«Знание не считается больше отражением того, что было дано человеку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Advertisements

Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Шесть шляп мышления (Эдвард де Боно) Материал к семинару.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление Мышление, предполагающее проверку предложенных решений с целью определения области их.
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
ЗНАЮХОЧУ ЗНАТЬ Луна, как и земля, вращается вокруг своей оси. Земля делает оборот за 24 часа, а Луна – за месяц. Оборот вокруг Земли Луна совершает так.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
Транксрипт:

«Знание не считается больше отражением того, что было дано человеку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы знаний и опыта с некоторой организующей схемой». Резник

Пять правил применения ТРКМ в школе Правило первое: если хочешь узнать, что такое ТРКМ – применяй ее в своей практике, и только после этого делай выводы. Правило яблока 1: разве можно узнать вкус плода, если ты его не пробовал? Правило второе: применяй технологию, если у тебя есть потребность. Правило яблока 2: если ты не хочешь есть, никакое яблоко не пойдет впрок.

Пять правил применения ТРКМ в школе Правило третье: применение отдельного приема или стратегии без осознания целостной теории не продуктивно. Правило яблока 3: если ты откусил яблоко, и проглотил, не разжевав, или выплюнул, как ты узнаешь его вкус или насытишься? Правило четвертое: отдельный прием или стратегия могут не совпадать с индивидуальным стилем преподавателя, ищи свои приемы. То, что хорошо получается у одного преподавателя, может совсем не получиться у другого. Мы разные. Правило яблока 4: яблоки бывают разные, надо многое попробовать, чтобы найти свой сорт.

Пять правил применения ТРКМ в школе Правило пятое: помни, что преподавание требует меры, меры между репродукцией и творчеством. Освой ТРКМ сначала на репродуктивном уровне, а затем твори. Правило яблока 5: если ты не вырастил не одной яблони, разве ты можешь быть Мичуриным?

КРИТИЧЕСКИ МЫСЛЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК: ОТКРЫТЫЙ УМОТКРЫТЫЙ УМ УМЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕУМЕНИЕ ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ ВИДЕНИЕ СИТУАЦИИ ЦЕЛИКОМ, А НЕ ОТДЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОБЛЕМЫВИДЕНИЕ СИТУАЦИИ ЦЕЛИКОМ, А НЕ ОТДЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ПРОБЛЕМЫ УМЕНИЕ ОЦЕНИТЬ, ПОЧЕМУ ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВУЕТУМЕНИЕ ОЦЕНИТЬ, ПОЧЕМУ ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВУЕТ УМЕНИЕ НЕ ВЫПУСКАТЬ ПРОБЛЕМУ ИЗ ВИДУ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА РЕШЕНИЯУМЕНИЕ НЕ ВЫПУСКАТЬ ПРОБЛЕМУ ИЗ ВИДУ В ПРОЦЕССЕ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УМЕНИЕ ДОБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВУМЕНИЕ ДОБЫВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮУМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ УМЕНИЕ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУУМЕНИЕ ЧЕТКО ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУ

Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.Браус, Д.Вуд.

Рабочая таблица для 3-Х-У 1. З- что мы знаемХ - что мы хотим узнать У - что мы узнали и что нам осталось узнать 2. Категории информации, которыми мы намерены пользоваться А. Б. В Г. 3. Источники, из которых мы намерены получить информацию

Теоретические идеи: в число важных компонентов интеллектуальной деятельности входят когнитивные функции, являющиеся результатом обучения, а не передающиеся по наследству. (Стернберг). идеи конструктивизма Дж. Дьюи. Идеи Ж.Пиаже. Теория Дж. Брунера. Идеи Л.С.Выготского.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» Толстые вопросы ? Тонкие вопросы ? Объясните, почему…? Почему Вы считаете….? В чем различие……? На что похоже? Кто? Что? Когда? Может? Будет? Мог ли? Верно ли? Согласны ли Вы?

ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ».

1 ФАЗА «ВЫЗОВ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: актуализация имеющихся знаний, представлений; пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме; учащиеся определяют направления в изучаемой теме.

В процессе реализации фазы вызова: Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем. Высказывания фиксируются, любое из них будет важным для дальнейшей работы. На этом этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Групповая работа позволит услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах.

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) ЗАДАЧИ ФАЗЫ: организация активной работы с текстом, удовлетворение познавательных «запросов»; формирование отношения к тексту.

