Князь Василий Ярославович Костромской. После нашествия на Русь и неудачной попытки проникнуть на Запад Батый увел свои войска на восток. В конце 1242.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
watch?v=V-3ARdi-SJA Феодоровская икона Феодоровская икона – двухсторонняя. На обратной стороне образ святой великомученицы Параскевы.
Advertisements

История обретения Династия Романовых Традиции Федоровская икона Божьей Матери почитается как покровительница невест, семейного благополучия, рождения.
Михаил Ярославич Тверской. Краткие сведения Годы жизни – Вероисповедание: православие Династия: Рюриковичи Отец: Ярослав III Ярославич Мать:
В районы края. Монголо- татарское вторжение. В 1237 году татаро-монгольские полчища вторглись в пределы русских земель.
Хан Батый
Подготовила Попова Виолетта. Ранние годы Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича.
Исторические основы православной культуры Урок 12 ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА.
Тема урока :Трудные времена на русской земле Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной.
Составил: Михолап Любовь, ученица 10 класса Амаранской сош.
На этой иконе Богоматерь с младенцем Христом на руках изображены в иконографическом типе Умиление – умильно прильнувшими друг к другу. По церковному преданию.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ Автор Д. Фафанов Автор Д. Фафанов уч. 8-А кл. МБОУ СОШ 41 уч. 8-А кл. МБОУ СОШ 41 г. Белгород г. Белгород Учитель.
Русь в XIII – XV вв. Работу выполнила ученица 10 класса Мирушкина Валентина.
Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит.
Тема урока: Русь и Золотая Орда Урок истории в 6 классе Учитель истории Грибанова О. М. МКОУ «Русановская ООШ»
Выберите ПРИЧИНЫ и ПРЕДПОСЫЛКИ объединения русских земель. 1.Хозяйственное возрождение Северо-Восточной Руси. 2.Необходимость развития торговых связей.
Игра-викторина. История Руси. Первым русским князем был… 2. Владимир 1. Рюрик 3. Олег.
Церковь Воскресения на Дебре. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. По преданию, первая церковь «на нижней дебре», то есть в густых.
Икона "Битва Новгородцев с суздальцами Выполнила: студентка 1 курса КГУ – Ерофеева Алина.
Богоявленско-Анастасиин монастырь Костромы Богоявленско-Анастасиин монастырь Костромы Богоявленско-Анастасиин монастырь Костромы Богоявленско-Анастасиин.
Культура древней Руси Храмовое строительство во Владимиро-Суздальском княжестве.
Транксрипт:

Князь Василий Ярославович Костромской

После нашествия на Русь и неудачной попытки проникнуть на Запад Батый увел свои войска на восток. В конце 1242 года он обосновался на Нижней Волге. Здесь возникло новое государство – Золотая Орда со столицей в Сарае. Русские земли попали в вассальную зависимость от Орды. Внешне это выглядело следующим образом: монголо-татары не находились на территории княжеств, Русью по-прежнему управляли русские князья, но право старшинства уже не учитывалось. Здесь возникло новое государство – Золотая Орда со столицей в Сарае. Русские земли попали в вассальную зависимость от Орды. Внешне это выглядело следующим образом: монголо-татары не находились на территории княжеств, Русью по-прежнему управляли русские князья, но право старшинства уже не учитывалось. После нашествия на Русь и неудачной попытки проникнуть на Запад Батый увел свои войска на восток. В конце 1242 года он обосновался на Нижней Волге. Здесь возникло новое государство – Золотая Орда со столицей в Сарае. Русские земли попали в вассальную зависимость от Орды. Внешне это выглядело следующим образом: монголо-татары не находились на территории княжеств, Русью по-прежнему управляли русские князья, но право старшинства уже не учитывалось.

Все зависело от воли хана. Угодным князьям выдавались ярлыки (грамоты) на княжение. Неугодных князей наказывали и даже убивали по приказу хана. Каждый год князья обязывались платить дань – выход в Орду. Все зависело от воли хана. Угодным князьям выдавались ярлыки (грамоты) на княжение. Неугодных князей наказывали и даже убивали по приказу хана. Каждый год князья обязывались платить дань – выход в Орду.

