Деепричастие (А 10 В 2) Деепричастный оборот (А 20 В 5) Нормы употребления деепричастного оборота в речи (А 4)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку ТРЕНАЖЕР А21 ТРЕНАЖЕР А21 Ахметшина Н.Ю. учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназия 148 имени Сервантеса.
Advertisements

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Эта сибирская река рассекала большие горы (1)
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА Цели: 1. Закрепление знаний о деепричастии и деепричастном обороте; 2. Закрепление умений по нахождению деепричастий.
Задание А22 Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства)
Обособленные обстоятельства. Запишите номера предложений с обособленными обстоятельствами 1. Вздыхает трава умирая под острой певучей косой. 2. Кругом.
1. Какой второстепенный член предложения называется обстоятельством? Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия.
А 21 Тренинг Причастный и деепричастный обороты merelenko-su.uCoz.ru.
Деепричастие. Деепричастный оборот.. Повторение. Лингвистический тренажер, стр. 35 – 2 вариант.
Обособление обстоятельств Деепричастия и деепричастные обороты. Для презентации использованы материалы учебника по русскому языку под ред. Г.Г. Граник.
Знаки препинания при обособленных членах предложения Причастный и деепричастный обороты merelenko-su.uCoz.ru.
Блестела на солнце невысохшая роса. Несмолкавшие удары грома разбудили детей.
У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздражённо.
Задание А21. Знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства).
Цель ЗНАТЬ : Что обозначает обстоятельство Что обозначает обстоятельство На какие вопросы оно отвечает На какие вопросы оно отвечает Чем может быть выражено.
Деепричастие - неизменяемая часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид, возвратность) и наречия.глаголанаречия.
Пример задания А4. Не рассчитывая на помощь, 1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием. 3) самостоятельность очень.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
Графическая запись правила Деепричастие Добавочное действие при основном. Относится к тому же слову, что и основное действие. Отвечает на вопросы Что.
Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием, деепричастным оборотом Обособленные члены предложения.
Урок русского языка в 8 классе Тема: Обособленные обстоятельства Учитель русского языка Колпакова Ольга Николаевна.
Транксрипт:

Деепричастие (А10 В2) Деепричастный оборот (А20 В5) Нормы употребления деепричастного оборота в речи (А4)

А10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова (не) решившись 1) глагол 2) деепричастие 3) причастие 4) наречие Так и не найдя определения, которое можно было бы считать универсальным, и не решившись состязаться в изобретении собственного, я позволю себе привести здесь одно определение, которое дал П.В. Симонов….

В 2 Из предложений 5-10 выпишите деепричастие Она оглянулась по сторонам, будто в поиске помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой: - Наверно, у нас ничего не получится, потому что я плохо… - Ничего. Пр-рошу. Как –нибудь… Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, даже не глядел на выбранную им особу. Девушка же топталась неумело, напряженно нацелив глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг них перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист.

А 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Прогуливаясь по бульвару 1. нам встретилась знакомая. 2. свежий весенний ветерок обдувал нам лица. 3. приятно вдыхать аромат буйно цветущих роз. 4. оказалось, что фонтаны не действуют.

Что делает девочка? сидит и рисует основное действие добавочное действие глагол деепричастие ДЕЕПРИЧАСТИЕ Девочка рисует, сидя на стуле. Девочка сидит на стуле и рисует. основное действие глагол

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? ч то сделав? В предложении деепричастия выполняют синтаксическую роль обстоятельств (отвечают на вопросы обстоятельств). Деепричастия (одиночные и с зависимыми словами) обособляются.

Деепричастия совмещают признаки Глагола * Вид читая – прочитав * возвратность обращаясь - обратившись Наречия Не изменяются Стуча Будучи Постучавшись Испекши Высохши З аперши

Деепричастие одиночное обособляется Вздыхают, жалуясь, басы. Отдохнув, мы пошли дальше. Обособляется деепричастие с зависимыми словами (деепричастный оборот) Отдохнув в придорожном кафе, мы пошли дальше. Мы, отдохнув в придорожном кафе, пошли дальше.

А4 Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в и.п). Сравним два предложения: 1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность. 2. Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.

В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее индивидуальность не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте (индивидуальность не может выбирать стиль одежды). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом советуюсь, и добавочное, заключенное в деепричастии выбирая. Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки. Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно- личных и неопределенно-личных предложениях.

!!! Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия!!! Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм. в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь); в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь); в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (Приезжая в Москву, обязательно идем на Красную площадь). Подлежащее мы легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию.

Деепричастный оборот находится после союза. Наш отец был из кантонистов, но, выслужив офицерский чин, оставил нам потомственное дворянство. Становилось слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода.

Деепричастия( или деепричастные обороты) могут быть представлены в предложении по типу однородных членов. А двое людей все молчали, неподвижно сидя друг против друга и незаметно выпытывая глазами мысли один у другого. Понимая каждое слово Даши и нервно вздрагивая хвостом от незаслуженной обиды, Тимошка продолжал усиленно принюхиваться к шкафу.

Деепричастные обороты относятся к разным сказуемым! Девушка села, по-прежнему обратив взор в небо, и, следя за покачивающимися верхушками высоких сосен, запела старинную и печальную песню.

