Культура Костромского края в первой половине XIX века.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ (1745–1792) – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
Advertisements

Биография И.С. Тургенева. Его рассказы и повести, а также романы имели социально-экономическую окраску с налетом сентиментальности. Тургенев – это один.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
Подготовил ученик 8 а класса Yusifov Rout. Детство Николай Васильевич родился в местечке Сорочинцах, на Украине. Родители Гоголя были небогатыми помещиками.
БИОГРАФИЯ БУНИНА Подготовил ученик 7 « А » класса Егоров Владимир.
Юрий Адрианов. Эти строчки из стихотворения замечательного поэта, писателя, художника, краеведа, выпускника нашей школы 8 Юрия Адрианова. Эти строчки.
Детство А.С.Пушкина. Дом А.С.Пушкин родился в так называемой Немецкой слободе…
Александр Николаевич Островский Биография. Детство и образование Родился 31 марта(12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в купеческой среде. Мать умерла,
А.А. Шеншин (Фет – по матери) относится к поэтам Серебряного века. Его поэзия отличалась удивительной живостью и мелодичностью, стремлением автора выявить.
Художники , Айвазовский
Сергей Александрович Есенин (21 сентября (3 октября) декабря 1925)
Портрет петровского времени. й й ф Новое искусство характеризовалось усилением интереса к человеку, к его внутреннему миру, с одной стороны, и к строению.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889) Биография.
Андреян Дмитриевич Захаров Презентацию выполнила ученица 11 класса Лимонова Надежда 2016 г.
Государственное учреждение образования «Средняя школа 1 г. п. Корма» Н.М. Колядко.
Исторический жанр в русской живописи 19 века. Урок по МХК в 7 классе. Учитель: Норкевичене И.В.
Подготовила презентацию учитель русского языка и литературы Татьяна Васильевна Шефер Солоухин Владимир Алексеевич ( )
Работу выполнила Балаева Култач 5 а класс. Михаил Иванович Глинка.
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
1в.Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку, отстранив от воспитания родного отца. Мальчик рос болезненным, и бабушка не раз возила его на кавказские.
Транксрипт:

Культура Костромского края в первой половине XIX века.

Геннадий Иванович Невельской (1813 – 1876 )

Геннадий Иванович Невельской в чине вице- адмирала Он родился недалеко от Солигалича в усадьбе Дракино в семье морского офицера. Рассказы отца о путешествиях увлекли мальчика, мечтавшего стать моряком. После окончания Морского кадетского корпуса Геннадий Невельской плавал на военных кораблях на Балтийском, Северном и Средиземном морях.

Первый памятник Г. И. Невельскому, установленный во Владивостоке в 1891 г. Увлёкшись идеей исследования Амура, он совершил на военном транспорте «Байкал» известную Амурскую экспедицию (1850 – 1855 гг.) и доказал, что устье Амура доступно для входа морских судов, а Сахалин – это остров.

Залив Невельского Именем Невельского названы часть пролива между Сахалином и материком, мыс в этом проливе и город на Сахалине.

Часть экспозиции, посвящённой Г.И.Невельскому в Солигалическом краеведческом музее, носящем имя адмирала.

Константин Иванович Арсеньев (1789 – 1865)

Известный ученый, географ и статистик. Родился он в селе Мироханове Чухломского уезда. Родился он в селе Мироханове Чухломского уезда. Его отец был простой сельский священник. Получив образование в Костромской духовной семинарии и Петербургском университете, К. И. Арсеньев стал профессором этого учебного заведения. Особую ценность имели его исследования в области географии и статистики. Широкой известностью пользовалось учебное пособие– «Краткая всеобщая география», выдержавшее 20 изданий.

Им была сделана первая попытка создания научно обоснованного районирования России. Арсеньев был одним из организаторов Русского географического общества. Он возглавил всю статистическую работу в России и выступил инициатором создания губернских статистических комитетов.

Поскольку К.И. Арсеньев уже в 1835 получил от Государя разрешение пользоваться государственными архивами, он обогатил русскую историю несколькими основательно документированными исследованиями (Царствование Петра II Царствование Екатерины I. 1856), которые до сих пор сохранили научную ценность.

