ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ опыт Образовательной системы « Школа 2100»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Практикум по подготовке урока по окружающему миру с метапредметными результатами в Образовательной системе «Школа 2100»
Advertisements

«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
1 Как подготовить проблемно- диалогический урок «Школа 2100» На примере предмета «Окружающий мир»
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Формирование УУД как основа преемственности разных ступеней образования МБОУ «Школа 35» г. Полысаево.
Обучение учителей планированию уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Белых Н.Г.
Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Процесс формирования метапредметных познавательных УУД в образовательных системах «Школа 2100» и «Школа России»
1 Часть 2. Новые технологии исторического образования особенности Образовательной системы «Школа 2100»
Поиск решения проблемы Как конкретно мы предлагаем на уроках формировать УУД? (на примере начальной школы)
В чем смысл нового стандарта? Главное - переосмысление образовательных целей. законодательном впервые образовательный процесс нацеливается на всестороннее.
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НОО Учитель МБОУ «Лицей 23» Секачева С.В.
Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ опыт Образовательной системы « Школа 2100»

ОС « Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Технология проблемного диалога Технология оценивания -Технология продуктивного чтения -Форма групповой работы Личностные результаты Проектная технология и Жизненные задачи О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы Внеучебная (воспитательная) деятельность

ОС « Школа 2100» предлагает средства достижения метапредметных и личностных результатов А. С помощью продуктивных предметных заданий Метапредметные результаты Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные Функциональная грамотность Предметные линии развития: Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир. Технология и искусство. Информатика. Риторика. Личностные результаты О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я С Р Е Д А Ш К О Л Ы

4 Личностные результаты Оценивать Объяснять Самоопределяться Однозначно оцениваемые поступки (хорошо/плохо) Отделять поступки от человека. Есть неоднозначные поступки В предложенных ситуациях делать выбор поступка У выпускника будут сформированы ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 15

5 Личностные результаты

6

7 Типовые задания Русский язык: тексты упражнений Литературное чтение: 1)Высказывание своего отношения к прочитанному 2) Анализ характеров и поступков героев Окружающий мир: 1 класс с.72 «На каких рисунках человек ведет себя как разумное существо? Где оно ведет себя не разумно? Объясни.» 4 класс с. 25 «Сформулируй свои собственные правила здорового питания и объясни их смысл»

8 Регулятивные УУД Цель и план Действия по плану Оценка результата Работать по плану с использованием учебника Совместно с учителем- «режиссером» определять проблему Самооценка успешности в диалоге с учителем Выпускник получит возможность научиться в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 16

9 Регулятивные УУД

Типовые задания Русский язык: 3 класс «Расскажи все, что ты уже знаешь о глаголах по плану…» Прочитай определение в рамке. «Всё ли было в твоем рассказе?» Литературное чтение: приём «Диалог с автором» 1)Нахождение в тексте прямых и скрытых авторских вопросов 2)Прогнозирование ответов 3)Самопроверка по тексту Математика: алгоритм решения текстовой задачи Окружающий мир: в учебнике предлагаются проблемные ситуации 10 Регулятивные УУД

11 Познавательные УУД Добывать i Перерабатывать i Представлять i Простые факты, Наглядные явления, Отдельные события, Образы понятий. Извлекать i из текста, таблиц, схем, иллюстраций Текст (краткий), Таблицы, схемы (простые) Выпускник получит возможность научиться строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, использовать знаково-символические средства, в частности схемы, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 17

12 Познавательные УУД Составь рассказ по схеме: (1 класс, « Букварь », с 13)

13 Познавательные УУД

14 Познавательные УУД Типовые задания Русский язык: правила, определения в виде графических схем, таблиц… Система работы с различными словарями: 3 класс, упр. 221 «… В каких книгах можно встретить эти слова? А где можно уточнить, что означают эти слова?» Литературное чтение: развитие читательских умений: просмотровое чтение, антиципация, интерпретация прочитанного, рефлексивное чтение Математика: продуктивные задания на развитие мыслительных операций… Занимательные и нестандартные задачи, элементы стохастики Окружающий мир: задания на объяснение окружающего мира: 2 класс – Представь, что ты попал на необитаемый остров. Как ты узнаешь время без часов? Как определишь стороны света?

