Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Advertisements

ГИА. Подготовка к сочинению. Выполнила Кокурина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Рекомендации к написанию Полякова Наталья Петровна МБОУ Комсомольская СОШ ГИА-2013.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.
Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение - рассуждение Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему Знать:Уметь: Создавать.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Донец, 2013 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
С 2.1. ГИА русский язык, 9 класс Советы по написанию сочинения Часть С 2 ГИА 2014 ГИА 2014 Маляр В.Е.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2013.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
Транксрипт:

Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему

Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Создание собственного текста Текст заимствовано в XVIII веке из немецкого языка. Text - словесное единство. Это речевое произведение, в котором предложения связаны в целое темой и соединены по смыслу и грамматически Рассуждение - это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-либо, объясняет, убеждает, доказывает что-либо, приходит к определенному выводу, рассуждение о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д. Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистиха». Лингви́стиха (язык она́ние, языкове́дение; от лат. lingua язык) наука, изучающая языки.

«Богатство русского языка неизмеримо, оно просто ошеломляет» (К.Г. Паустовский) «Русский литературный язык ближе, чем все другие европейские языки, к разговорной речи» (А.Н. Толстой) «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» (А.И. Горшков) «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» (А. А. Зеленецкий ) «Всякий художественный образ – это результат творчества писателя, который отбирает необходимые языковые средства и организует их в текст для выражения своей мысли» (Р. И. Альбеткова) «Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека» (Д. С. Лихачёв)

высказывания о языке. о богатстве, выразительности, точности русской речи; о средствах выражения мысли; о взаимосвязи лексики и грамматики; о роли синтаксиса в человеческом общении; о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Критерии оценивания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом Понимание смысла фрагмента текста Наличие примеров-аргументов Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Композиционная стройность

Структура сочинения-рассуждения 1. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (выражаем своё отношение к позиции автора). Тезис: формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).. 2. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста: пример 1, его роль пример 2, его роль 3. Вывод.

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова) "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (Константин Георгиевич Паустовский)

Формулировка тезиса Тезис – это мысль, которую нужно доказать. 1.Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании, найдите ключевые слова и сформулируйте позицию автора, т. е. объясните смысл высказывания и выразите своё отношение к цитате 2. Во вступлении вы формулируете собственную позицию по данному вопросу, либо общие сведения о лингвистическом понятии и его роли в речи. 3. Тезис может состоять из нескольких предложений. Но помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова) "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (Константин Георгиевич Паустовский)

Пунктуация - правила постановки знаков препинания. виды знаков препинания: знаки завершения, выделения, разделения Знаки препинания выполняют следующие функции: разделительную выделительную эмоционально-экспрессивную смыслоразличительную.

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова) "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом» (Константин Георгиевич Паустовский)

лексические языковые явления: тропы (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения и т. д.), синонимы, антонимы, паронимы, стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления (эмоционально-экспрессивная (оценочная) лексика, архаизмы, неологизмы, диалектизмы, жаргонизмы), функционально- стилистически окрашенная лексика (книжная, разговорная) и т. д. служат средством речевых характеристик героев; для усиления образности текста; выражают авторскую оценку и авторское восприятие явления, характеристику предметов и явлений и т. д.

Вступление Во вступлении необходимо сформулировать позицию автора высказывания (объяснить смысл высказывания) и выразить своё отношение к ней. Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)». Начало предложения может быть таким: Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение …

Клише Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) (имя, фамилия, отчество) утверждает (или пишет, замечает): «Цитата». Я полностью согласен с автором и понимаю эти строки так: … Я понимаю высказывание известного лингвиста (филолога, писателя) (имя, фамилия, отчество) следующим образом:… Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста. Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество), который писал: «цитата». По-моему, в этом высказывании речь идет о…

Клише Аргумент 1 Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении …. Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения… Рассмотрим предложение… Предложение … подтверждает мысль о том, что …. Аргумент 2 Также убедительным аргументом может стать… В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения … Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

Аргументы Способы оформления примеров из текста если примерами являются слова или словосочетания, их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют; если в качестве примера используется предложение, его можно или процитировать, или только указать его номер.

Требования к примерам примеров должно быть не менее 2; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны иллюстрировать лингвистические понятия; каждый пример должен соответствовать указанной функции; пример без указания на функцию не учитывается.

Вывод О чем писать в заключении? Последняя композиционная часть сочинения – концовка. Она завершает текст и придает вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише, образцы.

Клише Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) справедливо. Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист (писатель, филолог) (имя, фамилия, отчество), утверждавший, что … Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста (писателя, филолога) (имя, фамилия, отчество) верно (справедливо).

После написания сочинения Медленно прочитайте свое сочинение. Проверьте: нет ли грамматических ошибок не нарушена ли связь слов не встречалось ли одно и то же слово в предыдущей фразе или в последующих не нарушена ли логика изложения правильно ли разделен текст на абзацы (их должно быть четыре!) Проведите орфографический и пунктуационный анализ текста: найдите слова, трудные в орфографическом отношении, примените правило (сомневаетесь – замените другим словом); разберите предложение с точки зрения обоснованности употребления в нем знаков препинания. Перепишите сочинение на чистовик. Работа должны быть написана аккуратно, разборчивым почерком.

«Терпение и труд всё перетрут», - гласит народная мудрость. Успешной вам сдачи экзаменов!