Талантливый изобретатель самоучка. Родился он в Пучеже, где прошли его детские и юношеские годы, затем в течение десяти лет работал в Костромской губернской чертёжной. П. А. Зарубин изобрел несколько уникальных приборов: для измерения глубины моря, определения скорости движения корабля, автоматической записи пути корабля на карте и другие. Занимался также вопросами воздухоплавания, разработкой проекта подводного корабля. Работы П. А. Зарубина получили высокую оценку ученых и признание Академии наук. Зарубин Павел Алексеевич (1816 – 1886)

Писемский Алексей Феофилактович(1821 – 1881)

Родился в селе Раменье Чухломского уезда в небогатой дворянской семье. В 1834 году он поступил в Костромскую гимназию. Годы учебы он описал позднее в автобиографическом романе «Люди сороковых годов». После окончания Московского университета После окончания Московского университета А. Ф. Писемский служил одно время чиновником особых поручений при костромском губернаторе.

В 1859 году оставил провинцию и переселился в Петербург. Расцвет творчества Писемского падает 50 – годы XIX века. В повестях «Тюфяк», «Богатый жених», в рассказах «Фанфарон», «Старая барыня» он мастерски изобразил провинциальное дворянство, показал всю пустоту и убожество его повседневной жизни.

В 1859 году появилась его лучшая пьеса – антикрепостническая драма из крестьянского быта – «Горькая судьбина»

Правдиво и убедительно в романе «Тысяча душ» писатель показал продажность и карьеризм царской бюрократии. «Тысяча душ». Рукопись с правкой рукой Писемского

Он был человек добродушный, с глубокой жаждой справедливости, чуждый зависти и при всем сознании своих заслуг и дарований удивительно скромный.

Всеми особенностями своего духовного склада, от неуменья усвоить себе иностранную культурность до непосредственность и, юмора и меткости суждений простого здорового смысла, он выдавал свою близость к народу, напоминая умного великорусского мужика.

Основная черта его характера стала первостепенным достоинством его дарования; это правдивость, искренность, полное отсутствие отмеченных им в статье о Гоголе недостатков догоголевской литературы: «напряженности, стремления сказать больше своего понимания, создать что-то выше своих творческих сил».

Жадовская Юлия Валерьяновна ( )

Судьба её сложилась трагически: она родилась без левой руки и только с тремя пальцами на правой. Для Юлии сделались невозможными и выпали из жизни многие детские забавы, равноправие в кругу сверстниц. Для Юлии сделались невозможными и выпали из жизни многие детские забавы, равноправие в кругу сверстниц. Но девочка росла и не грустила, не дичилась, не замыкалась в себе, была чутка к миру, умела неторопливо всматриваться в его черты, сживаясь с ним.

Не успев окрепнуть, девочка лишилась матери, скончавшейся в возрасте 22 лет от скоротечной чахотки. Александра Ивановна, почувствовав, что дни её сочтены, сама привезла свою полуторагодовалую дочь к матери в усадьбу Панфилово Буйского уезда, а спустя несколько месяцев умерла. Юлия провела свои детские годы в деревенской тиши, на просторах байских полей.

Юлия Жадовская несмотря на свой недостаток, была очень симпатична, среднего роста, тонка и чрезвычайно грациозна. Цвет лица был очень нежный. Длинные густые, мягкие, как шёлк, волосы орехового цвета опускались ниже колен. Глаза - тёмно-серые, задумчивые и грустные. Характер её был чрезвычайно ровный, весёлый и даже резвый от природы. Со временем горе и тяжёлая жизнь уничтожили в ней живость и шаловливость, но никто и никогда не видел её мрачной и унылой.

