Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом Напишите сочинение по прочитанному.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблема текста Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое.
Advertisements

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Что такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного.
Выполнение задания ЕГЭ части С.. 1-й абзац: Вычленить проблему Проблема-это вопрос, требующий разрешения Вопрос автора к читателям 2-й абзац: Прокомментировать.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Формулировка задания: Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Как прокомментировать проблему? Готовимся к ЕГЭ Презентация выполнена учителем русского языка и литературы Васьковой Ольгой Валерьевной.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Подготовка к единому государственному экзамену Подготовка к выполнению части С: написание сочинения – рассуждения Подготовка к выполнению части С: написание.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
ЕГЭ. Сочинение- рассуждение Работу выполнила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская сош»
Учитель МОУ СОШ 34 г. Ставрополя Яралова Е.И.. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных.
Рекомендации к экзамену по русскому языку. 12 класс.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Анализ публицистического текста Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «Жилетовская СОШ» Рябцевой Аллой Юрьевной.
Структура сочинения Вступление. Проблема, над которой размышляет автор. Комментарий. Авторская позиция Ваше мнение ( согласие / несогласие с позицией автора.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ЧАСТЬ С1 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Выполнила: учитель русского языка и литературы Шнайдер О.А., ГБОУ СОШ 353 им. А.С. Пушкина.
Транксрипт:

Способы выявления проблемы текста и авторской позиции. Комментирование как аналитико-синтетическая работа с текстом Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Каждое сочинение проверяется двумя экспертами. Ключевыми понятиями для успешного выполнения задания части С являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно.

К 1 Формулировка проблем исходного текста Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1 балл Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста 0 баллов

Что же такое проблема текста? Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? Проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей». Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме, которая 1) находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика. Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков:

Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества. В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм? Проблема выбора профессии.

Человек и природа Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема любви/ревности, дружбы/предательства. Проблема взаимоотношений подростков.

Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодежь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

От позиции к проблеме Ученикам часто проще выявить авторскую позицию, чем сформулировать проблему текста. Поэтому при выявлении проблемы можно использовать следующий прием: 1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения. 2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение. 3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему человеку необходимо знать историю? Рассмотрим сказанное на примере конкретного текста.

Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным. Никогда он не делал всего того, что хотел и должен был делать, никогда не получал всего того, чего, по его мнению, заслуживал, редко был любим так, как мечтал быть любимым. Без конца пережевывая свое прошлое, он будет испытывать одни сожаления да угрызения совести, меж тем и то и другое бессмысленно. «Наши ошибки обречены на забвение, ничего иного они не заслуживают». Зачеркнуть прошлое все равно невозможно, попытайтесь лучше создать настоящее, которым вы впоследствии сможете гордиться. Разлад с самим собой – худшее из зол. Всякий, кто живет ради других – ради своей страны, ради женщины, ради творчества, ради голодающих или гонимых, – словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы. (Андре Моруа)

Нетрудно увидеть позицию автора: человек не должен жить только для себя, только жизнь того, кто живет ради других, наполнена смыслом. Проблемный вопрос, над которым рассуждает автор: Как должен жить человек – для себя или для других?

Типичные ошибки, связанные с формулированием проблемы текста: Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека… (Перед нами очень распространенная грамматическая ошибка – нарушение управления: существительное проблема требует от зависимого слова родительного падежа: проблема равнодушия человека.) Главная проблема этого текста – это умение «отзываться на чужую беду». (Неудачная формулировка с использованием цитаты. Лучше: Автор поднимает проблему сострадания или Как воспитать в человеке умение сочувствовать, сострадать?) Проблема, которую поднимает автор, носит социальный характер… (Громоздкая, часто встречающаяся фраза. Лучше: …автор поднимает важную социальную проблему…) Одна из проблем данного текста заключается в том, что нужно быть смелым и не идти на сделку с совестью. (Вместо проблемы формулируется позиция автора.)

В прочитанном мною тексте автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна сегодня. (Нарушена сочетаемость «высказывает проблему», происходит подмена понятий: тема и проблема – это не одно и то же.) Писатель затрагивает проблему нравственности, которая разделяется на несколько частей и заключается в проблемах чести, добра и порядочности. (Крайне неудачная формулировка. Можно говорить о различных аспектах проблемы, но не о ее «частях». Видимо, автор сочинения хотел подчеркнуть, что в тексте затронута нравственная проблема, например: какую роль играет понятие «честь» в жизни современного человека?)

