ЛЕКЦИЯ 2 1. Общие положения о стандартах 2. Стандарты в области программного обеспечения 3. Жизненный цикл ПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Жизненный цикл программного обеспечения Лекция 4.
Advertisements

Разработка и стандартизация программных средств и информационных технологий Тема:СТАНДАРТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ.
Жизненный цикл программного обеспечения Подготовил студент 1 курса Лось Павел.
2 Основным понятием программной инженерии является понятие жизненного цикла ПО. Жизненный цикл ПО (software lifecycle) – это период времени, который начинается.
Учебный курс Стандартизация и сертификация программного обеспечения Лекция 7 доктор технических наук, профессор, проректор по информатизации, заведующий.
РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Дисциплина «Технология разработки программного обеспечения» Тема 1 « Основы разработки Тема 1 « Основы разработки программного продукта » программного.
«Как обеспечить комплексный подход к реализации проектов по обеспечению ИБ». Курило Андрей Петрович Банк России "Информационная безопасность бизнеса и.
Система сертификации УкрСЕПРО План лекции 1. Нормативные документы по сертификации 2. Перечень основных документов 3. Цель и принципы построения УкрСЕПРО.
Информационная система управления – это «совокупность информации, экономико- математических методов и моделей, технических, программных, других технологических.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
Система сертификации УкрСЕПРО План лекции 1. Нормативные документы по сертификации 2. Перечень основных документов 3. Цель и принципы построения УкрСЕПРО.
Задачи решаемые EPCM командой Июль 2009 г.. Термины и определения EPCM (EPCM = Engineering Procurement Construction Management - управление проектированием,
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
ТЕМА 2. Основы методологии проектирования ИС Лекция 4. Стандартизация в области проектирования ИС. Жизненный цикл ИС.
ТЕМА 1. Основные методологические аспекты проектирования информационной системы. Лекция 4. Стандартизация в области проектирования ИС. Жизненный цикл ИС.
ТЕМА 4. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ КАЧЕСТВА 1. Понятие и цели стандартизации. Экономические проблемы стандартизации 2. Государственное управление стандартизацией.
Основы управления информационными системами Стандарты жизненного цикла ИС.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ СТРАТЕГИИ CALS В. Н. Теплинский Россия, Санкт-Петербург, Военно-медицинская академия.
РАЗРАБОТКА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Транксрипт:

ЛЕКЦИЯ 2 1. Общие положения о стандартах 2. Стандарты в области программного обеспечения 3. Жизненный цикл ПО

Внутрифирменные (внутрикорпоративные) стандарты - регламентируют порядок оформления документации, приказов и технической литературы внутри компании, пользовательский интерфейс разрабатываемых приложений (например, запрет на использование некоторых элементов интерфейса), стиль программирования, спецификацию модулей, имена используемых переменных, таблиц баз данных (БД). Имеют узкую сферу полномочий (одна или несколько фирм), но играют большую роль, т.к. они абсолютно конкретны.

Международные организации, разрабатывающие стандарты

Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO). Стандартизация во всех областях, кроме электротехники и электроники. Международная электротехническая комиссия (МЭК) - International Electrotechnical Commission (IEC). Стандартизация в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Объединенный технический комитет (JTC1). Предназначен для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области ИТ и их расширений для конкретных сфер деятельности.

Национальные организации, разрабатывающие стандарты Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности.

Утверждает стандарты Американский национальный институт стандартов и технологий (NIST) Разрабатывают федеральные стандарты авторитетные организации, аккредитованные NIST. В их числе: Американское общество по контролю качества (ASQC) Американское общество инженеров-механиков (ASME) Институт инженеров по электротехнике и электронике (IEEE) и др. В США

К первому практическому занятию (15.09) изучить материал из учебника Благодатских и др. «Стандартизация разработки программных средств» - Глава 1 Общие положения о стандартах (стр. 9 – 55).

Стандарты в области программного обеспечения

Стандартизация - принятие соглашения по спецификации, производству и использованию аппаратных и программных средств вычислительной техники; установление и применение стандартов, норм, правил и т.п. Стандарты межпрограммного интерфейса, например OLE (Object Linking and Embedding связывание и встраивание объектов) Стандарты на пользовательский интерфейс GUI (Graphical User Interface). Стандарт ISO/ IEC 12207

Стандарт на организацию ЖЦ Стандарты обеспечения качества Стандарты надежности Стандарты разработки ПО Стандарты тестирования Стандарты документирования Стандарты интерфейса Стандарты программирования Стандарты обмена данными И др.