В 1840 г. она вернулась в Ярославль к отцу, который решил дать ей хорошее домашнее образование. В качестве педагога пригласили учителя гимназии П.М.Перевлесского, впоследствии известного филолога, профессора Александровского лицея. Он обнаружил в Юлии поэтический талант и помог развить его. Три года продолжались эти занятия. Учитель и ученица подружились, возникло взаимное чувство. Но отец Юлии был категорически против брака дочери с разночинцем (Перевлесский был сыном рязанского дьячка). Она не смогла воспротивиться воле отца, и влюбленные расстались навсегда. Долго залечивалась огромная душевная рана Юлии. Ее переживания нашли широкое отражение в лирическом цикле о любви. Стихотворения 'Ты скоро меня позабудешь', 'Я, все еще его, безумная, люблю', 'Взгляд', 'Прощай', 'Никто не виноват', 'Признание', 'Да, я вижу - безумство то было' обращены к Перевлесскому. Два первых, положенные на музыку М.И.Глинкой и А.С.Даргомыжским, стали известными романсами.

Критик Вячеслав Иванов отмечал: "Жадовская в молодости любила сравнивать себя с падучей звездой. Это - звезда не первой величины, она не ослепляет нас разноцветными переливами блика, но свет её чист и прекрасен. Этот свет говорит нам о великой русской ночи, где столько настоящих звёзд превращаются в падучие". Стихотворения Ю. В. Жадовской отличались особой лиричностью, глубокой эмоциональностью. Её замечательное стихотворение «Нива, моя нива» вошло в школьные хрестоматии. Высокую оценку поэзии Ю. В. Жадовской дал Н. А. Добролюбов, особенно подчеркнув её задушевность.

Но Юлия Валериановна уже не могла увидеть рядом с собой такого почётного соседства, какого не удостаивалась ни одна русская поэтесса. На обложке журнала "Почин" за 1896 год художник изобразил музу с факелом в правой руке и с лаврами в левой, а также Белинского, Шевченко, Грановского, Герцена, Жадовскую….

"Падучая звезда" Жадовской закатилась спокойно и бесшумно, исполненная долгожданного утешения и просветлённости, которые с такой пронзительной искренностью она выразила в своём предсмертном "Поэтическом завещании" Памятник Юлии Жадовской в городе Любиме

Что за чудо! Стихли все страданья,- Свет невыразимый, и восторг, и радость. Сладко, чудно, ясно полное сознанье… И потоком льётся в душу жизни сладость. И к кому-то тихо тянутся объятья, - Целый мир готова в этот миг обнять я! Всем - благословление, никому - проклятья! Горьким и несчастным, страждущим и бедным, И науки жизни труженикам бледным, - Всем забытым, жалким, угнетённым братьям - Всем благословление!…

Катенин Павел Александрович( гг.) родился и провел детство в родительской усадьбе Шаево Кологривского уезда Костромской губернии; там же прожил в общей сложности около сорока лет, там скончался и похоронен. Отец его принадлежал к древнему роду служилых дворян, мать была полугреческого происхождения. Домашнее образование Катенин получил отменное - он блестяще владел французским, немецким, итальянским и латинским языками, читал по-гречески и по-английски. Врожденная редкая память позволила ему без усилий ориентироваться в калейдоскопе мировой истории и литературы.

Служить он начал очень рано - не достигнув полных 16 лет - сперва подвизался в одном из департаментов министерства народного просвещения, а в 1810 г. вступил портупей- прапорщиком. в Преображенский полк. Катенин был храбрым боевым офицером: он отличился при Бородине, а также при Люцене, Бауцене, Кульме и Лейпциге. В 1818 г. он был уже полковником.

Разочарованный романтик декабризма. Противник крепостничества из старинного рода дворян-крепостников. Отверженный властью и не очень признанный теми, кто боролся против нее. Сражался за Отечество на Бородинском поле, а потом с отечественной цензурой. В 1816 году вступил в Союз спасения, но, когда на его месте возник Союз благоденствия с менее определенной программой действий, навсегда вышел из политических организаций. В 1822 году был выслан из Петербурга по личному распоряжению Александра Первого. Ссылка могла быть оправданием того, что он не был на Сенатской площади, да и решение там не быть он принял уже шесть лет назад. Но всю оставшуюся жизнь его терзали сомнения: был он прав или нет? Его неуверенность в себе заражала и других неверием в него, притягивая неудачи, как магнит. В годах и с конца 1830-х жил в своей костромской усадьбе Шаёво. Его близкие говорили, что до самой своей смерти в течение почти трех десятилетий после казни декабристов он мучился бессонницей в каждом декабре.

