательскую деятельность, Салтыков открыл 1870-е годы произведением "История одного города", где по предположениям тульских краеведов, в портретной характеристике градоначальника Прыща присутствуют живые черты губернатора Шидловского. Тула и Алексин упоминаются Салтыковым в его произведениях "Дневник провинциала в Петербурге" и "Как один мужик двух генералов прокормил". На тульский практический опыт Салтыков, видимо, опирался в одном из своих "Писем из провинции". Однако краеведы сходятся во мнении, что трудно учесть с документальной точностью, в каких еще щедринских произведениях отразились тульские впечатления. Пребывание Салтыкова-Щедрина в Туле отмечено мемориальной доской на здании бывшей казенной палаты (пр.Ленина,43). Документы о служебной деятельности писателя хранятся в Государственном архиве Тульской области. Тульским художником Ю. Ворогушиным в память о сатирике созданы восемь офортов-иллюстраций к "Истории одного города". Умер М. Е. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге

Знакомство с В.Г.Белинским сыграло важную роль в становлении его общественной позиции. В это же время им были написаны первые повести "Противоречие" и "Запутанное дело", вызвавшие недовольство властей острой социальной направленностью.

Мы очень мало знаем о внутренней жизни Салтыкова - Щедрина за вятские годы. Известны лишь внешние факты. Салтыков преследует взяточников, выступает против административного и помещичьего произвола. Самодержавно- крепостническая Россия казалась тогда несокрушимой и борьба с ней бесплодной.

Смерть Николая I позволили Салтыкову- Щедрину вернуться в Петербург, где своими "Губернскими очерками" он приобрел громкую славу. Не решаясь содержать семью на литературные заработки, Салтыков-Щедрин служил чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел, участвовал в подготовке крестьянской реформы 1861.

Роман История одного города является вершиной его художественного творчества. Несмотря на название, за образом города Глупоза скрывается целая страна, а именно - Россия. Так, в образной форме, Салтыков-Щедрин отражает наиболее ужасные, требовавшие повышенного общественного внимания стороны жизни русского общества.

Личная жизнь, вся обстановка работы сложилась у писателя крайне тяжело. Пошатнулось и его здоровье. В 1884 году царское правительство запретило издание журнала "Отечественные записки". Писатель с большой душевной болью пережил это событие; он вынужден был сотрудничать в чуждых ему журналах. Одиноким Щедрин был и в своей семье. Ни жена, ни дети не разделяли его образа мыслей, не понимали его интересов. 10 мая 1889 года Салтыков-Щедрин умер. Похоронили его в Петербурге, на Волковом кладбище.

Дом, в котором жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин.

Умер М. Е. Салтыков- Щедрин 28 апреля (10 мая) 1889 г. в Петербурге.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова- Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (Медведь на воеводстве, Орел-меценат); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (Коняга, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках Премудрый пескарь, Карась-идеалист, Самоотверженный заяц. М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

«Вяленая в будущее.

«Вяленая вобла» (1884 г.) Писатель трижды пытался напечатать сказку в России, но безуспешно. И лишь в 1906 году удалось ее напечатать в смягченной редакции под заглавие Мала рыбка, а лучше большого таракана Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет!» Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких премудрых пескарей. В сказке показывается процесс вяления, омертвения и опошления душ. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, жить, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.

«Коняга». Большая группа сказок посвящена трагическому положению закабалённого, ограбленного и бесправного народа. Его каторжный труд, плоды которого достаются «пустоплясам», показаны в сказках «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Соседи», «Коняга». Образ Коняги- символ порабощённой родины и истерзанного народа. Жизнь народа- непрерывный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования». Труд превращается в проклятие, в «ноющую боль», лишает жизнь радости. Трудом Коняги живут «пустоплясы». Они могут вести праздную болтовню о причинах несокрушимости и бессмертия Коняги. Выражая мысль либералов о народе, первый из «пустоплясов» объясняет живучесть Коняги его смирением и покорностью: «Понял он, что уши выше лба не растут, что плетью обуха не перешибешь». В противоположность «пустоплясам»- славянофилам и реакционным народникам, которые фальшиво умилялись, видя страдания Коняги, болтали об «идеале труда», Щедрин всеми силами души отвергал сми

