Мировые информационные ресурсы 1. РОЛЬ ИР В ПЛАНИРОВАНИИ И ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
Планирование и оперативное управление в деятельности предприятия
Возможности предприятия это ресурсы предприятия. К основным из них относят: финансовые ресурсы; технико-технологические ресурсы; кадровые ресурсы; правовые ресурсы; интеллектуальные ресурсы; информационные ресурсы; ресурсы по обеспечению безопасности.
Основой при разработке стратегии развития предприятия является объективный анализ внешней среды. Основными составляющими внешней среды являются: общее состояние мировой экономики; общее состояние российской экономики; состояние отраслевых рынков; состояние рынков отдельных видов продукции и услуг.
Изучение спроса Исследование емкости рынка Исследование требований покупателя к товару и уровня покупательской способности Анализ перспектив развития рынка
Изучение предложения Изучение предложения Исследование возможностей увеличения предложения за счет импорта, экспорта и изменения запасов Изучение и оценка деятельности фирм- конкурентов Изучение и оценка деятельности фирм- конкурентов Исследо- вание производства товаров на мместном рынке Анализ перспектив развития, производства и обновления продукции
Иссле- дование условий работы на рынке Иссле- дование условий работы на рынке Изучение условий движения товаров Исследов ание возможности производства товара на местном рынке Изучение форм и методов торговли и коммерческой практики Анализ перспектив развития, производства и обновления продукции Исследо- вание возможных каналов распре- деления товара
Исследо- вание потенциальных возможностей фирмы Анализ хозяйственной деятельности Анализ конкурентоспособности продукции Анализ конкурентоспособности фирмы Анализ конкурентоспособности фирмы
Изучение и анализ этих элементов внешней среды проводится как маркетинговое исследование соответствующими аналитическими структурами фирмы или консалтинговыми Агентствами. Документальным отображением предлагаемой или выбранной стратегии развития деятельности предприятия является бизнес-план или технико- экономическое обоснование.
Бизнес-план выполняет для фирмы, предприятия ряд важнейших функций: обоснование для руководства фирмы, предприятия правильности выбранной стратегии; является одним из основных документов, на основании которых банки рассматривают возможности выдачи кредита фирме; позволяет фирме, предприятию привлечь потенциальных партнеров, которые могут внести свой вклад в реализацию стратегии фирмы, предприятия.
БИЗНЕС-ПЛАН И ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Бизнес-план представляет собой достаточно сложный документ, включающий в себя описание компании, ее потенциала, оценку внутренней и внешней среды бизнеса, конкретные данные о развитии фирмы.
Раздел бизнес-плана Анализ рынка Внешняя информация Информация о емкости рынка, сегментации рынка; экономических, научно-технических, демографических, экологических факторах; законодательстве Информация, которую необходимо получить для разработки различных разделов бизнес-плана
Раздел бизнес-плана Производ- ственный план Внешняя информация Информация о возможных поставщиках сырья, оборудования, материалов, комплектующих изделий; о технологиях, лицензиях, необходимых для производства
Раздел бизнес-плана Анализ рынка Внешняя информация Статистические данные Финансовая информация Прогнозы дальнейшего развития Ставки кредитов Цены на электроэнергию, воду, сырье, труд Налоговое законодательство Курс валюты Раздел бизнес-плана Финансовый план и стратегия финансирования Внутренняя информация Исходный баланс Прямые и косвенные издержки на производство Показатели сбыта Показатели производственной деятельности Стоимость основных фондов Оборотные средства Текущая финансовая информация
Внешняя информация Раздел бизнес-плана План маркетинга Внутренняя информация Информация о возможных конкурентах, их слабых и сильных сторонах, их доли рынка, маркетинговых средствах - исследование цен - изучение конкурентов -исследование товародвижения и продаж Информация о ценах на аналогичную продукцию, о поведении и реакции потребителей относительно цены товара Информация о возможных посредниках, продавцах, транспортных фирмах Затраты на разработку, производство
Раздел бизнес-плана Оценка и страхование риска Внешняя информация Состояние банковских структур, их репутация Информация об оценке надежности всех, с кем предприятие предполагает иметь деловые отношения Курсы валют Политическая и экономическая ситуация в стране Криминогенная обстановка в стране Возможные страховые компании, их репутация
Раздел бизнес-плана Правовое обеспечение деятельности фирмы Внешняя информация Правовая система в части: - налоговой системы - законов, предохраняющих от загрязнения окружающую среду - патентной защиты - правил, определяющих порядок регистрации торговой марки и проведения рекламной кампании - основных прав потребителей и системы их защиты Информация о лицензиях, необходимых для производства
Внешнеэкономическая деятельность и выявление требований к информационному обеспечению
Прежде чем принять решение о стратегии выхода предприятия на международный рынок, предприниматель должен провести маркетинговые исследования, т.е. собрать информацию: О структуре, объеме и ожидаемой выгодности потенциальных рынков; О характеристике мест, в которых покупатели предпочитают покупать тот или иной товар; О характеристике фирм-конкурентов, которые уже работают на этом рынке; О бизнес-методах, принятых в разных странах.