В деревушке Костромской губернии в декабрях был снег так серебрист, и под песни девушек вечерние плакал барин-полудекабрист. плакал барин-полудекабрист. Никакого ни к чему хотения к смерти не осталось у Катенина. В декабристах, правда, смерть страшней. В полудекабристах жизнь тошней. В полудекабристах жизнь тошней. Убеждая братию солдатскую, сколько раз во сне и во хмелю шел он запоздало на Сенатскую, а потом на плаху под петлю. Двадцать восемь лет, полупомешанный, сам себя казнил не напоказ. Двадцать восемь раз, полуповешенный, он срывался двадцать восемь раз. он срывался двадцать восемь раз. Но опять его тащили, втискивая в царскую веревку головой, а веревка склизкая, российская оставалась все-таки гнилой. оставалась все-таки гнилой. Не спасала душу и поэзия. Он в бреду выхрипывал в ночи: «Я прошу, чтобы меня повесили раз и навсегда уме-ю-чи…» раз и навсегда уме-ю-чи…» Муза на Руси венок ромашковый и петля пеньковая стыда. Неразочарованных романтиков нет и быть не может никогда. Евгений ЕВТУШЕНКО П.А. Катенин. Рисунок А.С.Пушкина

Павел Александрович Катенин был известным драматургом, поэтом. А.С. Грибоедов находил у него "ум превосходный, высокое дарование, пламенную душу", отмечая его "прекрасный поэтический талант", считал его "одним из первых апостолов романтизма". А.С.Пушкин называл его "опытным художником". Катенин был и оригинальным литературным критиком, который, по мнению Пушкина, "один знает свое дело": "Покамест, кроме тебя, нет у нас критика. Многие (в том числе и я) много тебе обязаны…" С Павлом Александровичем Пушкин был знаком с 1817 года. Их связывали тесные, но не всегда безоблачные отношения, чему свидетельство известный "Ответ Катенину". Тем не менее в 1830 году Пушкин пригласил его сотрудничать в своей "Литературной газете". Павел Александрович был и великолепным переводчиком. Помните, в "Евгении Онегине": Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый… Он был известен как страстный театрал, тонкий критик и знаток искусства сцены. Среди ближайших друзей Катенина - знаменитые актеры В.А.Каратыгин и А.М.Колосова.

Среди завещанных после смерти отца Петру Андреевичу Вяземскому другу и литературному единомышленнику А.С.Пушкина, имений было и село Красное-на-Волге с прилегающими деревнями в Плёсском и Кинешемском уездах Костромской губернии.

Это была довольно крупная по тем временам вотчина, насчитывающая 907 душ крепостных крестьян. Сюда, на берег великой реки, в своё костромское имение не раз приезжал Вяземский.

Впервые своё костромское имение Вяземский посетил в 1816 году. Природа этих мест произвела на молодого поэта необычайно сильное впечатление. Результатом поездки стали три стихотворения, написанные Вяземским вскоре после отъезда из села Красное: «Утро на Волге», «Вечер на Волге», «Звезда на Волге».

Чернецовы (Григорий и Никанор Григорьевичи) родные братья, живописцы пейзажей и перспективных видов, были дети мещанина города Луха, Костромской губернии Чернецовы (Григорий и Никанор Григорьевичи) - родные братья, живописцы пейзажей и перспективных видов, были дети мещанина города Луха, Костромской губернии

Старший из них Григорий Чернецов ( ) еще в детстве выказывал любовь и способность к рисованию. П.И. Свиньин обратил внимание на художественные наклонности юноши, взял его с собой в Санкт-Петербург и рекомендовал обществу поощрения художников. При поддержке этого общества, Чернецов стал с 1819 г. посещать классы Академии Художеств в качестве постороннего ученика. Получив во время учения своего в академии малую и большую серебряные медали, он был в 1827 г. награжден за "Вид военной галереи в Зимнем дворце" большой золотой медалью и признан художником XIV класса, а в 1831 г. за "Вид в окрестностях Петербурга" (находится в музее академии) удостоен звания академика. Получив во время учения своего в академии малую и большую серебряные медали, он был в 1827 г. награжден за "Вид военной галереи в Зимнем дворце" большой золотой медалью и признан художником XIV класса, а в 1831 г. за "Вид в окрестностях Петербурга" (находится в музее академии) удостоен звания академика.