« Премудрый пескарь». Страшнее всего, считал Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями некоторой части интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору сатирик и берется своей сказкой «Премудрый пескарь» напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой. Синонимами к слову «премудрый» являются слова умный, мудрый, толковый, разумный, рассудительный, башковитый, мозговитый. Автор называет пескаря премудрым, но смысл в это слово вкладывает бесспорно иронический ( используется прием « анна фриз» – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении.) «Премудрый» в устах автора звучит насмешливо, язвительно. Поначалу автор без особого иронического нажима именует молодого пескаря умным («И отец, и мать у него были умные..», «А у молодого пескаря ума палата была..»). Старый пескарь, умирая, наказывает, как это делают люди: «Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!». Сразу вспоминаются заветы отцов-героев своим детям. Жизненная позиция пескаря до конца не совпадает ни с молчалинской карьеристской («Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить. Слуге его, который чисти платья, швейцару, дворнику во избежания зла, собаке дворника, чтоб ласкова была»), ни с чичиковской («..Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты не был. Всё сделаешь и пришибешь на свете копейкой»), ничего общего и с заветами отца Петра Гринева («Береги платье снову, а честь смолоду»). Главный мотив - предостерегающий, напоминающий о необходимости устраниться от жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о собственной сохранности и благополучии. Пескариная премудрость близка к некоторым ненавистным Салтыкову_ Щедрину житейским изречениям, маскирующим обывательскую мораль: «С сильным не борись», «Уши выше лба не растут». «Наша хата с краю» и другие. Пескарь даже не рискнул жениться, не было у него ни друзей, ни родных. Пескарю, подводящему итог своей жизни, открывается тоскливая истина: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести. ни бесчестия, ни славы, ни бесславия…живут. Даром место занимают да корм едят». Рой вопросов смущает пескаря : « Какие у него были радости? Кого он утешал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нём, кто о его существовании вспомнит?» Близка по своей проблематике к этой сказке и сказка про вяленую воблу. Её жизненное кредо-Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет!» Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких премудрых пескарей. В сказке показывается процесс вяления, омертвения и опошления душ. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, жить, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее. Итак, в сказках содержится важный нравственный урок: трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть. Сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о её смысле. Проблемы, поднимаемые в сказке, будут актуальны во все времена.

«М едведь на воеводстве»(1884 г). Тупые и жестокие администраторы, которые, о чём бы с ними не заговорили, «на одно поворачивали: кровопролитиев.. кровопролитиев.. вот чего нужно», изображены в сказке «Медведь на воеводстве»(1884 г). Рассказывается о царствовании в лесу трех воевод- медведей, различных по своему характеру: злого сменяет ретивый, ретивого добрый. Но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. Топтыгин 1, стремясь оправдать свою репутацию борца с «внутренним супостатом», «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил». Топтыгин 2 « в уныние впал», узнав, что в лесу нет «университета или хоть академии, дабы их спалить». «Коли душу у них, у мерзавцев, за неимением, погубить нельзя, стало быть. Прямо за шкуру приниматься надо!»- восклицает он. Но «злодейство свое выполнить» ему до конца не пришлось: сбежались мужики и уважили его рогатиной. Судьба третьего Топтыгина такая же : «…явились в трущобу мужики- лукаши, и постигла его участь всех пушных зверей». Основной художественный прием в сказках Салтыкова-Щедрина аллегория. И то, что Медведь оказался на рогатине, символично. Это своеобразный призыв народа к борьбе за свои права и свободы.Политический смысл сказки, написанной всего три года спустя после убийства Александра II. Был настолько ясен, что сказка по требованию цензуры была вырезана из журнала «Отечественные записки» и запрещена. Беспощадному осмеянию подвергаются чиновники в « Сказке о ретивом начальнике..». Здесь выводится тип бюрократа- самодура, очень ограниченного и тупого, но до крайности самоуверенного и ретивого. Вся деятельность его свелась к тому, что он «народное продовольствие – прекратил, народное здравие- упразднил, письмена- сжёг и пепел на ветру развеял». В сказке « Богатырь» Щедрин изобразил самодержавие в образе богатыря, сына бабы-яги, который беспробудно проспал в дупле тысячу лет, а народ- в образе дурака Иванушки. За то время, что спал богатырь, многострадальная его сторона «всеми болями переболела», и ни разу богатырь «ни ухом не повел, ни оком не шевельнул, чтобы узнать, отчего земля стоном стонет». Не шелохнулся богатырь и тогда, когда на страну напали «супостаты». Богатырь оказывается мнимым, к тому же насквозь прогнившим: «У Богатыря гадюки туловище вплоть до самой шеи отъели». Во всех сказках заключен хорошо понятный читателю призыв к уничтожению самодержавия.

Значение сказок. «…то, что господин Салтыков называет сказками. Вовсе не отвечает своему назначению: его сказки- та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства…» Из доклада цензора Лебедева. Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок. Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Уже кажется ничего не может вывести из нашей жизни ни премудрого пескаря, ни вяленой воблы, ни медведя на воеводстве и т.д. Так кто же эти герои? Часть нашей русской судьбы или все-таки явление временное?

Всего 32 сказки. Первые сказки- «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»- были напечатаны Щедриным в 1869 г. в журнале «Отечественные записки» г.г.- период политической реакции- написаны остальные сказки. Основные задачи: Обличение пороков. Освещение злободневных вопросов русской действительности. Выражение народных идеалов, идей. Идейно-тематическое содержание сказок. Обличение самодержавия («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»). Обличение господствующего класса («Дикий помещик»). Обличение бездеятельных либералов и обывателей («Премудрый пескарь», «Либерал», «Карась- идеалист»). Показ положения угнетенного народа («Коняга», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Особенности щедринских сказок. Жанр политической сказки. Соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический, бытовой. Использование сатирических приёмов: гротеск, гипербола, сарказм. Фольклорные традиции (сказочные зачины, фольклорные образы, сюжеты, пословицы, поговорки,традиционные амплуа). Афористичность языка. Многие написаны в жанре животного эпоса. Нет положительных героев. Язык сказок. Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (Медведь на воеводстве, Орел-меценат); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (Коняга, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках Премудрый пескарь, Карась-идеалист, Самоотверженный заяц. М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!