Костромичи в Куликовской битве. В истории каждого народа, каждого государства есть такие моменты, когда под вопрос ставится само их существование. И именно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Мо - скве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. При нём Московское княжество ещё больше укрепи -
Advertisements

Некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя ее слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему все меньше и.
Мамай – сильный правитель. Дмитрий Донской Сергий Радонежский Троицкий монастырь Благословление на битву Куликовская битва Закрепление изученного.
Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ « Никольская СОШ» Подлеснова Н. М г.
Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ « Никольская СОШ» Подлеснова Н. М. 2009г.
630 лет Куликовской битве. 9-летний внук Ивана Калиты в 1359 году оказался на престоле. Пережив сложную борьбу за престол, он получил ярлык на княжение.
Куликовская битва Работу выполнила учитель начальных классов Барвихинской СОШ Бочкарёва Л.М. Работу выполнила учитель начальных классов Барвихинской СОШ.
Куликовская битва
В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С юга пришло монголо - татарское войско.
Создание и укрепление Московского государства Дмитрий Донской.
Похвала великому князю Дмитрию Ивановичу и брату его князю Владимиру Андреевичу.
Куликовская битва Россия! Не искать иного слова. Иной судьбы на целом свете нет. Ты вся - Сплошное поле Куликово. На протяжении многих сотен лет. Владимир.
Куликовская битва Урок в 4 классе. Цели урока Сформировать представление учащихся о подвигах защитников Руси. Развивать интерес к истории. Воспитывать.
Княжение Дмитрия Донского Куликовская битва 1380 г.
Куликовская битва Автор: учитель истории и обществознания МОУ Гимназия 25 Фоменко Т.В. Памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского Кремля.
Это интересно… Во второй половине 14 века междоусобицы ханов и правителей ослабили Золотую Орду. У Руси появилась возможность сбросить татаро-монгольское.
Утром 8 сентября 1380г.на Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение. По преданию, бой начался поединком богатырей- ордынского Челубея и русского.
Дмитрий Донской ( ). Дми́трий I Иванович (12 октября 1350, Москва 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донско́й за победу в Куликовской битве великий.
В.Васнецов «Богатыри». Нравственные основы героических страниц истории Отечества веков Существуют ли богатыри в наше время?
Транксрипт:

Костромичи в Куликовской битве

В истории каждого народа, каждого государства есть такие моменты, когда под вопрос ставится само их существование. И именно они являются, во многом, теми рубежами, за которыми следует либо слава и величие, либо забвение.

Таким переломным моментом для русичей была Куликовская битва, явившаяся предвестницей появления государства Российского, крепкого единой государевой волей и духом державности великороссов. Она оказала громадное воздействие на формирование национального самосознания русской нации

Много десятилетий плач и стон раздавались на Руси, копыта татарских коней топтали Землю Русскую, жестокий враг сжигал наши города, убивал и уводил в полон русских людей. Много десятилетий плач и стон раздавались на Руси, копыта татарских коней топтали Землю Русскую, жестокий враг сжигал наши города, убивал и уводил в полон русских людей.

Московский князь Дмитрий не жалел сил, укрепляя свой город и свое войско. И вот настал день, когда он заявил ханскому послу: «К ярлыку не еду!». Этот ответ означал, что князь не нуждается в милости хана и сам берет на себя всю власть великого князя. Такого неповиновения ханам на Руси еще не бывало.

В 1380 году огромное войско хана Мамая вторглось в пределы Руси. По свидетельству «Задонщины», Мамай повел на Русь 9 орд и 70 князей и сказал им: «Пойдем на Русскую землю и обогатимся русским золотом!». И дошел до устья реки Воронеж, и наказал всем татарам своим так: «Пусть не сеет ни один из вас хлеб, будьте готовы на русские хлеба!».

Князь же великий Дмитрий Иванович, взяв с собою брата своего князя Владимира Андреевича и всех князей, поехал на поклон к отцу своему духовному преподобному старцу Сергию Радонежскому благословение получить от святой обители.

Как говорят летописцы, Сергий предсказал Дмитрию Ивановичу "кровопролитие ужасное, но победу" и, благословив князя, дал ему "двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Осляблю".

Получив благословение святого старца, начал великий князь московский собирать во всех русских княжествах дружины и ратников, чтобы разбить ненавистного супостата и освободить Землю Русскую от многовекового татарского ига.