На стадии осмысления содержания обучающиеся: Осуществляют контакт с новой информацией. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах.

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» ЗАДАЧИ ФАЗЫ: соотнесение старых и новых представлений; обобщение изученного материала; определение направлений для дальнейшего изучения темы.

Механизм фазы рефлексии: Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений, и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности. Знакомство с новой информацией, её соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей. Суммирование и систематизация новой информации, её оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности.

Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации, работ ведется индивидуально – в парах – группах.

Для чего нужна классификация приемов ТРКМ? Классификация – это вид научного знания, позволяющий глубже осознать сущность процесса, того или иного явления. Классификация приемов позволяет осознать педагогические возможности приемов и стратегий ТРКМ.

Что может быть основанием классификации? Фазы технологии. Когнитивные стратегии = стратегии мышления/обучения– инструменты интеллектуальной деятельности. Рефлексивые приемы и стратегии. Приемы и стратегии группового взаимодействия. Что еще?

1 ФАЗА «ВЫЗОВ» Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая) кластеры; таблицы;кластеры верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Кластер, Кластер, автор Гудлат Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

2 ФАЗА «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) Деятельность учащихся Возможные приемы и методы учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. методы активного чтения: маркировка INSERT;INSERT; ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала; поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.

INSERT INSERT - Инсерт, авторы Воган и Эстес I - interactive N - noting S - system E - effective R - reading and T - thinking само активизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления " V " - уже знал " + " - новое " - " - думал иначе " ? " - не понял, есть вопросы

"v" "+" " -""?" поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым поставьте " - "(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу

Концептуальная таблица Категория сравнения Персоналии факты

Концептуальная таблица Линии сравнения Роберт Фалкон Скотт Рауль Амунсен Команда Снаряжение Опыт Погода Другое Урок географии по теме Открытие Южного полюса". На стадии размышления учащиеся презентуют свои таблицы

"Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом) Тема 1Тема 2 Линия сравнения Тема 3Тема 4 «Линии сравнения»,то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики

Сводная таблица урока по теме «Развитие городского транспорта» Извозчик КонкаОмнибус Линия сравнения Трамвай АвтобусТаксомотор Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и так далее.

Модель написания эссе 1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и.т.д. 2. Работа над черновиком. 3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена. 4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки. 5. Публикация. Чтение на аудиторию.

3 ФАЗА «РЕФЛЕКСИЯ» Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию заполнение кластеров, таблиц, установление причинно- следственных связей между блоками информации; возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; организация устных и письменных круглых столов; организация различных видов дискуссий; написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе); исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

Тип стратегии Примеры Приемы ТРКМ Базовые стратегии повторения Простое повторение правила составление списка «известной информации», верные и неверные утверждения и др. Сложные стратегии повторения Подчеркивание всех важных пунктов в тексте система маркировки текста I.N.S.E.R.T. и др. Базовые стратегии обработки Формирование психических образов или других ассоциаций, таких как… свободное письменное задание рассказ – предположение по ключевым словам, написание творческих работ (пятистишия – синквейны, эссе) и др. Сложные стратегии обработки Формирование аналогий, перефразирование, подведение итогов, связывание перепутанные логические цепочки, ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала и др.

Тип стратегии Примеры Приемы ТРКМ Базовые стратегии организации Группировка, классификация, упорядочивание разбивка на кластеры (блоки идей), маркировочная таблица. Сложные стратегии организации Идентификация основных идей; разработка понятийных обобщающих таблиц установление причинно- следственных связей между блоками информации, концептуальная таблица. Стратегии отслеживания усвоенного материала Вопросы для самоконтроля; перечисление основных тезисов; постановка целей и отслеживание своего продвижения к этим целям Знаю/Хочу узнать/Узнал(З-Х- У). Аффективные и мотивационные стратегии Предвосхищение последствий академических успехов глубокое дыхание и другие релаксационные техники; положительный настрой

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ /письменные/ Прием «Плюс - Минус - Интересно» (Автор Эдвард де Боно, 1968) Стратегия «Таблица-синтез» (Составил Загашев И.О.) Стратегия «Знаю - Хочу узнать - Узнал» (Автор Донна Огл, 1984) «Бортовые журналы» «Двойные (двухчастные) дневники» Стратегия «Трехчастные дневники» (Автор Черил Форбс) «Ключевые термины» «Свободное письменное задание» «Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания» «Пятиминутное эссе» «Письменное интервью» «Синквейн» «Портфолио» и др.

РЕФЛЕКСИВНЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ /устные/ диалог, перекрестная дискуссия, дискуссия «совместный поиск», «двухрядный круглый стол», Знаем/Хотим узнать/Узнали(З-Х-У) и др.

Приемы и стратегии группового взаимодействия Парная и групповая мозговая атака. Ключевые термины. Перепутанные логические цепи. Взаимоопрос. Взаимообучение и др.

Прием Синквейн 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны очень полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.

Правила написания синквейнов: 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...) 4. Четвертая строчка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. Синквейны очень полезны в качестве: 1) инструмента для синтезирования сложной информации; 2) средств оценки понятийного багажа учащихся; 3) средства творческой выразительности.

Стратегия «Fishbone» Модель постановки и решения проблемы позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем ( поле проблем).

Стратегия «Fishbone» Учащимся предлагается информация (текст, видеофильм, лекция ) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала. На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Ход дальнейшей работы определяет учитель: это может быть выход на дальнейшее исследование или попытка решить описанные проблемы.

«Дерево предсказаний» /Дж. Белланс/ В оригинале этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

«Дерево предсказаний»

Прием 6 шляп. Для работы будем использовать идеи одного из известнейших исследователей механизмов творчества Эдварда де Боно, который разработал метод, обучающий эффективно мыслить и детей, и взрослых. Об этом методе вы можете прочитать в книге «Шесть шляп мышления» (СПб.: Питер Паблишинг, 1997). Шесть шляп - шесть разных способов мышления.

Белая шляпа - белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией этого факта. Не аргументируйте без необходимости, помните, что есть факты, в которых мы убеждены, а есть проверенные факты. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная бесстрастность и объективность.

Красная шляпа - символ гнева, ярости и внутреннего напряжения. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции - это субъектив­ное отношение к факту, которое нельзя не принимать во внимание. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу данного вопроса». Самое трудное в использова­нии красной шляпы - это противиться искушению объяснить возникно­вение у вас того или иного чувства.

Черная шляпа - черный цвет мрачный, зловещий, словом - недобрый. Черная шляпа покрывает собой все дурное. Это критика, доходящая до въедливости, негативизм и искренняя убежденность в том, что «никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо». Образ мыслей в чер­ной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции, основывается на логике несоответствия того, что мы имеем, тому, как все это должно быть. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что в данном предложении непра­вильно, нуждается в доработке или просто ошибочно.

Желтая шляпа - солнечный, жизнеутверждающий цвет. Желтая шля­па полна оптимизма, под ней живет надежда и позитивное мышление. Образ мыслей «цвета солнца» - это настойчивый поиск положительных моментов, присущих данной ситуации, и построение позитивных умо­ заключений. Сделайте все возможное, чтобы найти обоснование своему оптимизму. Этот образ мыслей имеет еще и прямое отношение к предви­дению.

Зеленая шляпа - символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Зе­леная шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в этой идее? Что в ней особенного? Что лежит в ее осно­ве? Куда она нас приведет? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли, а не на вынесение суждения о рассматриваемой идее.

Синяя шляпа - синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с применением шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего дос­тигнутого к настоящему времени, в предоставлении возможности надевающему ее человеку исполнить роль фотографа, бесстрастно фиксиру­ющего плоды деятельности каждой из перечисленных выше шляп. Одной из основных обязанностей человека в синей шляпе является прекращение споров.

Литература 1. Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта Чтение и письмо для Критического мьшления. IIoc.lV../Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл. 2. Основы критического мышления (междисциплинарная программа): обучение чтению и письму в рамках проекта Критическое мышление. ПосII./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер. 3. Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта Критическое мышление. Пос.П./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер. 4. Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта Чтение и письмо для Критического мышления. Пос.Ш../Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл. 5.Технология, которая позволяет нам стать другими, газета Первое сентября от 16 января 2001 года/ А.Фонтанова. 6. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться?, журнал ALMA MATER 10, 1999./ Е. Генике. 7. Портрет на фоне профессии, газета Первое сентября от 15 мая 2001 года/ Е. Генике. 8. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», с. 9. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», с. 10. Диана Халперн «Психология критического мышления» (СПб.:»Питер»,2000).