Начиная с 1243 года, русских князей приглашали в Орду получать разрешение хана на княжение. В Орде русские князья-христиане вынуждены были выполнять обычаи язычников-татар: проходить между двух огней, преклонять колени перед ханом. Начиная с 1243 года, русских князей приглашали в Орду получать разрешение хана на княжение. В Орде русские князья-христиане вынуждены были выполнять обычаи язычников-татар: проходить между двух огней, преклонять колени перед ханом.

Это было началом монголо-татарского ига на Руси, которое продолжалось до конца XV века. Это было началом монголо-татарского ига на Руси, которое продолжалось до конца XV века. Первым князем, получившем от хана ярлык на Владимирское княжение, был Ярослав Всеволодович, брат убитого в битве на реке Сити Юрия Всеволодовича. Ярослав Всеволодович получил ярлык на княжение во всей Руси, не только Северо- Восточной, но и Южной.

Семь сыновей было у князя Ярослава. Самым знаменитым из них был великий русский полководец Александр Невский Семь сыновей было у князя Ярослава. Самым знаменитым из них был великий русский полководец Александр Невский

А самым младшим (как тогда на Руси говорили, зиминым) сыном был Василий. Ему в 1246 году досталось в удельное владение Костромское княжество. А самым младшим (как тогда на Руси говорили, зиминым) сыном был Василий. Ему в 1246 году досталось в удельное владение Костромское княжество.

____ ______ ____ Юный Костромской князь был прямым потомком Рюрика, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, младшим братом Александра Невского. Юный Костромской князь был прямым потомком Рюрика, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, младшим братом Александра Невского. _______ ____ ___

Василий Ярославич прожил недолго и умер в 1276 году в возрасте 37 лет, но его короткое правление явилось одной из ярких страниц в истории Костромы. в возрасте 37 лет, но его короткое правление явилось одной из ярких страниц в истории Костромы.Василий Ярославич прожил недолго и умер в 1276 году в возрасте 37 лет, но его короткое правление явилось одной из ярких страниц в истории Костромы.

В.Н.Татищев, рассказывая о костромском князе Василии пишет: « Бе же сей добродетелен зело, любяше Господа Бога от всего сердца своего и ко всем без лукавства любовь и милость имеяше… В.Н.Татищев, рассказывая о костромском князе Василии пишет: « Бе же сей добродетелен зело, любяше Господа Бога от всего сердца своего и ко всем без лукавства любовь и милость имеяше…

… и ко святым церквам зело прилежен бе, бе незлобив и прощателен к согрешаю- щим к нему» … и ко святым церквам зело прилежен бе, бе незлобив и прощателен к согрешаю- щим к нему»

Костромской краевед И.В.Баженов рассказывает: «За редкие качества своей души, высокую набожность и Костромской краевед И.В.Баженов рассказывает: «За редкие качества своей души, высокую набожность и милосердие Василий Ярославович пользовался уважением и любовью в народе и у владетельных князей, почему смерть его вызвала искренние слёзы и сожаление» милосердие Василий Ярославович пользовался уважением и любовью в народе и у владетельных князей, почему смерть его вызвала искренние слёзы и сожаление»

С именем этого князя связано "явление" одного из древнейших памятников русской живописи - иконы Богоматери Федоровской, сохранившейся до наших дней. С именем этого князя связано "явление" одного из древнейших памятников русской живописи - иконы Богоматери Федоровской, сохранившейся до наших дней.

Одним из источников наших знаний о событиях правления князя Василия является «Сказание о явлении и чудесах от иконы Божией Матери Фёдоровской». К сожалению, подлинник «Сказания» до нашего времени не сохранился (предполагается, что он сгорел в 1773 году при пожаре). Но сохранилось несколько его списков XVII - XVIII веков. Одним из источников наших знаний о событиях правления князя Василия является «Сказание о явлении и чудесах от иконы Божией Матери Фёдоровской». К сожалению, подлинник «Сказания» до нашего времени не сохранился (предполагается, что он сгорел в 1773 году при пожаре). Но сохранилось несколько его списков XVII - XVIII веков.