Стало готовиться к битве и Костромское воинство. Стало готовиться к битве и Костромское воинство.

Исторические источники указывают, что Кострома отправила на битву под командой костромского воеводы Ивана Родионовича Квашни 16 тысяч воинов.

День битвы пришелся на 8 сентября (21 сентября по новому стилю) и совпал с великим христианским праздником Рождества Богородицы.

На всем протяжении своей истории русские люди верили в особое над собой покровительство Пресвятой Богородицы. На всем протяжении своей истории русские люди верили в особое над собой покровительство Пресвятой Богородицы. На всем протяжении своей истории русские люди верили в особое над собой покровительство Пресвятой Богородицы.

Костромские воины вступили в битву в составе большого великокняжеского полка Костромские воины вступили в битву в составе большого великокняжеского полка

Проследим за ходом сражения по «Сказанию о Мамаевом побоище» «И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от большой тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликове: было поле то тесное, между Доном и Мечею. На том поле сильные войска сошлись, из них выступили кровавые зори, а в них трепетали сверкающие молнии от блеска мечей».

«И был шум и гром великие от треска копий и от ударов мечей, так что нельзя было в этот горестный час оглядеть никак это свирепое побоище. Ибо в один только час, в мгновение ока, сколько тысяч погибло душ человеческих, созданий Божьих! Воля Господня свершается: час, и третий, и четвертый, и пятый, и шестой твердо бьются христиане с погаными».

«Когда же настал седьмой час дня, по Божьему попущению и за наши грехи начали поганые одолевать. Вот уже из знатных мужей многие перебиты; богатыри же русские и воеводы, и удалые люди, будто деревья дубравные, клонятся к земле под конские копыта: многие сыны русские сокрушены».

«И самого великого князя ранили сильно и с коня его сбросили, он с трудом выбрался с поля, ибо не мог уже биться, и укрылся в чаще, и Божьею силою сохранен был».

«И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец голосом громким: «Княже Владимир, наше время настало и час удобный пришел!» и прибавил: «Братья мои, друзья, смелее: сила Святого Духа помогает нам!». «И вот наступил восьмой час дня, когда ветер южный потянул из-за спины нам, и воскликнул Волынец голосом громким: «Княже Владимир, наше время настало и час удобный пришел!» и прибавил: «Братья мои, друзья, смелее: сила Святого Духа помогает нам!».

«Соратники же друзья выскочили из дубравы зеленой, словно соколы испытанные сорвались с золотых колодок, бросились на бескрайние стада откормленные, на ту великую силу татарскую, а стяги их направлены твердым воеводою Дмитрием Волынцем: и были они, словно Давидовы отроки, у которых сердца будто львиные, точно лютые волки на овечьи стада напали и стали поганых татар сечь немилосердно».

«Поганые же татары увидели свою погибель, закричали на своем языке, говоря: «Увы нам, Русь снова перехитрила; младшие с нами бились, а лучшие все сохранились!». И повернули поганые, и показали спины, и побежали. Сыны же русские силою Святого Духа и помощью святых мучеников Бориса и Глеба, разгоняя, посекли их, точно лес вырубали, будто трава под косой подстилается за русскими сынами под конские копыта».

В Куликовской битве отличился молодой воин – сын костромского вотчинника Фёдор Сабур, основатель известного впоследствии рода Сабуровых, занимавших видное положение при дворе московских князей.

В летописях упоминается имя храбро сражавшегося в битве костромича Григория Владимиро- вича Холопищева

Именно Федор Сабур и Григорий Холопищев нашли после битвы среди раненых воинов потерявшего сознание великого князя. Именно Федор Сабур и Григорий Холопищев нашли после битвы среди раненых воинов потерявшего сознание великого князя.

Князь лежал без памяти под сломанным деревом, в помятых, изрубленных доспехах. Сабур поскакал сообщить об этом, и скоро подоспел Владимир со многими князьями, воеводами и простыми воинами. Дмитрий пришел в себя и спросил: "Скажите мне, как теперь?» "Враги наши побеждены!" – ответили князю.

За спасение на Куликовом поле московского князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского Сабур и Холопищев на века прославили свои имена и заслужили название "великих витязей русской земли». За спасение на Куликовом поле московского князя Дмитрия Ивановича, будущего Донского Сабур и Холопищев на века прославили свои имена и заслужили название "великих витязей русской земли».

