МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Светлана Владиславовна Прокофьева Ком. 117/1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мировые информационные ресурсы Лекция 1.. Информационные ресурсы. Сведения - это набор сигналов физических процессов воспринимаемых субъектом через органы.
Advertisements

Рынок информационных услуг. Информация – это… «Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их.
Электронная база данных,как объект информационног о права.
Информационные ресурсы 1. Виды ресурсов 2 Материальные ресурсы 3 Материальные ресурсы совокупность предметов труда, предназначенных для использования.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное агентство по сельскому хозяйству Федеральное государственное бюджетное образовательное.
«Мировые информационные ресурсы» Кафедра «Сетевой экономики и мировых информационных ресурсов» Селетков Сергей Николаевич.
Тема 2. Мировые информационные ресурсы. Классификация мировых информационных ресурсов.
Мировые информационные ресурсы Информационные ресурсы коллективного пользования Тема 4.
Урок Информационные справочные системы Раздел 2. Компьютерные комплексы и системы.
Информационные ресурсы общества Информационные услуги и продукты.
Информационные ресурсы общества Информационные услуги и продукты.
Информационные ресурсы общества Информационные услуги и продукты.
Справочно-правовые системы: понятие, назначение. Справочно-правовые системы (информационно-правовые системы) (СПС) - это особый класс компьютерных баз.
Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к.
Подготовила: Сальникова Елена Глебовна.
Информационные технологии Лекция 2.. Информационная инфраструктура – это информационные технологии в виде вычислительных комплексов, оргтехники, средств.
Информационный менеджмент. Информация - это …. сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся.
Структура предметной области информатики -теоретическая информатика -средства информатизации -информационные технологии -социальная информатика.
Информационный менеджмент. Информация - это …. сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся.
Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС. yagod-sch.ucoz.ru (все уроки) Составил учитель.
Транксрипт:

МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ Светлана Владиславовна Прокофьева Ком. 117/1

Литература 1. Селетков С.Н., Хорошилов А.В.Мировые информационные ресурсы: Учебное пособие. СПб: Питер, Мировые информационные ресурсы. Интернет: практикум. Учебное пособие для ВУЗов; под ред. Акинина П.В. Кно Рус, 2008.

Литература: 3. Родионов И.И. Рынок информационных услуг и продуктов/ Р.С. Гиляревский, В.А. Цветкова, Г.З. Залаев. - М.: МК- Периодика, Сапунов, В.И. Зарубежные информационные агентства. – Спб., 2006.

Сайт теория для самостоятельного изучения; методические указания к лабораторным работам; материалы по домашнему заданию (5 сем.); материалы по курсовому проекту (6 сем.); вопросы для подготовки к экзамену; и проч.

Объем дисциплины и виды учебной работы

МИРОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ПОВТОРЯЕМ ПРОЙДЕННОЕ

Сведения - это набор сигналов физических процессов воспринимаемых субъектом через органы его чувств. (Субъектом может быть человек или машина, которая предназначена для восприятия сигналов.) Данные - это сведения, полученные путём измерения, наблюдения, логических или арифметических операций представленные в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки. ( Пример – автомат, собирающий космические измерения, записывающий на носитель и эти данные в последствии будут использованы учёными.) Передача данных - обмен данными любого характера между различными устройствами по каналам связи. ( Пример – работа факсов.) Обработка данных - последовательность операций, производимых над данными. ? ? ? ?

Данные различаются по: 1) Формату данных – характеристика данных, способствующая оптимальному их использованию и определяющая структуру и способ их хранения, диапазон возможных значений и допустимые операции, которые можно выполнять над этими данными. (Графический документ, электронный формат и т.д.) 2) Структуре данных – это организационная схема, в соответствии с которой данные упорядочены с тем, чтобы их можно было максимально эффективно интерпретировать или выполнять над ними различные операции.

Информация – это сведения, независимо от формы их представления, усваиваемые субъектом в форме знаний. Документ – это материальный объект с зафиксированной на нем информацией, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования, содержащий реквизит. Реквизит документа – обязательные характеристики, которые должен содержать документ для его однозначной идентификации. Документ в электронной форме – это документ, представленный в форме набора состояний элементов вычислительной техники или иных средств обработки, хранения, передачи информации, допускающий преобразования в форму, пригодную для однозначного восприятия человеком.

Информационный продукт – это документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и представленная в форме товара.

Основные особенности информационного продукта, отличающие информацию от других товаров: 1)Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована. 2) Информационный продукт со временем подвергается моральному износу, заключающемся в потере актуальности и появлении более новых копий. 3) Разным потребителям дается возможность различных способов потребления информационного продукта. (Монитор, распечатка и т.д.) Эта особенность называется адресность информации. 4) Производство информации в отличие от производства материальных товаров требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование.

это организационно упорядоченная совокупность документов (информационных продуктов) и информационной инфраструктуры. (Примеры информационных систем - библиотеки, архивы, фильмотеки, базы данных, Internet.) ? ? Информационная система - Информационные ресурсы – это отдельные документы, массивы документов, которые входят в состав информационных систем.

совокупность методов, производственных и программно- технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Информационные технологии предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов. Информационная технология (ИТ) – ?

Информационная инфраструктура – это информационные технологии в виде вычислительных комплексов, оргтехники, средств и каналов связи, управляемая и поддерживаемая в рабочем состоянии с помощью неких организационных мероприятий. Основные части информационной инфраструктуры: 1) Вычислительная техника. 2) Организационная техника (конторское оборудование). 3) Дисплейная техника (мониторы, телевизоры и т.д.) 4) Устройства хранения информации (накопители на жестких дисках, на магнитную ленту). 5) Печатное оборудование (принтер). 6) Средства связи (средства радио и теле вещания). 7) Системы передачи данных (коммутаторы, маршрутизаторы). 8) Каналы связи (оптоволокно).

РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ

Рынок информационных услуг - совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг); между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями) и характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления нами.

Товаром на рынке информационных услуг является информация. Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состояниях, которые уменьшают имеющиеся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Экономическая информация – это совокупность сведений, отражающих социальные, экономические процессы, и служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

К мировым информационным ресурсам имеет отношение информация, характеризующая производственные отношения в обществе. К такой информации относятся сведения, которые циркулируют в экономической системе.

Информационные ресурсы – документы и массивы документов в информационных системах.

Информационные ресурсы информация (сведения, знания, программы, методики и т.п.), зафиксированная на материальном носителе, предназначенная для автоматизированной обработки и предоставляемая другим людям на коммерческой или некоммерческой основе.

Информационный ресурс может принадлежать одному человеку, организации, городу, региону. Если информация собирается со всего мира, тогда говорят о мировых информационных ресурсах.

Мировые информационные ресурсы – совокупность информационных ресурсов различных государств. Например: каждый раз, покупая газету или журнал, вы приобретаете информационный ресурс (если в нем опубликована международная информация, то такой ресурс можно считать мировым).

Разделить мировые ИР на определенные виды (категории) сложно, но можно выделить несколько критериев, по которым принято разбивать их на виды: 1 критерий – по форме представления текстовый, графический и др. Самый обобщенный критерий, по нему можно легко производить разбиение, не требуется тщательный анализ информации для определения принадлежности к тому или иному виду. 2 критерий – по ограниченности доступа сведения, составляющие государственную тайну, персональные данные, сведения, составляющие коммерческую тайну. Чтобы отнести документ в какую – либо категорию нужно опираться на законодательство. 3 критерий – разбивка по тематике законодательные ресурсы, статистические ресурсы, обучающие ресурсы. Самый большой и сложный критерий, так как одни и те же ресурсы можно отнести к нескольким категориям. Это три основных способа разбивки мировых информационных ресурсов на виды, кроме того можно выделить ещё много критериев: по форме предоставления, происхождению и т. д.)

Провести четкую грань между коммерческими или некоммерческими информационными ресурсами не просто. К полностью некоммерческим ресурсам можно отнести: центральное телевидение; радио; бесплатные рассылки и брошюры. Наряду с центральным телевидением есть и коммерческие каналы, за подключение к которым нужно платить. В настоящее время очень развита сеть Internet, где практически все организации и компании печатают информацию, которая распространяется бесплатно. Кроме этого существуют и коммерческие проекты, которые взимают плату за пользование их ресурсами.

Развитие мировых ИР позволило: превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную человеческую деятельность; сформировать мировой и государственный рынок информационных услуг; образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ; повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счёт своевременного использования необходимой информации.

Для коллективной и удаленной работы с информационными ресурсами используются сетевые технологи.

Информационное общество это общество, в котором большая часть населения занята получением, переработкой, передачей и хранением информации.

На мировом рынке результаты промышленной эксплуатации национальных ИР представлены в настоящее время тремя основными видами экспорта: экспортом овеществленных в наукоемких изделиях промышленности результатов научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ (НИОКР); невидимым экспортом результатов НИОКР - патентами, лицензиями и т. д.; экспортом менеджмента - продажей технологии в области организации и управления производством.

Выводы: национальные мировые информационные ресурсы являются экономическими категориями; экономическая информация – это часть информационного ресурса общества; эффективность использования информационных ресурсов – важнейший показатель информационной культуры общества; национальные информационные ресурсы общества - часть экономической мощи государства.

РЫНКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Информационный бизнес - это бизнес, где товаром является информация. Бизнес в сфере информационной индустрии - это бизнес, где товаром является информация, компьютерная техника, программное обеспечение, оргтехника и другие средства, и пользуемые в информационных технологиях. Способность решать задачи информационного обслуживания на уровне максимальных возможностей, определяемых достигнутым на данный момент состоянием развития вычислительной техники и связи, называют информационным потенциалом.

Структуры, которые работают на информационном рынке, предлагают потребителю следующие виды услуг: непосредственный доступ к базам данных - режим on- line; пакетный доступ к базам данных - режим off-line; в виде баз данных на дискетах и компакт-дисках; в виде консультаций, оказываемых специалистами в области информационных ресурсов; в виде обучения доступу к мировым информационным ресурсам. Указанные виды услуг имеют свои области эффективного использования и могут взаимно дополнять друг друга.

В качестве поставщиков информации на рынке информационных услуг выступают коммерческие структуры, государственные и общественные организации, частные лица. Обычно они именуются информационными корпорациями, информационными агентствами, информационными службами, информационными центрами.

Пользователи могут быть разделены на следующие группы: специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли; специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств; работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений; работники государственных учреждений; работники общественных организаций; индивидуальные пользователи.

Сформировалось три группы информационных служб: центры-генераторы (производители информации) - специализируются на добыче информации, формировании и поддержании баз данных в актуальном состоянии; центры распределения (поставщики информации), которых обычно называют Вендорами, занимаются информационным обслуживанием пользователей на основе баз данных, поставляемых им на коммерческой основе центрами-генераторами; информационные агентства, осуществляющие как функции сбора информации, формирования и ведения баз данных, так и функции обслуживания пользователей.

Современный информационный рынок подразделяется на несколько областей Современный информационный рынок электронная информация электронные сделки системы сетевых коммуникаций программное обеспечение деловая информация юридическая информация информация для специалистов массовая или потребительская информация

Деловой сектор (в рамках электронной информации) включает в себя: биржевую и финансовую информацию (о котировках ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов, представляемую биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями); статистическую информацию (числовую, экономическую, демографическую, социальную информацию в виде рядов динамики, прогнозных моделей и оценок, предоставляемую государственными службами, а также компаниями, занятыми исследованиями, разработками и консалтингом); коммерческую информацию (информацию по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работы, финансовом состоянии, ценам на продукцию и услуги, связям. сделкам, руководителям); деловые новости в области экономики и бизнеса.

Юридический сектор включает системы доступа к электронным сборникам указов и т.п. Сектор информации для специалистов состоит из следующих частей: профессиональная информация, дифференцированная по областям науки и техники; доступ к первоисточникам (библиографическая и реферативная информация). Сектор массовой и потребительской информации включает новости и справочную информацию, потребительскую и развлекательную информацию (погода, расписание транспорта, покупки и продажи, аренда машин, справочники служб быта и т.д.)

Рынок электронных сделок включает системы банковских и межбанковских операций, системы электронных торгов, системы резервирования товаров и услуг. В рамках этого рынка имеет значение электронный обмен данными, который обеспечивает возможность безбумажного документооборота. При этом велика роль службы безопасности, предотвращающей несанкционированный доступ к этой информации. Рынок программного обеспечения – все виды программной продукции и их обслуживание. Системы сетевых коммуникаций – электронная почта, телеконференции, электронные сетевые доски объявлений и др., системы ТВС.

К наиболее предоставляемым услугам распространения относят: телекоммуникационные услуги (обмен сообщениями в режиме электронной почты как между пользователями одной сети, так и между разными сетями; обмен сообщениями в телеконференциях и телесеминарах; организация электронных бюллетеней, электронных новостей; организация общения в режиме запрос-ответ; передача больших массивов информации в файлах, тиражирование информации и передача по определенному списку адресов; выдача копий сообщений по запросу абонента), информационные услуги (поиск информации по запросам в справочных системах), консультационные услуги (консультации по программному сетевому обеспечению, консультации по технологии использования общественных ресурсов в сети и обучение навыкам работы с компьютером и техническими средствами), технические услуги (установка и обслуживание программного обеспечения и тестирование техники и программ), рекламные услуги.

Классификация мировых информационных ресурсов Основные источники информационных ресурсов представлены в сети Интернет. Подавляющее количество ресурсов доступно по диалоговому доступу. Мировые информационные ресурсы классифицируются по различным признакам. По способу представления информации (по методу поиска): WEB-страницы; GOPHER – гипертекстовый стандарт, практически не развивающимся сегодня, поскольку поддерживает только текстовую форму представления информации; Базы данных, имеющие интерфейс в Интернете (как правило – платные); Файловые серверы (FTP); Телеконференции (NEWS GROUPS). По языковому признаку. По территориальному признаку.

По виду и характеру представляемой информации. Тематическая информация (наиболее ценный тип информации, непосредственно относящейся к конкретной предметной области: техническая, технологическая, маркетинговая и тому подобное; редко присутствует в Сети в «чистом виде», как правило, оказывается включенной в состав блоков информации одного из перечисленных ниже типов). Научные публикации (статьи, рефераты, обзоры и прочие публикации научного характера, хранящиеся в Интернете, статьи некоторых телеконференций; особый вид подобных документов представляют маркетинговые исследования (бесплатные или платные - ). Рекламная информация. Справочная информация (справочные материалы, ссылки на WEB-сайты компаний, представленные аналогично традиционным «желтым страницам» или иным способом, нормативную базу и т.д.) Новости (представляют собой вид «сырой», необработанной информации, которая ценна не столько сама по себе, сколько в контексте прочих событий или в динамике развития, и часто нуждается в последующей обработке. Вторичная информация (систематизированная и предварительно обработанная информация, обладающая значительной ценностью). Источники вторичной информации – ресурсы, содержащие: обзоры; подборки рефератов; каталоги; специализированные тематические сайты.

Сервисы сети Internet Интернет: глобальная информационная система, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP. Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.

Сервисы Интернет Сервисы, относящиеся к классу отложенного чтения, наиболее распространены, наиболее универсальны и наименее требовательны к ресурсам компьютеров и линиям связи. Особенностью той является то, что запрос и получение информации могут быть достаточно сильно разделены по времени. Сюда относится, например, электронная почта. Интерактивные Отложенного чтения Прямые

Сервисы прямого обращения характерны тем, что информация по запросу возвращается немедленно. Однако от получателя информации не требуется немедленной реакции. Сервисы, где требуется немедленная реакция на полученную информацию, т.е. получаемая информация является, по сути дела, запросом, относятся к интерактивным сервисам.

Web сервис (www) – это технология доступа к информационному ресурсу посредством Web сайта. Это самый используемый сервис сети. Web сайт – это набор связанных друг с другом документов. Для связи таких документов используются гиперссылки.

FTP сервис Этот сервис обеспечивает удаленный доступ к файловой системе сервера. Существует также понятие FTP сайт – это группа файлов, папок, находящихся в файло- вой системе сервера к которым обеспечивается удаленный доступ. В составе FTP сервиса имеются средства для передачи файлов в больших объемах и воз- можности повторной передачи данных с того места, на котором прервалась первая пере- дача.

Сервис электронной почты ( ) Предназначен для пересылки информации конкретному пользователю глобальной сети (Internet). Каждый пользователь имеет ящик электронной почты – это папка на сервере, где хранятся сообщения пользователя.

Сервис телеконференций Данный сервис также называют сервер групп новостей (NEWS). Он позволяет участвовать всем пользователям сети в групповых дискуссиях, в которых обсуждаются различного рода вопросы. Группа новостей – это место, где происходит дискуссия по какой-то определенной тематике. (Это папка на жестком диске сервера, в которой хранятся сообщения участников дискуссии).

Информационные ресурсы Интернет «Визитка» Промоушн-сайт Электронный магазин Информационный сайт Портал Корпоративное представительство Система управления предприятием

САЙТЫ информативныеинтерактивные

С точки зрения цели можно выделить следующие типы: Информационные Прикладные Непосредственно-коммуникационные Развлекательные Коммерческие Презентационные Электронный фэн-зин

В коммерческом секторе Интернета: Корпоративный сайт Информационный отраслевой портал Спонсорский проект Brandland Сайт коммерческого взаимодействия

Три основные категории веб-сайтов: публичные (public), экстра-сетевые (extranet) внутрисетевые (intranet)

Выбор критериев оценки сайтов (на примере сайтов коммерческой направленности)

1. Соответствие сайта целям и задачам предприятия

Основные цели и задачи предприятия при создании своего интернет-проекта: распространение разносторонней информации о предприятии, его продукции и услугах; формирование благоприятного имиджа и продвижение бренда предприятия; работа с клиентами и партнерами посредством электронных каталогов продукции; продажа товаров и услуг через интернет; поддержка традиционной рекламы в традиционных СМИ; продвижение на рынке отдельного товара или услуги; проведение тендеров и аукционов на поставку или продажу сырья или комплектующих; создание самостоятельных интернет-проектов.

2. Доступность сайта легкое и гарантированное нахождение сайта заинтересованным пользователем сети Интернет; хороший хостинг; выбор подходящего доменного имени сайта.

3. Информационное наполнение сайта - должно соответствовать следующим критериям: информация должна подбираться в соответствии с интересами целевой аудитории; текст должен быть строго форматирован и структурирован; должны содержаться обычный почтовый адрес, телефоны предприятия; для многоязычного сайта важно качество перевода; информация должна поддерживаться в актуальном состоянии.

4. Структура информации и навигация на сайте Примерная структура информации о товаре/услуге для посетителя сайта предприятия : краткое представление товара/услуги; выгода от приобретения товара/услуги; как товар/услуга работает и что может; описание применения; технические характеристики в их сравнении с выгодами; послепродажное обслуживание товара/услуги, гарантии; вопросы и ответы; о предприятии; клиенты и отзывы; цены; как заказать товар/услугу.

5. Оформление сайта Дизайн определяет визуальное оформление сайта и является характеристикой его внешнего вида. Дизайн предназначен для повышения эстетической ценности сайта. Критерии оценки визуального оформления: высокое качество, уместность и соответствие той аудитории и маркетинговым задачам, на которые ориентирован сайт предприятия.

6. Функциональность сайта - определяется качеством программного кода, уместностью использования технологий и независимостью работы сайта от программной платформы посетителя сайта.

7. Интерактивность сайта (диалоговые возможности) - характеризует степень взаимодействия с пользователем. Обычно под интерактивностью понимают набор средств, которые зависят от действий посетителя.