Архиепископ Костромской и Галичский Александр в своей книге «Чудотворная Фёдоровская икона Божией Матери», ссылаясь на «Сказание» пишет: « Однажды благочестивый князь Василий Ярославич, в августе. 16 числа, помолившись в храме Богу, отправился на охоту в северные лесистые окраины города, сопровождаемый свитой и псами. Отъехав от города не дальше, как на одно поприще (около версты) и углубившись в чащу лесную, он услышал усиленный лай своих собак. Предполагая, что собаки завидели зверя, князь пустился на своём коне дальше в непроходимый сосновый лес, в надежде напасть Архиепископ Костромской и Галичский Александр в своей книге «Чудотворная Фёдоровская икона Божией Матери», ссылаясь на «Сказание» пишет: « Однажды благочестивый князь Василий Ярославич, в августе. 16 числа, помолившись в храме Богу, отправился на охоту в северные лесистые окраины города, сопровождаемый свитой и псами. Отъехав от города не дальше, как на одно поприще (около версты) и углубившись в чащу лесную, он услышал усиленный лай своих собак. Предполагая, что собаки завидели зверя, князь пустился на своём коне дальше в непроходимый сосновый лес, в надежде напасть на хорошего зверя. Вдруг он увидел образ Божией Матери, стоящий на сосновом дереве и сияющий небесной славой. Всмотревшись в образ и предполагая чудесное явление его, князь испытывал и страх и радость – от радости у него покатились по лицу слёзы. на хорошего зверя. Вдруг он увидел образ Божией Матери, стоящий на сосновом дереве и сияющий небесной славой. Всмотревшись в образ и предполагая чудесное явление его, князь испытывал и страх и радость – от радости у него покатились по лицу слёзы.

Собравшись с духом, он слез с коня, приблизился к образу и решился было взять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую для князя высоту… Собравшись с духом, он слез с коня, приблизился к образу и решился было взять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую для князя высоту…

Богоматерь Федоровская со сказанием о чудесах. Иконa е гг. Костромской музей-заповедник. Клеймо «Явление иконы костромскому князю Василию Ярославичу»

Тогда князь Василий, оставив охоту, поспешил в Кострому, чтобы поведать о столь необыкновенном событии духовенству и гражданам и посоветоваться: что предпринять по этому случаю. Кострома в это время была уже городом довольно благоустроенным, имевшим соборный и другие приходские храмы, и отличавшимся благочестием. Извещение князя о чудном явлении иконы возбудило во всех гражданах особенное удивление и благоговение. Костромское духовенство, с соборным протоиереем во главе, немедленно составили крестный ход и отправились к месту чудного явления. Множество граждан поспешили присоединиться к духовной процессии… Теперь увидели чудную икону на дереве уже не князь только, но и духовенство и граждане. Все коленопреклоненно со слезами на глазах начали молить Матерь Божию, чтобы Она, в лице новоявленной иконы, оказала милость Костроме, перешла бы в Кострому…

Костромской князь Василий Ярославич с освященным собором перед обретенной чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в лесу на Запрудне, 16 августа 1263 г. Роспись на фронтоне колокольни Спасо- Запрудненской церкви в Костроме, 30-е гг. XX в.

Затем уже икона была духовенством беспрепятственно снята с дерева и в крестном ходе на руках священнослужителей принесена в Кострому и поставлена в соборный деревянный храм во имя великомученика Феодора Стратилата. На месте же явления образа Божией Матери князем Василием впоследствии была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудненский мужской монастырь.»

Спасо-Запрудненская церковь упраздненного в 1764 году Спасо-Запрудненского монастыря, основанного на месте явления чудотворной иконы. Фото 2002 года Спасо-Запрудненская церковь упраздненного в 1764 году Спасо-Запрудненского монастыря, основанного на месте явления чудотворной иконы. Фото 2002 года

«Сказание» объясняет нам и причину именования чудотворной Федоровской иконы. Многие костромичи были очевидцами того, как накануне, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в «приукрашенную» воинскую одежду и удивительно похожий на изображение великомученика Феодора Стратилата в соборном храме. «Сказание» объясняет нам и причину именования чудотворной Федоровской иконы. Многие костромичи были очевидцами того, как накануне, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, эту икону носил по улицам Костромы некий воин, облаченный в «приукрашенную» воинскую одежду и удивительно похожий на изображение великомученика Феодора Стратилата в соборном храме.

Это несомненно убедило князя Василия и всех костромичей в том, что сам великомученик Феодор, небесный покровитель Костромы, принес в дар своему граду новую святыню. Это несомненно убедило князя Василия и всех костромичей в том, что сам великомученик Феодор, небесный покровитель Костромы, принес в дар своему граду новую святыню.