Рыночное исследование может охватывать мировой товарный рынок, страховой отраслевой рынок или его определенный сегмент (сектор), внутренний (местный) или иностранный рынок.
Для успешного ведения внешнеэкономической деятельности необходима следующая информация:
Область исследования Необходимая информация Анализ спроса- уровень покупательской способности населения - требования к товару - уровень дохода населения - статистическая информация о потреблении товара за исследуемый период
Область исследования Необходимая информация Анализ предложения - статистические показатели по отрасли - структура предприятия - уровень цен на товары различных моделей - доли рынка крупных фирм - их производственные возможности - перспективы развития предприятия - состояние и тенденции развития соответствующего мирового товарного рынка
Область исследования Необходимая информация Анализ перспектив развития рынка - информация из прессы о перспективах развития рынка - оценки дальнейшей структуры потребительского спроса - информация о колебаниях рыночных цен - информация о состоянии основных представителей отрасли
Область исследования Необходимая информация Изучение и оценка деятельности на рынке фирм- конкурентов - объемы продаж выпускаемой продукции - доля фирм-конкурентов в общем объеме продаж - информация о выпускаемых товарах - виды и объем услуг, виды транспортировки маркетинговая деятельность конкурентов финансовое положение фирм - коммерческие условия сделок - научно- технический потенциал и достижения конкурентов
Область исследования Необходимая информация Изучение фирм- покупателей интересующего товара на рынке возможные покупатели - доля потребления конкретного товара - поставщики потребляемой фирмой продукции - производственные мощности и перспективы их расширения - размер издержек сбыта - примерный размер квот каждой фирмы в реализации товаров на рынке
Область исследования Необходимая информация Изучение коммерческой практики, транспортных, правовых, торгово- политических и других условий - типовые, биржевые и аукционные контракты - особенности условий международных сделок - условия проведения торгов - тарифы судоходства, фрахтовые, железнодорожные тарифы - условия перевозок - законодательство по внешнеэкономической деятельности - торгово- политические условия
Область исследования Необходимая информация Выбор делового партнера для предприятия, занимающегося внешнеэкономической деятельностью - общие сведения о фирме - статистические показатели - производственно-сбытовая деятельность - конкурентоспособность на рынке
Методика решения задач кредитования в банке и выявление требований к информационному обеспечению
Кредит является основой банковского дела и базисом, по которому судят о качестве и о работе банка. Мировой опыт показывает, что доходы банков от кредитования составляют 80% от общих доходов. Особого внимания заслуживает процесс управления кредитами, потому что от его качества зависит успех работы банка.
Информационно-аналитическая работа, связанная с решением вопроса о выдаче кредита обычно организуется в два этапа: проверка финансового состояния заемщика; проверка бизнес-плана. В таблице приведена информация, которая требуется банку на первом этапе.
Внешняя информация - куда и за какими суммами обращался Заемщик - частота обращений за кредитом задержки платежей текущая задолженность в банках - сведения, характеризующие репутацию фирмы определенным образом (участие в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах и т.д.) Область исследования Проверка характера Заемщика
Внешняя информация - специальные рейтинги, отражающие финансовое положение фирмы и степень коммерческого риска - перечень банков, клиентом которых является данная фирма -последняя финансовая информация (данные баланса, отчет о прибыли и убытках) - участие в капиталах других компаний Область исследования Проверка финансового состояния Заемщика Внутренняя информация бухгалтерская отчетность
Внешняя информация - рост рынка, размер рынка - характер продукции - технологический уровень - основные поставщики - инвестиции - обзор действующего законодательства - влияние правительства на вход на рынок Область исследования Проверка отрасли Заемщика Внутренняя информация бухгалтерская отчетность
Внешняя информация - доля на рынке - цены конкурентов - сильные и слабые стороны производимой продукции - объем производства - производственные мощности Область исследования Оценка позиции Заемщика в отрасли Внутренняя информация издержки производства
Внешняя информация - рост рынка, размер рынка - характер продукции - технологический уровень - основные поставщики - инвестиции - обзор действующего законодательства - влияние правительства на вход на рынок Область исследования Проверка отрасли Заемщика Внутренняя информация бухгалтерская отчетность
Внешняя информация - рост рынка, размер рынка - характер продукции - технологический уровень - основные поставщики - инвестиции - обзор действующего законодательства - влияние правительства на вход на рынок Область исследования Проверка отрасли Заемщика Внутренняя информация бухгалтерская отчетность
Область исследования Документальная проверка Внутренняя информация - учредительные документы - действующие договора и проекты - баланс, платежные документы лицензии на виды деятельности - ТЭО, бизнес-план - удостоверение БТИ - ГТД, инвойсы - квитанция на получение акцизных марок
Особое внимание обычно банк уделяет состоянию того рынка, к которому относится заемщик. Банк должен оценить для себя возможный риск от операции кредитования, связанный с конкуренцией и состоянием рынка, и только при низком риске для себя (рынок в стадии роста; компания имеет низкие издержки и хороших поставщиков и покупателей) продолжать проверку. Для оценки отрасли и экономических условий большинство банков анализируют следующие критерии: состояние дел в отрасли - данный критерий характеризуется следующей информацией: рост рынка и размер рынка (прогноз существования); структура отрасли (характер продукции; технологический уровень; основные поставщики); экономика бизнеса (цены; издержки; инвестиции); обзор действующего законодательства и влияние правительства на вход на рынок. позиция заемщика в отрасли - основная информация для понимания конкурентоспособности и наличия потенциала для изменения стратегии. Анализ состояния дел в отрасли необходим банку особенно в случаях, когда Заемщик в отрасли «новое лицо» и выходит на новый для себя рынок или впервые вступающий в самостоятельный бизнес.
Приведенные примеры показывают то многообразие информации, которое требуется предприятию, фирме для выполнения своих задач. Получение требуемой информации из внешних источников в каждом предприятии, фирме организовано по- своему. Могут быть выделены две основные схемы: централизованная и децентрализованная. В централизованной схеме на одно подразделение возлагается задача получения в интересах всех или большинства подразделений фирмы информации из внешних источников. Это может быть структура, обслуживающая электронный офис, на нее, как правило, возлагается также и ведение баз данных внутренней информации. Такое подразделение чаще всего называют информационным или информационно-аналитическим.
При децентрализованной структуре доступ к внешней информации организует каждое подразделение фирмы в своих интересах. Н-р, маркетинговый отдел, финансовый отдел, юридический отдел, служба безопасности предприятия, технические подразделения и ряд других. Вторая схема, особенно в части доступа к профессиональным базам, работающим на коммерческой основе, представляется нерациональной. Она будет заменена на первую схему, как только руководство осознает всю важность получения достоверной и своевременной информации для обоснования принимаемых в фирме решений.
Справочные правовые системы, распространяемые негосударственными структурами Помимо государственных структур потребителей правовой информации обеспечивают большое число фирм и компаний, работающих на коммерческой основе. Эти компании обеспечивают основные поставки справочных правовых систем на рынке правовой информации. Наиболее крупными компаниями, обеспечивающими поставку потребителям СПС являются АО «Консультант Плюс», НЛП «Гарант-Сервис», ЦКР «Кодекс». Кроме указанных компаний на рынке СПС активно работают такие фирмы как «Интралекс», ЗАО «Референт-Сервис», издательство «Дело и Право», «Информационные системы и технологии», компания «1C» и ряд других.