15 Коммуникативные УУД Донести свое Понять других Договориться Принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою Свои мысли - устно и письменно, с аргументами Выполнять различные роли в группе (организатор, исполнитель…) Выпускник научится договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, из книги «Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования», М.: «Просвещение», 2010, с. 18

16 Коммуникативные УУД «Букварь» стр.23 Рассмотри серию картинок. О чем договариваются Ежик и Барсук? (диалог героев) (1 класс, ч. 1, с. 33)

17 Коммуникативные УУД

18 Коммуникативные УУД Типовые задания Русский язык: 4 класс, упр. 81. «Поработай над своей устной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении…» Литературное чтение: подготовка устных рассказов, инсценировка и драматизация, устное словесное рисование, сочинения… Математика: «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ»… Окружающий мир: групповая и парная формы работы 3 вида диалогов: а) диалог в большой группе (учитель - ученик) б) диалог в небольшой группе (ученик - ученик) в) диалог в паре (ученик - ученик)

Таблица результатов ( с ) Регулятивные Личностные Коммуникативные Познавательные

21 Как проектировать метапредметные результаты урока ( УУД ) 1 шаг – выбор метапредметного результата ( УУД ) для данного урока 2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата 3 шаг – разработка урока по предмету с учетом сформулированных метапредметных результатов

1 шаг – выбор метапредметного результата ( УУД ) для данного урока Кто выбирает метапредметный результат ? 22 Учитель и ученики.

1 шаг – выбор метапредметного результата ( УУД ) для данного урока Где записаны метапредметные результаты ? 23 В дневниках Образовательной системы « Школа 2100».

Куда мы записываем метапредметный результат, который мы выбрали и будем формировать ? 24 1 шаг – выбор метапредметного результата ( УУД ) для данного урока

2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата Как мы формируем УУД на уроке ? Какое из заданий годится для этого ? 25 Продуктивное задание.

2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание ? 26 Наблюдаю и делаю самостоятельные выводы.

2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание ? 27 Ищу и нахожу информацию в разных источниках.

2 шаг – подбор заданий для формирования метапредметного результата На какое умение нацелено это задание ? 28 Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем.

29 3 шаг. Как проектировать урок по учебнику, основанному на минимаксе 1 этап – определение нового знания ( минимума ) 2 этап – определение целей урока 3 этап – конструирование проблемной ситуации 4 этап - продумывание этапа актуализации 5 этап – разработка диалога со школьниками 6 этап – выбор максимума, с которым можно познакомить школьников в оставшееся на уроке время ( лучше его определить с ребятами ) 7 этап – выбор заданий для применения нового знания

30 1 этап – определение нового знания минимума. Как мы можем определить минимум? С помощью таблицы требований в дневнике. С помощью программы, например, в методических рекомендациях. С помощью учебника (перечень умений на стр. 7) Объяснять действие притяжения Земли на предметы С помощью вывода в параграфе Понятие, которое нужно запомнить

Минимум Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 31 Объяснять действие притяжения Земли на предметы Минимум

Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 32 Объяснять действие притяжения Земли на предметы Минимум

Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 33 Объяснять действие притяжения Земли на предметы ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ используется в случае, если на уроке остается время. Дополнительный материал может заменить необязательную часть материала параграфа.

Выбор фрагментов учебника, обязательных и необязательных для изучения 34 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ для любознательных используется Только в сильном классе или для сильных учеников, проявивших интерес к теме урока. Объяснять действие притяжения Земли на предметы

35 2 этап – определение целей урока УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ МИР УМЕТЬ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЕ ОТНОШЕНИЕ К МИРУ две главные линии развития (цели) предмета окружающий мир 2. Нахожу и формулирую проблему урока вместе с учителем 1. Объяснять действие притяжения Земли на предметы

36 Немного теории : из каких этапов состоит проблемно - диалогический урок 2) Выдвижение версий 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 3) Актуализация имеющихся знаний 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания 6) Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике 4) Составление плана решения проблемы

37 Немного теории : проблемная ситуация Понятие Типы нового знания, которые дети могут открыть сами: Приемы создания проблемной ситуации Закономерность Правило, алгоритм Приемы 1-3 Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения теории и т.д.! Приемы 4-6 Дать задание порождающее затруднение (на новый материал, не сходное с предыдущим) чаще История, Биология, География чаще Русский язык. Математика Какой случай подходит нам?