Святой великомученик Феодор Стратилат несет по улицам Костромы чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. Фреска из Феодоровской часовни на Святом озере.

Разъяснилось и происхождение иконы: «И из Городца града людие, гостьбу и куплю деющии на Костроме,., приходят во святую Божию соборную и апостольскую церковь помолитися Пречистой Богородице и чудотворному Ея образу, и, вшед во святую церковь, познавше святый образ и, воздохнувше из глубины сердца своего, беседовасте друг ко другу, глаголюще: се ныне оставила еси Пресвятая Богородица град наш без помощи и заступления, и мы осиротеша, свет очию нашею скрыся... Воистину сия чудотворная икона у нас на Городце была, и много от нея преславная чудеса содеяшася...» Сырцов И., «Сказание о Феодоровской Божией Матери, что в городе Костроме». К., 1908 Разъяснилось и происхождение иконы: «И из Городца града людие, гостьбу и куплю деющии на Костроме,., приходят во святую Божию соборную и апостольскую церковь помолитися Пречистой Богородице и чудотворному Ея образу, и, вшед во святую церковь, познавше святый образ и, воздохнувше из глубины сердца своего, беседовасте друг ко другу, глаголюще: се ныне оставила еси Пресвятая Богородица град наш без помощи и заступления, и мы осиротеша, свет очию нашею скрыся... Воистину сия чудотворная икона у нас на Городце была, и много от нея преславная чудеса содеяшася...» Сырцов И., «Сказание о Феодоровской Божией Матери, что в городе Костроме». К., 1908 Памятник Феодору Стратилату в Костроме; на руке святого Федоровская икона Памятник Феодору Стратилату в Костроме; на руке святого Федоровская икона

Костромской историк XIX века протоиерей Павел Островский в своих «Исторических записках о Костроме и её святыне благочестимой в императорском доме Романовых» пишет: «Немного прошло времени после чудесного явления Феодоровской иконы Богоматери, как Пречистая снова явила Костроме чудесное явление Своего к ней благоволения: деревянный храм, в котором была поставлена чудная икона вскоре сгорел. А икона, никем не выносимая из храма, соблюлась невредима от огня недоведомой силой; в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный храм, а святая икона также осталась невредима…После первого пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей в воздухе» в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный храм, а святая икона также осталась невредима… После первого пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей в воздухе»

Первый пожар в церкви Феодора Стратилата. 14-е клеймо. Рама со сказанием об иконе Богоматери Феодоровской Конец XVIII века. Кострома Рама со сказанием об иконе Богоматери Феодоровской Конец XVIII века. Кострома

На месте чудесного обретения иконы князем Василием сейчас находится Храм Спаса на Запрудне. Под престолом его лежит пень той самой сосны, на которой нашли икону.

Князю Василию неоднократно приходилось оборонять свои владения от набегов татар.

В 1272 году костромичи одержали победу над вражеским отрядом, подступившим к городу. Сражение произошло близ современной деревни Некрасово, и князь Василий Ярославович не посрамил славу старшего брата.

Помог ему одержать эту победу предок русского поэта воевода Александр Плещей. Помог ему одержать эту победу предок русского поэта воевода Александр Плещей.

В память об этом событии на месте битвы был поставлен высокий дубовый столб, на котором вырублено было особое место для Фёдоровской иконы (в копии), а в начале XVIII века вместо столба была устроена каменная часовня. Близлежащее озеро именуется Святым. В память об этом событии на месте битвы был поставлен высокий дубовый столб, на котором вырублено было особое место для Фёдоровской иконы (в копии), а в начале XVIII века вместо столба была устроена каменная часовня. Близлежащее озеро именуется Святым.

Фрагмент древней службы явлению чудотворной Федоровской иконы Божией Матери; в стихире описывается битва при Святом озере Фрагмент древней службы явлению чудотворной Федоровской иконы Божией Матери; в стихире описывается битва при Святом озере

Феодоровская икона Божией Матери со сказанием Втораяполовина XVIII века

В том же 1272 году, после смерти великого князя Ярослава Ярославича, по праву старшинства Василий, князь Костромской, вступил на великокняжеский престол. В том же 1272 году, после смерти великого князя Ярослава Ярославича, по праву старшинства Василий, князь Костромской, вступил на великокняжеский престол. Патриаршая летопись так сообщает об этом событии: «В лето 6780 сяде на великом княжении в Володимире князь Василей Костромской Мизиной». Патриаршая летопись так сообщает об этом событии: «В лето 6780 сяде на великом княжении в Володимире князь Василей Костромской Мизиной».

Однако Василий Ярославович не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме Однако Василий Ярославович не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме. Кострома по 1276 год включительно стала столицей великого княжества Владимирского, политическим центром Северо-Восточной Руси. Однако Василий Ярославович не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме. Кострома по 1276 год включительно стала столицей великого княжества Владимирского, политическим центром Северо-Восточной Руси.

Великокняжеский престол был перевезен из Владимира в Кострому. Здесь он и остался на долгие годы. Через три с половиной столетия (в марте 1613 года) именно на этот престол, хранившийся в костромском Ипатьевском монастыре, был возведен юный Государь всея Руси Михаил Романов. Великокняжеский престол был перевезен из Владимира в Кострому. Здесь он и остался на долгие годы. Через три с половиной столетия (в марте 1613 года) именно на этот престол, хранившийся в костромском Ипатьевском монастыре, был возведен юный Государь всея Руси Михаил Романов.

Начало великого правления князя Василия было омрачено распрей с племянником Дмитрием Александровичем Переяславским из-за Новгорода. Князья выступили друг против друга, но сражение не состоялось. Начало великого правления князя Василия было омрачено распрей с племянником Дмитрием Александровичем Переяславским из-за Новгорода. Князья выступили друг против друга, но сражение не состоялось. После переговоров князь Дмитрий оставил свои притязания на Новгород в пользу Великого князя. После переговоров князь Дмитрий оставил свои притязания на Новгород в пользу Великого князя.

Во время правления Василия монголо-татары крупных военных операций не проводили. Южные русские князья пытались привлечь их на свою сторону в борьбе против Литвы. Но в самом начале похода князья рассорились и не захотели идти дальше.

На обратном пути в Орду "союзники" разорили и сожгли многие русские села. "Дружба с неверными, не лучше брани, и сей случай да будет примером для потомства", – так говорится в летописи. На обратном пути в Орду "союзники" разорили и сожгли многие русские села. "Дружба с неверными, не лучше брани, и сей случай да будет примером для потомства", – так говорится в летописи.

Годы правления великого князя Василия были счастливыми для Костромы. Это были годы ее небывалого расцвета. Годы правления великого князя Василия были счастливыми для Костромы. Это были годы ее небывалого расцвета.

Город рос на глазах. Город рос на глазах.

Здесь находилась великокняжеская дружина, здесь обосновались многие именитые и богатые бояре того времени. Здесь находилась великокняжеская дружина, здесь обосновались многие именитые и богатые бояре того времени.

Во времена правления Василия Ярославича в Костроме были основаны Спасо- Запрудненский монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор. Во времена правления Василия Ярославича в Костроме были основаны Спасо- Запрудненский монастырь и церковь Воскресенья на Дебре, построен Успенский собор.

В 1276 году великий князь завершил свой жизненный путь. В 1275 году он отправился в Сарай для обычного поклонения хану. После разгрома татар на Святом озере на милость хана рассчитывать он не мог. Приехав из Орды в январе следующего года, великий князь Василий вскоре умер. Шел ему тридцать шестой год. В 1276 году великий князь завершил свой жизненный путь. В 1275 году он отправился в Сарай для обычного поклонения хану. После разгрома татар на Святом озере на милость хана рассчитывать он не мог. Приехав из Орды в январе следующего года, великий князь Василий вскоре умер. Шел ему тридцать шестой год. Кострома провожала безвременно почившего князя рыданием. В летописи сказано, что в храме Феодора Стратилата при погребении было «не слышати пенья в плаче мнозе». Кострома провожала безвременно почившего князя рыданием. В летописи сказано, что в храме Феодора Стратилата при погребении было «не слышати пенья в плаче мнозе».

Презентацию подготовила ученица 7 «Б» класса МОУ СОШ 2 города Неи Баранова Екатерина МОУ СОШ 2 города Неи Баранова Екатерина 2005 – 2006 учебный год Презентацию подготовила ученица 7 «Б» класса МОУ СОШ 2 города Неи Баранова Екатерина 2005 – 2006 учебный год