Вечером воины стали возвращаться на поле битвы, где уже были подняты полковые стяги. «Уже и день кончился, солнце заходило, затрубили во всех полках русских в трубы, повествует автор «Сказания». Грозно и жалостно смотреть на кровопролитие русских сынов: человеческие трупы, точно великие стога, наворочены, конь не может быстро через них перескочить, в крови по колено бродят, а реки три дня текли кровью». «Уже и день кончился, солнце заходило, затрубили во всех полках русских в трубы, повествует автор «Сказания». Грозно и жалостно смотреть на кровопролитие русских сынов: человеческие трупы, точно великие стога, наворочены, конь не может быстро через них перескочить, в крови по колено бродят, а реки три дня текли кровью». Начали считать потери, и они оказались огромными. Начали считать потери, и они оказались огромными.Вечером воины стали возвращаться на поле битвы, где уже были подняты полковые стяги. «Уже и день кончился, солнце заходило, затрубили во всех полках русских в трубы, повествует автор «Сказания». Грозно и жалостно смотреть на кровопролитие русских сынов: человеческие трупы, точно великие стога, наворочены, конь не может быстро через них перескочить, в крови по колено бродят, а реки три дня текли кровью». Начали считать потери, и они оказались огромными.

В летописях не указывается количество погибших костромичей, но говорится о «25 бояринах костромских», сложивших свои головы на Куликовом поле. «А молодым людям счета нет..."» - написано в «Сказании». Огромное для средневековой Костромы число погибших бояр свидетельствует о больших потерях и среди костромского воинства…

Древнее предание гласит, что в 1380 году костромская рать, собираясь на Куликовскую битву, взяла с собой икону святителя Николая. Вернувшись из похода, воины воздвигли для хранения иконы деревянный храм, который сгорел во время пожара 1773 года. Церковь была восстановлена под именем Благовещенской. Каменный храм с колокольней был сооружён в 1804 году. До наших дней он, к сожалению, не сохранился Вернувшись из похода, воины воздвигли для хранения иконы деревянный храм, который сгорел во время пожара 1773 года. Церковь была восстановлена под именем Благовещенской. Каменный храм с колокольней был сооружён в 1804 году. До наших дней он, к сожалению, не сохранился Древнее предание гласит, что в 1380 году костромская рать, собираясь на Куликовскую битву, взяла с собой икону святителя Николая. Вернувшись из похода, воины воздвигли для хранения иконы деревянный храм, который сгорел во время пожара 1773 года. Церковь была восстановлена под именем Благовещенской. Каменный храм с колокольней был сооружён в 1804 году. До наших дней он, к сожалению, не сохранился Благовещенская церковь е годы

Никто не осознавал значения Куликовской битвы, как сам русский народ. Великой ценой, огромными потерями заплатил он за свою победу. Ликование и горе соседствовали в сердцах людей. "Была на Руси радость великая, но печаль еще оставалась об убитых Мамаем на Дону князьях и боярах и воеводах и многом воинстве. Оскудела вся земля Русская воеводами и воинами...", пишет автор "Задонщины"

Давно, отжив свой век, упали и истлели дубы Зеленой Дубравы, но уже шесть веков живет в сердце народа нетленная память о героях, ставивших свободу Родины выше жизни. Давно, отжив свой век, упали и истлели дубы Зеленой Дубравы, но уже шесть веков живет в сердце народа нетленная память о героях, ставивших свободу Родины выше жизни. Давно, отжив свой век, упали и истлели дубы Зеленой Дубравы, но уже шесть веков живет в сердце народа нетленная память о героях, ставивших свободу Родины выше жизни.

Известный русский историк В.О. Ключевский с полным основанием считает, что именно разгром монголо-татар надо считать временем рождения Московского централизованного государства. И какие бы новые испытания выпадали на долю земли нашей и народа русского, «да ведают потомки православных родной земли минувшую судьбу…»

Презентацию подготовила ученица 8 «Б» класса МОУ СОШ 2 города Неи Винокурова Алёна 2006 – 2007 учебный год Презентацию подготовила ученица 8 «Б» класса МОУ СОШ 2 города Неи Винокурова Алёна 2006 – 2007 учебный год