Программная инженерия (software engineering) определяется, с одной стороны, как совокупность инженерных методов и средств создания ПО а, с другой стороны, как дисциплина, изучающая применение строгого систематического количественного (т.е. инженерного) подхода к разработке, эксплуатации и сопровождению ПО.

В основе программной инженерии лежит фундаментальная идея: проектирование ПО является формальным процессом, который можно изучать и совершенствовать. Освоение и правильное применение методов и средств создания ПО позволяет повысить его качество, обеспечить управляемость процесса проектирования ПО и увеличить срок его жизни.

Нормативно-методическое обеспечение (HMО) Эти документы регламентируют: порядок разработки, внедрения и сопровождения ПО; общие требования к составу ПО и связям между его компонентами, а также к его качеству; виды, состав и содержание проектной и программной документации.

Все входящие в состав НМО документы классифицируются по следующим признакам: виду регламентации (стандарт, руководящий документ, положение, инструкция и т.п.); статусу регламентирующего документа (международный, отраслевой, предприятия); области действия документа (заказчик, подрядчик, проект); объекту регламентации или методического обеспечения.

Нормативной базой НМО являются международные и отечественные стандарты в области информационных технологий и прежде всего: международные стандарты ISO/IEC (ИСО/МЭК); стандарты Российской Федерации ГОСТ Р; стандарты организации-заказчика.

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПО ЖЦ ПО определяется как период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.

Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995 «Information Technology - Software Life Cycle Processes». Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО (его российский аналог ГОСТ Р ИСО/МЭК введен в действие в июле 2000 г.).

В данном стандарте процесс определяется как совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих некоторые входные данные в выходные. Каждый процесс характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными, полученными от других процессов, и результатами.

Организационные процессы Управление проектами Создание инфраструктуры проекта Усовершенствование ЖЦ Обучение Основные процессы Приобретение Поставка РазработкаЭксплуатация Сопровождени е Вспомогательные процессы Документирование Обеспечение качества Управление конфигурацией Разрешение проблем Верификация АттестацияСовместная оценка Аудит

Процесс приобретения (acquisition process) состоит из действий и задач заказчика, приобретающего программное средство. Процесс приобретения Инициирование приобретения Определение заказчиком потребностей Анализ требований к системе Принятие решения о приобретении Проверка необходимых документов Подготовка плана приобретения Подготовка заявочных предложений Требования к системе Перечень программных продуктов Условия и соглашения Технические ограничения Подготовка и корректор. договора Определение процедуры выбора поставщика Выбор поставщика Подготовка договора Внесение изменений в договор Надзор за деятельностью поставщика Приемка и завершение работ

Процесс поставки (supply process) охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Процесс поставки Инициирование поставки Подготовка ответа на заявочные предложения Подготовка договора планирование Выполнение и контроль Проверка и оценка Поставка и завершение работы

Процесс разработки (development process) предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПС и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформления проектной и эксплуатационной документации подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, необходимых для организации обучения персонала и т.д.

Подготови- тельная работа Проекти- рование ПС Детальное проектирование ПС Кодирование ПС Интеграция ПС Интеграция системы Квалификационное тестирование ПС Тестирование ПС Установка ПС Приемка ПС Анализ требований к системе Проектирование архитектуры системы Анализ требований к ПС

Процесс эксплуатации (operation process) охватывает действия и задачи оператора – организации, эксплуатирующей систему. Процесс эксплуатации Поддержка пользователей Эксплуатация системы Эксплуатационное тестирование Подготовительная работа

Процесс сопровождения (maintenance process) предусматривает действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией (службой сопровождения). Данный процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта и соответствующей документации, вызванных возникшими проблемами или потребностями в модернизации либо адаптации ПС. В соответствии со стандартом IEEE–90 под сопровождением понимается внесение изменений в ПС в целях исправления ошибок повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.

Процесс сопровождения Модификация ПО Проверка и приемка Перенос ПО в другую среду Снятие ПО с эксплуатации Анализ проблем и запросов на модификацию ПО Подгото- вительная работа

Взаимосвязь между процессами ЖЦ ПО