Деепричастие (д.о. ) невозможно отделить от союза « а ». Лара подумала и поехала, а приехав, осталась и загостилась надолго. Когда он откланялся, Инга, зажмурившись, а затем приоткрывая веки, начала вслушиваться в жизнь балконов. НО! Мы не просто читали стихи, а, желая и х запомнить, выучивали наизусть.

Деепричастия не обособляются, если имеют значение обстоятельства образа действия. Старик шел не торопясь. Дверь открыл Петр. Без улыбки, молча наклонил голову. Мальчик слушал затаив дыхание.

Деепричастия перешли в наречия Отвечай сидя. Они болтали, сидя на скамейке у подъезда. Играючи, крадучись, припеваючи, умеючи – в современном языке чаще являются наречиями. Играючи расходится вдруг ветер верховой.

Деепричастные обороты не обособляются, если являются фразеологизмами или устойчивыми словосочетаниями. Я тоже выбежал сломя голову через кухню и через двор, н о его уже нигде не было. Отец работает не разгибая спины, чтобы Инга могла лежать в больнице. Днем работала она не покладая рук, по ночам штопала, шила.

Деепричастные обороты, которые начинаются со слова «спустя», не обособляются. Спустя несколько дней после сего знаменитого совета узнали мы, что Пугачев приближался к Оренбургу. Спустя минуту все гости насторожились от громкого и радостного возгласа хозяина. Он даже спустя неделю мог подолгу сидеть на своей постели и помногу писал левой рукой.

Деепричастие (д.о) не обособляется, если выступает в качестве однородного члена предложения с необособленным обстоятельством. Алеша длинно и как-то прищурив глаза смотрел на Ракитина. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям.

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2)и (3)неподвижно устремив (4) глаза свои в траву. 1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1 4) 3, 4 3

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Но вот (1) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперед бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 2) 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5, 6 4

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Азазелло (1) облегченно отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра». 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 5 4) 1, 2, 4, 5 2

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (6) и тише. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 2, 4, 5 3) 1, 3, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5 3

А20 причастные и деепричастные обороты

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно. 1)1, 4 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (1) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле темно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи. 1) 1, 2 2) 2, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Испуганный (1)шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4)колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая. 1) 1, 2, 3, 5 2) 2, 3, 5 3) 2, 3, 4, 5 4) 3, 5 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые. 1) 1, 2, 3,4, 5, 2) 1, 2, 3, 4, 6 3) 2, 3, 5, 6 4) 1, 2, 4, 5 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Пестрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом. 1) 1, 2, 4, 5 2) 1, 2, 3, 5 3) 1, 2, 5 4) 2, 4, 5 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Я (1) встревоженный (2) и (3) огорченный до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела. 1) 1, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 4, 5 4) 3, 4, 5 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всем (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4 )и (5) изложить свою просьбу. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 2, 3 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2)засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5 )и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7)принялся шагать сосредоточенно и энергично. 1) 1, 2, 4, 7 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 3) 1, 2, 4, 5 4) 1, 2, 4, 5, 6 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Контуры деревьев (1) обрызганных дождем (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями. 1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 4, 5 3) 2, 3, 4, 5 4) 1, 4 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак. 1) 1, 2, 4, 5, 6 2) 1, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 5, 6 4) 1, 2, 4, 6 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы. 1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3 3) 3, 4 4) 2, 3 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Освещенный луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3)журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо. 1) 1, 2, 3 2) 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 4 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (3) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке. 1) 1, 2, 3, 5 2) 2, 3, 4, 5 3) 2, 5 4) 1, 2, 5 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Мальчик вспыхнул (1) постоял (2) насупив брови (3) и пошел прочь (4) подшвыривая носком (5) лежавшие повсюду (6) сухие прошлогодние листья. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 3, 4, 5, 6 4) 1, 2, 4, 5 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Заря (1) зажженная всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и желтых красок (4) и (5) освещая все вокруг. 1) 1, 3 2) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4, 5 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чем-то тихо беседуя (3) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев. 1) 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 1, 2, 5 4) 4, 5 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Археологи расположились на берегу реки (1) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки. 1) 1,2,3,4,5 2) 1, 3, 4, 5 3) 4, 5 4) 1, 4, 5 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Изгибаясь темной дугой (1) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый. 1) 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 3, 4, 5 4) 4, 5, 6 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Побежали по деревенским улицам (1) сверкающие на солнце ручейки (2) сердито пенясь вокруг встречных каменьев (3) и (4) быстро вертя щепки и гусиный пух. 1) 2, 3, 4 2) 1 3) 2 4) 2, 3 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Воробьи (1) стаями обсыпавшие придорожные вётлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне. 1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4 4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Над черными нивами (1) курясь (2) вился легкий парок (3) наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли (4) ожидающей земледельцев. 1) 1, 2, 3, 4 2) 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 3 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Звенела (1) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая. 1) 2, 3 2) 1, 2, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги. 1) 1, 2, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 5 4) 1, 2, 3, 5 1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Работники (1) привезенные из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3 1