38 3 этап – конструирование проблемной ситуации Как спланировать постановку учебной проблемы ? 1) Определиться: 2) Внимательно прочитать тексты и вопросы для создания проблемной ситуации и самому четко выделить в них стороны противоречия (например, два факта, мнения, которые противоречат друг другу) а) Использовать готовую проблему из учебника б) Придумать свою проблему 3) Определить для себя порядок, в котором дети будут читать текст и отвечать на вопросы к нему 2) Придумать к какой проблеме подвести детей 3) Подобрать два факта (мнения), противоречие между которыми ведет к формулированию желаемой проблемы 3) Придумать вопросы диалога с детьми для осмысления противоречия и формулирования проблемы

39 3 этап – конструирование проблемной ситуации Что происходит с людьми на другой стороне Земли по мнению Лены? Логично ли она рассуждает? (вспомните свой бытовой опыт) А Миша прав? Какой у вас возникает вопрос? Что мы узнаем на уроке? Что вас удивляет? Совпадает ли мнение Лены и Миши? Какие вопросы можно задать к диалогу Лены и Миши? Как вы думаете, что ответил Миша? (версии)

Что у нас будет написано на доске ? 40 Вопрос, сформулированный школьниками Ответ, полученный на уроке Почему люди на другой стороне Земли не падают? Почему предметы не улетают от Земли? ИЛИ Земля притягивает к себе предметы.

41 4 этап - продумывание этапа актуализации Как спланировать этап актуализации ? а) устный фронтальный диалог без возможности выставить отметки отдельным ученикам 2) Отобрать вопросы, которые пригодятся для решения проблемы урока (или придумать такие вопросы, если их не хватает) 1) Прочитать вопросы актуализации перед параграфом 3) Определиться в какой форме провести актуализацию б) продуктивное задание (как правило письменное) – время выполнения – сдача – проверка – последующая отметка

42 5 этап – разработка поиска решения проблемы. Выбор источников получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы Работа с текстом и иллюстрациями учебника Проведение опытов, наблюдений, анализ жизненного опыта Диалог на основе опыта детей Диалог на основе чтения текста

43 Немного теории : виды диалогов Побуждающий диалог Вопросы, на каждый из которых возможно несколько разных вариантов правильного ответа, в том числе не предусмотренные автором диалога + Развивает творческое мышление - Ученики могут увести в сторону от темы - Не возможно просчитать по времени Подводящий диалог Последовательная цепочка вопросов, в каждом из которых запрограммирован правильный ответ (по сути – один) + Развивает логическое мышление + Просчитывается по времени + Ведем к нужному результату - Не развивается творческое мышление

44 5 этап – разработка поиска решения проблемы. Организация диалога по поиску решения проблемы Пример подводящего диалога Что наблюдал Ньютон? (Как падают яблоки) Какую причину падения яблок на землю предположил Ньютон? (притяжение Земли) Какое явление, основанное на притяжении, сумел объяснить Ньютон? (движение Луны) Составьте подводящий диалог к тексту

Составьте примерный опорный сигнал ( схему, набор тезисов, таблицу и т. п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов 45 Земля Луна

46 Условие участия в диалоге всех школьников Участвовать в « открытии » знаний и понимать содержание урока должны все, а иначе … Выход: Вопросов в диалоге должно быть немного, а каждый из них задавать не только сильным («ласточки»), но и слабым ученикам («попугаи»)

47 Важно учить детей самостоятельно « открывать » знания на каждом уроке но сложный материал гораздо проще, быстрее и лучше расскажет учитель Я не волшебник, я только учусь!

48 6 этап – выбор максимума, с которым можно познакомить школьников в оставшееся на уроке время ( лучше его определить с ребятами ) Максимум проще рассказать самому учителю!

7 этап – выбор заданий для применения нового знания 49 Учебник На что нацелены разные задания, имеющие,, Репродуктивные задания, нацеленные только на предмет Продуктивные задания, нацеленные на познавательные УУД, Продуктивные задания, нацеленные на личностные результаты Нужно ли выполнять их все? Конечно нет!

7 этап – выбор заданий для применения нового знания 50 Рабочая тетрадь Нужно ли выполнять их все? А сколько? Конечно нет! 1-2 в классе и 1 на выбор дома.

51 Если заинтересовались, то как с нами связаться ? УМЦ « Школа 2100» ( курсы, консультации, выезды в регионы ) – Тел. 8 – 495 – Сайт : ru Издательство « БАЛАС C» ( заказы, статьи в журнал « Начальная школа + до и после ») Тел. 8 – 495 – Эл. почта