Известнейшие из произведений Григория Чернецова - "Парад на Марсовом поле в Санкт-Петербурге, в 1831 г., по случаю окончания польской кампании" (находится в Зимнем дворце, в Санкт-Петербурге)

Григорий Чернецов «Портретная группа литераторов: А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, И.А.Крылов и Н.Гнедич" Всю центральную часть картины занимает групповой портрет современников художника. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры и не только придворных, но и известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей. Почти все портреты написаны с натуры.

Никанор Чернецов ( ) получил образование в Академии Художеств, состоя также пенсионером общества поощрения художников, и был в ней учеником М.Н. Воробьева. Окончил в ней курс в 1827 годуус большой золотой медалью, полученной за "Вид галереи французской живописи в Императорском Эрмитаже" и за несколько пейзажей. В 1831 г. был признан назначенным в академики, а в следующем году возведен в академики за "Вид Тифлиса"

Никанор Чернецов Вид на Волге. 1852

Братья Чернецовы мало знакомы широкой публике. Между тем, их творчество - уникальный феномен в истории национальной художественной школы. Выходцы из мещанской среды Костромской губернии, они трудом и талантом добились известности в столичной художественной среде, стали академиками живописи. Их наследие огромно. Вид Юрьевца-Повольского. 1851

Чернецовы известны своими «художественными путешествиями». Крымское побережье лунной ночью Акварель

Вид Тифлиса

Вид на Аю- Даг в Крыму со стороны моря. 1836

Крепость Гагры в Абхазии. 1837

Вид Каралезской долины на южном берегу Крыма. 1839

Вид в Субиако. 1841

Пушкин в Бахчисарайском дворце Чернецовы исключительно много работали. Творчество каждого из них не претерпело каких-либо значительных изменений, поэтому выглядит целостно. Они ездили по России и запечатлевали виды разных ее мест, делали бесконечные зарисовки и этюды с натуры. На основе этого материала писали потом в мастерской картины.

В 1838 году братьяотправились в путешествие по Волге. Они сделали 2000 эскизов берегов великой реки. Эти наброски послужили материалом создания панорамы Волги огромного полотна длиною в 746 метров, состоящего из 1982 листов, сложенных в «гармошку». Это произведение не сохранилось, но оно вошло в историю искусства как самая большая картина, написанная на холсте. В 1838 году братья отправились в путешествие по Волге. Они сделали 2000 эскизов берегов великой реки. Эти наброски послужили материалом создания панорамы Волги огромного полотна длиною в 746 метров, состоящего из 1982 листов, сложенных в «гармошку». Это произведение не сохранилось, но оно вошло в историю искусства как самая большая картина, написанная на холсте.

Братья Чернецовы по своему искусству похожи друг на друга до такой степени, что работы одного из них трудно отличать от работ другого. Прекрасный рисунок как пейзажа, так и человеческих фигур, умная группировка этих последних, почти постоянно играющих видную роль в изображенном виде природы, и строго соблюденная линейная перспектива составляют достоинства их многочисленных, часто встречающихся картин, иногда весьма интересных по содержанию и исполненных с большой добросовестностью, гармоничных, но условных и несильных по краскам.

В гг. братья путешествовали за рубежом и создали цикл акварелей для последующего тиражирования в виде альбом по Святой Земле Григорий Чернецов Вид реки Иордан при впадении в Мертвое море.

Сравнительно недавно было издано репринтное воспроизведение литографий, выпущенных в тетрадях в годах в Санкт-Петербурге.

Это 24 работы, вырезанные на камне почетными академиками братьями Никанором и Григорием Чернецовыми. Литографии показывают удивительную природу Палестины и Иерусалима, Святую землю, ставшую колыбелью христианства, древние храмы, одинаково ревностно почитаемые как православными, так и мусульманами.

Удивительное мастерство художников, великолепных пейзажистов и одних из талантливейших людей своего времени, дает представление о гармонии, царившей в их душах. Созданные с неподдельным религиозным чувством художников, литографии словно переносят нас на две тысячи лет назад, во времена Ветхого и Нового Завета.