«Консультант-Плюс» Компания «Консультант Плюс» ведет общероссийскую сеть распространения правовой информации «Консультант Плюс». Общероссийская Сеть распространения правовой информации «Консультант- Плюс» является крупнейшим предприятием на информационном рынке России. Сегодня Сеть насчитывает свыше 300 информационных сервисных центров в различных регионах страны, которые обслуживают 170 тысяч организаций. Ее главной задачей является стабильное обеспечение каждого предприятия необходимой правовой информацией. Из всех компаний, использующих СПС, 78% работают с Консультант Плюс. В системе выделены следующие разделы: 1. Законодательство - Нормативные и иные официальные акты федеральных и региональных органов государственной власти. 2. Судебная практика - Судебные акты. Материалы по вопросам правоприменительной практики. 3. Финансовые консультации - Консультационные материалы по бухгалтерскому учету, налогообложению, банковской, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, вопросам валютного регулирования. Схемы отражения в бухучете финансово-хозяйственных операций (проводки), а также материалы бухгалтерских печатных изданий. 4. Комментарии законодательства - Комментарии к нормативным актам федерального законодательства. 5. Формы документов - Типовые формы, бланки, образцы деловой документации. 6. Законопроекты - Проекты федеральных законов, находящиеся на рассмотрении в Федеральном Собрании РФ. 7. Международные правовые акты - Многосторонние и двусторонние международные договоры Российской Федерации, документы международных организаций, документы о ратификации. 8. Правовые акты по здравоохранению - Нормативные документы по медицине и фармацевтике, консультации по медицинской и фармацевтической деятельности. Каждый из перечисленных разделов, в свою очередь, состоит из информационных банков, информация в которых различается полнотой и характером содержащихся в них документов.
«ГАРАНТ-Сервис» НПП «ГАРАНТ-Сервис» предлагает комплекс «Справочно-правовая система ГАРАНТ» - базу данных, подготавливаемую на русском и английском языках для работы как на компьютерах IBM, так и Macintosh с использованием гипертекстовой среды. Одной из отличительных особенностей компании является общероссийский масштаб деятельности: более 207 представительств в 120 регионах России и СНГ. Постоянными партнерами компании являются 186 органов власти и управления федерального и регионального уровней. Двусторонние договоры предусматривают обмен информационными ресурсами и ведение совместных проектов. Программа сотрудничества с известными производителями компьютерных бухгалтерских систем предусматривает как создание совместных продуктов, так и проведение совместных проектов.
Агентство INTRALEX «ЮСИС» Юридическое информационное Агентство INTRALEX работает над созданием правовых информационных технологий для персональных компьютеров с 1989 года. Агентство INTRALEX сотрудничает с высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации. Агентство INTRALEX зарегистрировано в Министерстве печати РФ в качестве средства массовой информации по распространению нормативных актов органов государственной власти и управления РФ. Разработанный Агентством Программный комплекс «ЮСИС» (Юридическая справочно-информационная система) - это полнотекстовая база данных действующего законодательства Российской Федерации с развитым системным аппаратом поиска информации, которая ежедневно обновляется по телекоммуникационным каналам связи. «ЮСИС» предоставляет информацию по всем областям права Российской Федерации. Источниками информации «ЮСИС» являются: Научный центр правовой информации Министерства юстиции РФ; Нормативные акты министерств и ведомств Москвы и Московской области; Правовые акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;
Агентство INTRALEX «ЮСИС» Три варианта комплектации системы обеспечивают оптимальное соотношение назначения, объема информации и цены. «УНИВЕРСАЛ» - для широкого круга потребителей. Базы данных: Нормативные акты РФ, Кодексы и законы в последней (текущей) редакции. Всего более документов; «ПРАКТИК» - для лиц, принимающих управленческие решения, и студентов юридических вузов. Дополнительно к базам «УНИВЕРСАЛ» включены базы: Судебная практика, Арбитражная практика. Всего документов. «АНАЛИТИК» - для профессиональных юристов. Стандартная комплектация включает в себя все базы комплекта «ПРАКТИК», а также может дополняться базами данных: Нормативные акты Москвы и Московской области, Типовые формы договоров, Научно- практические комментарии экономического и таможенного законодательства, комментарии к Кодексам РФ, обзоры, информация по финансовому и фондовому рынкам и т.д. Всего более документов. Программный комплекс ЮСИС-Internet относится к классу профессиональных аналитических систем с экспертными возможностями для работы с правовой информацией в сетях ИНТЕРНЕТ. Система включает в себя союзное и российское законодательство с 1922 года по всем отраслям права. Реализованные в ЮСИС современные информационные технологии обеспечивают уникальный поиск информации в текстах документов, с точки зрения быстродействия самого процесса отбора из более чем документов, а также полноты и достоверности получаемых результатов.
Фирма «Дело и Право» Фирма «Дело и Право» ведет правовые базы «Дело и Право», предоставляющие правовую информацию в следующих областях: налогообложение предприятий и граждан; бухгалтерский учет; собственность и приватизация; внешнеэкономическая деятельность; банковская, биржевая и страховая деятельность; арбитраж; образцы документов и договоров. Три тысячи законодательных и ведомственных нормативных актов с обзорами и комментариями. Выпускается газета «Налоги».