ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ ИРИНА ГАЛКИНА, 1 КУРС МАГ., ТФО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лингвокультурологическая специфика эмоциональных концептов в русской и английской языковых картинах мира Руководитель: кандидат филологических наук, преподаватель.
Advertisements

Типология культурных концептов. Определение Концепт (лат. conceptus «понятие») - это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС П ОНЯТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ОБМАН В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ Соискатель – Бобрикович А.А. Научный руководитель.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Ономасиологическая структура лексико-фразеологического полясмех в русском и английском языках Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических.
Ономасиологическая структура лексико-фразеологического полясмех в русском и английском языках Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Варпахович Л. В.
1 Компетентностный подход в образовании. Эволюция образовательной парадигмы Доинституциональный период (ценности замкнутой группы, передаваемые примером)
Ономасиологическая структура лексико-фразеологического полясмех в русском и английском языках Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических.
Подготовил : Пономарёв Михаил 10 « А ». Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового.
Когнитивно-аксиологические аспекты политического дискурса Диссертация на соискание степени магистра филологических наук Соискатель: Сокол Н.А. Научный.
Лингвокультурный концепт «книга»: словарная и текстовая репрезентация Черепова Ирина Науч. рук-ль: канд.филол.наук, доцент Козловская Наталья Витальевна.
План урока 1. Духовный мир и духовность 2. Мировоззрение человека 3. Менталитет человека Эль-Греко «Апостолы Петр и Павел»
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Г.Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2006 г. Алексеева Ольга Владимировна Формирование математических понятий в начальном курсе математики при изучении геометрического.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Транксрипт:

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ ИРИНА ГАЛКИНА, 1 КУРС МАГ., ТФО

ОТ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ К ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ Лингвокультурология Концепт Лингвоконцептология

КОНЦЕПТ Концепт лингвокультурный базовый термин лингвоконцептологии, сложное (многомерное и многопризнаковое) ментальное образование (смысл), отмеченное культурной спецификой и имеющее имя (выражение в языке) Совокупность концептов составляет национальную картину мира, представляет языковое сознание, формирует этнический менталитет, определяет тип языковой личности (по С, Г. Воркачеву)

ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ Лингвоконцептология научное направление, изучающее концепты. В отличие от лингвокультурологии, занимающейся исследованием лингвокультуры в целом, изучает отдельные фрагменты лингвокультуры главным образом в сопоставительном аспекте (по С. Г. Воркачеву)

ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ КАК НАУКА 1. Имеет устоявшийся категориальный аппарат 2. Обладает наработанными методическими алгоритмами исследования. 3. Появляются учебные курсы и пособия по дисциплине. 4. Выходит в лексикографическую практику (появление концептуариев) и лингводидактику.

КЛАССИФИКАЦИИ КОНЦЕПТОВ 1. По степени абстрагированности (мировоззренческие термины): - ЛК-концепты предельного уровня (счастье, любовь, родина) - ЛК-концепты конкретных объектов (автомобиль, лошадь, вода). - все прочие ЛК_концепты между ними. 2. По познавательному признаку (способ отражения действительности): - параметрические (описание свойств объекта) - непараметрические (предметное содержание объектов).

КЛАССИФИКАЦИИ КОНЦЕПТОВ II 3. По референциально-тематическому признаку (предметные области): - философские - религиозные - когнитивные - экономические - т. д. 4. По кванторное-социологическому признаку: - единичные (индивидуальные) - групповые (определенной социальной группы) - универсальные (составляющие духовного мира человечества.

ДИХОТОМИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ 1. По признаку культурной значимости: - ключевые («культурные доминанты) (дух, истина, разум). - периферийные. 2. Концепты-лингвокультурные типажи: - русский предприниматель - английский сноб - т. д. Прим.: Признаки, положенные в основу классификации ЛК- концептов, пересекаются, в результате чего один и тот же концепт может оказаться в разных группах.

СТРУКТУРА КОНЦЕПТА Рис. 1. Составляющие концепта. Единство мнений ученых существует лишь в отношении понятийной и образной составляющих. Понятийная Образная Ценностная (?)Значимостная (?)

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПТА 1. Понятийная совокупность общих и существенных признаков класса объекта, представленных в сознании рационально и позволяющих последнему отделить этот класс от других видовых классов внутри соответствующей родовой области. 2. Образная разделяется на «предметно- образную», отражающую опыт чувственного восприятия субъектом сознания, и «когнитивную», фиксирующую метафоры, с помощью которых понятийное наполнение концепта представляется сознанию.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПТА II 3. Ценностная культурная значимость ЛК- концепта, позволяющая трактовать особо важные для какой-либо культуры смыслы как «культурные доминанты». 4. Значимостная языковая семантика средств выражения концепта, место, которое занимает имя концепта в лексической системе языка.

РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ Концептуальная область, концептуальное поле, сверх концепт, гиперконцепт, бинарные концепты, т. д. Лингвоконцептология включение новых объектов Углубленное исследование отдельных особо значимых концептов, выделение новых типов концептов

«БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ» 1. Спорные вопросы целесообразности выделения некоторых концептов (есть ли концепты «ангел» и «дьявол» или это лишь составляющие концепта «добро» и «зло»?) 2. Отсутствие общепринятой классификации концептов. 3. Спорные вопросы относительно включения в структуру концептов ценностной и значимостной составляющих.

ФЕНОМЕН ДИСЦИПЛИНАРНОЙ «ЖИВУЧЕСТИ» ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ 1. Востребованность ее базового термина лингвокультурного концепта. 2. Наличие «сверхзадачи» выявление данных о структуре и наполнение этнического менталитета носителей определенной лингвокультуры. 3. Конечная цель установление единой универсальной системы лингвоконцептов. 4. Нет реальных конкурентов: структурно-системной лингвистике нечего его противопоставить.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!