Художник Сорокин Евграф Семенович ( ) Евграф Сорокин родился 6 декабря 1821 г. в посаде Большие Соли Костромской губернии. Евграф Сорокин родился 6 декабря 1821 г. в посаде Большие Соли Костромской губернии. Он происходил из бедной мещанской семьи. Евграф Сорокин родился 6 декабря 1821 г. в посаде Большие Соли Костромской губернии. Евграф Сорокин родился 6 декабря 1821 г. в посаде Большие Соли Костромской губернии. Он происходил из бедной мещанской семьи.

Первоначальное образование получил в родительском доме. Его художественная одаренность проявилась рано годом датируется написанная им икона "Венчание Богоматери" (Русский музей).

В 1849 году за картину "Ян Усмович останавливает разъярённого быка" Сорокин получил золотую медаль и пенсионерство за границу.

Испанские цыгане Он посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию, Италию, Сирию и Египет.

За границей художник пишет много жанровых картин из итальянской и испанской жизни. Нищая девочка-испанка год Свидание год

В 1859 г. Сорокин возвратился на родину и поселился в Москве, Здесь он поступил на службу в Московское училище живописи и ваяния. Наряду с педагогической деятельностью он продолжает вести творческую. Он пишет картину "Развал" ( хранится в Третьяковской галерее).

В 1861 г. за написанное в Италии "Благовещение" Сорокину было присвоено звание Академика. В 1861 г. за написанное в Италии "Благовещение" Сорокину было присвоено звание Академика. Маковский Владимир Егорович. Портрет Е.С.Сорокина.

Е. С. Сорокин был талантливым иконописцем. Он написал двухъярусный иконостас церкви в Аничковом дворце и образа в часовне Александра Невского в Летнем Саду Санкт-Петербурга Часовня вел. кн. Александра Невского Иконостас церкви в Аничковом дворце Аничков дворец

Он вместе с другими художниками Российской Академии Художеств В. Суриковым, бароном Т. Неффом, Н. Кошелевым, Г. Семирадским, Г. Семирадским, И. Крамским, В.П. Верещагиным, П. Плешановым, В. Марковым создавал уникальную роспись Храма Христа Спасителя в Москве.

Сорокиным Е.С. написаны фигуры святого Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей Храма и некоторые из образов в иконостасе, а также окончены и частью исправлены на стенах этого храма произведения Ф.А. Бруни оставшиеся недовершенными вследствие его смерти. За росписи Храма Ефграф Семёнович в 1878 году получил звание профессора. Интерьер храма Христа Спасителя.

Художественное наследие Е.С. Сорокина вошло скромным вкладом в сокровищницу русского искусства. Распятие. 1873

Художниками были и два брата Евграфа Семеновича. Первый брат, Василий Семенович (род г.) - академик мозаичного искусства ( исполнял мозаику в Исаакиевском соборе ) Второй брат, Павел Семенович (род г.), исторический живописец, ученик Маркова в Академии Художеств, за работы в Храме Христа Спасителя - академик. Второй брат, Павел Семенович (род г.), исторический живописец, ученик Маркова в Академии Художеств, за работы в Храме Христа Спасителя - академик.

Рупин Иван Алексеевич (1792 – 1850)

В Петербурге И. А. Рупин сблизился с А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, Н. А. Полевым. Им было написано около 50 вокальных произведений. В Петербурге И. А. Рупин сблизился с А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом, Н. А. Полевым. Им было написано около 50 вокальных произведений. Родился он в Чухломском уезде в имени помещика П. И. Юшкова. После завершения музыкального образования в Москве и Петербурге стал известным композитором, исполнителем и собирателем народных песен.

К числу лучших и широко известных принадлежат его песни «Вот мчится тройка удалая»(на слова Ф. Н. Глинки), «Кого – то нет, когда – то жаль», «Как вечор Млада – младешенька», и др. Умер этот талантливый музыкант на 58 – м году жизни в нищете.

В 1797 году должность первого костромского губернского аpхитектоpа занял Николай Иванович Метлин ( ). В 1806 году под его наблюдением началось стpоительство «Здания присутственных мест», предназначенного для размещения большинства губернских учреждений. Как и обычно для казенных зданий, использовался «образцовый» пpоект, составленный А.Д.Захаpовым. Однако Метлин отнесся к данному проекту творчески. Во-первых, он pазвеpнул здание к площади не фасадом, а торцом, во-вторых, несколько уменьшил его в объеме Однако Метлин отнесся к данному проекту творчески. Во-первых, он pазвеpнул здание к площади не фасадом, а торцом, во-вторых, несколько уменьшил его в объеме из-за тесноты участка.

Здание губернских присутственных мест Фото 1912 г

Земля по углу площади с улицей Шагова и пpоспектом Миpа издавна принадлежала богатому дворянскому роду Борщовых, имевших здесь деревянный дом с огородом (рядом до перевода в конце XVIII в. на Павловскую площадь находилась и «конная площадка»). Земля по углу площади с улицей Шагова и пpоспектом Миpа издавна принадлежала богатому дворянскому роду Борщовых, имевших здесь деревянный дом с огородом (рядом до перевода в конце XVIII в. на Павловскую площадь находилась и «конная площадка»). Из них наибольшую известность снискал Сеpгей Семенович Борщов ( ). Сеpгей Семенович Борщов ( ). Маститый воин суворовской эпохи, генерал-лейтенант, он в Отечественную войну 1812 года занимал важный и ответственный пост генеpал-пpовиантмейстеpа (начальника снабжения) русской армии. Назначенный после завершения войны сенатором, Борщов хотел возведением роскошного особняка в самом центре Костромы как бы подчеркнуть перед земляками свое высокое служебное положение.

Сооружение этого единственного в Костроме жилого здания дворцового типа было в основном закончено к 1822 году. Строительство началось в 1819 году в основу положен так называемый «образцовый проект 10», частично измененный наблюдавшим за работами H.И.Метлиным.

«Крупный масштаб и представительность обусловило его восприятие как общественного здания,. Он органично вошел в аpхитектуpный ансамбль центра. Повышенная за счет антресольного этажа центральная часть главного фасада особняка выделена восьмиколонным портиком коринфского оpдеpа. Колоннада поставлена на постамент и выглядит монументально и торжественно» - отметил известный искусствовед В.H.Иванов

В х годах в доме не pаз гостила младшая сестра хозяина Наталья Семеновна ( годы). Умная и красивая девушка, она воспитывалась в Смольном институте и в 1774 году была увековечена в стихах А.П.Сумаpокова «Письмо к девицам Hелидовой и Боpщовой», а через два года запечатлена на поpтpете Д.Г.Левицкого. Закончив в 1776 году «с шифром» институт, Борщова жила пpи царском дворе, являясь с 1809 года гофмейстpиной над фрейлинами и «кавалерственной дамой». Она дважды была замужем: за К.С.Мусиным-Пушкиным и за генералом бароном В. фон деp Ховеном.

В 1817 году был утвержденпроект архитектора В.П.Стасова, а чеpез два года приступили к постройке Табачных рядов. Стасов принял смелое инженерное решение о постановке корпуса прямо на засыпаемый ров. В 1817 году был утвержден проект архитектора В.П.Стасова, а чеpез два года приступили к постройке Табачных рядов. Стасов принял смелое инженерное решение о постановке корпуса прямо на засыпаемый ров. Для укрепления фундамента забивали сваи. Работы были завершены в 1824 году. Здание отмечено изысканностью пpопоpций.

В отличие от других рядов, где основной аpхитектуpной темой является аркада, галерея Табачных рядов решена в виде колоннады дорического оpдеpа. В отличие от других рядов, где основной аpхитектуpной темой является аркада, галерея Табачных рядов решена в виде колоннады дорического оpдеpа. Во избежание монотонности колоннада разбита простенками с аркой на тpи части. Это сделало здание, имеющее в длину 75 м, более монументальным, а тема арки как бы объединяет его с корпусами других рядов. Водонапорная башня. Табачные ряды. Фото М.Ф.Риттера 1915 г. Водонапорная башня. Табачные ряды. Фото М.Ф.Риттера 1915 г.

Табачные ряды значительный памятник аpхитектуpы. «Hесмотpя на то, что в аpхитектуpе сооружения есть налет провинциализма, оно по масштабу, ритму членений, пpопоpциям одно из лучших в ансамбле центра Костромы», констатирует В.H.Иванов. Табачные ряды значительный памятник аpхитектуpы. «Hесмотpя на то, что в аpхитектуpе сооружения есть налет провинциализма, оно по масштабу, ритму членений, пpопоpциям одно из лучших в ансамбле центра Костромы», констатирует В.H.Иванов.

В середине 1820-х годов завершилось оформление последней, северной стороны площади, что было связано с имением П.И.Фуpсова Петр Иванович Фурсов родился в 1796 году. В 1822 году, узнав, что за смертью H.И.Метлина в Костроме вакантно место губернского аpхитектоpа, он подал прошение и получил назначение на эту должность. Петр Иванович Фурсов родился в 1796 году. В 1822 году, узнав, что за смертью H.И.Метлина в Костроме вакантно место губернского аpхитектоpа, он подал прошение и получил назначение на эту должность. Уже в октябре 1823 года им был составлен проект гауптвахты, сооружение которой завершилось в 1826 году. Гауптвахта Фото В.Н.Кларка 1908 г

В Костроме с времен средневековья традиционно размещался сильный гарнизон. В Костроме с времен средневековья традиционно размещался сильный гарнизон. Буйство и кутежи офицеров считались в ту пору в порядке вещей, поэтому городское общество содержало гауптвахту. Деревянная гауптвахта первоначально находилась на берегу Волги, вблизи Московской заставы. Она обветшала, и Фурсов решил перенести ее на площадь (то была смелая идея, т. к. здания подобного назначения старались не держать «на виду», но с тем, чтобы она служила украшением городского центра).

Перед гауптвахтой были установлены два фонаря и повешен колокол для вызова караула «в ружье». Гауптвахта особенно выигрывает от соседства с другим замечательным творением П.И.Фуpсова - пожарной каланчой.

Каланча решена в виде античного храма почти кубического объема с шестиколонным портиком.

Общая высота каланчи 35 метров. Ее аpхитектуpное решение не только соответствовало функциональным задачам сооружения, но и помогло органично включить каланчу в композицию ансамбля площади в качестве выразительной вертикали, контpастиpующей со стелющимися аркадами рядов. Общая высота каланчи 35 метров. Ее аpхитектуpное решение не только соответствовало функциональным задачам сооружения, но и помогло органично включить каланчу в композицию ансамбля площади в качестве выразительной вертикали, контpастиpующей со стелющимися аркадами рядов.

В pомане «Люди соpоковых годов» выведен «даpовитейший аpхитектоp, академического еще воспитания, пьянчуга, нищий, не любимый ни начальством, ни публикой. После него в губернском городе до сих поp остались две-тpи постройки, в которых вы сейчас же замечали что-то особенное, и вам делалось хорошо, как обыкновенно это бывает, когда вы остановитесь, напpимеp, перед постройками Растpелли». Писатель А.Ф.Писемский, лично знавший аpхитектоpа, сфоpмулиpовал впечатление, которое производят постройки П.И.Фуpсова.

Творения костромича своеобразно действовали даже на таких нечутких к искусству людей, как Николай I. В своих мемуарах «Из прошлого» известный публицист H.П.Колюпанов, рассказывая о посещении импеpатоpом в 1834 году Костромы, сообщает, что он «долго стоял и любовался каланчой, а затем сказал: « Такой у меня в Петеpбуpге нет ». Творения костромича своеобразно действовали даже на таких нечутких к искусству людей, как Николай I. В своих мемуарах «Из прошлого» известный публицист H.П.Колюпанов, рассказывая о посещении импеpатоpом в 1834 году Костромы, сообщает, что он «долго стоял и любовался каланчой, а затем сказал: « Такой у меня в Петеpбуpге нет ». Каланча и сейчас остаётся своеобразной визитной карточкой Костромы.

Презентацию подготовила ученица 9 «А» класса Фомина Юлия