К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет 2 балла Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но допущено не более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста 1 балл Сформулированная экзаменуемым проблема не прокомментирована, или допущено более 1 фактической ошибки в комментариях, связанной с пониманием исходного текста, или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или в качестве комментариев дан простой пересказ текста или его фрагмента, или в качестве комментариев цитируется большой фрагмент исходного текста 1 балл

Комментарий к проблеме – это рассуждения, пояснительные замечания по поводу проблемы текста Комментарий показывает, насколько глубоко и полно ученик понял эту проблему, сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, сумел проследить за ходом авторской мысли. Иначе говоря, комментирование проблемы должно показать, насколько правильно экзаменуемый понял текст. Можно выделить два типа комментария. 1. Текстуальный 2. Концепционный

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется? Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п. Можно порекомендовать ученикам найти ответы на следующие вопросы: К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества? Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор? К каким выводам автор подводит читателя?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст.

Фрагмент сочинения В чем состоит подлинное назначение искусства? Философы, писатели, музыканты, художники разных эпох пытались найти ответ на этот вопрос. Одни считали, что искусство должно приобщать человека к прекрасному, другие видели в искусстве рупор общественных идей, третьи – источник развлечения… Интересный аспект этой проблемы раскрыл В.Конецкий. По мысли автора, подлинное искусство дарит человеку радость, ощущение полноты жизни, которое неразрывно связано с чувством родины. Не случайно при виде птиц на палубе теплохода в памяти автора, находящегося вдали от родины, всплывает знакомый с детства образ – картина Саврасова «Грачи прилетели». Эта картина, изображающая раннюю весну, поражает зрителей своей простотой и глубоким пониманием русской природы. Действительно, полотна знаменитых русских пейзажистов – Левитана, Серова, Коровина – особенно близки и дороги тем, кто с детства влюблен в красоту природы России, кому знакома «русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной». Таким образом, позиция В.Конецкого заключается в следующем: одна из важнейших функций искусства – будить в человеке чувство родины.

Типичные ошибки при комментировании проблемы: комментарий подменяется пересказом; излишне подробно цитируется исходный текст; выделена одна проблема, а комментируется другая; при анализе художественного текста не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик». Следует обратить особое внимание учащихся на разграничение понятий «автор» и «рассказчик». Как отмечает А.И. Горшков, «автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции словесного произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика. Ни в коем случае не отождествляйте образ рассказчика с образом автора! В частности, «я» в повествовании – всегда «я» рассказчика, но не автора».

Смешение понятий «автор» и «рассказчик» может привести к фактической ошибке: например, в сочинениях по отрывку из повести А.П. Чехова «Скучная история» некоторые ученики писали о «проблеме отношения А.П. Чехова к своим детям»! Позиции автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор скорее всего оценивает его так же. В комментарии уместны небольшие цитаты, показывающие, что учащийся легко ориентируется в тексте и подтверждает свои выводы словами автора. Однако подменять комментарий пересказом или сплошным цитированием нельзя.

Авторская позиция К 3 Отражение позиции автора исходного текста Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет 1 балл Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована 0 балл

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, раздумывая над какой-либо проблемой. Авторская позиция может быть явной, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий, звучит призыв к читателю. Но нередко бывает, что позиция автора прямо не выражена. Тогда ее выявление требует умения видеть скрытый смысл, понимать иронию, раскрывать сложные метафоры и т.д.

Аргументация собственного мнения Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником. Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. Тезисом в сочинении ЕГЭ является авторская позиция по рассматриваемой проблеме.

Виды аргументов Логические аргументы – это доводы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. К ним относятся: научные аксиомы; положения законов и официальных документов; законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально; заключения экспертов; цитаты из авторитетных источников; показания очевидцев; статистические данные; примеры из жизни или художественной литературы.

Психологические аргументы – это доводы, которые вызывают у адресата определенные чувства, эмоции и формируют определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению. К ним относятся: эмоциональная убежденность пишущего; ссылки на авторитетные источники (цитаты, афоризмы, пословицы); примеры, вызывающие эмоциональный отклик адресата; указание на положительные или негативные последствия принятия тезиса автора; апелляция к общечеловеческим нравственным ценностям (сострадание, совесть, честь, долг и т.д.).

Иллюстративные аргументы. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент.