Характеристика нарушений при умственной отсталости (УО) Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Advertisements

Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим поражением коры головного.
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. * Олигофренопедагогика * ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) * это педагогическая наука о воспитании.
Возрастные особенности детей школьного возраста. Младший школьный возраст.
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны.
Познавательная деятельность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Психологические особенности детей с синдромом Дауна Педагог-психолог ЦПМПК Ленкова А.С.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Видеосюжет Норма и отклонения в развитии ребенка Критерии нормальности: Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Норма – средняя величина чего-либо.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа- детский сад 1» г.Черемхово Психологические.
Транксрипт:

Характеристика нарушений при умственной отсталости (УО) Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие поражения головного мозга (ЦНС)

Этиология УО (по Сухаревой Г.Е., 1956) Первая группа – неполноценность генеративных клеток родителей, наследственные заболевания родителей, патология эмбриогенеза Вторая группа – патология внутриутробного развития (воздействия инфекций – вирусные, микробные; интоксикаций, травм; повышенная радиоактивность атмосферы) Третья группа – родовая травма и постнатальное поражение ЦНС

Диагностические критерии УО 1) Клинический (наличие органического поражения головного мозга) 2) психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности) 3) педагогический (низкая обучаемость)

Характеристика нарушений при умственной отсталости (УО) Олигофрения Раннее, обычно внутриутробное недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными влияниями или различными повреждающими факторами окружающей среды, действующими в период внутриутробного развития плода, во время родов и в течение первого года жизни. Деменция Распад более или менее сформированных интеллектуальных и других психических функций, т.е. при деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект. Признаки деменции – выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации.

Степени УО МКБ – 9 1) дебильность – легкая УО; 2) имбецильность – глубокая УО; 3) идиотия – наиболее тяжелая, глубокая УО МКБ – 10 Психическая норма – Легкая степень УО (85%) Умеренная степень УО – (10%) Тяжелая степень УО (4%) Глубокая степень УО- 20 и ниже (1%)

Особенности эмоциональной сферы повышенная возбудимость или, наоборот, инертность; трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности с трудом формируются высшие чувства настроение, как правило, неустойчивое поведение крайне непоследовательное, случайное, поступки недостаточно целенаправленны, импульсивны, отсутствует борьба мотивов УО ребенок бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться

Нарушения в физическом развитии Дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов Психомоторное недоразвитие проявляется в непродуктивности и недостаточности последовательных движений, в двигательном беспокойстве, суетливости, движения бедны, угловаты

Личность Низкий уровень осознанности мотивов, мотивы бедны и ситуативныйй Ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей Отмечается слабая дифференцированность в развитии межличностных отношений, со 2 класса начинают складываться отношения, основанные на личных симпатиях, но они еще избирательны и ситуативныйй На систему межличностных отношений влияет состояние ребенка, дефект умственного и физического развития Формирование самооценки запаздывает – в среднем звене наиболее адекватна

Внимание Внимание – это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности Внимание является базовым психическим процессом, «питающим» все другие психические функции и виды деятельности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мышления и воображения

Внимание Непроизвольное внимание УО Сопровождается чрезмерной отвлекаемостью. Причем у одних детей через мин работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность, другие становятся вялыми и пассивными. Произвольное внимание УО Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств УО детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Это обнаруживается в таком поведении ребенка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик. Требуются большие усилия для привлечения внимания, фиксации, оно нестойкое, легко истощается. Это создает УО ребенку большие трудности и препятствия при овладении школьной программой, элементами самообслуживания.

Внимание У так называемых возбудимых олигофренов особенно резко проявляется отвлекаемость, двигательная расторможенность, в то время как у заторможенных детей эти черты выражены в меньшей мере С возрастом, у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объем произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально развивающимся сверстникам

Ощущения и восприятие Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление об окружающем и себе самом. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями,, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов. УО детям значительно больше времени требуется, чтобы воспринять предлагаемый материал, с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, медленный темп узнавания букв, цифр Им трудно различать объекты мало различающиеся по цвету, величине, форме

Ощущения и восприятие Для УО учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением Отмечается узость объема восприятия, УО ребенок видит лишь тот объект, который в поле его зрения Не улавливают смысла в сложных сюжетных картинках Трудности восприятия пространства Сложным является восприятие времени

Память Обучение УО детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте.

Память Объем запоминаемого детьми с УО материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают УО дети. Точность и прочность запоминания детьми и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях. Память УО отличается замедленностью, непрочностью, неточностью воспроизведения, информация быстро забывается Неразвито логическое опосредованное запоминание, в то же время механическая память может оказаться сохранной

Память Слабость памяти УО проявляется в трудностях не столько получения, сохранения, сколько ее воспроизведения Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности Воспроизведение УО носит бессистемный характер, характерная особенность – привнесение того, что не было при запоминании, трудности при воспроизведении словесного материала Свойственна эпизодическая забывчивость – она связана с переутомлением н.с., из-за общей ее слабости Чаще наступает состояние охранительного торможения, поэтому очень важно соблюдать режим дня и отдыха Большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях

Память Важно модифицировать повторения, устанавливая таким образом разнообразные связи между новым и уже известным детям материалом. Определенную помощь при запоминании может оказать смысловая группировка материала, а также соотнесение слов с соответствующими картинками или другим наглядным материалом.

Мышление Мышление представляет собой обобщенное, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень. МЫШЛЕНИЕ Наглядно-действенное Наглядно-образное Словесно-логическое

Мышление УО Конкретное, непоследовательное, стереотипное, некритичное сложность понимания причинно-следственных связей УО ребенок не планирует свою активность по этапам, не пытается заранее предвосхитить последствия своих действий, при этом он может хотеть стать учителем, врачом, летчиком, не учитывая своих возможностей не может самостоятельно оценить свою работу характерны сниженная активность, тугоподвижность мыслительных процессов УО дети обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без плана действия Физиологической основой недоразвития мышления является нарушение аналитико-синтетической деятельности коры полушарий г.м., недоразвитие второй сигнальной системы и ее взаимодействия с первой сигнальной системой

Мышление УО Анализ предметов проводят бессистемно, пропуская важные свойства Не умеют выделять главное в предметах, сравнение по несущественным признакам Затрудняются находить сходное и различное в предметах и явлениях Не понимают своих неудач, довольны собой и своей работой

Легкая степень УО В большинстве случаев легкой УО возможно трудоустройство, требующее практической деятельности, включая неквалифицированный и ручной полуквалифицированный труд Лица с легкой УО овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи, вышивальщицы и т.д. Однако, в связи с эмоциональной и социальной незрелостью, может проявиться неспособность справляться с требованиями, связанными с брачной жизнью или воспитанием детей или затруднениями в адаптации к культурным традициям и нормам.

Система обучения детей с нарушением интеллекта Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на результатах диагностического обследования.

УО дети Ставят перед собой невысокие цели и довольствуются минимальным успехом, хотя могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Например, если ребенок считается отстающим, взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели Развитие отношения к учению у детей с УО происходит медленно и неустойчиво Педагогическая оценка является фактором формирования положительного отношения к учению, если уч-ся правильно понимают содержание оценки и критерии оценивания Доброжелательное отношение педагогов к ученикам – одно из условий, формирующих положительную учебную направленность учеников

Организационные формы работы с родителями Лекционно-просветительская; Консультативно-рекомендательная; Обучение родителей навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком; Проведение круглых столов, конференций, детских праздников.

Основные направления коррекционно- педагогического процесса Главной целью коррекционного обучения является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств