МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ КАК «ТВОРЧЕСКОМУ СОБИРАНИЮ ДУШИ» Надо вырабатывать душу, поскольку опасен интеллект без совести. Ю.М. Лотман
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЧУВСТВА КАК «ЖАНРОВОЕ ПРИСТАНИЩЕ» ДЛЯ ПОДРОСТКА Чувство человека – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания. С.Л. Рубинштейн Метафорический портрет чувства – это способ реализации в «метафорическом» тексте личностного понимания (интерпретации) смысла отвлечённого слова путём опредмечивания понятия, заключённого в нём.
ОБУЧЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ: АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ МЕТАФОРИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЧУВСТВ Этап I. Эмоциональный концепт как стимул, вызвавший письменный отклик у подростка. Этап II. Демонстрация моделей и работа с ними. Языковые модели. Текстовые модели. Этап III. «Облачение» собственной мысли в слово (развитие языкового и речевого творчества). Этап IV. Создание «портретов чувств» как процесс: мотивация на добровольную редактуру. Этап V. Предъявление текста как «собирания себя» и послания миру в ситуации «со-бытийной общности» (выстраивание модели «автор – читатель»).
ОБРАЗЦЫ ЯЗЫКОВЫХ МОДЕЛЕЙ МЕТАФОР ЧУВСТВ 1. Конструирование и использование в речи метафорических сочетаний разного строения: а) атрибутивных (терпкая печаль); б) предметных (созвучие чувств); в) глагольных (ковать счастье). 2. Конструирование и использование в речи метафор, обозначающих определённый физический симптом чувства: акустических, вкусовых, обонятельных, осязательных, зрительных. 3. Конструирование метафор по принципу поля (водоворот страстей, купаться в счастье, кипящая злоба, глубокое чувство, тоска испарилась). 4. Использование коннотаций, основанных на сравнении с животным при конструировании метафор отрицательных эмоций (зависть грызет, тоска навалилась).
МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ МЕТАФОРЫ ЧУВСТВА (ЭПИТЕТ) ОБИДА (ГЛАГОЛ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ) ОСТРАЯ ОБИДА ПРОНЗИЛА БУДТО НОЖ
МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ МЕТАФОРЫ ЧУВСТВА Острый нож обиды пронзил мое сердце.
СИНКВЕЙН КАК «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИБЕЖИЩЕ» (У.Редди) ДЛЯ «ФОРМОВКИ ЧУВСТВ» ШКОЛЬНИКА Обида Детская, соленая. Накапливается, мучает, жжет. Мир становится недобрым и злым. Несправедливость. Дарья Р., 8 кл. Обида Горькая, тяжелая. Колет, растет, разъедает. Жестоко ранит сердце. Боль. Андрей Г. 8 кл. Стыд. Жгучий, горячий. Обжигает, мучит, томит. Он не дает оскотиниться. Совесть. Игорь Н., 9 кл. Стыд. Бледный, тощий. Удалили, вырезали, похоронили. Вместо стыда – пустота в душе. Бесстыдство. Сергей Д., 9 кл.
МОДЕЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ АССОЦИАТИВНО- ИНТУИТИВНОЙ МОДЕЛИ-ЗАГАДКИ 1... возникает, когда задето чувство. 2. В ситуации... нам важен обычно не сам поступок, а то, что «за ним стоит» (то есть недостаток любви или уважения) – это жалость к себе, соединенная с претензией к другому. 4. Это чувство связано с ощущением несправедливости соседствует со слезами и слабостью. 6. «Избыть»... можно тремя способами: ? ? ? 7. Лучше всего … противопоставить великодушие.
МОДЕЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕФОРМИРОВАННОЙ МОДЕЛИ 1. Ревность – это разновидность чувства собственности. 2. Ревность эгоистична, подозрительна и … 3. Она … в сердце и грызёт его, словно … 4. У ревности … характер. 5. Она черна, как …, и остра, как … 6. Пытка ревностью … 7. В её сетях … 8. Самые знаменитые ревнивцы – ….
МОДЕЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ СРАВНИТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ 1. (?) рождается и живет в душе, (?) ищут и получают. 2. (?) бывает беспричинно…, а (?) – никогда. 3. (?) портят, как портят вещь или механизм, тогда как (?) омрачают, отравляют и убивают. 4. Умирая, (?) может воскреснуть, а (?) можно только повторить. 5. (?) дарят, а (?) доставляют. 6. Нельзя испытать (?) за другого, а (?) можно. 7. (?) может быть соборн…, всенародно…, а (?) общ… не бывает. 8. (?) – это сиюминутное «я ощущаю, что мне хорошо», (?) же – непреходящее «я знаю (понимаю), что это хорошо».
МОДЕЛЬНЫЕ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ КОНТЕКСТНОЙ МОДЕЛИ 1. Не спрашивай: ты знаешь,/Что нежность – безотчётна, /И как ты называешь /Мой трепет – всё равно… (О. Мандельштам) 2. Настоящую нежность не спутаешь /Ни с чем, и она тиха.(А. Ахматова) 3. Притворной нежности не требуй от меня,/Я сердца моего не скрою хлад печальный… (Е.Баратынский) 4. Могу ль на красоту взирать без умиленья, /Без робкой нежности и тайного волненья? ( А. Пушкин) 5. Не знаешь, как выразить нежность!/ Что делать: жалеть, желать?\ Покоя полна мятежность,\Исполнена трепета гладь… (М. Кузмин) 6. Несказанное, синее, нежное… (С. Есенин)
НЕЖНОСТЬ Нежность – чувство безотчетное, неподконтрольное разуму. Выразить словами трепетность этого чувства невозможно. Как сказал поэт, «мысль изреченная есть ложь». Нежность относится к области несказанного, тайного, интуитивного. Притвориться нежным нельзя, можно только – заботливым. Вот почему нежность бывает только настоящей. Нежность – это луч, который светит другому, но никогда не обжигает его. Она ничего не требует, она всегда дает. Она, как облако, робко обволакивает того, кого ценит и боготворит, как бы моля весь мир о его защите и спасении. Нежность бескорыстна, поэтому она тиха и молчалива. Нежность – одна из самых трогательных и трепетных мелодий любви. (Сергей О.).
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ НАД ЗНАЧЕНИЕМ СЛОВА – новый вид творческой работы на ОГЭ Способы толкования значения слова. 1. Перечисление основных признаков, составляющих понятие. Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. 2. Перечисление синонимов. Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность. 3. Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие. Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости. Вступление. Толкование значения слова.
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КАК ПОРТРЕТ-ЗАГАДКА О КАКОМ ЧУВСТВЕ ИДЕТ РЕЧЬ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ? КАКОЕ ЧУВСТВО «ЗАШИФРОВАНО» ТВОИМ ТОВАРИЩЕМ? Нам гладит щёки (стыд) с изнанки утюгом (А. Вознесенский). Он стар, как мир, но власть его над людьми безгранична. Наверное, он появился на Земле тогда, когда на змия-искусителя пошёл первый человек, желая познать добро и зло. Его глаза бездонны, взгляд бессмысленен, а дыхание леденит кровь. Ты, спиной ощущая его липкие объятия, всякий раз хочешь оглянуться, заглянуть в его мутные глаза. Но из глубины веков плач Орфея по Эвридике останавливает тебя в твоём нетерпении… (Катя С.) Холодный (страх) по жилам пробегает и жизнь и теплоту в них леденит (Шекспир). Ещё (обиду) тянет с блюдца невыспавшееся дитя (О. Мандельштам).
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР «Какого цвета русская зависть?» «Русская обида: задетое чувство или честь?» «Русская любовь: связь или отношение?» «Надежда и русский авось» «Русская тоска: ключ к национальному характеру?» «Что выше чувства справедливости?»